Мохнатые сизые тучи впр 8 класс

ПОМОГИТЕ СРОЧНО НАДО

Море и лес
(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.
(3)Побелело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.
(8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.
(10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. (По А. Серафимовичу.)
(190 слов.)
Задания к тексту
В1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?
В2. Какой тип  речи представлен в тексте?
В3. Объясните лексическое значение слов “титаны”, “алчного”.
В4. Из 12 предложения  выпишите слова, образованные  разными способами.
В5. Выпишите из 2 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.
В6. Из 1 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование.    
В7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.
В8. Найдите в тексте предложения с  однородными сказуемыми. Напишите их номера.
В9. Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.
В10. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

(11)Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника : топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще.

В2. Какой тип речи представлен в тексте?

В4. Из 12 предложения выпишите слова, образованные разными способами.

В5. Выпишите из 2 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме : одна приставка + корень + один суффикс + окончание.

В8. Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми.

На этой странице находится вопрос ПОМОГИТЕ СРОЧНО НАДОМоре и лес(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 10 – 11 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Мхнатые сизые тучи словно рабитая стая испугаых птиц нико несутся над морем. Пронзительный рекий ветер с океана бивает их в тёмную сплошную массу а потом разрыват и мечт громоздя в прчудливые очертания.

Поблело взволноваое море зашумело (не)погодой. Тяжлые воды с глухим роктом быстро катятся в мглистую даль.(4) Ветер злобно бёт по их косматой поверхности длеко ранося(3) солёные брызги. А (в)доль изорваого берега колоальным хребтом массивно поднимаются белые зучатые груды нагромождёого на отмелях льда. Кажется что (не)видимые богатыри в тяжлой хватке накидали эти гиганские обломки.

Обрываясь крутыми уступами с прбрежных высот к самому морю хмуро надвгается(2) дрмучий лес. Ветер гудит красно(коричневыми) стволами (не)сгибающихся сосен наклонят стройные ели качая их острыми врхушками и осыпая серебряый снег с печально поникших зелёных ветвей.

Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. Пронзительный, резкий ветер с океана сбивает их в тёмную сплошную массу, а потом разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

Побелело взволнованное море, зашумело непогодой. Тяжёлые воды с глухим рокотом быстро катятся в мглистую даль. Ветер злобно бьёт по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. А вдоль изорванного берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льда. Кажется, что невидимые богатыри в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.

Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвигается дремучий лес. Ветер гудит красно-коричневыми стволами несгибающихся сосен, наклоняет стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая серебряный снег с печально поникших зелёных ветвей.

(По А. Серафимовичу)

ВПР 2021. Русский язык. 8 класс. Вариант 3

Связи с вариантами

ВПР 2023 по русскому языку 8 класс все тексты для задания №1 с ответами для подготовки к всероссийской проверочной работе 2023 года. 1 задание ВПР 2023 для 8 класса перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Я сижу с матерью в небольшом деревянном сарае под соломенной крышей. В мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхает яркая молния. (4) Торопливо крестится мать, крепко прижимая(3) меня к груди. Я прислушиваюсь(2) к тяжёлым раскатам грома, к раздирающему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы видим в воротах серебряную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияет, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запрягает лошадей, напуганных грозой. Не может не притягивать взгляд омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висит над лугом, яркое солнце блестит на спинах бодро бегущих лошадей. Я сижу рядом с отцом, смотрю на столб белого дыма, поднимающегося вдалеке над зажжённым грозой сараем. Я слушаю весёлое чириканье птиц в открывающемся мне чудесном мире.

(По И. Соколову-Микитову)

Бим рос крепышом. Умный щенок, сообразительный. Мало-помалу он понял, что ничего нельзя трогать, можно только смотреть на несобранные вещи и людей.

Зато Бим постепенно стал иногда угадывать некоторые намерения друга. (4) Вот, например, стоит он перед окном, смотрит вдаль и думает. Тогда Бим садится рядом, тоже смотрит и думает. Затем ткнётся носом в тёплую ладонь. А хозяин скажет: «Ну, что, Бимка, будем работать». И садится.

А Бим калачиком ложится в ногах или уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать. Будет ждать взгляда, слова, жеста. Впрочем, через некоторое время можно и сойти с места, заниматься круглой костью.

Когда Иван Иваныч закроет лицо ладонями, облокотившись(3) на стол, Бим подходит(2) к нему и кладёт разноухую мордашку на колени. И стоит. Знает, погладит.

