На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

« Теория и практика по заданию 11 м атериалов ОГЭ » ГБОУ Школа №543 Московского района Санкт-Петербурга 2020 Учитель математики высшей категории Чагина Юлия Анатольевна Подготовка к ОГЭ по математике

Теория В задачах 11 материалов ОГЭ проверяются навыки работы с тремя видами функций: Линейная у= кх + b График – прямая Квадратичная у=а + b х+с График – парабола Обратная пропорциональная зависимость у= График – гипербола

Линейная функция Задается уравнением вида у= кх + b . Графиком функции является прямая. Коэффициенты к и b определяют расположение прямой на координатной плоскости.

кВАДРАТИЧНАЯ функция Задается уравнением вида у=а + b х+с Графиком функции является парабола. Коэффициенты а , b и с определяют расположение прямой на координатной плоскости.

Функция ОбратноЙ пропорциональнОЙ ЗАВИСИМОСТИ Задается уравнением вида у= Графиком функции является гипербола. Коэффициент, к определяет расположение прямой на координатной плоскости.

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают. Ответ: 314

Открытый банк заданий mathege.ru — тренажер задания 7 профильного ЕГЭ по математике-2023 (с ответами). Все прототипы задания7 на исследование функций. Это задание на использование свойств производной при анализе функций, либо на геометрический смысл производной, либо на физический смысл производной, либо на первообразную функции. Номер заданий соответствует номеру заданий в базе mathege.ru.

Использование свойств производной для исследования функций

27487 На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (-6; 8). Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27488. На рисунке изображён график функции y = f(x), определенной на интервале (-5;5). Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27490. На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (-2; 12). Найдите сумму точек экстремума функции f(x).

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27497. На рисунке изображен график y = f'(x) — производной функции f(x), определенной на интервале (-7; 4). Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27498. На рисунке изображен график y = f'(x) — производной функции f(x), определенной на интервале (-5; 7). Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27499. На рисунке изображен график y = f'(x) — производной функции f(x), определенной на интервале (-11; 3). Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27500. На рисунке изображен график y = f'(x) — производной функции f(x), определенной на интервале (-2; 12). Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

119971. На рисунке изображен график функции f(x), определенной на интервале (-5;5). Найдите количество точек, в которых производная функции f(x) равна 0.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

317539. На рисунке изображён график функции y = f(x) и восемь точек на оси абсцисс: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8. В скольких из этих точек производная функции f(x) положительна?

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

317540. На рисунке изображён график функции y = f(x) и двенадцать точек на оси абсцисс: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8, x9, x10, x11, x12. В скольких из этих точек производная функции f(x) отрицательна?

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

317541. На рисунке изображён график y = f'(x) — производной функции f(x). На оси абсцисс отмечены восемь точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8. Сколько из этих точек лежит на промежутках возрастания функции f(x)?

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

317542. На рисунке изображён график y = f'(x) — производной функции f(x). На оси абсцисс отмечены восемь точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8. Сколько из этих точек лежит на промежутках убывания функции f(x)?

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Геометрический смысл производной

27485. Прямая y = 7x — 5 параллельна касательной к графику функции y = x2 + 6x — 8. Найдите абсциссу точки касания.

27486. Прямая y = -4x — 11 является касательной к графику функции y = x3 + 7×2 + 7x — 6. Найдите абсциссу точки касания.

27489. На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (-5;5). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 6 или совпадает с ней.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27501. На рисунке изображен график y = f'(x) — производной функции f(x), определенной на интервале (-10; 2). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = -2x -11 или совпадает с ней.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27503. На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27504. На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27505. На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

27506. На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

40130. На рисунке изображен график y = f'(x) — производной функции f(x). Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику y = f(x) параллельна прямой y = 2x — 2 или совпадает с ней.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

40131. На рисунке изображен график y = f'(x) — производной функции f(x). Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику y = f(x) параллельна оси абсцисс или совпадает с ней.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

119972. Прямая y = 3x +1 является касательной к графику функции ax2 + 2x + 3. Найдите a.

119973. Прямая y = -5x + 8 является касательной к графику функции 28×2 + bx + 15. Найдите b, учитывая, что абсцисса точки касания больше 0.

119974. Прямая y = 3x + 4 является касательной к графику функции 3×2 — 3x + c. Найдите c.

317543. На рисунке изображён график функции y = f(x). На оси абсцисс отмечены точки −2, −1, 1, 2. В какой из этих точек значение производной наибольшее? В ответе укажите эту точку.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

317544. На рисунке изображён график функции y = f(x). На оси абсцисс отмечены точки −2, −1, 1, 4. В какой из этих точек значение производной наименьшее? В ответе укажите эту точку.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Физический смысл производной

119975. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = 6t2 — 48t +17, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 9 с.

119976. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = 1/2t3 — 3t2 + 2t, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 6 с.

119977. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = -t4 + 6t3 + 5t + 23, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 3 с.

119978. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = t2 -13t +23, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 3 м/с?

119979. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = 1/3t3 — 3t2 — 5t + 3, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 2 м/с?

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

323078. На рисунке изображён график функции y = f(x) (два луча с общей начальной точкой). Пользуясь рисунком, вычислите F(8) — F(2), где F(x) — одна из первообразных функции f(x).

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

323079. На рисунке изображён график некоторой функции y = f(x). Функция F(x) = x3 + 30×2 + 302x — 15/8 — одна из первообразных функции f(x). Найдите площадь закрашенной фигуры.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

323080. На рисунке изображён график некоторой функции y = f(x). Функция F(x)= -x3 — 27×2 — 240x — 8 — одна из первообразных функции f(x). Найдите площадь закрашенной фигуры.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Задание 7 Профильного ЕГЭ по математике — это задачи на геометрический и физический смысл производной. Это задачи о том, как производная связана с поведением функции. И еще (правда, очень редко) в этих задачах встречаются вопросы о первообразной.

Вспомним, что производная — это скорость изменения функции.

1. На рисунке изображён график функции и касательная к нему в точке с абсциссой Найдите значение производной функции в точке

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

равна тангенсу угла наклона касательной, проведенной в точке

Достроив до прямоугольного треугольника АВС, получим:

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

2. На рисунке изображён график функции и касательная к нему в точке с абсциссой
Найдите значение производной функции в точке

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Начнём с определения знака производной. Мы видим, что в точке

функция убывает, следовательно, её производная отрицательна. Касательная в точке

образует тупой угол

с положительным направлением оси

. Поэтому из прямоугольного треугольника мы найдём тангенс угла

, смежного с углом

Мы помним, что тангенс угла в прямоугольном треугольнике равен отношению противолежащего катета к прилежащему:

Ответ: −0, 25.

3. Прямая является касательной к графику функции

Запишем условие касания функции

При этом производная функции

равна угловому коэффициенту касательной, то есть

Из второго уравнения находим

Первому уравнению удовлетворяет только

Мы помним, что производная — это скорость изменения функции.

Мгновенная скорость — это производная от координаты по времени. Но это не единственное применение производной в физике. Например, cила тока — это производная заряда по времени, то есть скорость изменения заряда. Угловая скорость — производная от угла поворота по времени.

Множество процессов в природе, экономике и технике описывается дифференциальными уравнениями — то есть уравнениями, содержащими не только сами функции, но и их производные.

4. Материальная точка движется прямолинейно по закону

— время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени

Мгновенная скорость движущегося тела является производной от его координаты по времени. Это физический смысл производной. В условии дан закон изменения координаты материальной точки, то есть расстояния от точки отсчета:

Найдем скорость материальной точки как производную от координаты по времени:

Применение производной к исследованию функций

Каждый год в вариантах ЕГЭ встречаются задачи, в которых старшеклассники делают одни и те же ошибки.

Например, на рисунке изображен график функции — а спрашивают о производной. Кто их перепутал, тот задачу не решил.

Или наоборот. Нарисован график производной — а спрашивают о поведении функции.

И значит, надо просто внимательно читать условие. И знать, как же связана производная с поведением функции.

, то функция

В точке максимума производная равна нулю и меняет знак с «плюса» на «минус».

В точке минимума производная тоже равна нулю и меняет знак с «минуса» на «плюс».

5. На рисунке изображен график функции

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

в точках максимума и минимума функции

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

6. На рисунке изображён график

, определённой на интервале

. В какой точке отрезка

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Не спешим. Зададим себе два вопроса: что изображено на рисунке и о чем спрашивается в этой задаче?

Изображен график производной, а спрашивают о поведении функции. График функции не нарисован. Но мы знаем, как производная связана с поведением функции.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

возрастает на этом отрезке. Большим значениям х соответствует большее значение

7. На рисунке изображён график функции

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

параллельна оси абсцисс. Найдем на графике функции

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

8. На рисунке изображен график производной функции

Найдите количество точек максимума функции

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Очень внимательно читаем условие задачи. Изображен график производной, а спрашивают о точках максимума функции. В точке максимума производная равна нулю и меняет знак с «плюса» на «минус». На отрезке

такая точка всего одна! Это

9. На рисунке изображен график производной функции

Найдите точку экстремума функции

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Точками экстремума называют точки максимума и минимума функции. Если производная функции в некоторой точке равна нулю и при переходе через эту точку меняет знак, то это точка экстремума. На отрезке

график производной (а именно он изображен на рисунке) пересекает ось абсцисс в точке

является точкой экстремума.

Первообразная и формула Ньютона-Лейбница

, для которой

является производной, называется первообразной функции

образуют множество первообразных функции

10. На рисунке изображён график

— одной из первообразных некоторой функции

Пользуясь рисунком, определите количество решений уравнения

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Это значит, что на графике нужно найти такие точки, принадлежащие отрезку

равна нулю. Это точки максимума и минимума функции

таких точек 4.

Больше задач на тему «Первообразная. Площадь под графиком функции» – в этой статье

Первообразная функции. Формула Ньютона-Лейбница.

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Задание №7. Производная. Поведение функции. Первообразная u0026#8212; профильный ЕГЭ по Математике» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
07.06.2023

Производная функции. Геометрический смысл производной

Производная функции — одна из сложных тем в школьной программе. Не каждый выпускник ответит на вопрос, что такое производная.

В этой статье просто и понятно рассказано о том, что такое производная и для чего она нужна. Мы не будем сейчас стремиться к математической строгости изложения. Самое главное — понять смысл.

На рисунке — графики трех функций. Как вы думаете, какая из них быстрее растет?

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Ответ очевиден — третья. У нее самая большая скорость изменения, то есть самая большая производная.

Вот другой пример.

Костя, Гриша и Матвей одновременно устроились на работу. Посмотрим, как менялся их доход в течение года:

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

На графике сразу все видно, не правда ли? Доход Кости за полгода вырос больше чем в два раза. И у Гриши доход тоже вырос, но совсем чуть-чуть. А доход Матвея уменьшился до нуля. Стартовые условия одинаковые, а скорость изменения функции, то есть производная, — разная. Что касается Матвея — у его дохода производная вообще отрицательна.

Производная – это скорость изменения функции.

Интуитивно мы без труда оцениваем скорость изменения функции. Но как же это делаем?

На самом деле мы смотрим, насколько круто идет вверх (или вниз) график функции. Другими словами — насколько быстро меняется у с изменением х. Очевидно, что одна и та же функция в разных точках может иметь разное значение производной — то есть может меняться быстрее или медленнее.

Производная функции обозначается .

Покажем, как найти с помощью графика.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Нарисован график некоторой функции . Возьмем на нем точку А с абсциссой . Проведём в этой точке касательную к графику функции. Мы хотим оценить, насколько круто вверх идет график функции. Удобная величина для этого — тангенс угла наклона касательной.

Производная функции в точке  равна тангенсу угла наклона касательной, проведённой к графику функции в этой точке.

Обратите внимание — в качестве угла наклона касательной мы берем угол между касательной и положительным направлением оси ОХ.

Иногда учащиеся спрашивают, что такое касательная к графику функции. Это прямая, имеющая на данном участке единственную общую точку с графиком, причем так, как показано на нашем рисунке. Похоже на касательную к окружности.

Найдем . Мы помним, что тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике равен отношению противолежащего катета к прилежащему. Из треугольника

Мы нашли производную с помощью графика, даже не зная формулу функции. Такие задачи часто встречаются в ЕГЭ по математике.

Есть и другое важное соотношение. Вспомним, что прямая задается уравнением

Величина k в этом уравнении называется угловым коэффициентом прямой. Она равна тангенсу угла наклона прямой к оси X.

Запомним эту формулу. Она выражает геометрический смысл производной.

Производная функции в точке  равна угловому коэффициенту касательной, проведенной к графику функции в этой точке.

Другими словами, производная равна тангенсу угла наклона касательной.

Мы уже сказали, что у одной и той же функции в разных точках может быть разная производная. Посмотрим, как же связана производная с поведением функции.

Нарисуем график некоторой функции . Пусть на одних участках эта функция возрастает, на других — убывает, причем с разной скоростью. И пусть у этой функции будут точки максимума и минимума.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

В точке A функция возрастает. Касательная к графику, проведенная в точке A, образует острый угол с положительным направлением оси X. Значит, в точке A производная положительна.

В точке B наша функция убывает. Касательная в этой точке образует тупой угол  с положительным направлением оси X. Поскольку тангенс тупого угла отрицателен, в точке B производная отрицательна.

Вот что получается:

Если функция возрастает, ее производная положительна.

Если убывает, ее производная отрицательна.

А что же будет в точках максимума и минимума? Мы видим, что в точках C (точка максимума) и D (точка минимума) касательная горизонтальна. Следовательно, тангенс угла наклона касательной в этих точках равен нулю, и производная тоже равна нулю.

Точка С — точка максимума. В этой точке возрастание функции сменяется убыванием. Следовательно, знак производной меняется в точке С с «плюса» на «минус».

В точке D — точке минимума — производная тоже равна нулю, но ее знак меняется с «минуса» на «плюс».

Вывод: с помощью производной можно узнать о поведении функции всё, что нас интересует.

Если производная положительна, то функция возрастает.

Если производная отрицательная, то функция убывает.

В точке максимума производная равна нулю и меняет знак с «плюса» на «минус».

В точке минимума производная тоже равна нулю и меняет знак с «минуса» на «плюс».

Запишем эти выводы в виде таблицы:

Сделаем два небольших уточнения. Одно из них понадобится вам при решении задач ЕГЭ. Другое — на первом курсе, при более серьезном изучении функций и производных.

1. Возможен случай, когда производная функции в какой-либо точке равна нулю, но ни максимума, ни минимума у функции в этой точке нет. Это так называемая точка перегиба:

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

В точке E касательная к графику горизонтальна, и производная равна нулю. Однако до точки E функция возрастала — и после точки E продолжает возрастать. Знак производной не меняется — она как была положительной, так и осталась.

2. Бывает и так, что в точке максимума или минимума производная не существует. На графике это соответствует резкому излому, когда касательную в данной точке провести невозможно.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

А как найти производную, если функция задана не графиком, а формулой? В этом случае применяется таблица производных. В ней вы найдете производные всех элементарных функций и правила взятия производных, то есть дифференцирования.

Геометрический смысл производной, задачи

Покажем, что такое геометрический смысл производной, на примере нескольких задач из Банка заданий ФИПИ.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

равна нулю в точках максимума и минимума функции

Задача 2. На рисунке изображен график функции y=

). Сколько точек максимума имеет функция

) на отрезке

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Обратите внимание, что на этом рисунке изображен не график функции, а график ее производной.

В вариантах ЕГЭ по математике таких задач много. Пользуясь графиком производной, надо ответить на вопрос о поведении функции.

В точке максимума функции производная равна нулю и меняет знак с «плюса» на «минус». Такая точка на отрезке

Задача 3. На рисунке изображены график функции

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Производная функции в точке равна тангенсу угла наклона касательной, проведенной к графику функции в этой точке (то есть угловому коэффициенту касательной).

Это геометрический смысл производной.

функция y = f(x) убывает. Касательная, проведенная к ее графику в этой точке, образует тупой угол

с положительным направлением оси Х. Найдем тангенс острого угла

Задача 4. На рисунке изображен график производной функции

определенной на отрезке

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

На рисунке изображен график производной. Если функция возрастает — ее производная положительна. Если функция убывает — ее производная отрицательна. В точке минимума производная равна нулю и меняет знак с «минуса» на «плюс».

На рисунке есть такая точка, и это x = 1,5.

– точка минимума функции

Поэтому и свое наименьшее значение функция

Задача 5. На рисунке изображен график

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

На рисунке есть такая точка, и это x = 3.

Слева от этой точки производная отрицательна, и функция убывает. Справа от точки x = 3 производная положительна, и функция возрастает.

Кстати, вид графика функции

Задача 6. На рисунке изображен график

производной непрерывной функции

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

— точка максимума функции

и наибольшее значение функция

принимает именно в этой точке.

Ответ: – 2,5.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Точка минимума функции f(x) — это x = 0. В этой точке производная равна 0 и меняет знак с «минуса» на «плюс».

Слева от точки 0 производная отрицательна, функция убывает. Справа от этой точки производная положительна, функция возрастает.

Наименьшее значение на отрезке достигается при x = 0.

Задача 8. На рисунке изображены график функции

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

– касательная к

— тупой, а смежный с ним угол

Задача 9. На рисунке изображен график непрерывной функции f(x) и касательные CD и MN, проведенные к ее графику в точках А и В. Найдите отношение значений производной функции f(x) в точках А и В.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Найдём значения производных в точках А и В с помощью графика.

— угол наклона касательной к графику функции в точке с абсциссой

Для точки А:

Для точки В:

Условия касания

касается графика функции

Тогда для точки

Первое уравнение показывает, что значения функций

Второе условие показывает, что производная функции

Задача 10. Прямая

причем абсцисса точки касания положительна. Найдите b.

Запишем условие касания:

Начнем со второго уравнения:

Условия касания встречаются нам не только в заданиях 1 части ЕГЭ по математике, но и в задачах с параметрами. Более того, это один из приемов решения уравнений и неравенств с параметрами.

Мы узнали, что такое геометрический смысл производной. Научились находить производную с помощью графика функции и решать задачи ЕГЭ. Производная помогает нам исследовать функции, находить их точки максимума и минимума, строить графики функций.

И оказывается, что с производной вы познакомились намного раньше — в школьном курсе физики. Вы уже пользовались этим математическим понятием, но не называли его словом «производная».

Вспомним тему «Кинематика» в физике. Это раздел физики, описывающий механическое движение. Величины, которыми описывается движение какого-либо тела, — это скорость v, время t, координата х, если тело движется вдоль прямой. Или координаты x и y, если оно движется по плоскости.

Вспомним формулу для равномерного прямолинейного движения:

где x — координата.

Пусть 3 материальных точки — например, три автомобиля — одновременно выезжают с постоянными скоростями из точки А и едут по прямолинейному шоссе. На графике показано, как меняется их координата x с течением времени. У какого из автомобилей скорость больше?

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Очевидно, у третьего. Считая, что x = vt, для первого автомобиля найдем

= 20 км/ч. Возможно, это машина, которая поливает или чистит дорогу, и поэтому так медленно едет. Для второго автомобиля

= 40 км/ч, для третьего

= 75 км/ч.

Но если пройденный путь, то есть изменение координаты тела, мы разделим на время, то найдем тангенс угла наклона для каждой из этих прямых. Так и есть.

Скорость тела — это производная от его координаты по времени.

А теперь пусть тело, например, автомобиль, движется вдоль оси x, причем его скорость не является постоянной. Зависимость его координаты от времени x(t) показана на графике.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Возьмем на графике точку, соответствующую моменту времени

Тангенс угла наклона этой касательной численно равен мгновенной скорости тела в момент

Мы получили, что мгновенная скорость — это производная от координаты по времени.

Но не только скорость в физике является производной от другой физической величины, координаты.

Ускорение — это производная от скорости по времени. Сила тока — производная от заряда по времени.

Изучая курс физики в школе и в вузе, вы увидите множество уравнений, связывающих одни физические величины с производными других физических величин. Такие уравнения называются дифференциальными. А само действие взятия производной называется дифференцированием.

Вот задача из вариантов ЕГЭ по математике, где используется физический смысл производной.

Задача 11. Материальная точка M начинает движение из точки A и движется по прямой на протяжении 12 секунд. График показывает, как менялось расстояние от точки A до точки M со временем. На оси абсцисс откладывается время t в секундах, на оси ординат — расстояние s.

Определите, сколько раз за время движения скорость точки M обращалась в ноль (начало и конец движения не учитывайте).

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Производная — это скорость изменения функции. Мгновенная скорость движущегося тела (материальной точки) является производной от его координаты по времени. Это физический смысл производной.

Найдем на графике s(t) точки, в которых производная функции s(t) равна нулю. Таких точек 6. Это точки максимума и минимума функции s(t).

Изучая высшую математику в вузе, вы узнаете еще одно определение производной.

Производной функции f(x) в точке называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента при приращении аргумента, стремящемся к нулю.

Это определение есть в вашем школьном учебнике алгебры. Но намного важнее не механически его запомнить, а понять его смысл. Первые шаги к этому мы сделали, определив производную как скорость изменения функции. Мы также узнали, что такое геометрический смысл производной и физический смысл производной.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Производная функции. Геометрический смысл производной» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

За это задание ты можешь получить 1 балл. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: базовый.Средний процент выполнения: 61.5%Ответом к заданию 7 по математике (профильной) может быть целое число или конечная десятичная дробь.

Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 2

На рисунке изображён график функции $y=f(x)$ и касательная к нему в точке с абсциссой $x_0$. Найдите значение производной функции $f(x)$ в точке $x_0$.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Задача 3

На рисунке изображён график функции $y=f(x)$ и отмечены точки $-7$; $-5$; $-1$;$1$. В какой из этих точек значение производной наибольшее?

Проводим касательные к графику в точках с указанными абсциссами (см. рис.).

Определяем, под каким углом $α$ они наклонены к положительному направлению оси $Ox$.

Согласно геометрическому смыслу производной $f'(x_0)= g α$, то есть значения тангенсов построенных углов — это и есть значения производной в указанных точках

Замечаем, в точках $-7$ и $1$ касательные наклонены под острым углом, поэтому в этих точках значение производной положительно.

Учитывая, что касательная, проведённая к графику функции в точке с абсциссой $1$, образует больший угол с положительным направлении оси $Ox$, значит, значение производной в этой точке наибольшее.

Задача 4

На рисунке изображён график $y=f'(x)$ — производной функции $f(x)$, определённой на интервале $(-6;9)$. Найдите промежутки возрастания функции $f(x)$. В ответе укажите длину наибольшего из них.

Так как производная функции $y = f′(x)$ положительна на промежутках $(-6; -3)$ и $(8,5; 9)$, то функция $y = f(x$) возрастает на этих промежутках. Длина наибольшего из них $(-6; -3)$ равна $-3 – (-6) = 3$

Задача 5

На рисунке изображён график $y=f'(x)$ — производной функции $f(x)$, определённой на интервале $(-6;9)$. Найдите промежутки убывания функции $f(x)$. В ответе укажите длину наибольшего из них.

Так как на промежутке $(-3;8)$ производная функции $y=f'(x)$ отрицательна, то на этом промежутке функция $y=f(x)$ убывает. Длина этого промежутка равна $8-(-3)=11$.

Задача 6

На рисунке изображён график $y=f'(x)$ — производной функции $f(x)$, определённой на интервале $(-8;5)$. Найдите промежутки убывания функции $f(x)$. В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.

Так как на промежутке (-6.5; -3.5) производная функции y = f′(x) отрицательна, то на этом промежутке функция y = f (x) убывает. В этот промежуток входят целые точки: -6; -5; -4. Их сумма равна -15.

Задача 7

На рисунке изображён график $y=f'(x)$ — производной функции $f(x)$, определённой на интервале $(-8;7)$. Найдите количество точек экстремума функции $f(x)$ на заданном интервале.

Из графика видно, что производная $f′(x)$ функции $f(x)$ равна нулю в пяти точках причём при переходе через эти точки она меняет знак. То есть на заданном промежутке таких точек $5: x_1 , x_2 , x_3 , x_4 , x_5$. Таким образом, функция $f (x)$ имеет $5$ точек экстремума на заданном промежутке.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Задача 8

На рисунке изображён график функции $y=f(x)$, определённой на интервале $(-7;7)$. Найдите количество решений уравнения $f'(x)=0$.

Производная функции y = f′(x) на интервале (-7; 7) равна нулю в 4-х точках, в которых касательная к графику функции y = f(x) параллельна оси абсцисс.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Задача 9

На рисунке изображён график функции $y=f(x)$, определённой на интервале $(-4;10)$. Найдите количество решений уравнения $f'(x)=0$ на интервале $(-4;3)$.

Так как угловой коэффициент касательной $k = tg α = f′(x_0) = 0$, то это означает, что касательная к графику данной функции параллельна оси абсцисс.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

На интервале $(-4; 3)$ построены три касательные, параллельные оси абсцисс.

Задача 10

Прямая $y=38x-28$ параллельна касательной к графику функции $y=3x^2+8x-2$. Найдите абсциссу точки касания.

Угловой коэффициент касательной к графику функции $y = 3x^2+8x-2$ в некоторой точке $x_0$ равен $y′(x_0). y′ = (3x^2 + 8x – 2)′ = 6x + 8$, значит, $y′(x_0) = 6x_0+8$. Угловой коэффициент прямой $y = 38x-28$ равен $38$. По условию, эта прямая параллельна касательной, значит, их угловые коэффициенты равны. Найдём значение $x_0$ из условия $6x_0 + 8 = 38, x_0 = 5$.

Задача 11

Так как производная $y=f'(x)$ положительна в точках $x_4$, $x_5$, $x_6$, $x_7$, а в остальных точках — отрицательна, то на промежутке возрастания лежат $4$ точки.

Задача 13

Производная отрицательна только в тех точках, которые принадлежат промежуткам убывания функции, если касательные в них не горизонтальны. Таких точек $3: x_3, x_5, x_8$.

Задача 14

Найдём скорость движения материальной точки $v(t) = x′(t) = t^2-7t-3$.

Найдём в какой момент времени (в секундах) её скорость была равна $5$ м/с, решив уравнение $t^2-7t-3 = 5$.

$t^2 – 7t – 8 = 0$;

$t_1 + t_2 = 7$,

$t_1·t_2 = -8$.

$t_1 = 8, t_2 = -1$ не удовлетворяет условию задачи.

Скорость материальной точки была равна $5$ м/с в момент времени $8$ секунд.

Задача 15

Материальная точка движется прямолинейно по закону $x(t)=t^2-t-12$, где $x$ — расстояние от точки отсчёта в метрах, $t$ — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите её скорость (в метрах в секунду) в момент времени $t=7$ с.

Согласно физическому смыслу производной, мгновенная скорость равна $v(t) = x′(t).
v(t) = (t^2-t-12)′ = 2t-1. v(7) = 2·7-1 = 13$. Скорость материальной точки была $13$ м/с в момент времени $7$ секунд.

Задача 16

На рисунке изображён график функции $y=g(x)$, определённой и дифференцируемой на интервале $(-8; 6)$. Найдите количество точек, в которых касательная к графику этой функции параллельна прямой $y=100$.

Построим прямую y = 100. По графику определяем, что касательная к графику функции y = g(x) параллельна прямой y = 100 в четырёх точках.

На одном из рисунков изображен график функции укажите номер этого рисунка

Задача 17

На рисунке изображён график функции $y=f(x)$, определённой и дифференцируемой на интервале $(-6;7)$. Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции $f(x)$ параллельна прямой $y=4$.

Построим прямую $y=4$. По графику находим, что касательная к графику функции $y=f(x)$ параллельна прямой $y=4$ в $6$ точках (см. рис.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *