Почти во всех задачах на спешащие и опаздывающие часы речь идёт о двух людях, которые должны встретиться, при этом часы у них идут по разному и они ещё и неверно думают о том, как именно они идут.
30.01.2022.
Тест. Начальные классы, 4 класс
Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Проверка знаний формул нахождения скорости, времени и расстояния, умения использовать их при решении задач.
Задачи на расчет времени для подготовки к ВПР
Начальные классы » Тесты и олимпиады
Одно из заданий всероссийской проверочной работы в 4 классе связано с расчетом времени, использованием часов, знанием дней недели и месяцев. Следовательно, необходимо учить детей решать задачи на измерение времени, продолжительность времени.
Задачи на расчет времени для подготовки к ВПР по математике
Карточки по математике с текстовыми задачами на время
(начало движения, продолжительность движения, окончание движения)
Велосипедист выехал из поселка в 14 ч 30 мин и приехал в город в 16 ч15 мин. Сколько времени длилась поездка?
Туристы вышли из лагеря в 12 ч 10 мин. До привала они шли 1ч 20 мин. Во сколько туристы остановились на привал?
Самолет вылетел из Санкт-Петербурга в 10 ч 20 мин и прибыл в Москву в 11ч 50 мин. Сколько длился полет?
Сережа и Валя отправились на экскурсию, которая длилась 1ч 15 мин и закончилась в 13ч 30 мин. Во сколько началась экскурсия?
Друзья отправились в кино. Сеанс начался в 18ч 10 мин и продолжался 2ч 15 мин. Во сколько закончился сеанс?
Уроки начинаются в 8ч 30 мин. До школы Света идет 10 мин, 10 мин раздевается и 5 мин готовится к уроку. Во сколько Свете надо выйти из дома, чтобы успеть к началу урока?
Вася вышел из школы в 14 ч 35 мин и пришел домой в 15 ч 15мин. Сколько минут Вася шел домой?
Городской праздник «Масленица» начался в 10 ч и закончился в 15 ч 30 мин. Сколько продолжался праздник?
Футбольный матч начался в 11ч и продолжался 90 мин, 10мин длился перерыв между периодами. Во сколько закончился футбольный матч?
Размер файла: 12.63 Кбайт
Если ваш ребёнок отправляется на экзамен или олимпиаду, где могут быть задачи, связанные с календарём, убедитесь, что он знает, сколько дней в каждом месяце, помнит про високосные года – что високосный год это тот, который без остатка делится на 4, и что у високосного года в феврале 29 дней, а дней в году 366. Это критически важно для таких задач. На экзамене подсмотреть в календарь в смартфоне будет нельзя.
А теперь на конкретных примерах рассмотрим, как решать такие задачи.
Решение
В каждом месяце 4 полных недели (28 дней) и, если это не февраль, то ещё 2 или 3 дня. Если это февраль високосного года, то ещё 1 день. Таким образом, в каждом месяце гарантированно 4 раза встречается каждый день недели, и ещё 2 или 3 дня недели могут встречаться 5 раз.
Очевидно, что для того, чтобы какой-то день недели гарантированно (кроме февраля) был в месяце 5 раз, надо чтобы первое число этого месяца приходилось на этот день недели, в крайнем случае второе число.
Нам надо ответить на вопрос, могут ли в одном месяце одновременно быть 5 четвергов, 5 суббот и 5 воскресений.
Хотите, чтобы ваш ребёнок обучался самостоятельно?
Вам поможет наш ВИДЕОКУРС
Вариант 1. Месяц начинается с понедельника:
Вариант 2. Месяц начинается с четверга:
Если первое число месяца приходится на четверг, то пятый четверг приходится на 1 + 7∙4 = 1 + 28 = 29 число.
После этого ещё будет одна пятница 30-го числа, и, если в месяце 31 день, то одна суббота.
Т.к. нет месяцев, в которых 32 дня, то 5 четвергов и 5 воскресений быть не может.
Ответ: 5 четвергов и 5 суббот может быть только если в месяце 31 день, и первое число приходится на четверг. 5 четвергов и 5 воскресений быть не может.
в 4 классе на тему: «Решение задач на определение начала, конца и продолжительности событий».
Моро М.И., Бантова М.А.
: изучение нового материала.
учить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события.
формирование мотивации к освоению учебного материала и желания выполнять учебные задания;
: знакомство с новым способом решения задач на нахождение четвертого пропорционального, отработка навыка деления круглых чисел, создание алгоритма решения задач на нахождение четвёртого пропорционального;
формирование умений учащихся производить простые логические действия, выбирать эффективные способы решения заданий; умение работать с несплошными текстами;
формирование умения адекватно передавать информацию, аргументировать свою точку зрения; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование умения работать в малых группах;
: формирование умения контролировать и оценивать свои действия, выносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
иллюстрации с изображением «Катюши» с кодами, алгоритм решения задач.
задачи на определение начала, продолжительности и окончания события.
Рабочие материалы для обучающихся: рабочий лист с текстами задач и таблицами, карточки с заданием и таблицей для внесения букв-ответов.
Задачи на время
Начальные классы » Конспекты уроков в начальной школе » Математика 4 класс
Вся работа с учениками выстроена для сдачи ВПР в 4 классе в конце учебного года. Ученики должны показать свой багаж знаний, с которым они переходят в среднюю школу.
ВПР по математике включает в себя 12 заданий. Из них 3 задания – это простые примеры и примеры на порядок действий. Остальные задания – задачи, связанные с повседневной жизнью.
Остановимся на задачах на время. Это задание под № 4 во Всероссийской проверочной работе по математике.
Для решения задач на время ученики должны уметь определять начало, продолжительность и конец временного периода.
Помнить математические правила:
– чтобы найти длительность события (периода времени), надо из конца вычесть его начало и наоборот.
– чтобы найти длительность события (периода времени), надо к началу прибавить его длительность.
Ранее в одной из статей мы уже приводили подборку задач на расчет времени для 4 класса с ответами.
Сегодня приведем подбору задач на счет лет и веков (в пределах столетий). Такие задачи в 4 классе можно использовать для интегрированных уроков, на внеурочных занятиях по окружающему миру, занимательной математике и отработке навыка определения временного периода на уроках.
Задачи на счет лет (времени)
Конспект урока математики в 4 классе “Деление с однозначным частным”Урок математики в 4 классе по теме “Повторение и закрепление изученного материала”Конспект урока по математике в 4 классе “Простейшие арифметические действия. Умножение на 1000, 10000, 100000, 1000000″Урок закрепления по математике 4 класс “Решаем задачи, вычисляем, сравниваем”
1. Организация учащихся.
2. Сообщение темы.
– Сегодня на уроке мы закрепим знания
нахождения скорости, времени, расстояния. Будем
учиться решать задачи с помощью формул.
– А работать мы будем в форме соревнований трех
команд:
– Баллы будем выставлять на доске
3. Соотнести записи с картинкой.
– Как вы думаете, что написано на доске?
(Скорости)
– Соотнесите их с нужной картинкой.
(12 км/ч, 60 км/ч, 5 км/ч, 70 км/ч, 120 км/ч, 800 км/ч, 8 км/с, 50
км/ч,250 км/ч.
Автобус, самолет, ракета, пешеход, поезд,
велосипедист , автомобиль, пароход, мотоциклист)
Каждая команда выставляет по 3 ученика.
– Как вы понимаете км/сек, км/ч, м/мин.
а) В тетрадь записываете ответ с наименованием.
Таблица на интерактивной доске.
Муха летела со скоростью 5 м/сек. 15 сек. Какое
расстояние она пролетела?
– Что известно?
– Повторите вопрос задачи.
– Как найти расстояние?
– Кто может записать буквами это правило?
– Запишите эту формулу в тетрадь s=v * t.
За 3 сек. Сокол пролетел 78 метров. Какова
скорость сокола?
– Как найти скорость?
– Запишите эту формулу в тетрадь v=s:t.
Грач пролетел 100 метров со скоростью 10 м/сек.
Сколько времени он был в пути?
– Как найти время?
– Запишите эту формулу в тетрадь t=s:v.
б) Составление задач.
в) Заполнить таблицу.
Решение записываете в тетрадь с наименованием,
рядом записываете формулу.
90 * 6 = 540 (км)
1500:30=50 (км/ч) v=s:t
840:70=12 (ч) t=s:v
4. Работа с учебником.
Коллективное решение задачи стр. 60 №4
Две бабы-яги поспорили, что быстроходнее ступа
или помело? Одну и ту же дистанцию в 228 км баба-яга
в ступе пролетела за 4 ч, а баба яга на помеле за 3
ч. Что больше, скорость ступы или помела?
а) составление таблицы.
б) решение у доски и в тетрадях.
1) 288:4=72 (км/ч) – скорость ступы
2) 288:3=96 (км/ч) – скорость помела
3) 96-72=24 (км/ч) – больше скорость помела, чем
скорость ступы.
Ответ запишите самостоятельно.
6. Задача повышенной сложности.
Это очень интересно (на доске написана задача)
– Кто видел счетчик в автомобиле, который ведет
отчет километров, которые проехал автомобиль?
– Как он называется (спидометр).
Счетчик автомобиля показал 12921 км. Через 2 час на
счетчике опять появилось число, которое читалось
одинаково в обоих направлениях. С какой
скоростью ехал автомобиль?
1) 13031 – 12921=110 (км) – проехал за 2 ч.
2) 110 :2 = 55 (км/ч) – скорость автомобиля.
7. Итоги урока.
– Как найти расстояние, скорость, время
(формула).
– Баллы. Итог.
Молодцы! Всем огромное спасибо!
Туристы ехали в первый день 5 ч. На лодке со
скоростью 12 км/ч. Во второй день они были в пути
столько же времени, увеличив скорость на 3 км/ч.
Сколько километров проехали туристы на лодке во
второй день?
Самостоятельно заполнить таблицу и решить
задачу.
Подготовка к ВПР по математике в 4 классе.
Задачи на время
1) Экскурсия по городу началась в 10 ч 45 мин и закончилась в 14 ч 30 мин. Сколько времени продолжалась экскурсия?
2) Спектакль начался в 12 ч 25 мин и продолжался 2 часа 45 мин. Когда закончился спектакль?
3) Детский утренник закончился в 14 ч. Когда начался утренник, если он продолжался 45 мин.
4) Турнир по шашкам «Юниор» начался в 13:50 и продолжался 2 часа 45 минут. В котором часу закончился турнир?
5) Восхождение альпинистов на вершину продолжалось 3 часа 28 минут и закончилось в 16 часов 15 минут. В котором часу восхождение началось?
6) Поезд прибывает на станцию в 13 ч 32 мин. Сколько времени поезд был в пути, если время отправления 5 ч 45 мин?
7) Выступление ансамбля продолжалось 1 час 55 мин и закончилось в 15 часов 30 мин. В котором часу началось выступление?
8) Вася вышел на прогулку в 12 ч 45 мин, а когда вернулся домой, на часах было 16 ч 23 мин. Сколько продолжалась прогулка Васи?
9) Электричка отходит от станции каждое утро в 6 ч 45 мин и идёт до конечной станции 65 мин. Во сколько она прибывает на конечную станцию?
10) Поезд прибывает на станцию в 17 ч 28 мин. Во сколько отправился поезд, если в пути он был 4 ч 35 мин?
11) Перед ответственными соревнованиями ребята ежедневно тренируются по 2 ч 35 мин. Во сколько заканчивается тренировка, если начинается в 12 ч 46 мин?
12) Соревнования по фигурному катанию продолжались 2 часа 55 минут и закончились в 15 часов 10 минут. В котором часу соревнования начались?
13) Электричка отходит от станции каждое утро в 8 ч. 45 мин и идёт до конечной станции 85 мин. Во сколько она прибывает на конечную станцию?
14) После обеда, в 14 ч 45 мин, Саша оправился на прогулку. Сколько времени длилась прогулка, если домой Саша вернулся в 16 ч 29 мин?
15) Каждый вторник Таня посещает кружок «Вышивка», занятие длится 1 ч 45 мин. Во сколько начинается занятие, если домой Таня возвращается в 16 ч 34 мин?
16) Катер отходит от пристани каждый день в 12 ч 35 мин и идёт до рыбацкого посёлка 96 минут. Во сколько катер прибывает в рыбацкий посёлок?
17) Автобус прибыл в посёлок Сосновка в 14 ч 05 мин. Во сколько выехал автобус, если в пути он был 2 ч 38 мин?
18) Уроки закончились в 12 ч 55 мин. Таня и Лена решили погулять сразу после школы. Сколько времени длилась прогулка, если домой девочки вернулись в 15 ч 17 мин?
19) Перед ответственными соревнованиями ребята ежедневно тренируются по 2ч.45 мин. Во сколько заканчивается тренировка, если начинается в 13ч.45мин?
20) Автобус выехал в 13 ч 24 мин. Сколько времени автобус был в пути, если в посёлок Сосновка он прибыл в 17 ч 12 мин?
21) Катер каждый день отходит от пристани и прибывает в рыбацкий посёлок в 15 ч 15 мин. Во сколько катер отходит от пристани, если до рыбацкого посёлка он идёт 84 мин?
22) Экскурсия по городу началась в 15 ч 33 мин и продолжалась в 2 ч 45 мин. Во сколько закончилась экскурсия?
23) Экскурсия по городу началась в 13 ч 57мин и закончилась в 16 ч 24 мин. Сколько времени продолжалась экскурсия?
24) Сергей собирается пойти на встречу с друзьями, с которыми он договорился увидеться в 15 ч 25 мин. Он вышел из дома в 14 ч 50 мин. Сколько минут занимает дорого от дома до места встречи, если Сергей прибыл точно в назначенное время?
25) Вика собирается пойти с подругами в кино. Сеанс начинается в 15 ч 10 мин. Во сколько она должна выйти из дома, если дорога до кинотеатра занимает 56 мин?
26) Электричка из Новгорода в Псков отправляется в 13 ч 44 мин. В какое время электричка окажется в Пскове, если длительность поездки составляет 5 ч 50 мин.?
27) Костя собирается пойти на встречу с друзьями, с которыми он договорился увидеться в 16 ч 10 мин. Он вышел из дома в 15 ч 40 мин. Сколько минут занимает дорого от дома до места встречи, если пришёл точно в назначенное время?
28) Паром отходит от пристани каждый день в 11 ч 15 мин и идёт до рыбацкого посёлка 67 минут. Во сколько паром прибывает в рыбацкий посёлок?
29) Каждую среду Света посещает кружок «Вязание», занятие длится 1 ч 35 мин. Во сколько начинается занятие, если домой Таня возвращается в 15 ч 14 мин?
I. Организационный момент
Проверка готовности детей к уроку.
– Когда человек улыбается, у него работают 18
мышц лица, а когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на 25
мышц больше.
– Что полезней: хмуриться или улыбаться?
– Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.
Прозвенел звонок весёлый!
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем!
II. Актуализация знаний
Активизация внимания учащихся.
– Отгадайте загадку:
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет. (Время)
– Как же называются водяные часы?
Первая клепсидра представляла собой простой
цилиндрический сосуд с отверстием внизу. Но вода
из него вытекала неравномерно: сначала быстрее, а
потом медленнее. Изобретатели клепсидры
исправили этот недостаток и сделали сосуд в
форме конуса основанием вверх. И стала вода
выливаться равномерно. А по отметкам на сосуде
определяли, сколько воды вытекло, столько
времени прошло.
Знаменитый философ Платон создал клепсидру,
которая в определенный час созывала учеников на
занятия, издавая звон. Так появился первый
школьный звонок.
III. Самоопределение к деятельности
Я хочу вам показать еще один прибор для
измерения времени.
Ой, я его не могу найти. Кто-то взял этот прибор и
как мне кажется, потерял его. Ребята, давайте,
поищем этот прибор на полянке.
Полянка – волшебная, математическая. Под каждым
камушком, нас ждут различные задания. После их
выполнения, мы сможем узнать – здесь ли наш
прибор. На все поиски у нас 20 минут. Готовы?
IV. Работа по теме урока
На доску вешаются часы, по которым будут
следить за временем.
– Ребята, под каким камушком начнем свой поиск? (Ответы
учащихся)
Камушек № 1 «Решаем задачи»
Если тема «камушка» – «Решаем задачи», то
какие цели мы можем поставить перед собой в этом
задании? (Ответы учащихся)
Задача № 1.
Пригородная электричка отправилась от вокзала
в 8 часов утра и прибыла на конечную станцию через
2 часа 20 минут. Когда электричка прибыла на
конечную станцию?
(Составляем условие задачи)
Ответ: электричка прибыла в 10 часов 20 минут.
Задача № 2.
Полет начался в 9 ч 07 мин. Закончился полет в 10 ч
55 мин. Сколько времени продолжался полет?
Ответ: полет длился 1 час 48 минут.
Как вы думаете, мы правильно решили задачу?
Задача № 3.
Продолжительность дня 6 ч 58 мин. Солнце
зашло в 15 ч 58 мин. Во сколько взошло солнце?
(Составляем условие задачи)
Ответ: солнце взошло в 9 часов утра.
Итог:
– Как найти начало события? (Ответ ученика:
надо из окончания события отнять
продолжительность события.)
– Как найти окончание события? (Ответ ученика:
надо к началу события прибавить
продолжительность события.)
– Как найти продолжительность события? (Ответ
ученика: надо из окончания события отнять начало
события.)
– А сейчас, попробуйте, сами решить задачу.
Решать задачи класс начал в ________, окончил
решать задачи в____________. Какая была
продолжительность работы над задачами?
Оцените свою работу на этом этапе урока.
(На часах, которые находятся на доске, учащиеся
выставляют время.)
– Нашего приборчика под камушком мы не нашли.
VI. Самостоятельная работа
Выбирайте следующий камушек.
Камушек № 2 «Самостоятельная работа»
Камушек № 3 «Календарь»
Достаньте, пожалуйста, календарь – мы сейчас
будем работать с ним.
– Определите, какое число и месяц наступят,
если от начала года прошло:
– Сколько полных месяцев и дней пройдет от
начала года до:
– Сколько месяцев в году?
– Сколько дней в году?
– Сколько месяцев мы учимся в году?
(Под камушком ничего не нашли)
(Оцените свою работу)
Камушек № 4 «Числа»
– Прочитай число:
– Прочитайте числа (друг другу) и представьте
их в виде суммы разрядных слагаемых:
5321 8020 70564
– Запишите числа:
Камушек № 5 «Уравнения»
– Решите уравнения:
20 007 – х =
20 000 х – 900 =
1 000 х + 200 = 3
2000 300 + х = 5 4000
– Оцените свою работу;
– Взаимопроверка.
Приборчик, который мы нашли на полянке,
называется СЕКУНДОМЕР.
Как вы думаете, для чего он нужен? С этим прибором
вы познакомитесь на следующем уроке.
– Всё ли было понятно сегодня на уроке?
– Оцените свои достижения на уроке. Кто
доволен своей работой?
IX.Подведение итогов урока
– Что было трудно?
– Какими знаниями, полученными на уроке, вы
хотели бы поделиться дома?
– Где можно применить полученные знания?
Презентация
Приложение 1
Приложение 2
Вы
знаете, я собираюсь в путешествие. Мне придётся ехать на автобусе и на поезде.
И чтобы никуда не опаздывать, мне необходимо точно знать время отъезда,
время приезда и время, которое я буду находиться в пути.
Время
отъезда можно назвать началом движения, время в пути – его продолжительностью,
а время приезда – окончанием движения.
Из
замка я поеду в Город геометрических фигур. Автобус отправляется в восемь часов
утра. Мне сказали, что до Города геометрических фигур надо ехать шесть часов. Когда
же я буду на месте?
Для
решения этой задачи воспользуюсь часами со стрелками.
Так,
время отправления или начало, – восемь часов, время в пути, или
продолжительность, – шесть часов. Раз, два, три, четыре, пять, шесть. Это будет
два часа дня. Но на вокзалах называют время в двадцатичетырёхчасовом
формате. И чтобы перевести два часа в двадцатичетырёхчасовой счёт, к
числу два надо прибавить двенадцать.
2
+ 12 = 14 (ч)
Ответ:
автобус прибывает в 14 ч.
Хотя,
эту задачу можно было бы решить и без циферблата часов. Если известно время
начала какого-то действия и его продолжительность, то для того, чтобы узнать
время окончания действия, два известных числа надо сложить. Автобус
отправляется в восемь часов и находится в пути шесть часов. Складываем эти
числа. Время прибытия – четырнадцать часов.
8
+ 6 = 14 (ч)
А
вот если бы было известно время начала и окончания движения? И узнать
надо было бы время в пути, то есть продолжительность движения.
Каким
действием его надо было бы находить?
Давайте
я вам это продемонстрирую не на циферблате часов, а на числовом луче.
Вот
на нем время отправления, вот время прибытия. А разница между этими числами и
есть время в пути. Вы слышите слово «разница»? Какое родственное математическое
слово вы знаете? Разность. А разность, как и разницу, мы находим действием
вычитания. Из времени окончания движения вычитаем время его начала.
14
– 8 = 6 (ч)
Ответ:
автобус находился в пути 6 ч.
Ну
и представим себе ещё одну обратную ситуацию, в которой известно время окончания
движения и его продолжительность, а узнать надо время начала движения.
Вот
часы, которые показывают время прибытия автобуса. Для того, чтобы они показали
время отправления, надо чтобы стрелки двигались назад, в прошлое. А если показать
это на числовом луче, то становится понятно, что опять выполняется действие
вычитание.
Вот
мы с вами решили три задачи, в одной из которых надо было узнать время
окончания движения, во второй – продолжительность движения и в третьей – время
начала движения. И теперь можно составить памятку – как решать такие
задачи. Только сначала я хочу вам сказать, что так можно находить время не
только в задачах про движущиеся объекты, но и про любые совершаемые действия или
события – про учёбу, работу, отдых. Поэтому я буду использовать именно слово
событие. Итак:
Если
известно время начала и продолжительности какого-либо события, то время
его окончания находим сложением.
Если
известно время начала и окончания какого-либо события, то его продолжительность
находим вычитанием.
Если
известно время окончания какого-либо события и его продолжительность, то время
его начала находим вычитанием.
Получились
формулы для решения взаимообратных задач на нахождение начала,
продолжительности или окончания действия или события. Обратите внимание на то,
что только время окончания действия находится сложением, а его
продолжительность и время начала – вычитанием.
Ну,
что же, теперь надо составить план дальнейшего путешествия. Надеюсь, вы мне
поможете.
В
Город геометрических фигур я приеду в четырнадцать часов, а далее мне предстоит
поездом доехать до Города уравнений. Поезд отправляется в двадцать часов
пятнадцать минут. Сколько времени я могу погулять по городу?
Помогите мне, пожалуйста, это узнать.
Так
как в этой задаче надо было узнать продолжительность события, то
я находила его вычитанием.
20
ч 15 мин – 14 ч = 6 ч 15 мин
Ответ:
Решалочка будет находиться в Городе
геометрических
фигур 6 ч 15 мин.
Итак,
после прогулки я отправлюсь на поезде в Город уравнений. Как вы знаете – время
отправления – двадцать часов пятнадцать минут, и в дороге я буду находиться три
часа 40 минут. Во сколько я приеду в Город уравнений?
Узнайте, ребята!
20
ч 15 мин + 3 ч 40 мин = 23 ч 55 мин
Ответ:
поезд прибудет в 23 ч 55 мин.
Ведь
узнать надо было время окончания движения, поэтому решать надо
было действием сложения.
Да,
поздновато приеду. Но там я пробуду несколько дней, хорошо отдохну с друзьями. Однако
в следующее воскресенье в пятнадцать часов сорок пять минут я должна быть дома.
Из города уравнений в замок я поеду уже на автомобиле. Посчитайте, ребята, во сколько
я должна выехать, если автомобиль доезжает до замка за пять часов тридцать
минут, а дома, как вы знаете, я должна быть в пятнадцать сорок пять.
Давайте
сверим наши результаты.
Я
надеюсь, вы все так решили, ведь время начала движения надо
находить вычитанием.
15
ч 45 мин – 5 ч 30 мин = 10 ч 15 мин
Ответ:
автомобиль должен выехать в 10 ч 15 мин.
Сегодня
мы с вами рассмотрели лишь некоторые случаи задач на нахождение начала,
окончания и продолжительности действия. Таким способом они решаются в
тех случаях, если действие происходит в течение одних суток. Если же действие
продолжается по истечении суток, то есть после двенадцати ночи, то такие задачи
надо будет решать уже не одним, а несколькими действиями. Но об этом мы
поговорим не сегодня, а в другой раз. Ведь время нашей встречи уже истекло. Однако,
прежде, чем попрощаться, я ещё раз хочу напомнить вам, как находить время
начала, окончания и продолжительности действия.
Эта
памятка поможет вам в дальнейшем и при решении более трудных задач.
А
теперь я говорю вам до свидания, ребята!
Педагогическая форма урока: общение,
сотрудничество.
Тип урока: повторительно-обобщающий
урок.
Вид урока: традиционный.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
II. Разминка (числовой фокус)
– Задумайте любое число, кроме 0.
– Прибавьте к нему 8.
– Отнимите 2.
– Прибавьте 5.
– Отнимите задуманное число.
– Назовите полученный ответ. (11)
– У всех такой ответ?
– Почему у всех получилось 11? Ведь вы загадывали
разные числа. Как вы это объясните?
с + 8 – 2 + 5 – с
5 + 8 – 2 + 5 – 5
III. Математический диктант (работа с
перфокартами)
– на 3 меньше 100;
– произведение чисел 49 и 2;
– состоящее из 9 десятков;
– произведение чисел 460 и 2 уменьшить в 10 раз;
– в 9 раз больше 5;
– состоящее из 8дес. 1ед.
– в 9 раз больше 7;
– 7000 уменьшить в 100 раз;
– сумма чисел 65 и 8;
– в 2 раза меньше 100.
IV. Сообщение темы и определение цели урока
– Соедините точки. Что получилось? (Круг) У
всех так?
– Во что можно превратить круг?
– Можно ли круг превратить в циферблат?
Обозначьте на нём время в данный момент.
– Догадались, чем будем заниматься на уроке?
Сколько времени мы будем повторять единицы
времени? Ответ мы найдём в этом цветке:
– Это время указано на третьем лепестке: число
делится на 8, но оно не больше 48 и не меньше 32.
Какое это число? (40 мин.)
V. Устный счёт (задачи-шутки)
VI. Работа по теме урока
1. Повторите единицы времени (см. таблицу).
Знание этой таблицы понадобится при выполнении
следующих заданий.
2. Карточки для групповой и парной работы (по
рядам)
(проверка выполнения экспертами из числа
учащихся.)
3. Карточки для индивидуальной работы. Сравнить:
350 сек * 6
мин
4 час 5 мин * 45 мин
5 сут * 50
час
4 мин 16 сек * 250 сек
3 мес * 100 сут
(взаимопроверка и оценивание работ)
VII. Физминутка за минутку
– Как вы думаете, 1 мин – это много или мало?
– За 1 мин свяжите обрывки ниток, каждый длиной в
10 см. У кого нитка окажется длиннее? Следим за
временем по песочным часам.
– Что же можно сделать за минуту?
– А поссориться и помириться можно за минуту?
– Итак, мы проверили, сколько простейших
упражнений можно выполнить за 1 минуту. Пройдут
годы, и вы уже не в игре, а на работе будете
стараться за 1 минуту выполнить как можно больше
заданий. 1 минута для страны – это много.
1
минута
220 т
стали
1200 т угля
1200 пар
обуви
2700 экз. книг
Научитесь ценить минуту и время вообще. Это
очень важно. В народе говорят: «Копейка рубль
бережёт». Ну а из минут складываются часы, дни,
недели, месяцы, годы.
VIII. Гимнастика для глаз
IX. Решение задач
1) Отдохнули? А теперь сосредоточьтесь. На доске
таблица. Заполним ее. Прочтите выражения и
найдите их значения. (Решение на доске. Ученики
выходят к доске по одному, читают выражения и
находят его значение.)
Запишите ответы в порядке возрастания, впишите
буквы. Что получилось?
А 3800 : 10 =
Й 453 – 16 =
Т 678 – 235 =
М 358 + 6 =
У 80 : 16 + 4 =
Д 600 * 10 : 1000 =
Е 92 * 50 =
2) Подумаем и решим задачи
– Ель может прожить 120 лет, сосна 1/2 этого
возраста, а рябина – на 20 лет меньше сосны.
Сколько лет может прожить рябина. (Краткая
запись на доске)
– Что известно?
– Что надо узнать?
– Как найти долю числа?
Решение выражением. При затруднении решение
по действиям. Дети решают самостоятельно.
Проверка: запись выражения на доске.
– Справочное бюро за три часа выдало 100 справок.
В 1 час оно выдало 45 справок, во второй час – в три
раза меньше, чем в первый час. Сколько справок
выдало справочное бюро за третий час?
– Что неясно в задаче?
Запись решения по действиям на доске.
– Кто понял, решает выражением.
X. Тест «+», «–». Слабые учащиеся
получают индивидуальный тест
Проверка: + + – + – – + – + –
XI. Итог урока
– Итак, 40 минут пролетели очень быстро. Можно ли
сказать, что мы их провели с пользой? Почему так
думаете? Обоснуйте свой ответ. Чем занимались?
Что было интересно? Что затрудняло?
– Если вам урок понравился,был интересен, вы
поняли материал и можете его объяснить другому,
приложите бабочку к цветку.
XII. Домашнее задание:
А. У многих из вас мобильные телефоны.
Сосчитайте, сколько времени вы тратите за сутки
на телефонные разговоры.
Б. № 355, 353 страница 65
Отметки за урок с комментарием.
Мы знаем: время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
– Спасибо за урок.
Задача 7
Ровно в 12 часов часы сломались и пошли в полтора раза быстрее и шли так, пока не стали показывать ровно 13 часов, после чего пошли в полтора раза медленнее обычных, пока не стали показывать 14 часов. Сколько в этот момент показывали обычные часы?
1. Определим, сколько времени прошло на обычных часах за то время, за которое на сломавшихся прошёл 1 час.
За то время, пока на обычных часах минутная стрелка проходит минуту, на сломавшихся, т.к. они идут в полтора раза быстрее, минутная стрелка проходит одну минуту и ещё половину. То есть две минуты обычных часов – это 3 минуты сломавшихся.
В 60 минутах 20 частей по 3 минуты (60:3 = 20)
Так как 3 минутам сломавшихся часов соответствуют 2 минуты нормальных, то 20 частей по 3 минуты сломавшихся часов это
20∙2 = 40 минут обычных часов.
То есть в сломавшихся часах часовая стрелка передвинулась с 12 до 13 часов за 40 минут обычных часов.
2. Аналогичным образом высчитаем, сколько времени прошло на нормальных часах после того как сломавшиеся часы стали идти в полтора раза медленнее.
Тут мы имеем ситуацию, обратной той, что была в предыдущем действии.
То есть две минуты сломавшихся часов – это 3 минуты обычных. Когда на обычных часах проходит 3 минуты, на сломавшихся часах минутная стрелка передвигается только на 2 минуты.
В 60 минутах 30 частей по 2 минуты (60:30 = 2)
30 частей по 2 минуты сломавшихся часов соответствуют
30∙3 = 90 минутам нормальных часов, или одному часу 30 минутам
3. Определим сколько времени прошло на обычных часах с 12 до 14 часов:
40 мин + 90 мин = 130 мин, или 2 часа 10 минут.
Обычные часы стали показывать:
12 ч + 2 ч 10 м = 14:10
ВИДЕОКУРС 2plus2.online по решению олимпиадных задач по математике для 4 класса и задач из вступительных экзаменов в 5-й класс физматшколы.
Задача В феврале 2008 года 5 пятниц. На какой день недели приходится 21 февраля 2008 года?
2008 – это високосный год, т.е в феврале 29 дней. 5 пятниц может быть только при условии, что 1 февраля приходится на пятницу (вспомним решение предыдущей задачи). Тогда последняя пятница – это 1 + 7∙4 = 29 февраля. Таким образом, если 29 февраля – пятница, то 22 февраля тоже пятница (29 – 7 = 22). Таким образом, 21 февраля – четверг.
Ответ: четверг
Задача 2
Света и Оля договорились встретиться в 11:00 на остановке. У Светы часы отстают на 10 минут, и она знает об этом. У Оли часы спешат на 10 минут, но она думает, что они отстают на 10 минут. Кто придет первым и сколько будет ждать второго?
Света придет вовремя, так как она знает, что ее часы отстают, т.е. Света будет на остановке в 11.00, а ее часы будут показывать 10:50. Оля думает, что ее часы отстают на 10 минут, и поэтому она собирается прийти к 10:50, но в реальности её часы спешат на 10 минут, т. е. в тот момент, когда на её часах будет 10:50, правильное время на самом деле будет 10:40. Таким образом, Оля придёт на 20 минут раньше.
Ответ: Оля придет раньше назначенного времени на 20 минут и столько же будет ждать Свету, которая придет вовремя.
Задача. В некотором месяце три субботы пришлись на чётные числа. Какой день недели был 11 числа этого месяца?
Решение
Во-первых, вспомним, что в каждом месяце может быть максимум 5 одинаковых дней недели. И вспомним, что чётное число при сложении с нечётным даёт нечётное число. Так как в неделе 7 дней, то чётные субботы (приходящиеся на чётные числа) чередуются с нечётными – равно как и чётные понедельники чередуются с нечётными и т.д.
То есть если у нас максимум 5 одинаковых дней недели в месяце, и из них три пришлись на чётные числа, то это значит, что самый первый такой день недели должен приходиться на чётное число. Таким образом, если у нас первая суббота – чётная, то вторая – нечётная, третья опять чётная, четвёртая нечётная и последняя пятая – чётная.
Наименьшее чётное число – это 2. То есть первый день месяца – это пятница, второй день – суббота. Таким образом, 9 число тоже суббота (2 + 7 = 9). Следовательно, 10 – это воскресение, а 11 – понедельник.
Итак, на основе решения этих задач мы можем запомнить важные правила, которые пригодятся для решения других задач, связанных с календарём:
1. В месяце гарантированно есть 4 одинаковых дня недели, и может быть максимум 5 одинаковых дней недели.
2. Для того, чтобы в месяце было 5 одинаковых дней недели, надо, чтобы этот день недели приходился на 1 или 2 число месяца. В случае, если в месяце 31 день, то он может приходиться и на 3 число (3 + 7∙4 = 31)
3. Так как в неделе 7 дней (нечётное число), то одинаковые дни недели поочерёдно выпадают на чётные и нечётные числа месяца. Не может быть такого, что два одинаковых дня недели в соседних неделях приходятся оба на чётные или оба на нечётные числа.
4. Зная, сколько всего заданных дней недели в месяце, и сколько из них пришлось на чётные или нечётные числа, мы можем понять, на какое число – чётное или нечётное выпал первый соответствующий день недели в этом месяце.
Задача 1
Катя и Коля договорились встретиться у кинотеатра в 12.00. У Кати часы спешат на 5 минут, и она знает об этом. У Коли часы отстают на 5 минут, хотя он думает, что они спешат на 5 минут. Кто придет первым и сколько будет ждать второго?
Катя придет вовремя, она знает, что ее часы спешат, т.е. она будет у кинотеатра в 12.00, а ее часы будут показывать 12:05.
Коля думает, что его часы спешат на 5 минут, то есть показывают время большее, чем есть на самом деле. Поэтому он собирается прийти к 12.05 по своим часам. Но на самом деле его часы отстают на 5 минут, т. е. в тот момент, когда его часы будут показывать 12:05, в реальности будет 12:10. То есть в реальности Коля опоздает на 10 минут.
Ответ: Катя придет первой и будет ждать Колю 10 минут.
Диктант по математике для 4 класса. Тема
Задачи: обобщить представления учащихся о единицах времени, закрепить умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащийся научится читать, записывать и сравнивать единицы времени.
Математический диктант 1.
– Выполните диктант. Отметьте знаком «+» верные утверждения, неверные утверждения – знаком «-».
а) В одном часе 60 минут.
б) В одном часе 360 секунд.
в) 28 дней – это 3 недели.
г) 120 часов – это 5 суток.
д) Самая большая единица измерения времени – год.
е) 120 минут больше, чем 2 часа.
ж) 3 минуты – это 180 секунд.
– Выполните самопроверку по образцу. Какие знания помогли выполнить математический диктант?
– Заполните пропуски, чтобы равенства стали верными.
– Выполните проверку в парах, поменяйтесь тетрадями с соседом. Какие знания помогли выполнить данное задание?
5 мин 32 с = 332 с 4 мин 2 с = 242 с
5000 лет = 50 век 4 г 8 мес. = 104 мес.
180 мин = 3ч 72 мес. = 6 лет
72 ч = 3 сут. 1 сут. 20 ч = 44 ч
– Сравните величины.
350 с * 6 мин 4 ч 5 мин * 45 мин
5 сут. * 50 ч 4 мин 16 с * 250 с
3 мес. * 100 сут. 4 мин 26 с * 266 с
– Внимание на экран! Проверьте свою работу по образцу.
3 мес. < 100 сут. 4 мин 26 с = 266 с
– Решите задачи.
а) Золушка должна была покинуть дворец в полночь, но все дворцовые часы были переведены на час назад. Во сколько часов карета станет тыквой, а наряд Золушки превратится в простое платье? Какое время будут показывать часы во дворце?
б) Кот Леопольд терпел обидные выходки мышат 1 месяц 2 недели и 3 дня. Через сколько дней его терпение кончилось?
в) Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут он занимался этой «трудной» работой?
г) Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода?
а) Карета станет тыквой, а наряд Золушки превратится в простое платье ровно в полночь. Часы во дворце будут показывать 23 часа.
б) 31 + 14 + 3 = 48 (дней).
в) 197 минут.
г) Через 48 часов наступит 12 часов ночи, поэтому не будет солнечной погоды.
Рефлексия (прием «Облачко»).
– Оцените свою работу во время математического диктанта.
Вы за партой не сидите,
Быстро к облачку бегите.
Да иль нет? Дай ответ!
Учащиеся выбирают облачко со словами «да» или «нет».
Единицы времени (продолжение)
– Прочитайте выражения, найдите их значения. Запишите значения выражений в порядке возрастания, впишите буквы. Какое слово получилось?
Ученики выходят к доске по одному, читают выражения, находят значения. Записывают значения выражений в порядке возрастания, читают ключевое слово «время».
– Выполните диктант. Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если вы не согласны с высказыванием, то знак «-».
а) 1 час в двадцать четыре раза меньше, чем 1 сутки.
б) 1 минута в 60 раз больше, чем 1 секунда.
в) 1000 лет-это 1 век.
г) 1958 год – это XX век.
д) 3 месяца – это 100 суток.
е) 26 часов – это одни сутки.
ж) 80 секунд – это одна минута 20 секунд.
з) 1 час 25 минут – это 125 минут.
и) 6 минут – это 1/10 часть часа.
к) 2 минуты больше 120 секунд.
а) Ель может прожить 120 лет, сосна 1/2 этого возраста, а рябина – на 20 лет меньше сосны. Сколько лет может прожить рябина?
б) Ослик пригласил к себе на день рождения гостей, в том числе и Пятачка, к 9 часам. Чтобы не опоздать, Пятачок вышел из дома в 8 часов, взяв с собой из дома воздушный шарик. Первую половину пути он проделал за 10 минут. Ещё 5 минут он летел на воздушном шарике, пока шарик не лопнул. Расстроенный Пятачок 5 минут рассматривал лопнувший шарик, 15 минут горько плакал и 10 минут брёл до жилья Ослика. Не опоздал ли Пятачок на день рождения Ослика?
в) Самолёт покрывает расстояние от города А до города В за 1 час 20 мин. Однако обратный перелёт он совершает за 80 мин. Как вы это объясните?
а) 120 : 2 = 60 (лет) – возраст сосны.
60 – 20 = 40 (лет) – возраст рябины.
б) 9 ч – 8 ч = 1 ч.
10 мин + 5 мин + 5 мин + 15 мин + 10 мин = 45 мин.
Пятачок не опоздал.
в) 1 час 20 мин = 80 мин.
По окончании математического диктанта ученики отмечают знаком «ладошка» фразы, которые соответствуют их настроению.
Рекомендуем посмотреть
Математический диктант «Нумерация многозначных чисел», 4 класс. Школа России
Математический диктант «Величины» с ответами, 4 класс
Математический диктант «Свойства умножения» с ответами, 4 класс
Математический диктант «Классы и разряды чисел» с ответами, 4 класс
Математический диктант «Сравнение многозначных чисел» с ответами, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Задача 5
Ровно в 8 часов наши часы вдруг сломались и пошли в 2 раза быстрее обычных и шли так, пока не стали показывать ровно 9 часов, после чего пошли в 2 раза медленнее обычных часов, пока не стали показывать 10 часов. Сколько в этот момент показывали обычные часы?
1. Между 8 и 9 часами интервал составляет 1 час.
Если часы пошли в 2 раза быстрее, значит на обычных часах стрелки прошли только половину пути по сравнению с нашими ускоренными часами.
То есть за один час обычные часы прошли:
2. После того, как “ускоренные” часы стали показывать 9 часов, они пошли в два раза медленнее обычных, пока не стали показывать 10 часов. Таким образом, новый интервал также составил 1 час по ускоренным часам.
Если часы шли в 2 раза медленнее обычных, значит часовой стрелки для того, чтобы передвинуться с 9 до 10 часов, потребовалось два настоящих часа, или 120 минут:
60∙2 = 120 минут
3. Подсчитаем, сколько времени прошло на нормальных часах с того момента, как на сломавшихся часах часовая стрелка передвинулась с 8 до 10 часов:
С 8 до 9 часов: 30 минут по нормальным часам
с 9 до 10 часов: 120 минут (2 часа) по нормальным часам
Итого:
2 ч + 30 м = 2 ч 30 м
Таким образом, нормальные часы будут показывать:
8 ч + 2 ч 30 м = 10:30
Ответ: 10:30
Задача 9
Если бы сейчас было на два часа позже, то до 9 часов утра оставалось бы в два раза меньше времени, чем если бы сейчас было на час позже. Сколько сейчас времени?
Рассмотрим два момента времени “на час позже” и “на два часа позже”. Разница между ними составляет один час.
С другой стороны, есть условие задачи, что в эти моменты до 9 часов остается время, отличающееся вдвое. То есть от момента “на два часа позже” остается час до 9 часов, а от момента “на час позже” остается два часа до 9 часов.
Два часа до 9 часов – это 7 часов (9 – 2 = 7)
При этом 7 часов – это на час позже, чем есть сейчас, то есть сейчас
7 – 1 = 6 часов утра
Задача 6
Ровно в 10 часов часы сломались и пошли в 2 раза медленнее и шли так, пока не стали показывать ровно 11 часов, после чего пошли в 3 раза быстрее обычных часов, пока не стали показывать 12 часов. Сколько в этот момент показывали обычные часы?
1. Определим, сколько времени прошло на обычных часах за то время, как пока на сломавшихся прошёл 1 час.
Так как они стали идти в два раза медленней, то для прохождения часовой стрелки одного часа сломавшимся часам понадобилось 2 часа обычного времени:
60∙2=120 минут (2 часа)
2. По аналогичной методике определим, сколько времени прошло на нормальных часах, после того как сломавшиеся часы стали идти в 3 раза быстрее и их часовая стрелка преодолела 1 час с 11 до 12 часов:
60:3 = 20 минут
3. Подсчитаем, сколько времени прошло на нормальных часах с того момента, как на сломавшихся часах часовая стрелка передвинулась с 10 до 12 часов:
2 ч + 20 м = 2 ч 20 м
Следователно, нормальные часы показывают:
10 ч + 2 ч 20 м = 12:20
Задача 3
Петя и Оля назначили свидание в 10:00. У Пети часы спешат на 5 минут, хотя он считает, что они отстают на 5 минут. А у Оли, наоборот, часы отстают на 5 минут, а она думает, что они спешат на 5 минут. Кто придет на свидание первым и сколько времени будет ждать второго?
Молодые люди условились встретиться в 10:00. Тогда Петя, считая, что его часы отстают на 5 минут, придет в 9:55 по своим часам. Реальное время в этот момент будет 9:50, т.е. его часы спешат на 5 минут. Оля, считая, что ее часы спешат на 5 минут, придет в 10:05 по своим часа. В этот момент на самом деле будет 10:10, так как её часы на 5 минут отстают.
Таким образом, так как Петя придёт в 9:50, а Оля в 10:10, то Петя придет раньше, и 20 минут будет ждать Олю.
Ответ: Петя придёт первым и будет ждать Олю 20 минут.
Вова и Стас договорились встретиться в одно и то же время у кинотеатра. У Вовы часы спешат на 15 минут, хотя он считает, что они отстают на 10 минут. А у Стаса часы отстают на 15 минут, а он думает, что они спешат на 10 минут. Кто придет на встречу первым и сколько времени будет ждать второго?
Ответ не зависит от времени, когда ребята договорились встретиться. Пусть молодые люди условились встретиться в 10:00. Тогда Вова, считая, что его часы отстают на 10 минут, придет в 9:50 по своим часам. В этот момент на самом деле будет 9:35, так как часы на 15 минут спешат. Стас, считая, что его часы спешат на 10 минут, придет в 10:10 по своим часам. В этот момент на самом деле будет 10:25, так как его часы на 15 минут отстают. Вова придет в 9:35, а Стас в 10:25, то есть Вова придет на 50 минут раньше Стаса (60 – 35 + 25).
Ответ: Вова придёт первым и будет ждать Стаса 50 минут.
Задача 8
Вася и Петя живут в разных часовых поясах. Если у Васи три часа дня, то через два часа у Пети будет одиннадцать часов утра. Тогда если у Пети сейчас три часа ночи, то какое время у Васи сейчас?
Если у Пети через 2 часа будет 11 часов, то сейчас у него 9 часов утра. А у Васи сейчас по условию задачи 3 часа дня (15:00), то есть разница между часовыми поясами в 6 часов. Следовательно, когда у Пети будет 3 часа ночи, то у Васи будет на 6 часов больше, то есть 9 часов утра.
Задачи: закреплять умение решать задачи на движение.
Планируемые результаты: учащийся научится устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий.
– Ответьте на вопросы, запишите только ответы.
а) За 1 час поезд проходит 60 км. Сколько километров он пройдет за 1 минуту?
б) За 1 минуту девочка проходит 60 м. Сколько метров она проходит за 1 секунду?
в) Наибольшую скорость развивает рыба-меч – до 130 км/ч. Выразите данную скорость в метрах в час.
г) Летучие рыбы населяют все моря и океаны с температурой воды не ниже 20 °С. На глубине рыба увеличивает скорость до 30 км/ч, а у поверхности доводит ее до 60 км/ч. Выразите данные скорости в метрах в час.
д) На сколько меньше скорость акулы, чем скорость рыбы- меч, если акула плывет со скоростью 30 км/ч?
е) Во сколько раз меньше скорость акулы, чем скорость рыбы-меч у поверхности воды?
ж) Выразите скорости ветра в метрах в минуту, используя данные таблицы.
а) 1 км
в) 130000 м/ч
г) 30000 м/ч; 60000 м/ч
д) 130 км/ч – 30 км/ч = 100 км/ч
е) 60 км/ч : 30 км/ч = 2 раза
ж) 5 м/с = 300 м/мин
13 м/с = 780 м/мин
24 м/с = 1440 м/мин
35 м/с = 2100 м/мин
– Соедините условия с соответствующими схемами:
Решение задач на движение (продолжение)
– Используя данные таблицы «Скорости полета птиц», ответьте на вопросы. Запишите ответы.
а) Какое расстояние пролетит орел за два часа?
б) Сколько метров пролетит стриж за 1 час?
в) На сколько скорость сокола больше скорость утки?
г) Сколько километров пролетит лебедь за полчаса?
д) На сколько скорость голубя меньше, чем скорость грача?
е) За какое время сорока пролетит 224 км?
ж) За какое время ворон пролетит 380 км?
з) Почтовый голубь должен доставить донесение на расстояние 120 км. Успеет ли голубь доставить это донесение за 2 ч?
а) 320 км д) На 10 км/ч
б) 108000 м е) За 4 часа.
в) На 3 км/ч ж) За 10 часов.
г) 44 км з) Успеет.
– Выразите данные скорости в метрах в час.
а) Сайгаки населяют полупустыни и сухие степи Евразии. По гладкой равнине эти стремительные антилопы могут мчаться со скоростью 80 км/ч.
б) Самая крупная птица – африканский страус. В случае опасности страусы бегут со скоростью 70 км/ч.
в) Самое быстроногое животное на Земле – гепард. В погоне за копытными на коротких дистанциях гепард мчится со скоростью 110 км/ч.
г) Земляная кукушка населяет сухие равнины США и Мексики. Живет на земле и летать не любит. Зато бегает быстрее всех других летающих птиц, развивая скорость до 25 км/ч.
а) 80000 м/ч.
б) 70000 м/ч.
в) 110000 м/ч.
г) 25000 м/ч.
– Две морские черепахи одновременно начали движение по берегу навстречу друг другу и встретились через 10 минут. Скорость одной была 7 м/мин, а другой – 6 м/мин. На каком расстоянии находились черепахи до начала движения?
Ответ: 130 метров.
– Какие знания помогли вам выполнить задания математического диктанта?
– Оцените свою работу во время устного счета.
Какая из данных формул позволит найти пройденное расстояние при встречном движении?
Варианты ответов
Что можно найти в задаче на встречное движение, если известно первоначальное расстояние между движущимися объектами и время, через которое они встретятся?
Вопрос 3
Составь задачу по рисунку и реши её. Какой ответ будет у получившейся задачи?
Вопрос 4
Составь задачу по таблице. Какое решение соответствует данному условию?
- 480 * (12+18)
- 480 : (18*12)
- 480 : (12+18)
Вопрос 5
Выбери решение задачи:
Из двух городов, расстояние между которыми 477 км, одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Первый ехал со скоростью 83км/ч. С какой скоростью ехал второй автомобиль, если они встретились через 3 часа?
Вопрос 6
Путешественник 36 км проехал на велосипеде со скоростью 12 км/ч, а потом такое же время шёл пешком со скоростью 4 км/ч. Какое расстояние прошел путешественник?
Расставь действия в нужном порядке.
Вопрос 7
Посмотри на краткое условие задачи. Каким действием надо её решать?
Вопрос 8
Вопрос 9
Велосипедист проехал 70 км за 7 часов. За какое время он проедет этот путь, если увеличит скорость на 4 км/час?
Вопрос 10
Составь задачу по схеме и реши ее. Выбери из списка нужные для решения действия.
Вопрос 11
Составь по схеме задачу. Соотнеси план решения задачи с написанными действиями.
Найдем скорость удаления пешеходов.
Найдем расстояние, пройденное пешеходами за все время.
Найдем расстояние, на котором оказались пешеходы в конце пути.
Вопрос 12
Рассмотри схемы и соотнеси каждую задачу с ее решением.
- (5+4)*3=27 (км)
- (27-5*3):3=12 (км/ч)
Вопрос 13
Ответь на вопрос задачи и запиши только число в строке.
Из города одновременно в противоположных направлениях выехали 2 поезда. Их скорость 60 км/ч и 70 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 780 км?