Как
известно, большинство животных и
двудомных растений являются раздельнополыми
организмами, причем внутри вида
количество особей мужского пола
приблизительно равно количеству особей
женского пола.
Пол
можно рассматривать как один из признаков
организма. Наследование признаков
организма, как правило, определяется
генами. Механизм же определения пола
имеет иной характер — хромосомный
(рис. 328).
Пол
чаще всего определяется в момент
оплодотворения. У человека женский пол
является гомогаметным, то есть все
яйцеклетки несут Х-хромосому. Мужской
организм — гетерогаметен,
то есть образует два типа гамет —
50% гамет несет Х-хромосому и 50% —Y-хромосому. Если
образуется
зигота, несущая две Х-хромосомы, то из
нее будет формироваться женский
организм, если Х-хромосому и Y-хромосому
— мужской.
Рис. 329.
Основные типы хромосомного определения
пола.
оотношение полов, близкое к
расщеплению 1:1, соответствует расщеплению
при анализирующем скрещивании. Поскольку
женский организм имеет две одинаковые
половые хромосомы, его можно рассматривать
как гомозиготный, мужской, образующий
два типа гамет — как гетерозиготный.
Из
приведенной схемы видно, как происходит
формирование в равных количествах двух
групп особей, отличающихся набором
половых хромосом.
Существует
четыре основных типа хромосомного
определения пола (рис. 329):
Ответы 2
Ответ разместил: Vanya
Доступ после просмотра рекламы
Ответы будут доступны после просмотра рекламы
На представленном ниже рисунке изображён один из процессов жизнедеятельности садовой земляники. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
Показать другие задания к этому тексту
Садовую землянику относят к группе покрытосеменных из-за наличия цветов и плодов, которые защищают (покрывают) семена.
w na = ar na/ mr naoh = 23/40 = 0,575 = 57,5%
w o2 = ar o/ mr naoh = 16/40 = 0,4 = 40%
w h2 = ar h/ mr naoh = 1/40 = 0,025 = 2,5%
Другие вопросы по Биологии
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
На данном рисунке изображен процесс размножения инфузории — туфельки путем деления. Такой способ бесполого размножения присущ многим простейшим. Например, амеба размножается при помощи деления, бесполое размножение малярийного плазмодия в печени человека (шизогония).
Ствол, плод, лист, цветок.
1/5. Образовательный портал «РЕШУ ВПР» (
Задания 2. Клеточное строение организмов
Отложенные задания (30)
Корень, стебель, лист, семя.
ОГЭ 2018 Биология Часть 1 Задание 5
Укажите рисунок, на котором изображён плод ягода.
ЕГЭ 2022 ОГЭ 2022
Новости ЕГЭ Новости ОГЭ Новости вузов Новости регионов IT в образовании Наука Бизнес-образование Культура Каникулы Издательства Спорт Обзоры и аналитика
Добавьте в закладки!
Нажмите Ctrl+D в своем браузере!
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Помогите сайту!
Однообразная работа утомляет мозг! Чередуйте умственный труд с физическим, помогите своему мозгу работать активно.
Официальный канал нашего сайта в Telegram. Новости в сфере образования Объяснение различных тем Помощь в подготовке
Tweets by cknow_ru
Ученик (если что это ссылка)
Учитель (это тоже ссылка)
Рохлова В.С. (2021, 144с.) по биологии 9 класс. Типовые тестовые задания 10 вариантов (задания и ответы). Составленные с учётом требований Основного государственного экзамена в 2021 году. Типовые экзаменационные варианты. Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Основному Государственному экзамену, а учащимся для самоподготовки и самоконтроля.
* Еще больше пособий ЕГЭ и ОГЭ * Учебные материалы
Поделиться
Предмет (категория): Типовые экзаменационные варианты (10)
Читать онлайн: Да
Формат книги: jpg
Размер книги/ГДЗ: 9,97 Мб
Год публикации (выпуска): 2021
Читать онлайн или скачать 10 вариантов для подготовки к Основному государственному экзамену по биологии под редакцией Рохловой 2021 года
Самые популярные статьи:
Новые материалы для вашего класса:
Структура
Работа включает в себя 32 задания и состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом: 22 задания базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 6 заданий повышенного уровня сложности, из которых 2 с выбором и записью трех верных ответов из шести, 3 на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом, из них: 1 повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; остальные высокого уровня сложности: 1 на анализ статистических данных, представленных в табличной форме; 2 на применение биологических знаний для решения практических задач.
Шкала перевода баллов в оценки
«2» – от 0 до 12
«3» – от 13 до 25
«4» – от 26 до 36
«5» – от 37 до 46
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
За верное выполнение каждого из заданий 1–22 выставляется 1 балл. В другом случае – 0 баллов.
За верное выполнение каждого из заданий 23–27 выставляется 2 балла. За ответы на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно). За ответ на задание 25 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок. За ответы на задания 26 и 27 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Задания 29–32 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 46.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Любой учитель или репетитор может отслеживать результаты своих учеников по всей группе или классу. Для этого нажмите ниже на кнопку «Создать класс», а затем отправьте приглашение всем заинтересованным.
Ознакомьтесь с подробной видеоинструкцией по использованию модуля.
Вопрос № 1
На рисунке изображены связи растения с окружающей средой.
Вопрос № 2
На рисунке изображены связи животного с окружающей средой.
Вопрос № 3
На рисунке изображены связи клетки с окружающей средой.
Вопрос № 4
На рисунке изображён один из этапов клеточного цикла.
Вопрос № 5
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности амёбы.
Вопрос № 6
Рассмотрите рисунок, на котором цветовод с помощью ножа приготавливает листовые черенки, которые высаживаются в отдельный горшок
Вопрос № 7
Рассмотрите рисунок с изображением дрожжей.
Вопрос № 8
Рассмотрите рисунок, на котором изображён фрагмент цикла развития папоротника.
Вопрос № 9
Рассмотрите рисунок, на котором изображено генеалогическое древо человека.
Вопрос № 10
На рисунке изображён сизый голубь и полученные от него путём продолжительных скрещиваний и отбора породы домашних голубей.
Вопрос № 11
На рисунке изображены различные по форме листья плюща, выросшие в разных условиях.
Вопрос № 12
На рисунке изображена схема дыхания человека.
Вопрос № 13
На рисунке изображена схема, объясняющая механизм поддержания концентрации глюкозы в организме человека.
Вопрос № 14
На графиках продемонстрированы изменения численности зайцев и рысей за 100 лет наблюдений.
Вопрос № 15
На рисунках представлены нейрон, нервная ткань, головной мозг и нервная система человека.
Вопрос № 16
В изображённом на рисунке опыте растение помещают на подоконнчк, И через несколько дней нее его листьи поворачиваются в сторону оконного стекла.
Вопрос № 17
На фотографиях изображено растение венерина мухоловка, захватывающая насекомое.
Вопрос № 18
В изображённом на фотографии опыте экспериментатор ударяет неврологическим молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы бедра.
Вопрос № 19
На рисунке изображена лягушка в разные периоды времени.
Вопрос № 20
На рисунке изображены бабочки в разные периоды времени.
Вопрос № 21
На рисунке изображена клетка в разные периоды времени.
Вопрос № 22
На рисунке изображён томат в разные периоды времени.
Вопрос № 23
На рисунке изображены зародыши рыбы, земноводного (саламандры) и черепахи в разные периоды времени.
Вопрос № 24
На графике продемонстрированы измерения работоспособности человека, проводившиеся в течение 3 дней.
Вопрос № 25
На графике отражены изменения положения листьев бобового растения при нормальном чередовании дня и ночи (Л) и при постоянной темноте (Б).
Вопрос № 26
На серии фотографий представлена юродская ласточка.
Вопрос № 27
На фотографии представлена домашняя лошадь.
Вопрос № 28
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности самца и самки тритона.
Вопрос № 29
Рассмотрите рисунок, на котором изображен процесс образования бластулы — многоклеточного зародыша.
Вопрос № 30
Рассмотрите рисунок, на котором изображен механизм передачи половых хромосом.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?
анализ контрольных работ биология.docxтеориялы биология.docxДорожная карта по подготовке к введению и реализации ФГОС СОО.doДорожная карта по подготовке к введению и реализации ФГОС СОО.do2 ФГОС СОО.pdfУсенова Дильназ Биология.docкурсовая спо.docxОсобенности обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО. Федеральные основныеПрактическая работа 1 биология.docxПрактическое задание к разделу 2 Английский язык СОО.docx
ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДНа рисунке схематично изображено гуморальное влияние гипофиза на функционирование щитовидной железы. 1.1. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует схема Ответ 1.2. Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное явление у животных. Ответ 12
ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДИзучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания. 23ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант КОД Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания калины. 1) продуцент 2) консумент I порядка 3) растение с умеренным увлажнением почв 4) засухоустойчивое растение 5) растение первого яруса Ответ 2.2. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв. 2.3. Правило гласит Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему. Рассчитайте величину энергии (в кДж, которая переходит на уровень насекомых при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 350 000 кДж. Поясните свои расчёты. Ответ Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема постэмбрионального развития жука- носорога. Как называется стадия, обозначенная цифрой 2? Ответ 34ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДСемён Григорьевич изучал зависимость мышечной массы мышей от возраста. Он оценивал мышечную массу мышей разного возраста, живших в одинаковых условиях и получавших одинаковое питание. По результатам исследования Семён Григорьевич построил график (по оси x отложен возраст (в неделях, а по оси у – мышечная масса (в г. Определите, в каком возрасте у мышей меняется скорость накопления мышечной массы.Ответ: Установите последовательность соподчинения представленных ниже элементов биологических систем, начиная с наибольшего. Элементы 1) половые железы 2) плоские черви 3) семенники 4) гермафродитный членик 5) ленточные черви 6) бычий цепень Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. Ответ 55ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДЛипиды выполняют несколько важных функций в организмах человека и животных. Они служат долгосрочным запасом энергии для организма, входят в состав клеточных мембран участвуют в терморегуляции. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо 90–110 г липидов. Продукты Содержание липидов, г г продукта Продукты Содержание липидов, г г продукта Шоколад молочный 35,7 Апельсиновый сок 0,0 Молоко коровье 3,2 Куры 8,8 Яйцо куриное (1 яйцо – 75 г) 11,5 Свинина нежирная 27,8 Творог полужирный 9,0 Крупа гречневая 2,6 6.1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество липидов, которое человек получил вовремя ужина, если в его рационе было 120 г творога, 1 яйцо, 15 г шоколада и 150 г молока. Ответ округлите до целых. Ответ 6.2. Для чего стенки тонкого кишечника человека образуют ворсинки Ответ Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер названия каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров. Список болезней человека 1) синдром Дауна 2) сыпной тиф 3) артрит 4) гигантизм 5) ветряная оспа Приобретённое заболевание Наследственное заболевание Инфекционное Неинфекционное 76ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДВ медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой нормальное количество пальцев. Фрагмент родословного древа семьи Используя предложенную схему, определите, доминантным или рецессивным является данный признаки сцеплен ли он с половыми хромосомами. Ответ Селекционер скрестил кошку с короткой шерстью икота с короткой шерстью. В результате скрещивания в потомстве присутствовали особи с длинной шерстью. Определите генотипы исходных кошки, кота и полученного потомства по указанному признаку. Ответы занесите в таблицу. Генотип кошки с короткой шерстью Генотип кота с короткой шерстью Генотип полученного потомства с длинной шерстью 97
ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДКостя решил сдать кровь в качестве донора. При заборе крови ему определили группу, и выяснилось, что у Кости четвёртая группа. Костя знает, что у его матери вторая группа крови. Группа крови отца II (A) III (B) IV (AB) I (0) I (0) I (0) II (A) I (0) III (B) II (A) III (B) II (A) I (0) II (A) I (0) II (A) любая II (A) III (B) IV (AB) III (B) I (0) III (B) любая I (0) III (B) II (A) III (B) IV (AB) Группа крови матери (AB) II (A) III (B) II (A) III (B) IV (AB) II (A) III (B) IV (AB) II (A) III (B) IV (AB) Группа крови ребенка Какой группы может быть кровь у отца Кости Ответ 10.2. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Костя быть донором крови для своего друга, если у него третья группа крови. Рис. Правила переливания кровиОтвет: 108
ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДКак видно на рисунках 1–3, живое содержимое растительной клетки вовремя плазмолиза уменьшается в объёме, в том числе уменьшается объём структуры, обозначенной вопросительным знаком Как называется эта клеточная структура Ответ Объясните, почему уменьшается объём живого содержимого. Какая структура растительной клетки остаётся неизменной и почему Ответ 119
ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДФрагмент транскрибируемой цепи молекулы ДНК имеет следующую последовательность ГТАГЦГААГААТГГГ Определите последовательность участка иРНК, матрицей для синтеза которого послужил этот фрагмент ДНК, и аминокислотную последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом ДНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода. Таблица генетического кода (и-РНК) Второе основание Первое основание У Ц А Г Третье основание У Фен Фен Лей Лей Сер Сер Сер Сер Тир Тир — — Цис Цис — Три У Ц А ГЦ Лей Лей Лей Лей Про Про Про Про Гис Гис Глн Глн Арг Арг Арг Арг У Ц АГА Иле Иле Иле Мет Тре Тре Тре Тре Асн Асн Лиз Лиз Сер Сер Арг Арг У Ц А Г Г Вал Вал Вал Вал Ала Ала Ала Ала Асп Асп Глу Глу Гли Гли Гли Гли У Ц А Г Правила пользования таблицей Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота. Ответ иРНК: 12.2. Белок 12.3. При расшифровке генома ржи было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля аденина составляет 30%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (АТ, ГЦ, рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с гуанином. Ответ 1210
ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДСогласно современной эволюционной теории существует два способа видообразования. Данные способы представлены на схеме. Руководствуясь этой схемой, объясните образование очень различающихся внешне видов белок, проживающих на разных континентах. Ответ Расселение на новых территориях Географическая изоляция между популяциями Отбор в новых условиях среды Репродуктивная изоляция Возникновение подвидов Возникновение новых видов Географическое Расширение ареала видав результате расселения популяций особей на территории с новыми условиями существования Видообразование Экологическое Приспособление к разным экологическим условиям в пределах одного ареала Освоение новых экологических ниш в пределах исходного ареала Отбор в новых условиях среды Репродуктивная изоляция Возникновение подвидов Возникновение новых видов 1311
ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДНа фотографии представлена окаменелость, датируемая примерно 370 млн лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и период, в которых обитал данный организм. Эволюционным родственником какого класса современных животных является представленный в окаменелости организм Геохронологическая таблица ЭРА Название и продолжительность в млн лет Начало млн лет назад) Период и продолжительность (в млн лет Животный и растительный мир Антропоген, 1,5 Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик Неоген, 23,5 Господство млекопитающих и птиц Кайнозойская, 67 67 Палеоген, 42 Появление хвостатых лемуров, позднее –парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений Мел, 70 Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений Юра, 58 Появление первых птиц, примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Господство голосеменных. Процветание головоногих моллюсков Мезозойская, 163 230 Триас, 35 Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб 1412ВПР СПО. Завершившие СОО. Биология. Вариант 27923КОДПермь, 55 Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов Карбон, 63 Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников Девон, 60 Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны Силур, 25 Происходит активное рифостроительство. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов Ордовик, 42 Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце появляются первые наземные растения Палеозойская, 295 Нет точных данных Кембрий, 56 Входе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие водорослей Эра _____________________________________________ Период Современный родственник 13
Размножение / самовоспроизведение
Студент наблюдал за поведением клеток в культуре и делал зарисовки. Какое явление изображено на рисунке?
Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?
