Самая большая ценность народа его язык на котором он пишет говорит думает

10 февраля 2018

Самая большая ценность народа – это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта.

Часто ли мы задумываемся о том, насколько важна и исключительна история русской речи? В своем тексте Д.С. Лихачев предлагает читателю задуматься о проблеме ценности родного языка.

Рассуждая над данным вопросом, автор выражает полную свою заинтересованность в этой теме, ведь на русском языке разговаривает обширная часть населения нашей планеты, и актуальность проблемы обуславливается постепенным обесцениванием величайшей ценности нашего народа. Писатель подмечает, что «вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык», с помощью него мы выражаем свои мысли и тем самым открываем окружающим свой внутренний мир. Д.С. Лихачев акцентирует внимание на том, что история русского языка берет начало из древнейших времен, и чем дольше он развивался, тем разнообразнее становилась его художественная и эмоциональная составляющая.

Автор считает, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком. С помощью него мы думаем, пишем и говорим. Русская речь – это показатель культурной, личностной, эмоциональной, умственной составляющей нашего народа, и в этом заключается ценность родного нам языка. «В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру».

Нельзя не согласиться с мнением Д.С. Лихачева. Безусловно, родной язык является основным показателем того, как развивалась и совершенствовалась наша страна, а вместе с тем и её люди. С помощью русской речи мы говорим и думаем, пишем и читаем, и я убеждена, что ни на каком другом языке нельзя так ярко и так емко выразить свои чувства и эмоции, ведь наш язык семантически богат и развит.

О проблеме ценности языка рассуждает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Автор, приводя в пример несколько речевых портретов, делает акцент на том, как емко слова и выражения героя характеризуют его культурный и моральный облик. Так, семья Простаковых использует простонародную, бранную речь, куцые и односложные предложения. А Правдин и Стародум, в свою очередь, не оперируют бранными словами, а изъясняются как все образованные люди того времени, без лишних эмоций и с использованием книжной лексики. Смысл сказанного этими героями становится понятен из непосредственного значения этих слов, для раскрытия смысла читателю не приходится ориентироваться по контексту и улавливать динамику речи, как происходит с репликами отрицательных персонажей. Таким образом, Д.И. Фонвизин приводит в пример два типа использования языка, заостряя наше внимание на том, что развитие нашей речи зависит от нас самих, и нельзя допустить такого чудовищного отношения к языку, какое властвовало в семье Простаковых и Скотининых.

Подобным образом раскрывает данную проблему и М. Горький в пьесе «На дне». Каждый из героев «попал на дно» по разным причинам. И несмотря на то, что социальная пропасть так или иначе заставляла всех героев строить свою речь одинаковым образом, из реплик некоторых персонажей можно выявить отдельные стороны их характеров и деталей прошлого. Так, например, Актер, будучи когда-то образованным человеком, уважающим свой язык, выражает свою мнение звучно и даже красиво, без бранных и негативно окрашенных слов, зачастую в стихотворной форме. Из этого можно сделать вывод, что этот герой ранее принадлежал к более высокому сословию, ценил свой язык и не утратил к нему уважение. Клещ же, к примеру, использует короткие предложения, бранную лексику, частые повторы и долгие паузы, свидетельствующие о том, что ему тяжело выражать свою мысль. Этому герою абсолютно все равно, как он говорит и правильно ли использует слова.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что русская речь – ценное наследие нашей страны, и, к тому же, емкая характеристика всех её жителей. И потому в наших руках лежит ответственность за сохранение языка и его дальнейшее развитие.

Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона 
Архиепископа
Новосибирского и Бердского

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
посвященный X Новосибирским Рождественским Образовательным
Чтениям

О ЯЗЫКЕ УСТНОМ И ПИСЬМЕННОМ, СТАРОМ И
НОВОМ

Самая большая ценность народа его язык на котором он пишет говорит думает

Самая
большая ценность народа – это язык, язык, на котором он
пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально,
во всей многозначности и многозначительности этого факта.
Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека
проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только
окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в
каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное
развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его
походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда,
впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный
показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и
язык отдельного человека, как показатель его личных качеств,
качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как
этим языком пользуется тот или иной человек.

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется
словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные
слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его
словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую
сущность.

Русский язык с самого начала оказался в счастливом
положении – с момента своего существования в недрах единого
восточнославянского языка, языка Древней Руси.

1. Древнерусская народность, из которой выделились в
дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные
пространства с различными природными условиями, различным
хозяйством, различным культурным наследием и различными
степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в
эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого
разнообразия жизненных условий язык был богат – лексикой в
первую очередь.
2. Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к
богатству других языков – в первую очередь литературного
староболгарского, затем греческого (через староболгарский и
в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских,
финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только
обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и
восприимчивым как таковой.

3. Благодаря тому что литературный язык создался из
соединения староболгарского с народным разговорным, деловым,
юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора
тоже не просто разговорный), в нем создалось множество
синонимов с их оттенками значения и эмоциональной
выразительности.

4. В языке сказались «внутренние силы» народа – его
склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров
и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа
сказывается его национальный характер (а это безусловно
верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно
внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это
должно было отразиться в языке.

Чем был церковнославянский язык в России? Это не был
всеобщий для нашей письменности литературный язык. Язык
очень многих литературных произведений просто далек от
церковнославянского: язык летописей, изумительный язык
«Русской Правды», «Слова о полку Игореве», «Моления
Даниила Заточника», не говоря уже о языке Аввакума.
Церковнославянский язык, перенесенный на Русь из Болгарии не
только через книги, но и устно -через богослужение, сразу
стал на Руси своеобразным индикатором духовной ценности
того, о чем на нем говорилось и писалось. Болгария дала
восточным славянам высший слой языка, «полюс духовности»,
чрезвычайно обогативший наш язык, давший нашему языку
нравственную силу, способность возвышать мысль, понятия,
представления. Это язык, которому доверяли самые высокие
мысли, на котором молились, на котором писали торжественные
слова. Он все время был «рядом» с русским народом, обогащал
его духовно.
Потом молитвы заменила поэзия. Памятуя молитвенное прошлое
нашей поэзии, следует хранить ее язык и ее «высокий
настрой».

Текст приводится в сокращении по книге:
Лихачев Д. «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных
лет»,- Л.: Сов. писатель, 1989, с. 410-436.

О ВОСПИТАНИИ И СЕМЬЕ

Текст для сжатого изложения:

Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека: его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Как человек говорит, так он, следовательно, и думает, и поступает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обязательно обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно, чтобы не вынуждать окружающих выслушивать длинные речи, в которых вы просто демонстрируете красоту своей речи.

(По Д. С. Лихачеву)

1. Самая большая ценность народа — родной язык, на котором он пишет, говорит, думает, ведь все мысли формулируются языком, через который проходит вся сознательная жизнь человека.

2. Чтобы составить представление об умственном развитии, моральном облике и характере человека, нужно послушать, как он говорит, поскольку язык человека является более точным показателем его нравственности и культуры, чем внешность.

3. Язык человека отражает его мировоззрение и поведение, и, чтобы быть интеллигентным, образованным и культурным человеком, надо говорить правильно, точно, экономно.

Готовое сжатое изложение:

Самая большая ценность народа — его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык, все мысли наши формулируются языком.

Чтобы узнать умственное развитие, моральный облик и характер человека, нужно прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека — более точный показатель его человеческих качеств, нежели внешность.

Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Если вы хотите быть интеллигентным, культурным человеком, то говорите правильно, точно, экономно. (72 слова)

15. Аудиозапись, микротемы, готовое сжатое изложение «В об­ще­стве, где куль­ти­ви­ру­ет­ся идея ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма»

В об­ще­стве, где куль­ти­ви­ру­ет­ся идея ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма, мно­гие за­бы­ли о таких вещах, как вза­и­мо­вы­руч­ка и вза­и­мо­по­мощь. А че­ло­ве­че­ское об­ще­ство как раз и сфор­ми­ро­ва­лось, и про­дол­жа­ет су­ще­ство­вать бла­го­да­ря об­ще­му делу и по­мо­щи сла­бым, бла­го­да­ря тому, что каж­дый из нас до­пол­ня­ет друг друга. И как те­перь мы можем под­дер­жи­вать аб­со­лют­но про­ти­во­по­лож­ную точку зре­ния, гла­ся­щую о том, что нет иных ин­те­ре­сов,кроме наших соб­ствен­ных?

И дело тут даже не в том, что это зву­чит эго­и­стич­но. Дело в том, что имен­но в этом во­про­се пе­ре­пле­та­ют­ся лич­ные и об­ще­ствен­ные ин­те­ре­сы. По­ни­ма­е­те, на­сколь­ко это глуб­же, чем ка­жет­ся? Ведь ин­ди­ви­ду­а­лизм раз­ру­ша­ет об­ще­ство, а, стало быть, и ослаб­ля­ет нас. И толь­ко вза­им­ная под­держ­ка может со­хра­нить и укре­пить об­ще­ство.

И что же боль­ше от­ве­ча­ет нашим ин­те­ре­сам – вза­и­мо­вы­руч­ка или при­ми­тив­ный эго­изм? Здесь двух мне­ний быть не может. Мы долж­ны по­ни­мать друг друга, если хотим все вме­сте жить хо­ро­шо и ни от кого не за­ви­сеть. И, по­мо­гая людям в труд­ную ми­ну­ту, не надо ждать бла­го­дар­но­сти, надо про­сто по­мо­гать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ по­мо­гут обя­за­тель­но.

1. Об­ще­ство су­ще­ству­ет бла­го­да­ря тому, что есть вза­и­мо­вы­руч­ка и вза­и­мо­по­мощь.

2. Ин­ди­ви­ду­а­лизм раз­ру­ша­ет об­ще­ство.

3. Если мы хотим жить вме­сте, не­об­хо­ди­мо бес­ко­рыст­но по­мо­гать друг другу.

В об­ще­стве, где куль­ти­ви­ру­ет­ся идея ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма, мно­гие за­бы­ли о вза­и­мо­вы­руч­ке и вза­и­мо­по­мощи. А ведь об­ще­ство су­ще­ствует бла­го­да­ря об­ще­му делу, по­мо­щи сла­бым, бла­го­да­ря тому, что каж­дый из нас до­пол­ня­ет друг друга.

Ин­ди­ви­ду­а­лизм раз­ру­ша­ет об­ще­ство, ослаб­ля­ет нас. И толь­ко вза­им­ная под­держ­ка может со­хра­нить и укре­пить об­ще­ство.

Мы долж­ны по­ни­мать друг друга, если хотим все вме­сте жить хо­ро­шо и ни от кого не за­ви­сеть. И, по­мо­гая людям в труд­ную ми­ну­ту, не надо ждать бла­го­дар­но­сти, надо про­сто по­мо­гать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ по­мо­гут обя­за­тель­но. (84 слова)

Текст №16 «Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *