Гвэ по русскому языку 9 класс

Итоговая аттестация по всем учебным дисциплинам, в том числе и по русскому языку, в 9 классе проводится в двух формах: основного государственного экзамена (ОГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Второй вариант предназначен для тех, кто учится:

Дети, обучавшиеся по медицинским показаниям на дому, но не имеющие ограничений, сдают ОГЭ.

Формы проведения

В 9 классе ГВЭ по русскому языку проводится письменно или устно: форма зависит от образовательных потребностей и возможностей выпускников.

Выпускники без ОВЗ сдают экзамен только письменно в формате сочинения или изложения. Дети с ОВЗ – как устно, так и письменно, кроме диктанта. Учащимся с расстройствами аутистического характера предоставлен самый широкий выбор: им доступен любой вариант, в том числе и диктант.

Устная форма ГВЭ по русскому языку

Обычно этот формат выбирают дети-инвалиды и участники с ОВЗ, которые не могут писать из-за слепоты или нарушений двигательных функций.

В комплект материалов для устного экзамена входит 15 билетов. Каждый из них включает в себя текст с тремя вопросами к нему:

На подготовку устного ответа на ГВЭ-9 по русскому языку отводится не менее 40 минут.

Ответы оцениваются в первичных баллах, которые суммируются и затем переводятся в пятибалльную систему. Максимально можно набрать 17 – это 5 по привычной шкале. Для четверки хватит 11–14 баллов, для тройки – 5–10.

Критерии оценивания всех видов заданий, образец стандартного билета и перечень тем, вынесенных на экзамен, представлены в спецификации материалов устного ГВЭ по русскому в 9 классе.

Письменная форма ГВЭ 9

Письменный экзамен проводится как сочинение, изложение или диктант. Формат выбирает сам выпускник и родители с обязательным учетом медицинских ограничений. Например, учащиеся без ОВЗ и с ОВЗ могут писать как сочинение, так и изложение, но уровень сложности для каждой категории существенно отличается. Диктант предусмотрен только для выпускников с аутизмом.

Письменный экзамен продолжается 3 часа 55 минут, результаты оцениваются так же, как и на устном ГВЭ. Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ при необходимости время написания продлевается на полтора часа.

Подробнее о критериях оценивания читайте в спецификации материалов письменного ГВЭ-9.

Сочинение

Формат сочинения на свободную тему доступен для учащихся без ОВЗ и с ОВЗ любого типа, в том числе с аутизмом. Слепые и слабовидящие дети должны владеть шрифтом Брайля.

Для каждой категории выпускников разработаны специальные комплекты экзаменационных материалов, а условия проведения ГВЭ отличаются в зависимости от диагноза участника ГИА.

Темы для сочинений на ГВЭ в 9 классе относятся к одной из четырех смысловых групп:

Характер аргументов для подтверждения собственной позиции не регламентируется: допускаются примеры как из книг, так и из личного опыта.

Оптимальный объемом текста – 300 слов. Если написано менее 250, то за работу ставится 0 баллов. Исключение сделано для глухих учащихся и выпускников с ЗПР (задержкой психического развития): темы сформулированы проще, а объем снижен до 150 слов.

Пример сочинения для ГВЭ в 9 классе (с пояснениями к написанию каждой части).

Изложение

Его в качестве альтернативы сочинению могут выбрать четыре категории участников ГВЭ 9.

Исходные тексты и задания к ним дифференцированы по степени сложности и с учетом особенностей состояния здоровья разных категорий выпускников. В частности, глухие участники ГВЭ, учащиеся с ЗПР и тяжелыми нарушениями речи могут писать по своему желанию как сжатое, так и подробное изложение, а для остальных предусмотрен только вариант краткого пересказа.

В текстах для слепых учащихся содержание визуальных образов минимально: то есть почти нет слов и описаний ситуаций, для понимания которых необходима зрительная память. Работу такие дети могут выполнять на компьютере.

Объем исходного текста и письменной работы также дифференцируются по категориям ОВЗ. А вот критерии проверки и оценивания, как и шкала перевода первичных баллов в отметку едины для всех форм ГВЭ.

Если выбран этот формат письменного экзамена, то ограничиваться только пересказом нельзя: учащиеся обязательно должны выполнить творческое задание. Таким образом, экзаменационная работа состоит из двух частей – собственно изложения и мини-сочинения-рассуждения, в котором требуется высказать свое мнение о проблеме, поднятой в предложенном тексте, и привести аргументы в пользу своей точки зрения.

Пример сочинения-рассуждения (творческого задания к изложению) на ГВЭ 9 по русскому языку.

Ориентировочный перечень тем сочинений, образцы текстов, которые могут использоваться для изложения, и примеры экзаменационных билетов содержатся в официальном тренировочном сборнике ФИПИ.

Диктант

Эта форма письменного ГВЭ по русскому предназначается лишь выпускникам с аутизмом. Объем диктанта – 200-220 слов, а писать его можно на компьютере без подключения к интернету и без возможности проверить написание слов и расстановку знаков препинания.

Диктант проверяется по специальным критериям, максимальное количество первичных баллов также 17 (перевод в обычную систему – по единым правилам для ГВЭ).

Подготовка

Готовясь к аттестации, следует опираться прежде всего на материалы сайта ФИПИ, и не только на тренировочные сборники – желательно также изучить методические рекомендации по процедуре проведения экзамена. Конечно, они в первую очередь предназначены для педагогов, но разобраться в них довольно просто и не специалисту. Их ценность в том, что они содержат:

Подготовка обучающихся в 9 классе к ГВЭ по русскому языку

Изложение с творческим заданием по фрагменту

произведения Г.В. Лебедевой

Изложение с творческим заданием № КИ

Рос в парке одуванчик, старенький, седой совсем. Дунул ветер, и

полетели дети одуванчика на пушистых парашютиках в разные стороны. Кто

тут же, рядом упал, кто подальше отлетел, а один парашютик выше всех

– Вот так повезло! Выше всех взлетел! – радовался он. Носил его, ветер,

носил и швырнул под ноги прохожим. Целый день лежал бедный парашютист

под горячим солнцем на тротуаре. Наступали на него ногами, чуть не склевал

его воробей. А потом усатый дворник своей метлой загнал его в трещину в

асфальте. Так и пролежало оно всю зиму в своём убежище. Но согрелась

земля, и зазвенели ручьи.

Рано утром вышел с метлой усатый дворник и, как всегда, стал

подметать двор. Только дворник хотел сшибить золотую головку, смять

зелёные листики одуванчика, как выбежала из подъезда его внучка Зоечка. –

Цветочек! Какой хорошенький! Не трогай его, деда, пусть растёт!

Взяла она палочку и воткнула рядом с одуванчиком. Вот идёт через двор

старушка с клюкой. Устала, видно: елееле переступает, а тут перед ней на

дороге одуванчик стоит, жёлтой головкой качает, будто кланяется. Вынула

старушка из кармана верёвочку и привязала одуванчик к палочке, к той самой,

что внучка Зоечка в землю воткнула.

Только бабушка за углом скрылась, а во двор уже грузовик въезжает.

Шофёр весёлый баранку крутит, кепку на нос сдвинул, но всё же увидел, что

на дороге первый одуванчик растёт, такой жёлтый и пушистый. Улыбнулся

шофёр, взял да и объехал цветок.

Тут во двор прибежали ребята. Полили одуванчик из лужи, а потом

натаскали со всей улицы камешков и уложили их вокруг цветка. Получилась

посреди двора клумба. И одуванчики цвели, становились белыми пушистыми

шариками, парашютики перелетали через крыши, заборы и разносились по

всему городу. Дети бегали в венках из одуванчиков, плели из них длинные

гирлянды и развешивали на заборах.

И радостно стало на сердце у людей от вида цветов. И серый скучный

город стал золотым и весёлым.

(По Г.В. Лебедевой)

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту

произведения Г.В. Лебедевой.

Гвэ по русскому языку 9 класс

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему так важно,

чтобы в мире было больше красоты?

Памятка «Как писать сжатое изложение?»

При первичном чтении

 После первого чтения текста выполните следующие шаги:

– Определите тему текста (о чем текст?).

– Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

При повторном чтении

– Разделите текст на три смысловые части:

1 – начало события,

2 – ход его, самый острый момент сюжета,

– Составьте подробный план текста.

– Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

 Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и

подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста

 Составьте план конспект текста, учитывая смысловые связи между

эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

 Напишите черновик сжатого изложения каждой части.

 Свяжите их между собой, чтобы получился текст.

 Помните о главном условии: вы должны передать содержание как

каждой микротемы, так и всего текста в целом.

 Объём изложения – от 40 до 100 слов.

 Перепишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Памятка «Приемы сжатия (компрессии) текста»

– разделите полученную информацию на главную с точки зрения основной

мысли текста и второстепенную;

– исключите второстепенную информацию:

▪ однородные, обособленные и уточняющие члены предложения,

▪ риторические вопросы, восклицания,

▪ диалог (передать его суть в одном предложении)

– объедините несколько предложений, связанных одной мыслью, в одно.

▪ однородных членов обобщающим словом;

▪ сложного предложения простым;

▪ двух или более простых предложений одним сложным;

▪ части предложения или ряда предложений общим понятием или

▪ прямой речи косвенной;

▪ части предложений местоимениями.

Нельзя допускать смысловые искажения, удалять из текста смысловые

детали, помогающие понять авторскую идею и аргументы автора,

используемые для доказательства основной мысли.

Памятка «Как составить план?»

➢ Выделив в абзаце опорные слова и словосочетания, получите

➢ Поставив вопрос к каждому абзацу, получите

➢ Ответив на вопрос кратко, получите

Рос в парке старенький одуванчик, дунул ветер, и полетели дети

одуванчика в разные стороны. Один парашютик попал в трещину в асфальте

и пролежал там всю зиму. Наступила весна, семечко ожило.

Рано утром дворник едва не сшиб метлой золотую головку

одуванчика, но его внучка Зоечка спасла цветочек. Взяла она палочку и

воткнула рядом с одуванчиком. Проходившая мимо старушка привязала

цветок к палочке. Даже водитель грузовика, увидев на дороге первый

одуванчик, улыбнулся и объехал его. Ребята полили цветок из лужи,

обложили его камешками. Получилась клумба.

Радостно стало на сердце у людей от вида цветов, а серый скучный

Памятка по написанию сочинениярассуждения

1. Вступление – тезис (мысль, которая будет доказываться в ходе

▪ Вступление можно начать с вопроса, сформулированного в

задании к сочинению:

«Чем интересен мир живой природы? Многие люди задумываются над

▪ Начать вступление можно и с собственного высказывания:

«Мне кажется, что умение дружить не каждому дано».

2. Основная часть. Аргументы (доказательства своего утверждения с

опорой на текст и жизненный опыт или примеры из литературы,

фильмов, телепередач и т.д.).

3. Заключение (вывод итог общий)

❖ Каждая часть сочинения – рассуждения пишется с красной строки.

❖ Пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы эксперт

смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало

вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты?

Гвэ по русскому языку 9 класс

1.Я считаю, что в мире должно быть больше красоты, потому что

любому человеку приятно смотреть на красивое. Например, цветущая поляна

сближает нас с природой, посещение музея или театра сближает нас с

искусством, красивая женщина вдохновляет мужчин на подвиги. Красота

помогает человечеству развиваться.

2. На мой взгляд, красота окружающего мира способна поглотить все

людские тревоги, печаль. Наслаждаясь красотой, мы приобретаем душевное

спокойствие. И лучики солнца, и дыхание моря, и первые весенние цветочки

радуют нас, и мы верим, что всё будет хорошо. Мы начинаем ценить и

ощущать каждое мгновение своей жизни, и бережно относиться ко всему, что

3. Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты? Красота

окружающего мира дает людям положительные эмоции, поднимает

настроение, дарит радость.

4. Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты? Любуясь

красотами этого мира, природой, мы получаем неповторимое ощущение

1. В произведении Г.В. Лебедевой рассказывается о том, как люди

спасли маленький беззащитный цветок, который потом разросся и

превратился в цветущую клумбу: «И радостно стало на сердце у людей от вида

цветов. И серый скучный город стал золотым и весёлым.»

