1. Необходимо экспериментально обнаружить, зависит ли сила сопротивления, препятствующая падению тела в воздухе, от размера этого тела. Какие из указанных шаров можно использовать?
1) А и Б
2) А и В
3) А и Г
4) В и Г
Нажмите, чтобы увидеть решение
Для проверки гипотезы о зависимости силы сопротивления от размеров тела необходимо выбрать тела разного размера, но одинаковой массы. Этому условию соответствуют пары тел А и В, а также Б и Г.
2. Необходимо экспериментально установить, зависит ли период колебаний пружинного маятника от массы груза. Какую из указанных на рисунке пар маятников можно использовать для этой цели?
1) А и Г
2) Б и В
3) Б и Г
4) А и Б
Для проверки гипотезы о зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза необходимо взять пару маятников с пружинами одинаковой жесткости и грузами разной массы. Этому условию соответствуют пары тел А и Б, а также В и Г.
3. Запишите результат измерения атмосферного давления с помощью барометра-анероида (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления.
1) (750 ± 5) мм рт. ст.
2) (755 ± 1) мм рт. ст.
3) (107 ± 1) мм рт. ст.
4) (100,7 ± 0,1) мм рт. ст.
Верхняя шкала барометра показывает значение атмосферного давления в килопаскалях, а нижняя в миллиметрах ртутного столба. В ответах казаны значения давления только в миллиметрах ртутного столба, поэтому будем определять значения давления по нижней шкале. Определим цену деления шкалы. Берем два ближайших подписанных штриха, например, 750 мм рт. ст. и 760 мм рт.ст. и вычитаем из большего меньшее: 760 — 750 = 10 мм рт. ст. Количество делений между указанными штрихами равно 10, значит, цена деления нижней шкалы прибора равна
Стрелка барометра располагается напротив пятого штриха после штриха со значением 750 мм рт. ст, значит, с учетом цены деления прибора, значение атмосферного давления равно 755 мм рт. ст. С учетом погрешности, равной цене деления прибора, значение атмосферного давления может быть записано как (755 ± 1) мм рт. ст.
4. Необходимо экспериментально установить, зависит ли период колебаний математического маятника от длины нити. Какую из указанных на рисунке пар маятников можно использовать для этой цели?
1) А и Г
2) Б и В
3) Б и Г
4) В и Г
Для проверки гипотезы о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити необходимо взять два маятника с разной длиной нити и грузами одинаковой массы. Этому условию соответствуют пары тел А и В, а также Б и Г.
5. В мензурку налита вода (см. рисунок). Выберите верное значение объёма воды, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления шкалы.
1) 90 мл
2) (90 ± 15) мл
3) (100 ± 5) мл
4) (100 ± 15) мл
Определим цену деления шкалы мензурки. Берем два ближайших подписанных штриха, например, 120 мл и 90 мл и вычитаем из большего меньшее: 120 — 90 = 30 мл. Количество делений между указанными штрихами равно 3, значит, цена деления шкалы прибора равна
Уровень жидкости в мензурке располагается напротив первого штриха после штриха со значением 90 мл, значит, с учетом цены деления прибора, объем воды в мензурке равен 100 мл. С учетом погрешности, равной половине цены деления прибора, значение объема воды может быть записано как (100 ± 5) мл.
6. Длину бруска измеряют с помощью линейки (см. рисунок). Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления шкалы линейки.
1) 6,5 см
2) (6,5 ± 0,5) см
3) (6,0 ± 0,5) см
4) (6,50 ± 0,25) см
Определим цену деления шкалы линейки. Берем два ближайших подписанных штриха, например, 2 см и 3 см и вычитаем из большего меньшее: 3 — 2 = 1 см. Количество делений между указанными штрихами равно 2, значит, цена деления шкалы линейки равна
Правый край бруска располагается напротив первого штриха после штриха со значением 6 см, значит, с учетом цены деления прибора, длина бруска равна 6,5 см. С учетом погрешности, равной половине цены деления прибора, значение длины бруска может быть записано как (6,50 ± 0,25) см.
7. Необходимо экспериментально установить, зависит ли выталкивающая сила от плотности погружённого в жидкость тела. Какой набор цилиндров из алюминия и меди (см. рисунок) можно использовать для этой цели?
1) только А
2) только Б
3) только В
4) либо А, либо В
Для проверки гипотезы о зависимости выталкивающей силы от плотности погружённого в жидкость тела необходимо взять два цилиндра, изготовленных из разного материала, но одинакового объема. Этому условию соответствуют пара тел на рисунке А.
8. На рисунках представлены изображения фрагментов двух линеек. Цена деления линеек равна соответственно
1) 10 см и 1 мм
2) 10 см и 1 см
3) 100 см и 10 мм
4) 100 мм и 10 мм
Цена деления первой линейки. Берем два ближайших подписанных штриха и вычитаем из большего меньшее: 100 — 0 = 100 см. Количество делений между указанными штрихами равно 10, значит, цена деления шкалы линейки равна
Цена деления второй линейки. Берем два ближайших подписанных штриха и вычитаем из большего меньшее: 10 — 0 = 10 мм. Количество делений между указанными штрихами равно 10, значит, цена деления шкалы линейки равна
9. При измерении длины тетради с помощью линейки, имеющей цену деления 1 мм, ученик получил величину 20,1 см. Если погрешность измерения равна цене деления, то ответ должен быть записан следующим образом:
1) (20,0 ± 0,1) см
2) (20,0 ± 0,05) см
3) (20,1 ± 0,05) см
4) (20,1 ± 0,1) см
Так как погрешность измерения равна цене деления линейки, то она будет равна 1 мм = 0,1 см. Значение измеряемой величины указано с тем же количеством знаков после запятой как и в погрешности, поэтому ответ должен быть записан в виде (20,1 ± 0,1) см.
10. К пружинному динамометру подвесили груз (см. рисунок). Укажите, чему равен вес груза, с учетом того, что погрешность измерения равна половине цены деления шкалы прибора.
1) 4,8 Н
2) (4,8±0,05) Н
3) (4,8±0,1) Н
4) (4,8±0,2) Н
Определим цену деления шкалы динамометра. Берем два ближайших подписанных штриха, например, 5 Н и 4 Н и вычитаем из большего меньшее: 5 — 4 = 1 Н. Количество делений между указанными штрихами равно 10, значит, цена деления шкалы динамометра равна
Указатель динамометра располагается напротив восьмого штриха после штриха со значением 4 Н, значит, с учетом цены деления прибора, вес груза равен 4,8 Н. С учетом погрешности, равной половине цены деления прибора, значение веса груза может быть записано как (4,8±0,05) Н.
11. Цена деления и предел измерения динамометра (см. рисунок) равны соответственно
1) 1 Н; 4 Н
2) 4 Н; 1 Н
3) 0,5 Н; 4 Н
4) 0,5 Н; 5 Н
Предел измерения — максимальное значение величины, которое может быть измерено с помощью данного измерительного прибора. Судя по рисунку, предел измерения динамометра — 4 Н. Определим цену деления шкалы динамометра. Берем два ближайших подписанных штриха, например, 3 Н и 4 Н и вычитаем из большего меньшее: 4 — 3 = 1 Н. Количество делений между указанными штрихами равно 2, значит, цена деления шкалы динамометра равна
12. Необходимо проверить гипотезу о зависимости высоты подъёма жидкости в капиллярной (узкой) трубке от её диаметра. Какую пару трубок и жидкостей следует выбрать?
1) 1 и 3
2) 1 и 4
3) 3 и 4
4) 2 и 4
Для проверки гипотезы о зависимости высоты подъёма жидкости в капиллярной (узкой) трубке от её диаметра необходимо взять две трубки разного диаметра и поместить их в одну и ту же жидкость. Этому условию соответствуют пара трубок 1 и 3.
13. Необходимо проверить гипотезу о том, что период колебаний математического маятника не зависит от массы груза. Какую пару маятников следует выбрать для проверки этой гипотезы?
1) 1 и 2
2) 1 и 3
3) 2 и 4
4) 3 и 4
Для проверки гипотезы о том, что период колебаний математического маятника не зависит от массы груза, необходимо взять два маятника с равной длиной нити и грузами разной массы. Этому условию соответствуют пара маятников 1 и 3.
14. Необходимо проверить гипотезу о том, что период колебаний пружинного маятника не зависит от амплитуды колебаний (при малых амплитудах). Какую пару грузов и пружин следует выбрать для проверки этой гипотезы?
1) 1 и 3
2) 2 и 3
3) 2 и 4
4) 3 и 4
Для проверки гипотезы о том, что период колебаний пружинного маятника не зависит от амплитуды колебаний (при малых амплитудах), необходимо взять два маятника с грузами равной массы и разной амплитудой колебаний. Этому условию соответствуют пара маятников 1 и 3.
15. Ученик исследовал зависимость удлинения упругой пружины от приложенной к ней силы, используя для этого стограммовые гирьки, и получил следующие данные:
Проанализировав полученные значения он высказал следующие предположения.
А. Закон Гука для данной пружины справедлив для первых трёх измерений.
Б. Закон Гука для данной пружины справедлив для всех шести измерений.
Какая(-ие) из высказанных учеником гипотез верна(-ы)?
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б.
По закону Гука удлинение пружины прямо пропорционально силе, которая к ней приложена. В данном случае растягивающей силой является сила тяжести, поэтому справедливы равенства
Это означает, что если отношение массы гирьки к удлинению пружины будет одинаковым, то закон Гука выполняется. Проверим выполнение этого условия для первых трех измерений
Закон Гука не выполняется. Это автоматически означает, что закон Гука не будет выполняться и для всех шести измерений.
16. Необходимо экспериментально проверить, зависит ли выталкивающая сила от объёма погружаемого в воду тела. Какую из указанных пар тел можно использовать для такой проверки?
1) А и Б
2) В и Г
3) Б и В
4) Б и Г
Для проверки гипотезы о зависимости выталкивающей силы от от объёма погружаемого в воду тела необходимо взять два тела, изготовленных из одного материала, но разного объема. Этому условию соответствуют пары тел на рисунке А и Г, а также Б и В.
17. На уроке физики учитель продемонстрировал следующие опыты.
А. При свободном падении с некоторой высоты из состояния покоя камешек достигает поверхности пола быстрее по сравнению с пёрышком.
Б. В стеклянной трубке с откачанным воздухом и камешек, и пёрышко падают одновременно.
Какой(-ие) из опытов позволяет(-ют) проверить гипотезу о том, что Земля вблизи своей поверхности всем телам сообщает одинаковое ускорение?
Земля вблизи своей поверхности всем телам сообщает одинаковое ускорение, если тело движется только под действием силы тяжести. В первом случае, при движении тел на них помимо силы тяжести действует еще и сила сопротивления, поэтому данный опыт не позволяет проверить указанную гипотезу, в отличии от второго где тела движутся только под действием силы тяжести, которая сообщает им одинаковое ускорение.
18. Ученик провёл эксперимент по изучению жёсткости, растягивая различные проволочки. Результаты измерений первоначальной длины $l_0$, площади поперечного сечения $S$ и вычисленной жёсткости $k$ он представил в таблице.
На основании приведённых результатов измерений можно утверждать, что жёсткость проволоки зависит от
1) первоначальной длины
2) материала проволоки
3) удлинения проволоки
4) площади поперечного сечения проволоки
Для проверки гипотезы о зависимости жесткости проволоки от материала необходимо взять две проволоки одинаковой длины и площади сечения, но изготовленных из разных материалов. Такой пары в представленной таблице нет. Для проверки гипотезы о зависимости жесткости от площади сечения необходимо взять две проволоки из одинакового материала и одинаковой длины, но разного сечения. Такой пары в представленной таблице также нет. Для проверки гипотезы о зависимости жесткости проволоки от первоначальной длины необходимо взять две проволоки из одинакового материала и одинаково сечения, но разной длины. Таким условиям соответствуют проволоки в опытах 1 и 3. Кроме того эти проволоки имеют разную жесткость, значит жесткость проволоки зависит от ее первоначальной длины.
19. Ученик провёл опыты по изучению силы трения скольжения, равномерно перемещая брусок с грузами по горизонтальным поверхностям с помощью динамометра (см. рисунок).
Результаты измерений массы бруска с грузами $m$, площади соприкосновения бруска и поверхности $S$ и приложенной силы $F$ он представил в таблице.
На основании результатов выполненных измерений можно утверждать, что сила трения скольжения
1) не зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности
2) с увеличением площади соприкасаемых поверхностей увеличивается
3) с увеличением массы бруска увеличивается
4) зависит от рода соприкасающихся поверхностей
При равномерном движении бруска сила трения будет равна силе тяги $F$. В опытах 1 и 3 грузы двигались по одинаковым поверхностям и имели одинаковую массу, но при этом имели разную площадь опоры, а сила трения была одинакова. Значит, сила трения не зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности.
20. Для экспериментального определения зависимости периода колебаний математического маятника от его длины ученик измерял время, за которое маятник совершал 10 колебаний. Результаты десяти таких измерений он занес в таблицу. Вычислив период колебаний для каждого случая, он построил график зависимости $T(L)$ (см. рисунок).
Какое(-ие) из утверждений соответствует(-ют) результатам эксперимента?
А. С уменьшением длины математического маятника период его колебаний уменьшается.
Б. Период колебаний маятника прямо пропорционален его длине.
Утверждение А — верно. По графику видно, что чем меньше длина нити, тем меньше период колебаний.
Утверждение Б — неверно. Графиком прямой пропорциональности является прямая линия. Если провести график через точки на графике, то получим линию вид которой будет отличаться от прямой.
Чтобы успешно справиться с решением задания № 22, требуется ориентироваться в комплексе устройств, используемых для различных физических величин. На основании показаний прибора нужно уметь вычислить цену деления его шкалы. Кроме этого, следует понимать, что представляет собой понятие погрешности.
Задание EF18915Необходимо собрать экспериментальную установку, с помощью которой можно определить коэффициент трения скольжения стали по дереву. Для этого школьник взял стальной брусок с крючком. Какие два предмета из приведённого ниже перечня оборудования необходимо дополнительно использовать для проведения этого эксперимента?а) деревянная рейкаг) пластмассовая рейкаПроанализировать задачу. Выяснить, какие предметы необходимы для проведения опыта.Вывести формулу для коэффициента трения.Определить, какую величину нужно измерить, чтобы рассчитать коэффициент трения, и какой прибор для этого нужен.Для определения коэффициента трения стали по дереву, нужен не только стальной груз, но и деревянная поверхность. То есть, понадобится деревянная рейка.Сила трения определяется формулой:Отсюда коэффициент трения равен:Ускорение свободного падения известно. Массу можно измерить на весах, но весов в вариантах ответа нет. Силу трения можно измерить динамометром. Следовательно, для опыта нужны только динамометр и деревянная рейка. Рейка из пластика не понадобится, так как цели расчета коэффициента трения стали по пластику нет. Мензурка используется для определения объема жидкости. В данном опыте она тоже не нужна.Ответ: аб
Задание EF18477Ученик изучает силу Архимеда, действующую на тела, полностью погружённые в жидкость. В его распоряжении имеется установка, состоящая из ёмкости с водой и сплошного деревянного шарика объёмом 30 см3. Какая из следующих установок необходима ещё ученику для того, чтобы на опыте обнаружить зависимость силы Архимеда от объёма тела?а) установка 1б) установка 2в) установка 3г) установка 4Сделать анализ задачи. Определить, какие величины в опыте остаются постоянными.Определить, какие величины должны быть в опыте переменными.Ученик изучает силу Архимеда, действующую на тела, полностью погружённые в жидкость. В формулировке слово «жидкость» используется в единственном числе. Следовательно, жидкость во всех опытах будет одной и той же (плотность жидкости будет постоянной). У ученика уже есть установка, в которую входит емкость с водой. Поэтому во второй установке в качестве жидкости тоже должна использоваться вода. Варианты 3 и 4 исключаются.В формулировки задачи также говорится о «телах». Они могут быть выполнены из разных материалов, и они могут иметь разный объем. Но известно, что архимедова сила зависит только от объема тела. Поэтому во второй установке нужно использовать тело другого объема. В вариантах 1 и 2 этому условию соответствует деревянный шарик объемом 20 куб. см (так как в первой установке используется шарик объемом 30 куб. см).Отсюда верный ответ: б.
Ответ: б
Задание EF22696Необходимо экспериментально изучить зависимость силы Архимеда, действующей на тело, погружённое в жидкость, от плотности жидкости.Какие две установки следует использовать для проведения такого исследования?Установить цели опыта.Сделать вывод о том, какие величины в опыте должны быть постоянными, а какие — переменными.Выбрать установки, соответствующие выводу.В опыте нужно изучить зависимость силы Архимеда, действующей на тело, погружённое в жидкость, от плотности жидкости. Это значит, что плотность жидкости — величина переменная. Все остальные величины при этом должны оставаться постоянным. Поэтому нам нужны установки с разными жидкостями, но одинаковыми телами. Этому условию соответствуют две установки: «а» и «д».Ответ: ад
Задание EF18695Ученик изучает свойства плоского конденсатора. Какую пару конденсаторов (см. рисунок) он должен выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость ёмкости конденсатора от расстояния между его обкладками?Установить, какие величины в данном эксперименте должны быть переменными, а какие — постоянными.Найти рисунок с парой конденсаторов, удовлетворяющий требованиям, выявленным в шаге 1.Чтобы на опыте обнаружить зависимость ёмкости конденсатора от расстояния между его обкладками, нужно сохранить все величины постоянными, кроме самого расстояния. Поэтому площади обкладок должны быть одинаковыми, но расстояние между ними разными, как на рисунке 1.Ответ: а
Задание EF18445Для проведения лабораторной работы по обнаружению зависимости сопротивления проводника от его диаметра ученику выдали медный проводник длиной 10 м и диаметром 1,0 мм. Какой ещё проводник из предложенных ниже необходимо взять ученику, чтобы провести данное исследование?а) проводник 1б) проводник 2в) проводник 3г) проводник 4Определить задачу лабораторных испытаний.Определить, какие величины в эксперименте должны оставаться постоянными, а какие переменными.Выбрать подходящий проводник.Учение проводит лабораторную работу по обнаружению зависимости сопротивления проводника от его диаметра. Следовательно, материал проводника и его длина должны оставаться постоянными. Меняться должен только его диаметр. Поскольку в первом опыте берется медный длиной 10 м, диаметром 1,0 мм, то в следующем опыте он тоже должен быть медным, и длина его должна составлять 10 м, но диаметр должен быть другим. Этому условия удовлетворяет второй проводник.Ответ: б
