Подготовка к огэ по русскому языку 9 класс 2022 сжатое изложение

Пройти тестирование по этим заданиямВернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

Текст, начинающийся словами «Испытания ждут дружбу всегда».

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

ОБЗ ФИПИ (2023 год);

Текст, начинающийся словами «Универсального рецепта того, как выбрать правильный »

Текст, начинающийся словами «Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство?»

Текст, начинающийся словами «Война была для детей жестокой и грубой школой.»

Примечание: данные изложения включены в тест исключительно по усмотрению редакции РЕШУОГЭ. Обращаем внимание на то, что в банке ФИПИ есть изложения, близкие по тематике.

Текст, начинающийся словами «Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик “Животные-герои”.»

Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ.

Изложение – один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи, который предполагает два взаимосвязанных речемыслительных процесса: восприятие высказывания и его воспроизведение. Но при написании сжатого изложения появляется необходимость не только воспроизвести текст, но и сжать его, применив определенные приемы компрессии текста. Учащемуся необходимо не просто письменно пересказать текст, а еще и определить, что в тексте является главным, а что второстепенным, в каких словах и конструкциях проявляется избыточность речи, а какие жизненно необходимы для передачи основной мысли текста.

На современном этапе ОГЭ используются тексты, состоящие из трех абзацев, каждый из которых содержит микротему. Правильно определив микротему каждого абзаца и объединив их, учащийся воссоздает общую тему текста. Именно поэтому так важно передать основной смысл каждого абзаца и основную мысль текста в целом.

Помимо этого, в каждой их трех микротем учащийся должен применить один или несколько приемов сжатия текста.

Сжатие текста – это процесс преобразования текста, при котором текст заменяется более кратким по объему. Смысловые искажения и утрата значимых положений не допускаются.

Существует три основных приема сжатия текста: исключение, обобщение и замена.

Исключение – это прием компрессии текста, при котором необходимо выделить главное в каждой микротеме, исключить ненужные подробности и элементы избыточности речи, а затем объединить полученные микротемы в текст, сохранив как основную мысль каждой микротемы, так и основную мысль текста в целом.

Исключить из текста можно следующие конструкции:

То есть, исключать можно слова и предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Обобщение – это объединение грамматических конструкций.

Обобщить можно следующие конструкции:

Замена – это прием, основанный на замещении частного общим, видового понятия родовым, нескольких узких понятий более широким

Замену можно произвести в следующих случаях:

При сжатии текста важно помнить, что можно использовать как каждый прием в отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Из текста нельзя удалять

При работе над сжатым изложением важно помнить следующее:

При первом чтении внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

Запомните последовательность событий, рассуждений.

Определите ключевые слова.

Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

Актуализация ранее полученных знаний о сжатом изложении и приёмах сжатия

Практическая работа. Отработка приёмов сжатия текста.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Настроение у нас отличное,

улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.

Запишем в тетрадях число 14 декабря классная работа. Тема урока: Подготовка к сжатому изложению.

(слайд № 1,2)

Вступительное слово учителя, сообщение темы и задач урока

Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа

Грызя гранит науки неустанно,

Давая пищу здравую уму,

Опять очередное испытанье

Нам выдержать бы вопреки всему.

(слайд № 4)

Вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является изложение.

Такой вид работы с текстом требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста. Итак, какова цель нашего урока?

(слайд № 3)

Давайте вспомним, что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем?

(слайд № 6)

Повторим, что характерно для каждого приема?

ПРИЁМ ПЕРВЫЙ  – ИСКЛЮЧЕНИЕ

– одного или нескольких синонимов,

– уточняющих и поясняющих конструкций,

– фрагментов предложений,

(слайд № 7)

ПРИЁМ ВТОРОЙ –

– замена однородных членов обобщающим наименованием;

– замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;

– замена простых предложений сложными.

(слайд № 8)

ПРИЁМ ТРЕТИЙ –

– слияние нескольких предложений в одно;

– замена предложения или его части указательным местоимением,

– замена СПП простым,

– замена прямой речи косвенной

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Ознакомление с критериями  оценивания сжатого изложения

На экзамене сжатое изложение оценивается по трём критериям.

(слайд № 9)

Критерии оценивания изложения ОГЭ

– точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста;

– использование приемов сжатия текста;

– смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на второй критерий: сжатие исходного текста ИК2.

Какое максимальное количество баллов можно получить за этот критерий?

(слайд № 11)

Поупражняемся использовать различные приёмы сжатия на отдельных предложениях.

Прочитайте задание №1 практической работы, подумайте какой приём сжатия здесь можно использовать. Запишите полученное предложение в тетради.

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.

(слайд № 12)

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными

(слайд № 13)

Исключение уточняющих, вводных конструкций.

Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.

(слайд № 14)

Замена однородных членов предложения обобщающим словом.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(слайд № 15)

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник

(слайд № 16)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза (шёпотом.)

Теперь непосредственно перейдем к анализу текста.

У каждого из вас на парте есть текст изложения, который мы сегодня будем сжимать (у детей текст не разделён на микротемы).

(слайд № 17, 18)

План работы с текстом.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. К какому типу речи относится текст?

3. Определите тему текста.

4. Сформулируйте основную мысль текста

5. Выделите микротемы

6. Озаглавьте каждый абзац.

7. Составьте план.

Перечитайте первый абзац ещё раз. Подумайте, какие приёмы компрессии можно использовать, запишите полученную микротему.

Наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание: допишите сжатое изложение до конца, используя все приёмы сжатия. Не забывайте, что объём изложения должен быть не менее 70 слов.

И в заключение урока я предлагаю вам выбрать одну из понравившихся фраз и закончить её.

(слайд № 21)

Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.

Работают в тетрадях

Мы будем учиться писать сжатое изложение, используя приёмы сжатия текста.

Краткое изложение исходного текста,где передается только основная информация, подробности исключаются.

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксическх

Повторяют с помощью презентации приёмы сжатия текста

Для этого мы должны использовать один или несколько приёмов сжатия текста, применяя их на протяжении всего текста.

Выполняют практическую работу

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами

Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками

Ученик читает текст вслух

Формулируют основную мысль

Придумывают название абзацам

1. «Мама» – особое слово.

2.Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях.

3. Благодарные дети – лучший подарок.

Перечитывают первый абзац и сжимают его. Записывают полученную микротему.

Записывают домашнее задание в дневники

Выбирают понравившуюся фразу