(По Г. Троепольскому)

Благодаря леснику Николаю Матвеичу я выучил название гор, которые были видны нам. Ближайшая гора, тянувшаяся невысокой грядой, называлась Пугиной. За ней островерхой шапкой поднималась красавица Шульпиха. Вправо от неё виднелось Седло. Из-за гор чуть-чуть синела вершина Белой − самой высокой горы. «Как лоб-то высунула», − говорил лесник как-то особенно любовно про последнюю. Всё это я запоминал с жадностью, потому что мне открывался неведомый, таинственный горный мир. Оттуда лесник приносил дичь, там же зимой в горных быстрых речонках ловил налимов, приносил их обыкновенно в мешке. Они замерзали, свернувшись(3) кольцом. В Сибири хозяйки делают пироги, запекая в тесте мороженую рыбу. (4) Это придаёт(2) пирогу особенную сочность. Итак, лесник для меня являлся неиссякаемым источником всевозможных знаний, каких нельзя добыть ни из одной книжки. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

После полуночи дождь стих, но небо по-прежнему было мрачным. Ветром раздувало пламя костра. Вокруг него бесшумно прыгали, стараясь осилить друг друга, то яркие блики, то чёрные тени. Они взбирались по стволам деревьев и углублялись в лес. Кверху от костра клубами вздымался светло-серый дым, унося с собою тысячи искр. Яркие искры быстро(2) исчезали в глубокой темноте холодного леса. (4)

Всю ночь мы сидели у костра, время от времени подбрасывая(3) дрова в огонь. Мало-помалу дремота стала одолевать нас. Проснулся я, потому что замёрз.

Дождь совсем перестал, и ветер, ещё недавно гулявший по лесу, совершенно стих. С деревьев падали на землю некрупные редкие капли. Листва и трава, казалось, замерли. И только от не погасшего до конца костра поднималась вверх тонкая струйка дыма. (По В. Арсеньеву)

Здесь необходимо сказать несколько слов об уральской промысловой собаке, являющейся немаловажным действующим лицом в моих детских воспоминаниях. По наружности это обыкновенная дворняга, с загнутым на спину хвостом. Но опытный глаз сразу оценит(2) породистую голову с большими глазами и острой мордой, сильную грудь. Масть пёстрая, причём чёрный, белый, жёлтый цвета перемешаны у каждой по-своему. Охотники особенно ценят собак с жёлтыми круглыми пятнами на бровях. «Это вторые глаза, как у нас очки, − объясняли охотники. − Они ими ночью смотрят». Я, конечно, не мог не верить. Достоинства собаки на охоте неоценимы. Она, не боясь(3), идёт на медведя, ищет неутомимо белку, куницу, облаивает осенью глухаря. Глухарь часто кормится на закисшей от первого инея лиственнице. (4) Одним словом, охотник без неё как без рук.

Белый просторный город, синее море. Над ними по неподвижному небу тихо плывёт горячее солнце. (4) Я с утра в порту, где один к одному стоят пароходы, пропахшие краской, дымом, морскими ветрами. Слышны скрип деревянной эстакады, по которой медленно движется поезд, трепетание флагов, смешение наречий и языков. И над всем этим (−) солёное и кроткое дыхание морского ветра. В конце эстакады, у мола, уходящего далеко в море, разгружается большой, только что прибывший из дальнего плавания белый пароход. Высокорослые матросы быстро бегают взад-вперёд по перекинутым с берега сходням.

Я стою и смотрю на пароход, недавно переплывший океан, на старого кочегара (,) в синей куртке с засученными рукавами, стоящего над трапом. И, медленно поднимаясь(3) по скрипучему высокому трапу, ступаю(2) на чистую палубу. Как памятен мне этот день! (По И. Соколову-Микитову)

Дождавшись начала музыки, полковник по-юношески топнул ногой, и высокая фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно задвигалась вокруг зала. Грациозная Варенька плавно скользила около отца. Весь зал восторженно следил за каждым удивительным движением пары. Я не мог не любоваться ими. Особенно поразили меня его сапоги, сшитые не по моде. «Очевидно, чтобы вывозить дочь, он не покупает(2) модных сапог, а заказывает у батальонного сапожника», – думал я.

Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен. Полковник всё-таки ловко прошёл два круга. Вот он, быстро расставив ноги, опять соединил их и упал на одно колено, а Варенька плавно прошла вокруг него. Присутствующие гости громко аплодировали необыкновенному мастерству великолепной пары. (4) Приподнявшись, полковник обнял дочь и, поцеловав(3) в лоб, подвёл её ко мне.

(По Л.Н. Толстому)

На закате колхозных лошадей гонят через брод в луга, в ночное. Поздней ночью они тихо подходят к огороженным стогам сена. (4) Лошади спят около них, стоя(3), всхрапывая и потряхивая ушами. Просыпаются они от каждого шороха, от крика перепела, от гудка буксирного парохода, который тащит по Оке баржи. Пароходы всегда гудят в одном и том же месте, около переката, где виден белый сигнальный огонь. До огня не меньше пяти километров, но кажется, что он горит недалеко.

С берега Прорвы доносится тонкий запах отцветающего шиповника и листьев ивы. Из лугов за Новосёлковским бродом тянет ромашкой и медуницей, запах которой похож на сладкий запах пыли. А из деревни изредка доносится(2) запах только что испечённого чёрного хлеба. Тогда лошади подымают головы и ржут. (По К. Паустовскому)

Домой я приезжаю(2) только летом, на каникулы, и всё время провожу в горах. Теперь мы с Костей бродим по горам и отлично знаем горные тропы. (4) Но всё-таки по старой привычке мы любили поохотиться со стариком, который в лесу был своим человеком. Самое главное, привлекающее нас в нём, − необыкновенно развитое чувство природы. К сожалению, немногие им владеют. Например, в лесу старик всегда приводил в порядок буйную горную растительность. Тут сухое дерево упало и, падая, придавило молодую поросль, там снегом искривило. Надо помочь молодым расти. Старик часто заходил навестить знакомые молодые деревья, спасённые им в разных случаях. Он любил их, как своих воспитанников, и торжествующе любовался. Николай Матвеич и по лесу ходил всегда по-особенному, внимательно вглядываясь(3) в окружающее его пространство. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Белую ночь мы встречаем в старинной келье монастыря на Соловках. (4) Свет сочится в два небольших окна, одно из которых глядит на запад, на море. Всюду тишина: во дворе монастыря и внутри келий. Всё, кажется, спит на острове, лишь одна белая ночь сияет. Очарованием пропитаны розовое небо на северо-западе, и пурпурные контуры дальних туч, вздымающихся за горизонтом, и жемчужные чешуйки лёгких облаков. Морской ветер, влетая (3) в окно, растекается (2) по келье пряным запахом водорослей. Нельзя не насладиться такой ночью! Тихо выходим. За воротами поворачиваем направо и идём сначала вдоль озера, а затем лесом  — к морю. Чайки, похожие на нерастаявшие льдинки, спят на воде. Море как стекло. В его зеркальности отражены и клюквенная полоса на горизонте, и облака, и мокрые чёрные камни.

Руки его всегда находили себе дело. То шинель зашивал редким солдатским стежком, то тихонько точил топор о гладкий, подобранный у дороги голыш, а то просто строгал большим самодельным складным ножом какую-нибудь чурку. Много таких предметов, выстроганных старшим сержантом Николаем Харитоновым, гуляло по рукам бойцов в роте сапёров. В первые дни войны Харитонов строил на подступах к Днепру бетонные укрепления. А когда немецкие танки прорвались из степи к великой реке, он оказался среди тех, кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. Он видел, как стеганули в голубое небо зловещие облака взрывов. Он видел, как в это утро, не таясь, не отворачивая лиц, рыдали закалённые, мужественные люди, уничтожая лучшее создание своего ума и рук, чтобы не оставить его врагу. Строитель стал солдатом-сапёром. (по Б. Полевому, 119 слов)

Мы сели, если это злополучное падение можно назвать посадкой, в расположении наступающего полка самоходной артиллерии, остановившегося в леске на короткий привал. Артиллеристы с чисто гвардейским гостеприимством поделились с гостями, свалившимися на них прямо с неба, своими запасами, перевязали, как умели, голову лётчику, разбитую при падении, отвели нас в какую-то лесную хатку и, сдав на попечение хозяйки, пожилой, дородной и статной женщины, простились с нами, обещав радировать в штаб фронта наши координаты. Они сделали для нас всё, что могли, так как с наступлением темноты полк самоходчиков должен был уже входить в прорыв. Мы с лётчиком отказались от ужина. Едва дождавшись, пока хозяйка постелет нам на печи душистой яровой соломы, тотчас же заснули. Вот что было вчера. (по Б. Полевому, 116 слов)

Уже под самым Ржевом совершил Николай Харитонов подвиг, утвердивший за ним славу не только в полку, но и в дивизии.

Тяжёлый танк, ища брода через ручей, набрёл гусеницей на заложенную в снег мощную противотанковую мину-тарелку. Однако, по счастливой случайности, мина попала между шпор траков. Её зажало недостаточно сильно, и она не взорвалась. Вынуть же из-под гусениц мину, вмёрзшую в слежавшийся весенний снег и землю, казалось невозможным. Вот это-то дело и вызвался добровольно совершить Николай Харитонов.