2. В подтверждение этой мысли приведу пример из произведения Г.В.

Лебедевой, где рассказывается о том, как люди спасли маленький

беззащитный цветок, который потом разросся и превратился в цветущую

клумбу: «И радостно стало на сердце у людей от вида цветов. И серый скучный

1.Итак, пусть жизнь всех людей будет наполнена красотой окружающего

мира, и пусть человек находит в каждом дне чтото хорошее, светлое и

позитивное для себя!

2. Таким образом, без любви человека к окружающему миру, не будет в

мире ни красоты, ни гармонии, поэтому нужно научиться беречь и умножать

Изложение с творческим заданием № КИ-9-2

Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел аист и долго изучал место. А на следующее утро на дереве хлопотали уже две птицы, устраивая гнездо.

Когда в гнезде вывелись аистята, для взрослых аистов начались большие хлопоты. Птенцы целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.

Прошло ещё недели полторы, и вдруг один из аистов-родителей исчез. Вот когда настала трудная пора для оставшегося аиста! Трое больших птенцов требовали очень много еды. Как только начинало светать, аист уже спешил на болото за добычей, приносил её, совал в рот одному из птенцов и, не отдыхая ни минуты, летел обратно на охоту. Нам было очень жаль бедную птицу, но мы не знали, чем ей помочь.

Один раз мы пошли ловить на речку рыбу. Возвращаемся домой и понимаем, что аиста около гнезда нет, а все три голодных аистёнка тянут из гнезда свои длинные шеи, открывают клювы и просят есть.

Мы решили залезть на дерево и попробовать накормить их рыбой. При приближении нас аистята заволновались. Один из них, заметив в руках у меня рыбёшку, схватил её клювом и проглотил. Другие последовали его примеру. С этих пор мы каждый день начали кормить аистят.

Наконец наши питомцы совсем выросли. Они покрылись перьями и начали вылетать из гнезда. Стоило только нам показаться на дворе, как они слетали с гнезда и бросались к нам, требуя еды. А взрослый аист всё реже приносил детям корм.

Однажды аистята увязались с нами на болото. Там было много лягушек. Аистята начали ловить их сами. С этого дня они каждое утро стали летать на болото. Но вот лето кончилось. Все аисты собирались в стаи, готовясь к отлёту. Наши тоже перестали ночевать на дереве у гнезда. Однажды мы шли с рыбной ловли домой и заметили на лугу стаю аистов. Вдруг три аиста отделились от стаи и направились к нам. Мы поняли, что это наши аистята, и начали манить их рыбой. И вот эти большие дикие птицы подбежали к нам и стали хватать рыбу из рук! Наелись аистята, клювами в благодарность похлопали и обратно к стае вернулись.

Больше мы их не встречали. Улетели они на тёплый юг. (По Г.А. Скребицкому) (358 слов)

Задание 1. Напишите изложение по фрагменту рассказа Г.А. Скребицкого «Аистята». 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как, с Вашей точки зрения, нужно относиться к природе?

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у неё было пятнышко, точно как раскрытая книга.

Во время войны Книга стала боевой партизанкой. Была она лошадью поразительно умной, однако и характер имела! Не понравится седок – и тогда она сердито грызёт удила, становится на дыбы и кружится на одном месте.

Зато какой смирной и послушной становилась Книга в руках того, кто умел приласкать её. Так, неизвестно, по каким приметам, выделила Книга из всего отряда партизанскую связную Таню. У Тани были весёлые глаза и толстая, до колен, тёмная коса.

Однажды лесной дорогой Таня возвращалась верхом на Книге с боевого задания. Утомлённая бессонной ночью, она незаметно задремала. До лагеря оставалось ещё несколько километров, но умница Книга знала все партизанские тропки.

Неожиданно Таня проснулась от того, что Книга застыла на месте. Таня тронула лошадь стременем – в ответ Книга лишь повела настороженными ушами. Тогда Таня спрыгнула с седла на землю и решила разведать местность. Она осторожно шла, раздвигая кусты, а Книга не отставала от неё. Волнение Тани всё росло. Сон как рукой сняло. Ещё куст ивняка, ещё куст – и Таня замерла на месте. На небольшой полянке дымились обломки самолёта. И среди этих обломков лежал наш, советский, лётчик.

Таня попыталась поднять его и посадить, но он был без сознания.

Таня вспомнила про свою верную Книгу. Умное животное откликнулось на призыв хозяйки и в мгновение очутилось возле неё.

Лошадь послушно делала всё, что ей приказывали. Вот она осторожно опустилась на землю. Осторожно повернулась спиной к лётчику, приподняла голову – чтобы Таня могла привязать к её шее руки лётчика. Потом Книга осторожно поднялась с земли и подождала, пока сядет на неё сама девушка. Потом так же осторожно они двинулись в отряд.

Из партизанского отряда лётчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю. (По А.В. Василевич) (344 слова)

Задание 1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа А.В. Василевич «Партизанка Книга». 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились?

Долгое время я работала в зоопарке со львами, тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник. Обезьян я совсем не знала. Стою перед клеткой с обезьянами и думаю о том, как я их различать буду. Уж очень они друг на друга похожи. Но это мне только вначале так казалось.

Самая шустрая и ловкая была Малышка. Как войду я в клетку, все обезьяны разбегутся, а Малышка чуть-чуть отойдёт в сторону и поглядывает на принесённые мной фрукты.

Однажды с моей любимицей приключилось несчастье. Кто-то бросил в клетку к обезьянам конфету. Конфета была крашеная, в бумажной обёртке. Малышка её съела и заболела. Целыми днями сидела Малышка на полочке, такая печальная: вся съёжилась, как будто замёрзла.

Позвали врача. Врач внимательно осмотрел больную обезьянку и прописал ей касторку и грелку на живот.

Касторку пришлось давать силой. Малышка никак не хотела её принимать, а с грелкой получилось ещё хуже. Четыре раза пробовали привязывать ей грелку на живот, и четыре раза сбрасывала её Малышка.

Тогда пришлось действовать хитростью.

Малышку перевели в такую тесную клетку, что она едва могла в ней поместиться, а на пол положили резиновую грелку с горячей водой. Ой, как испугалась её Малышка!

От страха Малышка забилась в самый угол клетки. Так, не шевелясь, просидела она несколько часов. За это время мы несколько раз меняли воду, а Малышка всё боялась даже шевельнуться. Наконец, она осмелилась осторожно подойти ближе и тихонько тронуть грелку рукой. Она была приятно тёплая и не кусалась. Тогда, осмелев, обезьянка прижалась к грелке всем своим маленьким, худеньким тельцем, крепко обняла и уснула.

С этого дня Малышка с грелкой не расставалась. Придерживая грелку рукой около живота, перебегала с ней с места на место и даже пыталась искать на ней блох. Блохи на грелке, конечно, не водились, но искать их означает у обезьян самое большое расположение. А сколько трудов стоило отнять грелку у Малышки, когда она поправилась! Обезьянка никак не хотела расставаться со своим другом. Она прижимала грелку к груди и так протестовала, словно у неё отнимали детёныша. (По В.В. Чаплиной) (326 слов)

Задание 1. Напишите изложение по фрагменту рассказа В.В. Чаплиной «Малышка». 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Чем, с Вашей точки зрения, интересен мир живой природы?

Изложение с творческим заданием № КИ-9-4

Глеб Ермолаев пошёл на войну добровольцем и очень хотел попасть в разведку. Однако ему сказали, что будет он бронебойщиком, и выдали противотанковое длинное ружьё.

Готовясь к бою, Глеб вырыл свой первый окоп. На рассвете фашисты начали обстреливать позицию взвода. Глеб спешно зарядил ружьё, пригнулся в своём окопе, затем высунул голову, чтобы оценить обстановку. По лугу прямо на окоп Глеба катился танк, а за ним бежали фашистские автоматчики. Когда Глеб Ермолаев готовился к бою, то думал, что придётся стрелять в борт фашистского танка, где броня тонкая, а теперь приходилось стрелять в лобовую броню, которую и не каждый снаряд возьмёт.

Минуло ещё несколько тревожных дней с бомбёжками и обстрелами, а потом всё стихло. Наступление фашистам не удалось. В эти дни Глеба Ермолаева вызвали в штаб полка, где собрали бойцов, отличившихся в недавних боях. Бойцы по очереди выходили и получали награды. Очередь дошла и до Глеба Ермолаева. Полковник, удивившись его молодости, спросил Глеба, было ли ему страшно.

Глеб ответил: «Струсил я. Я танк случайно подбил!» На это полковник воскликнул: «Вот молодец! Как же не бояться, когда на тебя одного танк лезет! Но насчёт случайности ты, сынок, ошибаешься. Подбил ты его закономерно. Ты в себе страх переборол. За подвиг тебе полагается орден Красной Звезды».

Глеб Ермолаев был в смущении от похвалы командира. (По А.В. Митяеву) (353 слова)

Задание 1. Напишите изложение по фрагменту рассказа А.В. Митяева «Длинное ружьё». 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие качества характеризуют настоящего солдата?

В немецком городке, недалеко от Дрездена, произошел случай, который стал особой страничкой в биографии лейтенанта Слепухи.

Танковая рота, которой Слепуха уже тогда командовал, прорвалась в этот город не с востока, а с запада, ударив в тыл укреплениям  противника. Вражеские части бежали.

Остановив из осторожности свои машины на перекрестке, Дмитрий Слепуха вышел из башни, чтобы сориентироваться. Невдалеке горел небольшой дом. И вдруг сквозь глухой гул и потрескивание близкого пожарища лейтенант услышал детские крики. Они доносились откуда-то сверху. Нижние этажи дома были объяты пламенем, огонь и дым вырвались из окон, окутывая все здание.

Когда ветер отнес дым, в окне третьего этажа можно было увидеть двух детей – мальчика лет семи и совсем маленькую белокурую девочку. Приподнимаясь к подоконнику, девочка плакала, а мальчик что-то кричал, чего танкист не мог расслышать. Но он понял – дети зовут на помощь.

Слепуха, как это всегда бывает с опытным воином, мгновенно принял решение. Приказав наводчикам развернуть орудия и вести непрерывно наблюдение за смежными улицами, офицер бросился во двор. Да, он был прав. Металлическая пожарная лестница, приделанная к стене, как и во всех немецких домах, вела на крышу. И хотя железо внизу уже изрядно накалилось огнем, вырывающимся из окон, Слепуха, обжигая руки, полез вверх.

Танкисты в замасленных комбинезонах, потные, возбужденные только что проделанной операцией, стояли на башнях. Запрокинув головы, они смотрели в черную дыру окна, где то высовывались, то исчезали в дыму два искаженных ужасом детских лица.

И вот позади них, в черноте комнаты, возникло сухощавое лицо командира. Он что-то сказал детям, наклоняясь к ним. Потом окно опустело.

Через короткие минуты, показавшиеся всем очень тягостными, длинными, в воротах появился Слепуха. Он нес на руках плачущую девочку. Мальчик сам шел за ним, доверчиво держась за синюю штанину промасленного комбинезона.

И тут произошло нечто невероятное.

Улица, мгновение назад казавшаяся вымершей, пустой, вдруг ожила.  Из подвалов, из подворотен показались изможденные, робкие люди с бледными лицами, темными от сажи и грязи.  Доверчиво, без опаски подходили они к чужим боевым машинам. Женщина и девушка, отделившиеся от общей группы, приблизились к советскому офицеру, приняли от него детей. Какой-то старик, окутанный пледом, вдруг наклонился и попытался поцеловать Слепухе руку.

Все это, вместе взятое, отняло минут пять. Танки рванули вперед.

(По Б. Полевому)

Задание к тексту

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

Задание 1. Напишите изложение по фрагменту рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как людям надо заботиться о животных?

В жаркий весенний день вывела Гусыня маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала детям большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастлива, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала сзывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мать; они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, – об этом известно каждой матери, – а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно. Гусятам и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно.

Гусята слышали доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Потом все стихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что, если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не могла этого сделать. Но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки и шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

(По В. Сухомлинскому)

Задание 1. Напишите изложение по фрагменту сказки В.Сухомлинского «Сказка о желтой гусыне». 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: На что способна любовь матери?

Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей.

Об этом кипрее я и хочу рассказать.

Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают.

Ученые, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.

Оказалось, что кипрей – очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!

На следующий день я ходил в Моховой лес, видел беличьи склады сосновых шишек, видел заросли кипрея на гарях и молодых посадках.

Перед отъездом я сорвал кисть кипрея. Анюта высушила ее мне в сухом песке. От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску.

У себя в Москве я заложил эту сухую кисть кипрея в толстую книгу. Называлась она “Русские народные сказки”. И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает часто интереснее самых волшебных сказок.

(По К. Паустовскому)

Задание 1. Напишите изложение по фрагменту рассказа К.Г.Паустовского «Заботливый цветок». 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Для чего нужны людям растения?

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи *.

Текст для прослушивания**

С большим трудом поднялся — лицо залито кровью, рука повисла плетью. Чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шёл по улице, думаю, что не шатаясь, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая

* Задание к экзаменационной работе см. на сайте

** Тексты для прослушивания подобраны автором.

Русский язык. ГВЭ. 9-й класс

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Раздумывая, я вспоминал и другое. Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него.

И после войны это чувство взаимопомощи долго оставалось среди нас. Но постепенно оно исчезло. Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

И в самом деле, что же это с нами происходит? Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, и это тоже стало нормальным?

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 2

Вариант 2 Задание

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

Мы всё время избавляемся от забот, связанных с вещами. Чаще всего выбрасывают пластмассовую посуду, чтобы не мыть её, выбрасывают бумажные скатерти, часы, которые ходят полтора года. К вещам не успеваешь привязаться, подружиться. Примерно то же самое происходит во всём нашем быте. Лёгкие стулья, непрочная мебель. Сейчас не покупают её в расчёте на наследников.

(По Д. Гранину)

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 3

Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не учил. А Пушкина все понимают одинаково? Нет, все по-разному. И не говорите, что одни его понимают правильно, а другие — неправильно. Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для него написал. И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. Только откройте уши, только будьте внимательны! Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши.

Жизнь требует от человека очень многого. У него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки нахо-

Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. А искусство — это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу.

(По Ю. Лотману)

Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце. Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то,* чего мы совсем не видим. Только поеле его картин мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не замечали этого раньше.

Французский художник Моне приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. На картине Моне готические очертания аб-

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 4

батства едва выступают из тумана. Написана картина виртуозно. Но, когда картина была выставлена, она произвела смятение среди лондонцев. Они были поражены, что туман уМоне был окрашен в багровый цвет, тогда как даже из хрестоматий было известно, что цвет тумана серый.

Дерзость Моне вызвала сначала возмущение. Но возмущавшиеся, выйдя на лондонские улицы, вгляделись в туман и впервые заметили, что он действительно багровый. Тотчас начали искать этому объяснение. Согласились на том, что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма и этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома. После картины Моне все начали видеть лондонский туман таким, каким его увидел художник. Моне даже прозвали «создателем лондонского тумана».

Импрессионисты как бы усилили солнечный свет. Они писали под открытым небом и иногда усиливали краски. Это привело к тому, что земля на их картинах предстала в ликующем освещении. Земля стала праздничной. В этом не было никакого греха, как нет его ни в чём, что прибавляет человеку хотя бы немного радости. Почти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам новые черты действительности.

Мне посчастливилось несколько раз быть в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слёзы.

В чём причина этих непроливаюшихся слёз? В том, что в этих полотнах — совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей земли, полуночного неба и слёз, пролитых любовью, проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им.

3. Зак. № 44

НУЖНЫ ЛИ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ?

Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитывать, во что обходится стране сумма плохого настроения, раздражённости, порождаемых грубым или нелюбезным поведением людей, они сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры.

Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособней и предприимчивей того, который должен каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство.

Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и во взглядах человека. Что же это за основы?

Во-вторых, притупление чувства справедливости.

Понятие о справедливости возникает у человека в самом ранйем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывают. Прежде всего ребёнок приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий и преимуществ перед своими товарищами. Затем он постигает по-

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 5

лезнейшее для его дальнейшей жизни умение ставить себя мысленно на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки. Хорошие манеры, как проявление внутренней деликатности и культуры,— необходимый атрибут человека.        *

Если покопаться в душе каждого хамящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки никогда не бывают случайными, а опираются на вполне конкретные взгляды.

Это прежде всего наплевательское отношение к своему ближнему, к его мнению и удобствам. Твёрдая уверенность в том, что все другие никаких прав не имеют, и желание урвать от жизни как можно больше.

Нередко и самые хорошие люди обижают своих близких. И происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто — по недосмотру, недомыслию, невниманию. Потому что эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, которые при прочих равных условиях делают жизнь приятнее, нервы здоровее и улучшают настроение всего коллектива.

Итак, два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку.

Первое: любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не изнуряет его непосильными трудами. Это бесплатное приложение к жизни, и, когда оно входит в привычку, производится уже автоматически.

Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

Таким образом, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход — хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

(По Н. Акимову)

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!

От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая, — неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 7

своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Сострадание — активный помощник.

Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, каким они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать — прежде всего самого себя — так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе её недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут, если дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

Бесчувственным кажется, что им хорошо. Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно — как аукнется, так и откликнется!

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрвсть. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое ис-

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 8

пытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.

Одно из самых важных человеческих чувств — сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.

Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Александрович Гиляровский — человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому. Он был живописен во всём — в своей биографии, в манере говорить, в ребячливости, во внешности, в разносторонней бурной талантливости.

Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой». Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости, доброте, но и в том, что от жизни Гиляровский тоже требовал многого.

Человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. С Гиляровским дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие писатели, актёры и художники. Гиляровский мог гордиться ещё и тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты знаменитой Хи-тровки — приюта нищих, босяков, отщепенцев.

Каждому времени нужен свой летописец исторических событий, быта и уклада. Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Поэтому так ценны для нас рассказы Гиляровского — «комментатора своего времени». К сожалению, у нас таких писателей почти не было. Нет их и сейчас. А они делали и делают огромное культурное дело.

О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва». Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно её представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.

Хлебосольный, открытый и шумный дом Гиляровского был своего рода средоточием Москвы. По существу это был редкий музей культуры, живописи и быта чеховских времён. Необходимо бережно сохранить его как образчик московского житейского обихода девятнадцатого века.

Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. Это — своего рода бродильные дрожжи, искристый винный ток. Не £ажно — много или мало они написали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общест-

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 9

венная жизнь, что вся современная им история страны преломляласьв их деятельности. Важно то, что они определяли собой своё время.

Таким был Владимир Александрович Гиляровский — поэт, писатель, знаток Москвы и России, человек большого сердца, чистейший образец талантливости нашего народа.

Трудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом неожиданные.

Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил наИльинский омут. Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со всероссийскими этими полями. Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. Если, конечно, туда попадёшь. А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. Но, конечно, если и туда ты попадёшь».

И всё сбылось. Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. В бездонной синеве

и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика. Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. Эти формы им сообщает наше человеческое воображение.

Рим сверкал вдали яростными отражениями солнца в стеклянных стенах многоэтажных новых домов. Радио часто и нервно повторяло, что синьора Парелли ждёт у главного выхода аэровокзала его собственная машина.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, наИльинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья.

Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. Тоска по России легла на сердце. С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где всё было так знакомо, так мило и простодушно. У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней. Я полюбил Францию давным-давно. Сначала умозрительно. А потом вплотную, всерьёз. Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы. Можно было следить за движением луча по стене, слушать нахальные вопли деревенских петухов и невольно повторять знакомые с детства слова:

На святой Руси петухи кричат —

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, Как нельзя жить без сердца.        ,

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 10

Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято примитивно делить время

на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.

Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания не только детей, но и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям — всё это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.

Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.

(По Д. Лихачёву)