Изменчивость
На рисунке изображены божьи коровки, проживающие в двух различных местообитаниях.
На рисунке изображены лист плюща обыкновенного и листья других сортов, полученных от него путём продолжительных скрещиваний и отбора сортов плюща.
На рисунке изображены сизый голубь (1) и полученные от него путём продолжительных скрещиваний и отбора голуби домашних пород (2–6).
Приспособленность / адаптация
Рассмотрите рисунок, на котором изображён заяц-беляк в разные времена года.
Признаки биологических объектов
Какой уровень организации живого изображен на рисунке?
субклеточный, или клеточный
Кто считается открывателем принцип передачи генетической информации, изображённого на рисунке?
Мендель
Транспирация
На рисунке изображён опыт, доказывающий наличие испарения воды листьями растений для защиты от перегрева и создания непрерывного тока воды от корней к листьям.
Ритмичность
На графике изображена электрокардиограмма пациента.
Рост / развитие
На рисунке изображена лягушка в разные периоды жизни.
На фотографиях изображён человек в разные периоды жизни.
Раздражимость
В опыте экспериментатор наблюдал за развитием проростка в трубке. Как только органы проростка вышли за границы трубки, его корень изогнулся вниз, а стебель принял вертикальное положение.
В опыте экспериментатор положил кристаллик поваренной соли в каплю воды с амёбами и наблюдал за изменениями формы и размеров тела животного.
На рисунке изображён один из процессов жизнедеятельности растения венерина мухоловка.
Задания ОГЭ по биологии на тему «Свойства живых организмов»
1. При обследовании пациентки врач ударяет неврологическим молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы бедра пациентки (рис. 1). В результате врач наблюдает реакцию пациентки (рис. 2).
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное обследование?
Рассмотрите схему, на которой изображено генеалогическое древо человека.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данная схема?
На рисунке изображена схема механизма поддержания нормальной концентрации глюкозы в организме человека.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует эта схема?
На рисунке изображены семя и растение кукурузы в разные периоды его жизни.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрируют явления, происходящие с растением?
5. Рассмотрите рисунок, на котором схематично изображён один из способов разведения комнатных растений.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данный способ?
6. На диаграммах представлено содержание основных химических веществ в клетках растений и животных.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрируют данные диаграммы?
7. Рассмотрите рисунок, на котором изображены зайцы-беляки в разные времена года.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данный рисунок?
На рисунке схематично изображён механизм дыхания человека.
На рисунке изображён зародыш и плод человека в разные периоды его формирования.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует процесс, происходящий с зародышем человека?
10. На рисунке схематично изображён один из процессов жизнедеятельности эвглены.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?
На графиках отображены изменения численности зайцев (жертвы) и волков, рысей, лисиц (хищников) за 22 года наблюдений на одной и той же территории.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрируют данные графики?
12. На рисунках изображены горностаевые кролики, находящиеся в разных условиях окружающей среды.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрируют данные рисунки?
13. Рассмотрите рисунок, на котором изображён один из процессов жизнедеятельность земляники.
14. Рассмотрите рисунок, на котором изображён один из процессов жизнедеятельности дрожжей.
На рисунках схематично представлена организация нервной системы человека на разных уровнях.
На рисунке изображён один из процессов жизнедеятельности растения венерина мухоловка.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует этот процесс?
17. Рассмотрите рисунок, на котором изображён фрагмент жизненного цикла папоротника.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует процесс, представленный на рисунке?
18. Рассмотрите рисунок, на котором изображён процесс образования многоклеточного зародыша.
Бесполое размножение
На рисунке изображён пример, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Спячка
Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?
Единство химического состава
Какое свойство живых систем изображено на рисунке?
Раздражимость / РЕФЛЕКС
В опыте экспериментатор воздействовал кислотой на оголённую лапку лягушки. При таком воздействии лапка одергивалась. Какая реакция организма изображена на рисунке?
Явление, изображённое на рисунке, возникает при непродолжительном растяжении четырёхглавой мышцы бедра, вызванном лёгким ударом по сухожилию этой мышцы под надколенником. При ударе сухожилие растягивается, действуя в свою очередь на мышцу-разгибатель, что вызывает непроизвольное разгибание голени.
Какое свойство живых систем иллюстрирует природное явление, происходящее с растением?
На фотографиях изображены люди разных возрастов жизни.
В опыте экспериментатор добавил культуру бактерий в чистую каплю воды и соединил эту каплю «мостиком» с каплей, в которой находились инфузории. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю, в которой находились бактерии.
В опыте экспериментатор изменял положение горшка с растением и наблюдал за изменением роста побега, который в любом случае принимал вертикальное положение.
В опыте экспериментатор нагревал с одного конца пробирку с инфузориями до определённой температуры и наблюдал за перемещением инфузорий в менее нагретые слои воды.
На рис. 1 изображено растение, которое поставили на подоконник. За несколько дней наблюдения с листьями растения произошло изменение (рис. 2).
Слайд 55
Какой уровень организации живого изображен на фотографии?
тканевый.
биоценотический, или экосистемный,
или биогеоценотический
На рисунке изображены горностаевые кролики, выращенные при разных температурах окружающей среды.
На рисунках изображены две формы растения энотеры (ослинника), отличающиеся друг от друга.
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности трипаносомы.
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности эвглены.
В засушливых условиях листья многих растений видоизменяются в колючки. Как называется данное свойство живых организмов?
Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов?
Р азвитие
На рисунке изображён эмбрион человека в разный период времени.
Слайд 38
На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности амебы.
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности лямблии.
Саморегуляция
Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?
Обмен веществ / метаболизм
На рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой.
На рисунке схематично изображено гуморальное влияние гипофиза на функционирование щитовидной железы.
Рассмотрите рисунок, на котором изображена схема регуляции обмена воды в организме человека.
Питание
Студент наблюдал за поведением амёбы в микроскоп. Он заметил, что иногда на теле амёбы образуются выросты, обхватывающие чужеродные частицы. Какое свойство живых организмов иллюстрирует эта фотография?
В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет неврологическим молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы бедра.
В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки.
Наследование признаков, сцепленных с полом
Генетические
исследования установили, что половые
хромосомы отвечают не только за
определение пола организма — они, как
и аутосомы, содержат гены, контролирующие
развитие определенных признаков.
Наследование
признаков, гены которых локализованы
вХ-или Y-хромосомах,
называют наследованием, сцепленным с
полом.
Изучением
наследования генов, локализованных в
половых хромосомах, занимался Т.Морган.
У
дрозофилы красный цвет глаз доминирует
над белым. Проводя реципрокное
скрещивание28,
Т.Морган получил весьма интересные
результаты. При скрещивании красноглазых
самок с белоглазыми самцами, в первом
поколении все потомство оказывалось
красноглазым. Если скрестить между
собой гибридовF1,
то во втором поколении все самки
оказываются красноглазыми, а у самцов
происходит расщепление — 50% белоглазых
и 50% красноглазых. Если же скрестить
между собой белоглазых самок и
красноглазых самцов, то в первом
поколении все самки оказываются
красноглазыми, а самцы белоглазыми. ВF2половина самок
и самцов — красноглазые, половина —
белоглазые.
Объяснить
полученные результаты наблюдаемого
расщепления по окраске глаз Т.Морган
смог, только предположив, что ген,
отвечающий за окраску глаз, локализован
в Х-хромосоме, а Y-хромосома
таких генов не содержит.
Таким
образом, благодаря проведенным
скрещиваниям, был сделан очень важный
вывод: ген цвета глаз сцеплен с полом,
то есть находится в Х-хромосоме.
Рис. 330. Схема
половых хромосом человека и сцепленных
с ними генов.
человека мужчина получает
Х-хромосому от матери. Половые хромосомы
человека имеют небольшие гомологичные
участки, несущие одинаковые гены
(например, ген общей цветовой слепоты),
это участки конъюгации (рис. 330). Но
большинство генов, сцепленных с
Х-хромосомой, отсутствуют в У-хромосоме,
поэтому эти гены (даже рецессивные)
будут проявляться фенотипически, так
как они представлены в генотипе в
единственном числе. Такие гены получили
названиегемизиготных.
Х-хромосома
человека содержит ряд генов, рецессивные
аллели которых определяют развитие
тяжелых аномалий (гемофилия, дальтонизм).
Эти аномалии чаще встречаются у мужчин
(так как они гетерогаметны), хотя
носителем этих аномалий чаще бывает
женщина.
У
большинства организмов генетически
активна только Х-хромосома, в то время
как Y-хромосома практически
инертна, так как не содержит генов,
определяющих признаков организма. У
человека лишь некоторые гены, не
являющиеся жизненно важными, локализованы
вY-хромосоме (например,гипертрихоз— повышенная волосатость
ушной раковины). Гены, локализованные
вY-хромосоме, наследуются
особым образом — только от отца к сыну.
Полное
сцепление с полом наблюдается лишь в
том случае, если Y-хромосома
генетически инертна. Если же вY-хромосоме
имеются гены, аллельные генам Х-хромосомы,
характер наследования признаков иной.
Например, если мать имеет рецессивные
гены, а отец доминантные, то все потомки
первого поколения будут гетерозиготны
с доминантным проявлением признака. В
следующем поколении получится обычное
расщепление 3:1, причем с рецессивными
признаками будут только девочки. Такой
тип наследования называютчастично
сцепленным с полом. Так наследуются
некоторые признаки человека (общая
цветовая слепота, кожный рак).
В опыте глаз человека освещали ярким светом, в результате чего было зафиксировано сужение зрачка в сравнении с исходным состоянием.
Опыление
В опыте экспериментатор затенил часть капли с находившимися в ней эвгленами. Через непродолжительное время он наблюдал за передвижением эвглен в одном направлении.
В опыте экспериментатор положил несколько кристалликов поваренной соли в каплю воды с инфузориями и соединил эту каплю «мостиком» с каплей чистой воды без соли. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю с чистой водой.
Фагоцитоз
На рисунке изображён процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твёрдую пищевую частицу, после чего происходит её поглощение и переваривание внутри пищеварительной вакуоли.
На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай. Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?
Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?
Слайд 33
На рисунке схематично изображена связь животной клетки с окружающей средой.
На рисунке схематично изображена связь растительной клетки с окружающей средой.
Наследственность
Как называется свойство живых организмов, заключающееся во внешнем сходстве родителей и их потомков?
Рассмотрите рисунок, на котором изображён механизм передачи половых хромосом.
Ловчий аппарат растения Венерина мухоловка срабатывает во время одновременного касания насекомым волосков на обеих половинках листа. Крупное насекомое оказывается закрытым в ловушке.
В опыте экспериментатор изменял положение источника света и наблюдал за изменением изгиба верхушки проростка подсолнечника.
Листопад
Рассмотрите рисунок, на котором изображён процесс образования бластулы — многоклеточного зародыша.
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности самца и самки комара
Рассмотрите рисунки с изображением целого клубня картофеля и его частей.
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности инфузории туфельки
Рассмотрите рисунок, на котором изображён один из процессов жизненного цикла хламидомонады.
Рассмотрите рисунок, на котором цветовод с помощью ножа приготавливает листовые черенки, которые высаживаются в отдельный горшок.
На рисунке представлены дрожжи, какое свойство живых организмов изображено на рисунке?
На рисунке изображён процесс деления клетки.
Рассмотрите рисунок, на котором изображён фрагмент цикла развития папоротника.
Рассмотрите рисунок, на котором изображена жизнедеятельность земляники.
На рисунке изображены стрекозы в разный период онтогенеза.
На рисунке изображена бабочка в разные периоды жизни.
На рисунке изображена схема регуляции дыхания человека.
На рисунке представлена схема, отображающая механизм поддержания оптимальной концентрации глюкозы в организме человека.
Как называется оболочка Земли, изображенная на рисунке?
биосфера