Он потребовал, чтобы все отошли подальше от танка, и начал действовать. Лёг на землю, сбросил рукавицы и ногтями очень осторожно стал потихоньку выгребать из-под гусеницы крепкий снег. Он проработал так четырнадцать часов. Харитонов нёс за ручку разряжённую мину-тарелку, бросил её у костра. И тут же упал без чувств на руки товарищей. (по Б. Полевому, 126 слов)

Харитонов действительно не чувствовал холода. Он сбросил и подложил под себя шинель, скинул ремень гимнастёрки. И всё же ему было жарко, он обливался потом. Промокшая от пота гимнастёрка сверху заиндевела, льнула и липла к телу. Сердце билось, как будто он поднимал невероятную тяжесть, дыхание перехватывало, перед глазами плыли круги.

А он всего-навсего лежал ничком на земле и тихонько скрёб ногтями снег. Пальцы сапёра окостенели, их мучительно ломило. Когда руки совсем теряли чувствительность, он отогревал их подмышками, засовывал под рубаху, а потом опять окапывал снег у мины.

Он проработал так четырнадцать часов. Уже стихла метель, облака затянули небо, пропали звёзды и лес зашумел протяжно, добродушно, по-весеннему тревожно и звонко, когда у костра увидели, что из-под горы медленно, шатаясь из стороны в сторону, поднимается человек в наброшенной на плечи шинели. (по Б. Полевому, 128 слов)

Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени.

Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, — и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. (по А. Платонову, 127 слов)

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашёл. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он недаром прилетел  — хоть что-нибудь, а взял! Пусть живёт и заботится, ему тоже надо существовать.

(по А. Платонову, 115 слов)

Сентябрь был сухой и ясный, как обычно в этих местах. Болдинские окрестности ранней осенью особенно хороши. Стремительный бег коня по косогорам, через ручьи и овраги приносил радость и ощущение свободы.

Уединенная деревенская жизнь действовала благотворно. Наступила любимая пора, пора его литературных трудов. Седьмого сентября Пушкин записал первое стихотворение «Бесы», а назавтра уже было завершено другое  — «Элегия».

Тревога и беспокойство, мучившие его, отходили, уступая место творчеству. Через день на страницах рукописи появляются быстрые, шутливые рисунки, и полностью закончена повесть «Гробовщик», где всё пронизано весёлой иронией. И в тот же день было получено письмо от невесты, и сам он писал другу о том, что мрачные мысли его рассеялись, и радостно шутил: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты да засесть стихи писать». (123 слова)

Что можно увидеть в Мещерском крае?(4) Цветущие(2) или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном.

В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр.

В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что(3) можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам  — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. (по К. Паустовскому, 122 слова)

В весенние вечера старый скрипач выходил играть к памятнику Пушкину почти ежедневно. Он брал с собою черепаху и ставил её на лапки возле себя. Во всё время музыки черепаха неподвижно слушала скрипку и в перерывы игры терпеливо ждала продолжения. Футляр от скрипки по-прежнему лежал на земле против памятника.

В один из погожих вечеров начался ветер со снегом. Музыкант спрятал черепаху за пазуху, сложил скрипку в футляр и пошёл на квартиру. Дома он, по обыкновению, накормил черепаху, а затем поместил её на покой в коробку с ватой.

Вечером старый музыкант не пошёл на Тверской бульвар. Он вынул скрипку из футляра и начал играть нежную, счастливую музыку. Черепаха вышла на середину комнаты и стала кротко слушать его одна. (по А. Платонову, 116 слов)

С потемневших ветвей срывались комья отсыревшего снега и с шумом падали, пробивая ледяную лазурь сугробов. Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду. Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе, чуть тронутом влажной прелью. В тайге начиналась весна. Марина, сдав дежурство, отправилась домой пешком через просыпающуюся тайгу. Она шла по дороге, уже освобожденной от снега. Широкие деревянные пластины, подернутые ледком, освещенные зарей, блестели, как яркие ленты, стремительно брошенные вдоль просеки. Изумительные зори на Севере. Марину всегда зачаровывало богатство красок, сверкающих на чистой синеве вечернего неба. По нежнейшим оранжевым и лиловым полосам, протянутым вдоль горизонта, нанизано ожерелье мелких облачков  — золотых, синих, опаловых. И над всем этим буйством красок и присмиревшей тайгой широко раскинулся великолепный бархат неба. (116 слов)

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. (4) В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный (3) веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув (2) за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

(По Н. Грибачеву, 114 слов)

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе. Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении.

(По В. Г. Короленко, 133 слова)

На опушке молодого леса небольшой прудок(4). Из него бьёт подземный(2) ключ. Этот прудок  — колыбель(3) великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга  — красавица. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде  — одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули  — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (118 слов)

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб. Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись(3) золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым(4). От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная(2) завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного. Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (125 слов)

Мелкий грибной дождь сонно(3) сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба. О слепом дожде, идущем(2) при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы(4). Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков  — от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной. Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (137 слов)

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в спокойном воздухе. Ничто не нарушает спокойствия вечера. Изредка легкий ветерок прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. Наклонившись друг к другу, о чем-то неведомом зашепчут они между собой и снова затихнут. Куда ни кинешь взор, всё радостно встречает вечернюю прохладу. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Как хорош этот прекрасный вечер! Вскоре сумерки становятся как-то гуще, заметнее. На темном небе непрерывно начинают вспыхивать новые звезды, манящие к себе. Как хотелось бы полететь к звездам! Смотришь на них и мечтаешь о том чудесном времени, когда весь звездный мир будет освоен человеком. (125 слов)

Всё: и день, и природа  — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю. Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. (по Д. Мордовцеву, 109 слов)

Анды  — самые высокие горы Американского континента, рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь непокорённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой вершине. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу, 121 слово)

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду. (по В. Г. Короленко, 128 слов.)

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу.

(по Ю. Олеше, 129 слов)

Летнее июльское утро! Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. Воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки. Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце. Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий.

Под самым обрывом таится источник. Дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья. Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мохом.

Вот и полдень. Становится душно. Внезапно налетел ветер и промчался. Воздух дрогнул кругом, слабо сверкнула молния. Растущая туча наклоняется сводом. Передний ее край вытягивается рукавом. Трава, кусты  — все вдруг потемнело. (по И. С. Тургеневу, 133 слова)

Лежу в зелёной траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружает меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких травинок неторопливо движутся насекомые. Я прищуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своём воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голубые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мечтаю о будущих увлекательных путешествиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землёй.

Птицы. В дни прилёта птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправлялся я в самые далёкие путешествия, будучи уверенным, что они непременно окажутся удачными. (По И. Соколову-Микитову,129 слов)

Ещё сегодня утром принужденные жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня ещё сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперёд и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась, напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног. Между тем впереди сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. (По В. А. Солоухину, 123 слова)

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей. Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (по И. Соколову-Микитову, 125 слов)

Листва на высоких берёзах ещё зеленела, но заметно побледнела от зноя.(4) Она вспыхивала на солнце, когда его лучики внезапно пробивались сквозь сетку тонких веток, только что омытых дождём. Ни одной птицы не было слышно: все примолкли. Лишь изредка звучал голосок синицы, напоминавший звон серебряного колокольчика. Перед тем (возможно: запятая) как остановиться в этом лесу, я преодолел небольшую осиновую рощу. Я, признаться, не слишком люблю осину  — (допустима запятая) унылое дерево с бледно-лиловым стволом и серо-зелёной листвой, которую она дрожащим веером раскидывает(2) на воздухе. Не люблю я вечное качанье её неопрятных листьев, неловко прицепленных к стеблям. Она бывает хороша лишь в летние вечера, когда вся листва её, облитая жёлтым багрянцем, блестит в лучах заходящего солнца. Или в ветреный день, когда она шумно лепечет или тихо шепчет что-то, струясь(3) на фоне ясного неба.

Возвращаясь однажды домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда тесно посаженных елей стояли вплотную к дорожке, образуя мрачную аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее.(4) Ноги мои скользили по еловым иглам, которые ковром покрывали землю. Было тихо, темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий свет, переливавшийся в паутине. Затем я повернул на длинную липовую аллею. Прошлогодняя листва грустно шелестела под ногами, и между деревьями прятались тени. В старом саду негромко пела иволга, тоже, по-видимому, старенькая. Но вот и липовая аллея заканчивается(2). Передо мною неожиданно открылся вид на церковь с высокой колокольней. На колокольне горел крест, отражая(3) солнце, готовое спрятаться за горизонтом.

До ближайшей деревни оставалось ещё несколько километров, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся неизвестно откуда, быстро двигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Испуганные лошади раздувают ноздри, принюхиваясь к свежему воздуху. Но вот ближние облака закрывают солнце. Оно в последний раз несмело выглядывает(2), освещает мрачную сторону горизонта и скрывается. Вся окрестность и изменяется, и принимает таинственный вид. Ослепляя, вспыхивает молния. Неожиданно над нашими головами раздаётся величественный гул приближающейся грозы.(4) Он, поднимаясь(3) всё выше и выше, постепенно усиливается и потом переходит в оглушительный треск, невольно заставляя трепетать и сдерживать дыхание.

На нашей реке есть укромные места, к которым трудно пробраться. Там нельзя не почувствовать себя в мире, отгороженном от остального земного пространства. У черёмух выросли(2) до своей величины будущие ягоды. Теперь они гладкие, жёсткие, как будто вырезаны из зелёной кости и отполированы. Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то матовой стороной, отчего вся крона кажется светлой. У кромки воды растут, наклоняясь(3) в сторону, тра́вы. Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные. Украшает наш мирок высокое растение с белыми цветами.(4) Каждый цветок очень мал, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, слегка желтоватую шапку растения. А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной травы. (По В. А. Солоухину)

Дальше идут степные места. Удивительный вид открывается с горы. Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются(2) широкими волнами. Заросшие кустами овраги вьются между ними. От деревни в разные стороны зигзагами бегут к небольшим рощам узкие дорожки.(4) Холмы всё мельче и мельче, деревьев почти не видно. Вот неожиданно открывается безграничная, необозримая степь! А в зимний день здесь можно ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверкания мягкого снега, любуясь(3) зелёным цветом неба над красноватым лесом! А в первые весенние дни, когда кругом всё блестит, сквозь тяжёлый пар талого снега уже пахнет согретой землёй. На проталинах доверчиво поют жаворонки, с весёлым шумом и рёвом из оврага в овраг клубятся потоки. (По И. С. Тургеневу)

Прошлым летом мне пришлось побывать в одном заволжском селе, затёртом в дремучем смешанном лесу. Село было небольшое, но какое-то весёлое и оживлённое. При самом въезде в село нас встречает не стихающий ни днём ни ночью шум лесопильного завода. Здесь аккуратно сложены ровными стопками распиленные деревянные бруски.(4) Везде навалены брёвна, желтеют кучи ещё не улежавшихся опилок. А вокруг села высятся почти не освоенные леса, из которых, ни на минуту не умолкая,(3) разносится(2) разноголосый птичий шум. Хотя только вчера закончился дождь, а ветки обвешаны не высыхающими за целый день каплями, весь лес наполнен народом. А в самой непролазной чащобе вы можете столкнуться с хмурым стариком, который в присутствии незваного гостя будет с наигранным безразличием собирать подосиновики с крутыми шляпками и сконфуженно покашливать. (По Ю. Казакову)

Стоит осенний день. Везде в тёплом воздухе разливается мягкая розоватая дымка. Жёлтые листья весело мелькают мимо стен домов на узкой улице.(4) В этом тихом уголке утопают в шуршащих ворохах осеннего золота колёса машин, грустно стоящих в долгом одиночестве вдоль обочин. Буро-жёлтые листья лежат на крыльях, на радиаторах, собираются(2) кучками на ветровых стёклах, закрывая(3) обзор. Шорох сухих листьев под ногами напоминает звук морского прибоя. Я иду, слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня, как хороша поздняя солнечная осень. Её ветерок, её запах, её листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть. Никогда, кажется, я вот так не замечал, как добра природа в своём обновлении и утратах. Всё естественно, волшебно, прекрасно! (По Ю. Бондареву)

Утренний туман начинал слегка рассеиваться. Очертания деревьев, стоящих одиноко, стали проглядывать на общем фоне леса. В багрово-жёлтой кроне осины вывел незатейливую песенку рябчик.(4) А вскоре(2) он и сам, шумно захлопав крыльями, слетел с раскидистой кроны. Осенний день размеренно вступал в свои права. Золото листвы поблёскивало в лучах сентябрьского солнца, не прекращавшего слепить глаза. Безоблачное, ярко-голубое небо просторно разлилось над осенним лесом. Лёгкий, неуловимый ветерок трепал листву берёз, подзадоривал и без того беспокойную листву густого осинника. Сорока с громким стрекотанием перелетела с сосняка через вырубку и, опустившись где-то там, продолжила суетливо оглашать своим гамом окрестность. В какое-то мгновение обострённый слух лесника уловил лёгкий шорох в еловых ветвях. Ели спустя секунду расступились, выпустив(3) на чистое место тонконогого лосёнка. (По О. Трушину)

Раннее лето  — пора цветения одуванчиков. Я снова(2) иду на любимую поляну, находящуюся недалеко от дома. Эта поляна полностью забрызгана ярко-жёлтыми пятнами распустившихся одуванчиков.(4)В воздухе летают парашютики, оторвавшиеся от слишком рано отцветших солнечных красавцев. И всё же наиболее красивы одуванчики, не успевшие превратиться в пушистые шары. Моё внимание привлекают не только цветы. Удивительное над головой небо. Размеренно плывущие по нему облака, кажется, зовут в дорогу, приглашают в удивительное путешествие в мир природы. Я соединяю взглядом голубое небо и жёлтое море одуванчиков и попадаю в сказку. Совсем по-другому смотрю я теперь и на природу, и на мир, и на себя. Мысленно рисуя(3) для себя место покоя, я слышу в нём только шорох травы и шёпот облаков. Таким миром невозможно не наслаждаться. (М. Голивец)

Я остановился на опушке. В ореховых и ольховых кустах стояло разноголосье. Всё пело, стрекотало, жужжало. В тёплом воздухе веселились рои комаров, майские жуки кружились вокруг берёз, птички проносились через поляны волнистым, прерывистым лётом. Когда стоишь так один, не шевелясь, лицом к лицу с природой, то овладевает странное чувство, что она не замечает тебя. А ты, пользуясь этим, вот-вот сейчас увидишь и узнаешь какую-то самую её сокровенную тайну. И тогда всё окружающее выглядит(2) необычным и полным этой тайны. Под растрёпанными дубами земля была усыпана тёмно-бурыми листьями.(4)Каждый лист трепетал и шевелился, будто какая-то невидимая жизнь пряталась под ними. И всё кругом: трава, цветы, кусты  — слабо шумело и шуршало. Всё как будто ожило, всё зажило свободно, не замечая(3) человека, не скрываясь. (По В. Вересаеву)

Я зачарованно брожу по сонным улочкам старинного города Свияжска.(4) Как много здесь кирпичных старых домов, кое-как приспособленных под современное жильё. Всё говорит о времени: и гнилые двери, и кривые от старости рамы, и скособоченные крылечки. Под стенами Успенского монастыря есть откос, с которого хорошо виден бескрайний волжский простор с разбросанными рядами голубоватых островов. Я знаю, что где-то там находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку. Давным-давно дорожку под стенами монастыря вымостили плитами, усадили окультуренными деревцами. Падаю в ковыли недалеко от деревьев, причудливо сплетённых стволами, под голову кладу рюкзачок. Небо над головой свежо голубеет, как в ветреном марте. Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивается(2) трудноуловимая жемчужная нить. Я долго лежу под этим небом, наслаждаясь(3) свободой. (По В. Кравченко)

Белый просторный город, синее море. Над ними по неподвижному небу тихо плывёт горячее солнце.(4) Я с утра в порту, где один к одному стоят пароходы, пропахшие краской, дымом, морскими ветрами. Слышны скрип деревянной эстакады, по которой медленно движется поезд, трепетание флагов, смешение наречий и языков. И над всем этим (−) солёное и кроткое дыхание морского ветра. В конце эстакады, у мола, уходящего далеко в море, разгружается большой, только что прибывший из дальнего плавания белый пароход. Высокорослые матросы быстро бегают взад-вперёд по перекинутым с берега сходням. Я стою и смотрю на пароход, недавно переплывший океан, на старого кочегара (,) в синей куртке с засученными рукавами, стоящего над трапом. И, медленно поднимаясь(3) по скрипучему высокому трапу, ступаю(2) на чистую палубу. Как памятен мне этот день! (По И. Соколову-Микитову)

Раннее весеннее утро. В небе не видно ни облачка. Лишь на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся(2) предрассветные тучи. Безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой траве дрожат, переливаясь и вспыхивая(3) разноцветными бриллиантовыми огнями, капли крупной росы. Степь радостно пестреет цветами. В утренней прохладе разлит горький запах полыни, смешанный с нежным ароматом повилики. Всё блещет и с восторгом тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки, не замечаемые глазом. Неугомонные кузнечики с раннего утра торопливо затрещали.(4) Степь проснулась и ожила. Она как будто дышит глубокими, ровными и могучими вздохами. (По А. И. Куприну)

Как хорошо лежать в зелёной траве на берегу реки. Над наезженной пыльной дорогой, над полями плывёт летнее солнце. Меня окружает безмерный, сверкающий разными красками мир. Вдыхаю аромат земли и растений и наблюдаю, как по коленчатым стебелькам высоких травинок неторопливо движутся(2) насекомые. Над головой качаются молочно-белые, золотые, синие цветы. Я прищуриваю глаза. Сказочным чудовищем с позолоченными крыльями проплывает надо мной пушистое облако.(4) Моё воображение уносит меня далеко над землёй, оставляя(3) внизу заснеженные горы, голубые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною землёй, мечтаю о будущих увлекательных путешествиях. С особенной силой тянет меня странствовать в дни прилёта птиц. Именно весной отправляюсь я в самые далёкие путешествия. И всегда уверен, что они непременно окажутся удачными и запоминающимися. (По И. Соколову-Микитову)

Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её большие карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, шитый белый воротничок, нежная рука, которая так часто меня ласкала, которую я так часто целовал. Общее выражение лица матушки постоянно ускользает(2) от меня.(4)

Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слёзы, смутно видишь их.

Помню, налево от кожаного дивана стоял старый английский рояль. Перед этим роялем вполоборота сидела моя сестрица Любочка, с заметным напряжением разыгрывая(3) этюды розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками. Ей было одиннадцать лет. Она ходила в коротеньком холстинном платьице, в беленьких, обшитых кружевом панталончиках, а октавы могла брать.

А весна уже царила в роскошном наряде. У самого окна, словно укрытая пушистыми комками снега, серебрилась цветущая вишня. Несколько нежных светло-розовых лепестков занёс ветерок на подоконник. За вишней, внизу огорода, зеленела яркой зеленью распустившаяся верба, увешанная золотыми серёжками. За ней вырисовывался на ясной лазури неба тополь, весь унизанный красно-коричневыми листиками. А за огородом синела полоска полноводной реки. В мглистой дали, закругляясь влево дугой, она яснела уже металлическим зеркалом, подёрнутым дымкой тумана. Из-за неё поднимались лёгкими очертаниями сизые горы.(4) На их верхней линии словно висел в воздухе и сверкал серебристыми куполами грациозный контур пятиглавой православной церкви.

Издали(2) доносился шум суетливой жизни. Под окном чирикали весёлые воробьи. Сизые ласточки, быстро мелькая(3) в воздухе, взмывали у окошка, рассекая воздух. (По М. Старицкому)

Солнце склонялось к западу и косыми лучами невыносимо жгло шею и щёки. Невозможно было дотронуться до раскалённых от жары краёв брички. Густая пыль поднималась по дороге, наполняя воздух. Не было ни малейшего ветерка, способного отнести её подальше. Впереди(2) медленно покачивался запылённый кузов кареты. Я не знал, куда деваться. Ни чёрное от пыли лицо Володи, дремавшего возле меня, ни движения спины Филиппа, ни длинная тень нашей брички, под косым углом бежавшая за нами, не доставляли мне развлечения. Всё мое внимание было обращено на тёмно-серые облака, прежде рассыпанные по небосклону. Они, приняв(3) зловещий вид, собирались в одну мрачную тучу. Изредка вдали погромыхивало. Это обстоятельство усиливало моё нетерпение скорее приехать на постоялый двор. Приближающаяся гроза вызывала у меня невыразимо тяжёлое чувство тоски.(4) (По Л. Н. Толстому)

Поздним вечером капитан бодро вошёл в просторную рубку штурмана.(4) Пёс Чанг сидел на полу, трубой распушив по гладким доскам свой хвост. Сзади Чанга было очень горячо и светло от невысокого солнца. Горячо, наверное, было и в Аравии, близко проходившей справа своим золотым прибрежьем и чёрно-коричневыми горами. А наверху(2) ещё чувствовалось утро, ещё тянуло лёгкой свежестью. Капитан крикнул из рубки: «Чанг!» И пёс тотчас вскочил, обежал рубку и ловко сиганул через порог. А за порогом оказалось ничуть не хуже, чем на мостике. Там был широкий кожаный диван, приделанный к стене. Над ним висели какие-то блестящие штуки, похожие на стенные часы. Капитан развернул на стойке, помещавшейся под окном, большую карту и, положив(3) на неё линейку, прорезал алыми чернилами длинную полоску. (По И. Бунину)

Начинающийся день сразу поражает меня. Неширокая речонка, розовеющая в лучах солнца, плещется у самых ног. Лёгкий ветерок едва колышет прибрежные кусты зеленеющей ракиты.(4) Ни шума, ни шорохов. На берегу расположилось несколько рыбаков, приехавших из ближайших сёл. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит один из них. Снасть его незатейлива и надёжна. Он цепляет на крючок кусочек сырой раковой шейки и закидывает(2) наживку на середину реки. Грузик у него тяжелее обыкновенного. Он плавно и плотно ложится на дно, и вода хорошо его обтекает, не сдвигая с места. Закинув(3) удочки, рыболов в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. И вот прутик начинает дёргаться и трястись. Вскоре на песке появляется несколько рыбёшек. Удивительное это увлечение  — рыбалка! (По В. Солоухину)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *