На графике представлена зависимость давления разреженного воздуха от его температуры масса воздуха

Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. 1) Сила – векторная величина, равная произведению массы тела на сообщаемую ему скорость. 2) Тепловым движением называют самопроизвольное перемешивание газов или жидкостей. 3) При протекании электрического тока по проводнику количество теплоты, выделяющееся в нём за одно и то же время, возрастает пропорционально квадрату силы тока. 4) Ультрафиолетовое, рентгеновское и видимое излучения имеют электромагнитную природу и различаются длиной волны в вакууме. 5) Альфа-, бета- и гамма-компоненты радиоактивного излучения – волны электромагнитной природы, различающиеся частотой.

Ниже приведено описание одного из явлений:”Быстро пролетают в поле зрения микроскопа мельчайшие частицы, почти мгновенно меняя направление движения. Медленнее продвигаются более крупные частицы, но и они постоянно меняют направление движения. Большие частицы практически толкутся на месте”.Какое явление описано в этом тексте?1) Тепловое движение2) Броуновское движение3) Диффузия4) Испарение

Связанная система элементарных частиц содержит 25 электронов, 32 нейтрона и 27 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д. Менделеева, определение ионом или нейтральным атомом какого элемента является эта система. 1) ион марганца2) ион брома3) ион кобальта4) ион родия

ВПР 2020 по физике 8 (7) класс задания и ответы с решением для реального задания №4 которое будет на официальной всероссийской проверочной работе в 2020 году. 8 класс будет выполнять задания 7 класса.

Решу ВПР 2020 по физике 8 (7) класс задание №4 и ответы

1)На рисунке приведён график зависимости скорости электропоезда метро от времени при движении между двумя станциями. Сколько секунд поезд двигался с постоянной скоростью?

2)На графике представлена зависимость координаты от времени для трёх пешеходов. Какой из пешеходов двигался с наибольшей скоростью? Чему равна эта скорость?

3)На графике представлена зависимость координаты от времени для трёх пешеходов. На сколько метров путь, пройденный первым пешеходом, больше пути, пройденный вторым пешеходом за 25 с?

4)На графике представлена зависимость пути от времени движения мухи. С какой скоростью двигалась муха на участке ОА?

5)На графике представлена зависимость пути от времени движения мухи. На каком участке и сколько секунд муха сидела?

6)На графике представлена зависимость скорости движения пешехода от времени. Сколько времени пешеход стоял на одном месте?

7)На графике представлена зависимость скорости движения пешехода от времени. Сколько времени пешеход двигался с постоянной скоростью?

8)На графике представлена зависимость скорости автомобиля от времени движения. Сколько времени автомобиль двигался равномерно?

9)На рисунке представлен график зависимости скорости бегуна от времени движения. Какой путь пробежал бегун за первые 10 с своего движения?

10)На графике представлен график зависимости скорости бегуна от времени. Какой путь пробежал спортсмен за промежуток времени от 10 до 30 с?

11)На графике представлен график зависимости скорости бегуна от времени. Какой путь пробежал спортсмен за последние 10 с движения?

12)На графике представлена зависимость пути от времени движения мальчика на самокате. Сначала он ехал из дома в школу, но по пути он вспомнил, что забыл дневник, и вернулся домой. Забрав дневник, он поехал обратно в школу. С какой скоростью ехал мальчик первоначально из дома?

13)На графике представлена зависимость пути от времени движения мальчика на самокате. Сначала он ехал из дома в школу, но по пути он вспомнил, что забыл дневник, и вернулся домой. Забрав дневник, он поехал обратно в школу. С какой скоростью мальчик ехал на самокате обратно к дому?

14)На графике представлена зависимость пути от времени движения мальчика на самокате. Сначала он ехал из дома в школу, но по пути он вспомнил, что забыл дневник, и вернулся домой. Забрав дневник, он поехал обратно в школу. С какой скоростью мальчик ехал на самокате в школу после того, как забрал из дома дневник?

15)На рисунке представлен график зависимости скорости велосипедиста от времени, на пути которого встретился светофор, из-за чего велосипедисту пришлось ждать зелёного сигнала, чтобы ехать дальше. Какой путь проехал велосипедист до светофора?

16)На рисунке представлен график зависимости скорости велосипедиста от времени, на пути которого встретился светофор, из-за чего велосипедисту пришлось ждать зелёного сигнала, чтобы ехать дальше. Какой путь проехал велосипедист после остановки на светофоре?

17)На графике представлена зависимость координаты двух тел от времени движения. Какой путь проехало второе тело до встречи с первым телом?

18)На графике представлена зависимость координаты двух тел от времени движения. Какой путь проехало первое тело до встречи со вторым телом?

19)На графике представлена зависимость координаты двух тел от времени движения. С какой скоростью двигалось первое тело?

20)На графике представлена зависимость координаты двух тел от времени движения. С какой скоростью двигалось второе тело?

21)На графике представлена зависимость координаты тела от времени движения. Сколько времени тело не двигалось?

22)На рисунке представлен график зависимости величины скорости v электропоезда от времени t при при его движении от станции Перхушково до станции Пионерская. Сколько времени длился разгон электропоезда?

Задания и ответы для других предметов ВПР 2020 для 8 (7) класса

ВПР 2020 ответы и задания всероссийские проверочные работы

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Образцы вариантов ВПР 2023 года, демоверсии всероссийской проверочной работы для 7 класса по физике.

Приобрести доступ к Физике 7 класс

Приобрести доступ ко всем предметам 7 класс

1. На рисунке приведён график зависимости скорости электропоезда метро от времени при движении между двумя станциями. Сколько секунд поезд двигался с постоянной скоростью? Ответ запишите в секундах.

2. На графике представлена зависимость координаты от времени для трёх пешеходов.

Выясните, какой пешеход двигался с большей скоростью и запишите в ответе значение этой скорости.

3. На графике представлена зависимость координаты от времени для трёх пешеходов.

На сколько метров путь, пройденный первым пешеходом, больше пути, пройденный вторым пешеходом за 25 с?

4. На графике представлена зависимость пути от времени движения мухи.

С какой скоростью двигалась муха на участке ОА? Ответ округлить до десятых.

5. На графике представлена зависимость пути от времени движения мухи.

6. На графике представлена зависимость скорости движения пешехода от времени.

7. На графике представлена зависимость скорости движения пешехода от времени.

8. На графике представлена зависимость скорости автомобиля от времени движения. Сколько времени автомобиль двигался равномерно?

9. На рисунке представлен график зависимости скорости бегуна от времени движения.

Какой путь пробежал бегун за первые 10 с своего движения?

10. На графике представлен график зависимости скорости бегуна от времени.

Какой путь пробежал спортсмен за промежуток времени от 10 до 30 с?

11. На графике представлен график зависимости скорости бегуна от времени.

Какой путь пробежал спортсмен за последние 10 с движения?

12. На графике представлена зависимость расстояния от дома от времени движения мальчика на самокате. Сначала он ехал из дома в школу, но по пути он вспомнил, что забыл дневник, и вернулся домой. Забрав дневник, он поехал обратно в школу.

С какой скоростью ехал мальчик первоначально из дома? Ответ выразите в м/с и округлите до десятых.

13. На графике представлена зависимость расстояния до дома от времени движения мальчика на самокате. Сначала он ехал из дома в школу, но по пути он вспомнил, что забыл дневник, и вернулся домой. Забрав дневник, он поехал обратно в школу.

С какой скоростью мальчик ехал на самокате обратно к дому? Ответ дайте в метрах в секунду.

14. На графике представлена зависимость пути от времени движения мальчика на самокате. Сначала он ехал из дома в школу, но по пути он вспомнил, что забыл дневник, и вернулся домой. Забрав дневник, он поехал обратно в школу.

С какой скоростью мальчик ехал на самокате в школу после того, как забрал из дома дневник? Ответ округлите до десятых.

15. На рисунке представлен график зависимости скорости велосипедиста от времени, на пути которого встретился светофор, из-за чего велосипедисту пришлось ждать зелёного сигнала, чтобы ехать дальше.

16. На рисунке представлен график зависимости скорости велосипедиста от времени, на пути которого встретился светофор, из-за чего велосипедисту пришлось ждать зелёного сигнала, чтобы ехать дальше.

17. На графике представлена зависимость координаты двух тел от времени движения.

18. На графике представлена зависимость координаты двух тел от времени движения.

19. На графике представлена зависимость координаты двух тел от времени движения.

20. На графике представлена зависимость координаты двух тел от времени движения.

На графике представлена зависимость давления разреженного воздуха от его температуры масса воздуха

21. На графике представлена зависимость координаты тела от времени движения.

22. На рисунке представлен график зависимости величины скорости v электропоезда от времени t при при его движении от станции Перхушково до станции Пионерская. Сколько времени длился разгон электропоезда? Ответ запишите в секундах.

23. На рисунке представлен график зависимости величины скорости v электропоезда от времени t при его движении от станции Перхушково до станции Пионерская. Сколько времени длилось торможение электропоезда? Ответ запишите в секундах.

24. Володя вместе с семьёй отправился в путешествие на автомобиле. Во время поездки они проезжали несколько населённых пунктов, в которых приходилось ехать медленнее, чем на трассе. По графику зависимости скорости машины от времени определите, сколько всего времени машина ехала по населённым пунктам, если в населённом пункте нельзя ехать со скоростью, превышающей 60 км/ч. Володин папа, который вёл машину, не нарушал правила дорожного движения. Ответ запишите в часах.

25. Турист совершал восхождение на гору. На рисунке показан график зависимости высоты туриста над уровнем моря от времени. На какой высоте находился турист через 50 минут после начала восхождения? Ответ запишите в метрах.

26. Мама позвонила Алёше, который гулял с друзьями, и сказала, что ему нужно срочно бежать домой, так как родителям требуется его помощь. Алёша бросил все дела и сразу же побежал, но через некоторое время устал и стал бежать медленнее. По графику зависимости скорости Алёши от времени определите, на сколько уменьшилась скорость бега мальчика после того, как он устал. Ответ дайте в м/мин.

27. Коля гуляет с собакой, которая бегает по прямой дорожке в парке. Пользуясь графиком зависимости координаты собаки от времени, определите её координату через 40 секунд. Ответ дайте в метрах.