Задание EF22760Необходимо сделать нитяной маятник и с его помощью экспериментально определить ускорение свободного падения. Для этого школьник уже взял штатив с муфтой и лапкой, линейку и нить. Какие два предмета из приведённого ниже перечня оборудования необходимо дополнительно использовать для проведения этого эксперимента?г) электронные весыд) алюминиевый шарикЗаписать формулу, которая связывает ускорение свободного падения с периодом колебаний маятника.Определить, что не хватает для проведения эксперимента и выбрать недостающие предметы из списка.Ускорение свободного падения с периодом колебаний маятника связывает формула:Следовательно, нужно значит не только длину нити маятника, но и период колебаний. Измерить его можно с помощью секундомера. А чтобы получить сам маятник, к нити нужно будет привязать массивный шарик. Например, алюминиевый.Ответ: а, д
Задание EF18116Ученик изучает зависимость периода электромагнитных колебаний в контуре от ёмкости конденсатора. Какие два контура он должен выбрать для этого исследования?Выделить цель эксперимента.Установить, какие величины для достижения цели эксперимента должны меняться, а какие — оставаться постоянными.Выбрать верную пару контуровЦель эксперимента — изучить зависимость периода электромагнитных колебаний в контуре от ёмкости конденсатора. Следовательно, емкости конденсатора должна быть единственной меняющейся величиной. При этом все другие величины должны оставаться постоянными. Поэтому катушки индуктивности должны быть одинаковыми, но конденсаторы — разные. Этому условию соответствует рисунок «а».Ответ: а
Задание EF17607Пучок белого света, пройдя через призму, разлагается в спектр. Было выдвинуто предположение о том, что ширина пучка на экране за призмой зависит от угла при вершине призмы. Необходимо экспериментально проверить эту гипотезу. Какие два опыта (см. рисунок) нужно провести для такого исследования?Установить, какие условия проведения эксперимента должны менять, а какие — оставаться постоянными, чтобы проверить данную гипотезу.Выбрать 2 картинки, удовлетворяющие этим условиям.Если нужно проверить, зависит ширина пучка на экране за призмой от угла при вершине призмы, нужно поставить эксперименты с разными углами при вершине призмы. Угол падения на призму при этом должен быть одним и тем же. Этим условиям удовлетворяют призмы, изображенные на картинках А и В.Ответ: АВ
Задание EF22791Погрешность прямого измерения силы динамометром, на котором висит груз, равна цене деления. Каков вес груза?Внимание! Записывать ответ следует последовательностью цифр без запятых.Записать исходные данные.Определить цену деления шкалы.Записать значение измерения с учетом погрешности.Из условий задачи известно, что погрешность равна цене деления шкалы. Цена деления шкалы определяется отношением разности двух ближайших числовых обозначений на шкале и количеству делений между ними. Возьмем ближайшие значения 1,0 и 1,5. Между ними 5 делений. Следовательно, цена деления шкалы динамометра равна:Так как погрешность равна цене деления, она также равна 0,1 Н.Стрелка динамометра показывает 1,1 Н. Следовательно, вес груза равен: 1,1±0,1. Но по условию задачи ответ нужно записать без запятых и прочих знаков. Следовательно, верный ответ: 1101.Ответ: 1101
Для решения заданий № 23 могут потребоваться знания базовых понятий из разных разделов физики – из механики, электродинамики и др. Они описаны в теоретических разделах к соответствующим заданиям. Объединяет задания № 23 то, что они связаны с проведением физических экспериментов. Поэтому в данном случае необходимо хорошо ориентироваться в том, какие устройства, приборы и подручные средства для этого обычно используются. Некоторые из них знакомы любому человеку – линейка, мензурка и т.п.
Механика — квантовая физика, методы научного познания
В. З. Шапиро
В задании 22 ЕГЭ по физике проверяется, как вы применяете знание физики в практической деятельности и повседневной жизни. В задании дается изображение какого-либо школьного физического прибора, по которому надо определить показания с учетом погрешности измерения.
Что необходимо знать и уметь?
Ответ: ( ± ) А.
Согласно рисунку, амперметр подключен к зажимам 0 и 0,6 А. Поэтому определять показания необходимо по нижней шкале. Цена деления этой шкалы равна (0,4 – 0,2):5 = 0,02 (А). Показания амперметра равны 0,28 А. Для выбранной шкалы погрешность измерений указана в условии задачи. Она равна 0,03 А.
Ответ: (0,28 ± 0,03) А.
В бланк надо записать ответ в следующем виде:
Секрет решения. Задание является достаточно простым, но требует внимательного чтения условия. Если в задаче приводится в качестве измерительного прибора термометр со шкалой, проградуированной в градусах Цельсия, а ответ требуется дать по шкале Кельвина, то надо учесть, что погрешности по этим двум шкалам одинаковые. Добавление к погрешности +273 является грубой ошибкой.
+273 требуется только для перевода температуры из шкалы Цельсия в шкалу Кельвина.
2. Погрешность прямого измерения силы динамометром, на котором висит груз, равна цене деления. Каков вес груза?
Ответ: ( ± ) Н.
Цена деления динамометра определяется следующим расчетом:
(1,5 – 1) : 5 = 0,1 (Н).
Показания динамометра равны 1,1 Н.
Погрешность измерения, согласно условию задачи, равна цене деления, т.е. 0,1 Н.
Ответ: (1,1 ± 0,1) Н.
Секрет решения. Задание достаточно простое, но требует внимательного проведения простых расчетов. Главное – правильная запись в бланк ответов №1 показаний динамометра с учетом погрешности измерений.
Ответ: ( ___________ ± ___________) В.
Цена деления вольтметра определяется следующим расчетом:
(2 – 1) : 5 = 0,2 (Н).
Показания вольтметра равны 2 В.
Погрешность измерения, согласно условию задачи, составляет половину цены деления, т.е. 0,1 В.
Ответ: (2,0 ± 0,1) В.
Секрет решения. В этой задаче надо обратить внимание на то, что погрешность измерений равна половине цены деления. При заполнении бланка ответов №1 показания вольтметра необходимо указать с учетом десятичной записи числа (2,0).
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Задание 22 ЕГЭ по физике» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
06.06.2023
Все варианты задания 15 из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по физике с ответами: измерения. Нужно уметь проводить прямые измерения физических величин с использованием измерительных приборов, правильно составлять схемы включения прибора в экспериментальную установку, проводить серию измерений.
Тип ответа Выбор ответа из предложенных вариантов.
Все варианты задания 15 с ФИПИ к ОГЭ по физике
Выберите правильный ответ.На границе воздух-стекло световой луч частично отражается, частично преломляется (см. рисунок).
Угол преломления равен примерно
1) 20о2) 40о3) 50о4) 70о
1) А и Г2) Б и В3) Б и Г4) А и Б
Выберите правильный ответ.Температуру больного измеряют с помощью медицинского термометра. Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения, представленного на рисунке, равна цене деления термометра.
1) (39 ± 1) °С2) (39,5 ± 0,5) °С3) (39,6 ± 0,1) °С4) (39,60 ± 0,05) °С
Выберите правильный ответ.Запишите результат измерения электрического напряжения (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления вольтметра.
1) (1,4 ± 0,1) В2) (1,4 ± 0,5) В3) (2,4 ± 0,1) В4) (2,8 ± 0,2) В
Выберите правильный ответ.Запишите результат измерения атмосферного давления с помощью барометра-анероида (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления.
1) (750 ± 5) мм рт. ст.2) (755 ± 1) мм рт. ст3) (107 ± 1) мм рт. ст4) (100,7 ± 0,1) мм рт. ст.
Выберите правильный ответ.Необходимо экспериментально установить, зависит ли период колебаний математического маятника от длины нити. Какую из указанных на рисунке пар маятников можно использовать для этой цели?
1) А и Г2) Б и В3) Б и Г4) В и Г
Выберите правильный ответ.Ученик собрал электрическую цепь, представленную на рисунке.
Какое утверждение верное?
1) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через реостат R.2) При замыкании ключа вольтметр покажет электрическое напряжение на реостате R.3) При замыкании ключа вольтметр покажет общее электрическое напряжение на резисторах R1 и R2.4) Вольтметр включён в электрическую цепь с нарушением полярности подключения.
1) 90 мл2) (90 ± 15) мл3) (100 ± 5) мл4) (100 ± 15) мл
1) (750 ± 5) Па2) (755 ± 1) Па3) (107 ± 1) кПа4) (100,7 ± 0,1) кПа
1) Вольтметр включён в электрическую цепь с нарушением полярности подключения.2) При замыкании ключа вольтметр покажет электрическое напряжение на резисторе R2.3) При замыкании ключа вольтметр покажет общее электрическое напряжение на резисторах R1 и R2.4) Амперметр включён в электрическую цепь с нарушением полярности подключения.
Необходимо экспериментально установить, зависит ли частота колебаний пружинного маятника от жёсткости пружины. Какую из указанных на рисунке пар маятников можно использовать для этой цели?
1) А и Б2) А и В3) А и Г4) Б и В
Угол отражения равен примерно
1) 10о2) 15о3) 75о4) 30о
В мензурку налита вода (см. рисунок). Укажите значение объёма воды, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.
1) 70 мл2) (70 ± 15) мл3) (80 ± 5) мл4) (80 ± 15) мл
На рисунке изображена мензурка с водой. Цена деления шкалы и предел измерений мензурки равны соответственно
1) 10 мл; 100 мл2) 10 мл; 120 мл3) 100 мл; 120 мл4) 120 мл; 10 мл
Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого угольного стержня от его длины. Какую из указанных на рисунке пар стержней можно использовать для этой цели?
1) А и Б2) А и В3) В и Г4) В и Б
1) (2,4 ± 0,2) В2) (2,4 ± 0,1) В3) (4,4 ± 0,1) В4) (4,8 ± 0,2) В
Необходимо экспериментально установить, зависит ли частота колебаний пружинного маятника от массы груза. Какую из указанных пар маятников (см. рисунок) можно использовать для этой цели?
1) В и Г2) Б и В3) А и В4) А и Г
1) 1 Н; 4 Н2) 4 Н; 1 Н3) 0,5 Н; 4 Н4) 0,5 Н; 5 Н
Выберите правильный ответ.Силу тока в электрической цепи измеряют с помощью амперметра. Укажите цену деления и предел измерения амперметра, шкала которого представлена на рисунке.
1) 0,1 А; 2 А2) 0,1 А; 10 А3) 0,2 А; 2 А4) 0,2 А; 10 А
Выберите правильный ответ.Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от материала, из которого он изготовлен. Какую из указанных пар стержней (см. рисунок) можно использовать для этой цели?
Выберите правильный ответ.Для измерения силы тока, проходящего через лампу, и электрического напряжения на лампе ученик собрал электрическую цепь, представленную на рисунке.
Какие измерительные приборы включены в электрическую цепь правильно?
1) Только амперметр2) Только вольтметр3) И амперметр, и вольтметр включены правильно4) И амперметр, и вольтметр включены неправильно
Выберите правильный ответ.Длину бруска измеряют с помощью линейки (см. рисунок). Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления шкалы линейки.
1) 6,5 см2) (6,5 ± 0,5) см3) (6,0 ± 0,5) см4) (6,50 ± 0,25) см
1) 85о2) 60о3) 30о4) 20о
Выберите правильный ответ.Необходимо экспериментально установить, зависит ли частота колебаний математического маятника от массы груза. Какую из указанных пар маятников (см. рисунок) можно использовать для этой цели?
1) Б и Г2) Б и В3) А и Г4) А и Б
Выберите правильный ответ.Необходимо экспериментально установить зависимость электрического сопротивления проводящего стержня от площади его поперечного сечения. Какую из указанных пар стержней (см. рисунок) можно использовать для этой цели?
1) А и Б2) А и В3) Б и В4) Б и Г
1) 80о2) 70о3) 30о4) 20о
В мензурку налита вода (см. рисунок). Укажите значение объёма воды, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления шкалы прибора.
1) 60 мл2) (60 ± 15) мл3) (60 ± 5) мл4) (70 ± 15) мл
Выберите правильный ответ.Температуру больного измеряют с помощью медицинского термометра. Запишите результат измерения, представленного на рисунке, учитывая, что погрешность измерения равна цене деления термометра.
1) (39 ± 1) °С2) (39,0 ± 0,5) °С3) (39,3 ± 0,1) °С4) (39,30 ± 0,05) °С
1) При замыкании ключа амперметр покажет силу тока, протекающего через вольтметр.2) При замыкании ключа вольтметр покажет электрическое напряжение на резисторе R2.3) При замыкании ключа вольтметр покажет электрическое напряжение на реостате R.4) При замыкании ключа амперметр покажет силу тока, протекающего через резистор R1.
Выберите правильный ответ.Для измерения электрического сопротивления лампы ученик собрал электрическую цепь. Какие измерительные приборы, изображённые на рисунке, включены в электрическую цепь правильно?
Выберите правильный ответ.Необходимо экспериментально установить, зависит ли частота колебаний математического маятника от длины нити. Какую из указанных на рисунке пар маятников можно использовать для этой цели?
1) А и Б2) А и В3) Б и В4) В и Г
Цена деления и предел измерения миллиамперметра (см. рисунок) равны соответственно
1) 50 А; 2 А2) 2 мА; 50 мА3) 10 А; 50 А4) 50 мА; 10 мА
1) 2 Н; 8 Н2) 8 Н; 1 Н3) 1 Н; 8 Н4) 0,5 Н; 4 Н
1) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через реостат R.2) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через резистор R1.3) При замыкании ключа амперметр покажет общую силу электрического тока, протекающего через резисторы R1 и R2.4) Амперметр включён в электрическую цепь с нарушением полярности подключения.
Выберите правильный ответ.Длину бруска измеряют с помощью линейки (см. рисунок). Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения длины равна цене деления шкалы линейки.
1) 7,5 см2) (7,0 ± 0,5) см3) (6,50 ± 0,25) см4) (6,5 ± 0,5) см
1) 25 А; 1 А2) 1 мА; 25 мА3) 10 А; 50 А4) 50 мА; 10 мА
1) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через реостат R.2) При замыкании ключа амперметр покажет общую силу электрического тока, протекающего через резисторы R1 и R2.3) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через резистор R2.4) Амперметр включён в электрическую цепь с нарушением полярности подключения.
Выберите правильный ответ.Длину бруска измеряют с помощью линейки (см. рисунок). Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна цене деления шкалы линейки.
1) (4,5 ± 0,5) см2) (5,5 ± 0,5) см3) (4,50 ± 0,25) см4) (5,50 ± 0,25) см
Необходимо экспериментально установить, зависит ли период колебаний пружинного маятника от жёсткости пружины. Какую из указанных на рисунке пар маятников можно использовать для этой цели?
1) Б и Г2) В и Г3) А и Б4) А и Г
Выберите правильный ответ.Необходимо экспериментально установить, зависит ли выталкивающая сила от плотности погружённого в жидкость тела. Какой набор цилиндров из алюминия и меди (см. рисунок) можно использовать для этой цели?
1) только А2) только Б3) только В4) либо А, либо В
Выберите правильный ответ.На рисунках представлены изображения фрагментов двух линеек. Цена деления линеек равна соответственно
1) 10 см и 1 мм2) 10 см и 1 см3) 100 см и 10 мм4) 100 мм и 10 мм
Выберите правильный ответ.При измерении длины тетради с помощью линейки, имеющей цену деления 1 мм, ученик получил величину 20,1 см. Если погрешность измерения равна цене деления, то ответ должен быть записан следующим образом:
1) (20,0 ± 0,1) см2) (20,0 ± 0,05) см3) (20,1 ± 0,05) см4) (20,1 ± 0,1) см
1) 10 мл; 160 мл2) 10 мл; 80 мл3) 20 мл; 80 мл4) 80 мл; 20 мл
Цена деления и предел измерения вольтметра(см. рисунок) равны соответственно
1) 10 В; 150 В2) 150 В; 50 В3) 50 В; 150 В4) 5 В; 150 В
Выберите правильный ответ.Необходимо экспериментально обнаружить, зависит ли сила сопротивления, препятствующая движению тела в воздухе, от массы этого тела. Какие из указанных шаров (см. рисунок) можно использовать?
1) А и Б2) А и В3) Б и Г4) Б и В
1) (750 ± 5) мм рт. ст.2) (755 ± 1) мм рт. ст.3) (107 ± 1) Па4) (100,7 ± 0,1) Па
1) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через реостат R.2) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через резистор R1.3) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через резистор R2.4) Амперметр включён в электрическую цепь с нарушением полярности подключения.
1) При замыкании ключа амперметр покажет силу тока, протекающего через реостат R.2) При замыкании ключа вольтметр покажет электрическое напряжение на реостате R.3) Вольтметр включён в цепь с нарушением полярности подключения.4) Амперметр включён в цепь с нарушением полярности подключения.
Угол отражения примерно равен
1) 30о2) 35о3) 55о4) 60о
1) При замыкании ключа амперметр покажет силу тока, протекающего через резистор R1.2) При замыкании ключа вольтметр покажет электрическое напряжение на резисторе R2.3) При замыкании ключа вольтметр покажет электрическое напряжение на реостате R.4) При замыкании ключа амперметр покажет силу тока, протекающего через вольтметр.
Выберите правильный ответ.К пружинному динамометру подвесили груз (см. рисунок). Укажите, чему равен вес груза, с учетом того, что погрешность измерения равна половине цены деления шкалы прибора.
1) 4,8 Н2) (4,8±0,05) Н3) (4,8±0,1) Н4) (4,8±0,2) Н
1) 10о2) 15о3) 85о4) 80о
Выберите правильный ответ.Необходимо экспериментально обнаружить, зависит ли сила сопротивления, препятствующая падению тела в воздухе, от размера этого тела. Какие из указанных шаров можно использовать?
1) А и Б2) А и В3) А и Г4) В и Г
Всё довольно просто: требования к статическим весам изложены в ГОСТ Р 53228-2008 часть 1.
Весы изготавливаются 4-х классов точности: специальный, высокий, средний, обычный. В зависимости от класса определено значение поверочного деления “е”, количество поверочных делений n = Max/e, минимальная нагрузка и пр.
Погрешность весов на разных интервалах взвешивания разная – см. п. 3.5.1, п. 3.5.2 ГОСТ.
Если у вас Max=6000 кг и “е” (для примера) 0,5 кг, то n= 12000. Это соответствует весам высокого (II)класса. В зависимости от интервала взвешивания погрешность весов должна составлять:
– при поверке:
– от Min до 5000е вкл. (2500 кг): +/-0,5е (+/-0,25 кг);
– от 5000е (2500 кг) до 20000 е вкл. (6000 кг и более): +/- 1е (+/-0,5 кг);
– от 20000е до 100000е вкл.: +/- 1,5е;
– в эксплуатации погрешности удваиваются:
– от Min до 2500 кг вкл.: +/-0,5 кг;
– от 2500 кг до 6000 кг: +/- 1 кг.
Выходит, что если хотите получить погрешность весов в эксплуатации не более +/- 0,5 кг во всём диапазоне измерения, вам нужны весы высокого класса точности (II) с “е”= 0,1 кг и с n =60000, потому что с “е”= 0,2 кг погрешность весов будет +/-0,6 кг.
Хотя весы можно сделать и не по ГОСТу, у вас, наверное, так и будет.
Требования к точности весов очень высокие. Интересно, собираетесь ли вы испытывать их в целях утверждения типа СИ.