28. Рома ехал из дома в школу на велосипеде и преодолел пешеходный переход с светофором. На графике приведена зависимость величины скорости Ромы от времени. Определите, сколько всего времени Рома простоял на светофоре в ожидании зелёного света? Ответ дайте в секундах.

29. Дима, гуляя с собакой, прошёл от дома до магазина и обратно. На рисунке показан график зависимости его координаты от времени. Когда Дима вернулся домой, мама попросила его ещё раз сбегать в магазин и купить масло. Через какое время после этого Дима вернётся домой с маслом, если он будет спешить, и весь путь, включая время покупки масла, займёт на две минуты меньше, чем при прогулке с собакой? Ответ дайте в минутах.

30. Федя, Таня и Валера устроили велосипедные гонки. Федя обогнал Таню. Валера тоже обогнал Таню, но отстал от Феди. Пользуясь графиком зависимости координаты от времени, определите, какое расстояние проехал Федя за 5 секунд. Ответ дайте в метрах.

31. Мальчик Митя сам собирает радиоуправляемые машинки. Чтобы понять, удачной ли получилась машинка, Митя определяет её скорость на тестовой дистанции. После проверки одной из машинок Митя потерял листок с расчётами и всё, что у него осталось, это график зависимости пройденной машинкой дистанции от времени её движения. Помогите Мите найти скорость движения машинки. Ответ дайте в м/с.

32. Турист совершал восхождение на гору. На рисунке показан график зависимости высоты туриста над уровнем моря от времени. На какой высоте находился турист через 50 минут после начала восхождения?

33. Коля, гуляя с собакой, прошёл от дома до магазина и обратно. На рисунке показан график зависимости его координаты от времени. Когда Коля вернулся домой, мама попросила его ещё раз сбегать в магазин и купить масло. Через какое время после этого Коля вернётся домой с маслом, если он будет спешить, и весь путь, включая время покупки масла, займёт на две минуты меньше, чем при прогулке с собакой? Ответ дайте в минутах.

34. Боря, Рая и Тимур устроили велосипедные гонки. Боря обогнал Раю. Тимур тоже обогнал Раю, но отстал от Бори. Пользуясь графиком зависимости координаты от времени, определите, какое расстояние проехала Рая за 8 секунд. Ответ дайте в метрах.

35. Толя гуляет с собакой, которая бегает по прямой дорожке в парке. Пользуясь графиком зависимости координаты собаки от времени, определите её координату через 40 секунд. Ответ дайте в метрах.

36. На рисунке приведён график зависимости скорости электропоезда метро от времени при движении между двумя станциями. Сколько секунд поезд двигался с постоянной скоростью? Ответ дайте в секундах.

37. На рисунке приведён график зависимости скорости электропоезда метро от времени при движении между двумя станциями. Сколько секунд поезд двигался с постоянной скоростью?

38. Мальчик Витя сам собирает радиоуправляемые машинки. Чтобы понять, удачной ли получилась машинка, Витя определяет её скорость на тестовой дистанции. После проверки одной из машинок Витя потерял листок с расчётами и всё, что у него осталось, это график зависимости пройденной машинкой дистанции от времени её движения. Помогите Вите найти скорость движения машинки. Ответ дайте в м/с.

39. Александр гуляет со своими друзьями по прямой аллее в парке, и они играют в прятки. Когда Александр прячется за скамейкой, он не двигается, в остальное время он бегает по дорожке в поисках укрытия. На графике показана зависимость координаты Александра от времени. Сколько времени мальчик провёл в своём первом укрытии? Ответ дайте в минутах.

40. Мама позвонила Серёже, который гулял с друзьями, и сказала, что ему нужно срочно бежать домой, так как родителям требуется его помощь. Серёжа бросил все дела и сразу же побежал, но через некоторое время устал и стал бежать медленнее. По графику зависимости скорости Серёжи от времени определите, на сколько уменьшилась скорость бега мальчика после того, как он устал. Ответ дайте в м/мин.

41. На рисунке приведён график зависимости скорости электропоезда метро от времени при движении между двумя станциями. Сколько секунд поезд двигался с постоянной скоростью?

42. Петя, Варя и Паша устроили велосипедные гонки. Петя обогнал Варю. Паша тоже обогнал Варю, но отстал от Пети. Пользуясь графиком зависимости координаты от времени, определите, какое расстояние проехал Паша за 5 секунд. Ответ дайте в метрах.

43. Женя вместе с семьёй отправился в путешествие на автомобиле. Во время поездки они проезжали несколько населённых пунктов, в которых приходилось ехать медленнее, чем на трассе. По графику зависимости скорости машины от времени определите, сколько всего времени машина ехала по населённым пунктам, если в населённом пункте нельзя ехать со скоростью, превышающей 60 км/ч. Женин папа, который вёл машину, не нарушал правила дорожного движения. Ответ дайте в часах.

44. Митя тренируется перед школьными соревнованиями  — выполняет упражнение «челночный бег». При помощи графика зависимости координаты Мити от времени определите путь, пройденный мальчиком за один забег длительностью 20 секунд. Ответ запишите в метрах.

45. Олег гуляет с собакой, которая бегает по прямой дорожке в парке. Пользуясь графиком зависимости координаты собаки от времени, определите её координату через 20 секунд. Ответ запишите в метрах.

46. Роман гуляет с собакой, которая бегает по прямой дорожке в парке. Пользуясь графиком зависимости координаты собаки от времени, определите её координату через 40 секунд. Ответ дайте в метрах.

47. Илья тренируется перед школьными соревнованиями  — выполняет упражнение «челночный бег». При помощи графика зависимости координаты Ильи от времени определите путь, пройденный мальчиком за 12 секунд. Ответ запишите в метрах.

48. На рисунке приведён график зависимости скорости электропоезда метро от времени при движении между двумя станциями. Сколько секунд поезд двигался с постоянной скоростью? Ответ запишите в секундах.

49. Боря вместе с семьёй отправился в путешествие на автомобиле. Во время поездки они проезжали несколько населённых пунктов, в которых приходилось ехать медленнее, чем на трассе. По графику зависимости скорости машины от времени определите, сколько всего времени машина ехала по населённым пунктам, если в населённом пункте нельзя ехать со скоростью, превышающей 60 км/ч. Борин папа, который вёл машину, не нарушал правила дорожного движения. Ответ запишите в часах.

50. Валера гуляет с собакой, которая бегает по прямой дорожке в парке. Пользуясь графиком зависимости координаты собаки от времени, определите её координату через 20 секунд. Ответ запишите в метрах.

51. Турист совершал восхождение на гору. На рисунке показан график зависимости высоты туриста над уровнем моря от времени. На какой высоте находился турист через 30 минут после начала восхождения? Ответ запишите в метрах.

52. Мама позвонила Гоше, который гулял с друзьями, и сказала, что ему нужно срочно бежать домой, так как родителям требуется его помощь. Гоша бросил все дела и сразу же побежал домой, но через некоторое время устал и стал бежать медленнее. По графику зависимости скорости Гоши от времени определите, на сколько уменьшилась скорость бега мальчика после того, как он устал.

53. Мальчик Федя сам собирает радиоуправляемые машинки. Чтобы понять, удачной ли получилась машинка, Федя определяет её скорость на тестовой дистанции. После проверки одной из машинок Федя потерял листок с расчётами и всё, что у него осталось, это график зависимости пройденной машинкой дистанции от времени её движения. Помогите Феде найти скорость движения машинки. Ответ запишите в метрах в секунду.

54. Петя, гуляя с собакой, прошёл от дома до магазина и обратно. На рисунке показан график зависимости его координаты от времени. Когда Петя вернулся домой, мама попросила его ещё раз сбегать в магазин и купить масло. Через какое время после этого Петя вернётся домой с маслом, если он будет спешить, и весь путь, включая время покупки масла, займёт на две минуты меньше, чем при прогулке с собакой? Ответ запишите в минутах.

Развитие функциональной грамотности на уроках физики

В 1957 г. ЮНЕСКО, дало определение грамотности: «Грамотность» – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, т. е. способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле это навыки чтения, письма, счета и работы с документами) ввело понятие «Функциональная грамотность»– это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объёмом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знания. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.  Подготовка функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью – это условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования.

Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат, который помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой, т.е. использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.

Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций, то есть в формировании у обучающегося, готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

На сегодняшний  день необходимо формирование у школьников математической, читательской, естественно-научной и финансовой грамотности, креативного и критического мышления, а также компетенций в области знаний о глобальных проблемах человечества.

Физика – это предмет, который дает огромные возможности для формирования всех направлений функциональной грамотности. Это и естественнонаучная, и математическая, и читательская грамотность при чтении и осмыслении задач.

Умение креативно и критически мыслить, применять нестандартные решения, быть коммуникабельным, грамотным и начитанным, способным идти на компромисс и вести себя в обществе, легко адаптирующимся, самостоятельным, владеющим ИТ, умеющим подать себя — выделяет лидирующего и конкурентноспособного человека. У этого человека хорошо сформированы навыки и умения, критическое и творческое мышление, он обладает знаниями. И он является функционально грамотной личностью, сформировать которую, с помощью читательской и математической грамотности, помогает естественно-научная грамотность при изучении физики. Достичь желаемого результата педагогу помогают известные и современные методы и приемы, применение которых способствует развитию перечисленных выше компетенций.

Физика и смысловое чтение

Любая задача по физике – требует навыков смыслового  чтения

процесс решения задачи

перевод информации из одной формы представления —вербальной (словесной), графической (схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения, тригонометрические соотношения и т.д.) — в другую;

анализ текста, рисунка, схемы, графика, диаграммы и   перевод в цепочку символов и наоборот;

на основе анализа информации создание физической   модели.

Формирование перечисленных умений связано с  организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания.

Тексты, используемые в практике школьного обучения, по уровню сложности бывают трех видов:

1. Текст первого уровня сложности отличается тем, что все связи в нем описаны автором текста, а читателю нужно выяснить смысл отдельных слов и высказываний.

2. Текст второго уровня сложности характеризуется тем, что автор не раскрывает всех смысловых связок, предполагая, что они известны читателю. Ему остается только восстановить в памяти эти связки. Это происходит или в свернутой форме и проявляется в мгновенном понимании текста, или же в форме быстрого развертывания

этих связок в сознании читателя.

3. При работе над текстом третьего уровня сложности читателю приходится самостоятельно устанавливать (а не восстанавливать в памяти) недостающие связи путем развертывания ряда мыслительных операций, суждений, т.е. выполнять ту же работу, какую он выполняет при решении задач.

Типы текстов с физическим содержанием

Рассмотрим примеры текстов физического содержания и заданий к ним по материалам ОГЭ и заданий PISA

описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.

Тексты с описанием

наблюдения или опыта по

одному из разделов школьного курса физики.

принцип работы котор

ых основан на использовании

каких-либо законов физики.

информацию о физических

факторах загрязнения окружающей среды или их

воздействии на живые

организмы и человека.

Сюжетная текстовая задача

Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни

Задания к ним могут проверять:

понимание информации, имеющейся в тексте;

понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;

умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.

Цвета неба и заходящего Солнца

Почему небо имеет голубой цвет? Почему заходящее Солнце становится красным? Оказывается, в обоих случаях причина одна – рассеяние солнечного света в земной атмосфере (см. рисунок). В 1869 г. английский физик Дж. Тиндаль провел следующий опыт: через прямоугольный аквариум, заполненный водой, пропустил слабо расходящийся узкий пучок света. При этом было отмечено, что если смотреть на световой пучок в аквариуме сбоку, то он представляется голубоватым. А если смотреть на пучок с выходного торца, то свет приобретает красноватый оттенок. Это можно объяснить, если предположить, что синий (голубой) свет рассеивается сильнее, чем красный. Поэтому при прохождении белого светового пучка через рассеивающую среду из него рассеивается в основном синий свет, в выходящем из среды пучке начинает преобладать красный свет. Чем больший путь проходит белый луч в рассеивающей среде, тем более красным он кажется на выходе. В 1871 г. Дж. Стретт (Рэлей) вывел теорию рассеяния световых волн на частицах малого размера. Установленный Рэлеем закон утверждает: интенсивность рассеянного света пропорциональна четвертой степени частоты света, или, иначе говоря, обратно пропорциональна четвертой степени длины световой волны. Рэлей выдвинул гипотезу, по которой центрами, рассеивающими свет, являются молекулы воздуха. Позже, уже в первой половине XX в. было установлено, что основную роль в рассеянии света играют флуктуации плотности воздуха – микроскопические сгущения и разрежения воздуха, возникающие вследствие хаотичного теплового движения молекул воздуха.

З а д а н и я к т е к с т у

1. Небо имеет голубой цвет, потому что при прохождении белого света через атмосферу:

1) интенсивность рассеянного света убывает с ростом частоты;

2) флуктуации плотности воздуха поглощают в основном синий свет;

3) красный свет поглощается сильнее синего света;

4) синий свет рассеивается сильнее, чем красный;

2. Длина волны в красной части видимого спектра примерно в 2 раза больше длины волны в фиолетовой части спектра. Согласно теории Рэлея интенсивность рассеянных фиолетовых лучей по сравнению с красными:

1) в 8 раз больше;

2) в 16 раз больше;

3) в 8 раз меньше;

4) в 16 раз меньше.

3. Какая часть заходящего Солнца (верхняя или нижняя) выглядит более красной? Ответ поясните.

Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики

Задания к текстам могут проверять:

умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного

наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;

умение определить (или сформулировать) выводы.

Опыты Птолемея по преломлению света

Греческий астроном Клавдий Птолемей (около 130 г. н.э.) – автор замечательной книги, которая в течение почти 15 столетий служила основным учебником по астрономии. Однако кроме астрономического учебника Птолемей написал еще книгу «Оптика», в которой изложил теорию зрения, теорию плоских и сферических зеркал и исследование явления преломления света. С явлением преломления света Птолемей столкнулся, наблюдая звезды. Он заметил, что луч света, переходя из одной среды в другую, «ломается». Поэтому звездный луч, проходя через земную атмосферу, доходит до поверхности Земли не по прямой, а по кривой линии, то есть происходит рефракция. Искривление хода луча происходит из-за того, что плотность воздуха меняется с высотой. Чтобы изучить закон преломления, Птолемей провел следующий эксперимент. Он взял круг и укрепил на оси линейки l так, чтобы они могли свободно вращаться вокруг нее (см. рис. 2). Птолемей погружал этот круг в воду до диаметра АВ и, поворачивая нижнюю линейку, добивался того, чтобы линейки лежали для глаза на одной прямой (если смотреть вдоль верхней линейки). После этого он вынимал круг из воды и сравнивал углы падения α и преломления β. Он измерял углы с точностью до 0,5°. Числа, полученные Птолемеем, представлены в таблице. Птолемей не нашел «формулы» взаимосвязи для этих двух рядов чисел. Однако если определить синусы этих углов, то окажется, что отношение синусов выражается практически одним и тем же числом, даже при таком грубом измерении углов, к которому прибегал Птолемей.

1. Из-за рефракции света в спокойной атмосфере кажущееся положение звезд на небосклоне относительно горизонта:

1) выше действительного положения;

2) ниже действительного положения;

3) сдвинуто в ту или иную сторону по вертикали относительно действительного положения;

4) совпадает с действительным положением.

2. Под рефракцией в тексте понимается явление:

1) изменения направления распространения светового луча из-за отражения на границе атмосферы;

2) изменения направления распространения светового луча из-за преломления в атмосфере Земли;

3) поглощения света при его распространении в атмосфере Земли;

4) огибание световым лучом препятствий и тем самым отклонения от прямолинейного распространения.

3. Какой из приведенных ниже выводов противоречит опытам Птолемея:

1) угол преломления меньше угла падения при переходе луча из воздуха в воду;

2) с увеличением угла падения линейно увеличивается угол преломления;

3) отношение синуса угла падения к синусу угла преломления не меняется;

4) синус угла преломления линейно зависит от синуса угла падения.

4. В спокойной атмосфере наблюдают положение звезд, не находящихся на перпендикуляре к поверхности Земли в той точке, где находится наблюдатель. Каково видимое положение звезд – выше или ниже их действительного положения относительно горизонта? Ответ поясните.

Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики

умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе

работы описанного устройства;

умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств

Принцип работы СВЧ-печи

Микроволновая печь (или СВЧ-печь) – бытовой электроприбор, предназначенный для быстрого приготовления или быстрого подогрева пищи, размораживания продуктов. Обычно работает на частоте 2450 МГц, хотя в некоторых производственных печах частота излучения может варьироваться. Самой важной составляющей частью микроволновой печи является магнетрон. При подаче электрического тока на магнетрон он начинает генерировать высокочастотные электромагнитные волны (микроволны). Рабочая камера печи оборудована металлическими стенками со специальным покрытием, отражающими микроволны, и вращающимся поддоном, обеспечивающим равномерный нагрев продуктов (см. рис. 5).

Разогрев продуктов в микроволновой печи происходит по всему объему продукта, содержащего полярные молекулы (например, воды), так как радиоволны проникают достаточно глубоко почти во все пищевые продукты. Это сокращает время разогрева продукта. Микроволны могут проходить сквозь стекло, бумагу, пластик и фарфор, но не проникают через металл.

Высокочастотное электрическое поле заставляет двигаться (поворачиваться) полярные молекулы внутри вещества, что приводит к разогреванию продукта. Происходит это так. Электромагнитное поле приводит к развороту молекул, выстраиванию их в соответствии с направлением электрического поля. А так как поле переменное, то молекулы поворачиваются в соответствии с частотой электромагнитного излучения. Сдвигаясь, молекулы «раскачиваются», сталкиваются, ударяются друг о друга, передавая энергию соседним молекулам в этом материале и вызывая дополнительное хаотическое тепловое движение. Так как температура прямо пропорциональна средней кинетической энергии теплового движения атомов или молекул в материале, значит, такое перемешивание молекул увеличивает температуру материала. Таким образом, происходит преобразование энергии электромагнитного излучения во внутреннюю энергию материала.

1. Микроволновое излучение, используемое в СВЧ-печи, имеет длину волны порядка: 1) 0,1 мм;

2) 1 мм;

3) 1 см;

4) 10 см.

2. Для разогрева пищи в СВЧ-печи нельзя использовать посуду из:

3. В полярных молекулах центры положительного и отрицательного зарядов не совпадают, поэтому эти молекулы схематически изображают в виде диполей. В отсутствие внешнего электрического поля диполи расположены хаотично (см. рис. 6).

В электрическом поле, созданном разноименно заряженными пластинами, диполи выстраиваются в соответствии с рис. 7:

Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека

умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды;

умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.

Ультрафиолетовое излучение – электромагнитное излучение, занимающее диапазон между видимым излучением и рентгеновским излучением Коротковолновая часть ультрафиолета, излучаемого Солнцем, не достигает поверхности Земли. Из-за наличия озонового слоя в атмосфере Земли, поглощающего ультрафиолетовые лучи, спектр солнечного излучения вблизи поверхности Земли обрывается на длине волны 290 нм. Ультрафиолетовый спектр разделяют на ультрафиолет-А (УФ-A) с длиной волны 315–400 нм, ультрафиолет-В (УФ-B) – 280–315 нм и ультрафиолет-С (УФ-С) – 100–280 нм, которые различаются по проникающей способности и биологическому воздействию на организм. УФ-A не задерживается озоновым слоем и проходит роговой слой кожи. Под действием ультрафиолета в коже вырабатывается особый пигмент, интенсивно отражающий эту часть солнечного спектра. При этом кожа приобретает характерный оттенок, известный как загар. Спектральный максимум пигментации соответствует длине волны 340 нм. Оконное стекло практически не пропускает ультрафиолетовые лучи в диапазоне 310–340 нм и тем самым защищает кожу от загара. Почти весь УФ-C и приблизительно 90% УФ-B поглощаются озоном, а также водяным паром, кислородом и углекислым газом при прохождении солнечного света через земную атмосферу. На организм человека вредное влияние оказывает как недостаток ультрафиолетового излучения, так и его избыток. Воздействие на кожу больших доз УФ-излучения приводит к кожным заболеваниям. Повышенные дозы УФ-излучения воздействуют и на центральную нервную систему. Ультрафиолетовое излучение с длиной волны менее 0,32 мкм отрицательно влияет на сетчатку глаз, вызывая болезненные воспалительные процессы. Недостаток УФ-лучей опасен для человека, так как эти лучи являются стимулятором основных биологических процессов организма. Наиболее выраженное проявление «ультрафиолетовой недостаточности» –авитаминоз, при котором нарушается фосфорно-кальциевый обмен и процесс костеобразования, а также происходит снижение работоспособности и защитных свойств организма от заболеваний. Подобные проявления характерны для осенне-зимнего периода при недостатке естественной ультрафиолетовой радиации (световое голодание). Ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,28–0,2 мкм обладает способностью убивать микроорганизмы. На рис. 8 представлены спектры оптического пропускания синтетического кварцевого стекла Suprasil 300, оптического стекла BK 7 и обычного оконного стекла. Рис. 8

1. Согласно приведенным данным можно утверждать, что:

1) оконное стекло по сравнению с другими стеклами в наибольшей степени пропускает инфракрасное излучение;

2) очки с оптическими стеклами BK 7 полностью защищают глаза от ультрафиолета-А (УФ-A);

3) кварцевое стекло Suprasil 300 пропускает все ультрафиолетовое излучение, достигающее поверхности Земли;

4) все стекла одинаково хорошо пропускают инфракрасную часть солнечного спектра.

2. Для получения максимального бактерицидного эффекта целесообразно использовать: 1) ультрафиолет-А;

4) естественный ультрафиолет.

3. Термин «световое голодание» связывают с:

1) недостаточной освещенностью помещения;

2) недостаточным уровнем видимого излучения;

3) недостатком ультрафиолетового излучения с длиной волны менее 290 нм;

4) недостатком ультрафиолетового излучения с длиной волны более 290 нм.

Тексты общекультурного содержания

Такие тексты отражают общекультурную составляющую физики, и в них может быть затронут широкий круг проблем: физические основы современного миропонимания; эстетические основы науки и научного творчества; история физики и техники; творчество, взгляды и убеждения учёных, деятелей культуры и искусства; изучение и сохранение материальных памятников культуры.

Задания могут проверять:

умение оценивать степень важности описанных в тексте взглядов и убеждений учёных,

деятелей культуры и искусства для

умение оценивать степень значимости описанных в тексте

физических явлений, технических устройств и так далее для

Герон Александрийский, живший в I веке н.э., описал устройство шприца для отсасывания гноя из ран больных. Считалось, что при вытягивании поршня жидкость заходит в шприц потому, что «природа не терпит пустоты». В Средние века при строительстве шахт было обнаружено, что насос всасывающего типа (аналогичный шприцу, снабженному системой клапанов) не поднимает воду выше, чем на 10 м. Великий итальянский ученый Галилей впервые усомнился в мистической «боязни пустоты», которой пытались объяснить это ограничение. Его ученик Торричелли показал, что ограничение подъема связано с конечным атмосферным давлением, которое не может затолкнуть воду под поршень, когда при движении поршня вверх под ним образуется пустота. В своих опытах он заполнял ртутью трубку, запаянную с одной стороны, и, зажав открытый конец трубки рукой, переворачивал ее, погружал в открытый сосуд с ртутью и открывал отверстие в трубке. Жидкость выливалась не полностью – около 760 мм ртутного столба удерживалось атмосферным давлением, воздействующим на поверхность ртути в открытом сосуде. Возможность откачки воздуха из стеклянных сосудов продемонстрировал соотечественник Галилея Берти: высокая вертикальная труба крепилась на внешней стене здания, заполнялась водой через верхний кран, затем он закрывался, и открывался нижний кран, опущенный в бочку с водой. Столб воды опускался до момента, когда высота воды в трубке составляла около 10 м, и в верхней шарообразной части сосуда образовывался разреженный воздух. А в 1652 году бургомистр Магдебурга Отто Герике создает первую «машину, предназначенную, для создания пустоты» (или, выражаясь современным языком, – вакуумный насос) для откачивания воз духа из замкнутых сосудов. С помощью насоса Герике смог откачать воздух из двух прочных сомкнутых полушарий, после чего 8 пар лошадей не могли оторвать эти полушария друг от друга.

1. Рассматриваются 2 явления:

А) При вытекании жидкости из закрытой в верхней части трубы в ней создается вакуум. Б) Вода из сосуда через кран втягивается в трубку с запаянным верхним концом, если предварительно через этот кран из трубки откачан воздух. В каком из явлений существование вакуума является причиной явления, а в каком – следствием?

1) в обоих – причиной

2) в обоих – следствием

3) в А – причиной, в Б – следствием

4) в Б – причиной, в А – следствием

2. Какой из описанных в тексте опытов ближе всего к опыту Торричелли по обнаружению атмосферного давления?

1) опыт Герона

2) опыт Берти

3) опыт Герике

4) Ни один из описанных опытов не имеет отношения к доказательству и измерению атмосферного давления

3. Если в опыте Герике заменить полушария на «полупараллелепипеды» – кубы со стороной 0,5 м и без одной грани, то с какой силой они будут прижиматься друг к другу при атмосферном давлении 760 мм рт.ст.? Дайте развернутое решение.

В таких задачах данные и связь между ними включены в фабулу. Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе решения текстовых задач формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.

умение моделировать описанную ситуацию;

умение формулировать выводы.

Безопасность мобильных телефонов

Противоречивые сообщения о том, что сотовые телефоны представляют собой опасность для здоровья, появились в конце 1990-х годов.

Огромные средства вкладываются в научные работы по изучению влияния мобильных телефонов на здоровье людей.

Число пользователей мобильных телефонов столь огромно, что даже незначительное вредное воздействие этой техники на здоровье людей может иметь крупный общественный резонанс.

В опубликованном в 2000 году отчете британских исследователей говорится, что ни одна из известных проблем со здоровьем не связана с мобильными телефонами. Однако рекомендуется всем, и особенно молодым пользователям, проявлять осторожность – пока не будут проведены дополнительные исследования. Тот же советует содержит и более поздний отчет 2004 года.

Текст, приведенный ниже, взят из Интернета. Используйте его для ответа на следующие вопросы.

Вопрос 1: Каково назначение разделов «На заметку»?

1) Описать опасности, связанные с использованием мобильных телефонов

2) Подчеркнуть, что споры вокруг безопасности мобильных телефонов продолжаются

3) Описать предосторожности, которые стоит принять пользователям мобильных телефонов

4) Подчеркнуть, что ни одна из известных проблем со здоровьем не связана с мобильными телефонами

Вопрос 2: «Трудно доказать, что одно явление определенно является причиной другого». Как связано данное высказывание с пунктом 4 в колонках «Да» и «Нет» из таблицы «Неужели мобильники опасны?»

Он поддерживает утверждение «Да»

Он доказывает правоту утверждения «Да»

Он поддерживает утверждение «Нет»

Он показывает, что утверждение «Нет» неверно

SAR (коэффициент поглощения) показывает, сколько электромагнитной радиации поглощается тканями тела во время использования телефона.

Какую идею пытается донести до вас эта таблица?

1) Использование мобильных телефонов не представляет опасности

2) Доказан риск использования мобильных телефонов

3) Есть такой риск или нет, а предосторожность не помешает

4) Есть такой риск или нет, а пользоваться мобильным телефоном не стоит, пока мы не знаем этого наверняка

Инструкции в колонке «Советуем» адресованы тем, кто всерьез опасается, а колонка «Не советуем» адресована всем остальным

Необходимые компоненты математической грамотности

Тесная связь между школьными курсами физики и математики является традиционной. В результате коренной перестройки преподавания этих дисциплин связь между ними усилиласьНа уроках физики решаются различные виды расчетных задач, построение графиков, расчетных таблиц, вывод формул, перевод единиц и т.д. Которые требуют знание  геометрических понятий, формул, свойств геометрических  фигур, умение решать уравнения, знание свойств   тригонометрических функций, производной и.т.д.

Если обратиться к задачам или тестовым заданиям по физике, требующим вычислений, то решение подобных задач традиционно состоит из 5-ти этапов:

1)  анализ текста условия задания и выбор физической модели для его решения;

2  перевод информации из одной формы представления — вербальной (словесной), графической (схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения, тригонометрические соотношения и т.д.) — в другую;

3)  воспроизведение формульного вида законов и определений физических величин в рамках выбранной модели;

4)   алгебраическое решение системы уравнений;

5) перевод физических величин в единицы Международной системы СИ; операции со степенным видом числа, представление ответа в требуемом виде (в указанных единицах измерения и с указанной точностью).

Ходить по рыхлому снегу неудобно, так как ноги всё время проваливаются в него. Если такая прогулка всё же необходима, то используют снегоступы. Какой должна быть минимальная площадь

одного снегоступа для того, чтобы человек массой 60 кг проваливался в снег не более чем на 5 см? На рыхлом снегу это условие соблюдается при давлении не более 15 кПа. Учтите, что когда человек делает шаг при ходьбе, то в какие-то промежутки времени он опир

ается только на одну ногу.

Как видим, для успешного решения задач по физике, обучающийся должен последовательно выполнить пять этапов действий,  и почти везде ему необходимо применить умения математического характера.

Трудность  решения многих задач по физике обусловлена тем, что их выполнение требует интегрального применения сразу нескольких элементов знаний, умений и навыков как специфического физического, так и математического характера.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития естественнонаучной грамотности, это основной из видов функциональной грамотности который формируется у обучающихся при изучении предмета физика:

Метод проблемного обучения.   Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной  ситуации.

Прием «Корзина идей». Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

Прием «Найди ошибку». Универсальный приём, активизирующий  внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются.

Метод кейсов.  Метод, позволяющий учащемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.

Большую роль в развитии функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, только в таком случае она способствует развитию самостоятельного мышления учащихся, оставляет ученику возможность творчества, возбуждая интерес, учитывает индивидуальные особенности учащихся. Разнообразие домашних заданий не

самоцель, а одно из средств достижения главной цели – развитие функциональной грамотности учащихся. О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают, что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но личные наблюдения и исследования функциональной грамотности учащихся показывают, что домашнее задание в повышении компетентности учащихся занимает не последнее место.

Примеры домашних заданий

1.Придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления.

2.Составить задачу по теме.

3.Составить кроссворд по теме.

4.Написать рассказ, стихотворение, поэму.

5.Придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства.

6.Предложить способ (экономии электрической или тепловой энергии дома);

8.Усовершенствовать прибор или техническую установку, например, приборы школьной физической лаборатории(мензурки, весы, реостаты и т.п.).

Таким образом, использование активных форм обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности функциональной грамотности школьников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *