Государственный финансовый контроль: новые методы и изменения
Белый дом разработал превентивные методы финансового контроля за получателями бюджетных средств — с их помощью риски нарушений обещано выявлять в режиме реального времени.
Новые методы финансового контроля
Речь, в частности, идет о наблюдении (невидимом для его объекта контроле) и о контроллинге (контрольном мониторинге), который предполагает добровольное раскрытие данных перед казначейством.
Внесение изменений в Бюджетный кодекс
Правительство внесло в Госдуму законопроект с изменениями в Бюджетном кодексе (БК), предусматривающий расширение методов государственного финансового контроля.
Такой контроль, напомним, проводится в отношении получателей бюджетных средств (включая субсидии и кредиты с госгарантиями).
Предварительный контроль и управление рисками
Как пояснил на заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин, проверок и ревизий движения средств господдержки по уже свершившимся событиям, то есть постфактум, недостаточно.
По его словам, многие нарушения и ошибки могут быть предотвращены на предварительном этапе при грамотном управлении рисками.
Внедрение предварительного контроля
Отметим, что предусмотренный поправками предварительный контроль внедряется на фоне послаблений в процессе раздачи субсидий, годовой объем которых в среднем составляет около 2 трлн руб.
На протяжении двух лет Минфин занимался реформой, меняющей правила их распределения за счет унификации процесса и его перевода в электронный формат.
Утвержденным в октябре 2023 года постановлением №1780 правительство ввело единые правила отбора получателей субсидий.
Новые инструменты в Бюджетном кодексе
В БК планируется включить два новых инструмента: наблюдение и контрольный мониторинг (контроллинг; этот метод начнет работать с 2025 года).
Наблюдение
Наблюдение предполагает проведение невидимого контроля — без уведомления его объектов и без их участия будет проводиться непрерывный сбор и анализ информации с использованием имеющейся у государства цифровой среды.
Делается это для обеспечения своевременного реагирования на риски и признаки нарушений. При их обнаружении органы финконтроля будут выдавать предостережения, в частности, о необходимости устранения.
Контроллинг со стороны казначейства: участники и механизм
Контроллинг со стороны казначейства напоминает налоговый мониторинг ФНС. Начавшись с контроля нескольких компаний с высокой цифровой зрелостью, к 2024 году охватил уже 445 компаний из 18 отраслей. Механизм предусматривает добровольное раскрытие учетных данных получателем госсредств, что поможет избежать дополнительной контрольной нагрузки, включая выездные проверки. Взамен, казначейству будет предоставлен дистанционный доступ к данным объекта контроля и возможность корректировать его бюджетное поведение в реальном времени. Несоблюдение мнения казначейства может повлечь за собой проведение проверки или ревизии. Порядок и условия проведения контроллинга будут устанавливаться правительством для более гибкой настройки этого инструмента.
Проект Электронный СМАРТ-контроль Минфина, представленный ведомством, призван стать альтернативой классическим проверкам. Участники могут получить сертификат бюджетного доверия после мониторинга, что освободит их от проверок и упростит взаимодействие с контролерами. Планировалось, что механизм отработают в сотрудничестве с РЭЦ на экспортерах в 2022 году, а затем расширят на других получателей господдержки при наличии необходимого уровня цифровой зрелости.
Новые функции финансового контроля
Законопроект предусматривает передачу экспертно-аналитических функций органам финансового контроля, аналогично Счетной палате. Теперь они смогут проанализировать расходы госсредств и оценить законность операций с использованием доступных источников, включая интеграцию информационных систем. Цифровая модель управления в правительстве позволяет контролировать выполнение задач, определять риски и принимать меры заблаговременно.
Минфин требует ответственности от региональных лидеров
Минфин планирует заставить глав восьми регионов лично нести ответственность за бюджетный дефицит.
Редакция:
- Редакция статей
- Структурирование текста
- Оптимизация текста для SEO
Контроллинг – это процесс оценки и контроля финансовых операций организации, проводимый для обеспечения эффективного управления ресурсами и управленческого учета. В рамках контроллинга казначейство проводит мониторинг и анализ использования государственных средств получателями, предоставляя дистанционный доступ к данным и возможность корректировки бюджетного поведения в реальном времени. Несоблюдение мнения казначейства может привести к проведению проверки или ревизии. Механизм контроллинга разрабатывается для сокращения излишней контрольной нагрузки и повышения эффективности управления государственными средствами.
Законопроект о предоставлении органам финансового контроля экспертно-аналитических функций призван обеспечить более глубокий анализ расходов госсредств и оценку законности операций. Цифровая модель управления позволяет эффективно работать с данными, учитывая особенности исполнения бюджета и нацпроектов. Минфин активно развивает новые подходы к контролю и управлению финансами, сосредотачиваясь на цифровых технологиях и интеграции информационных систем.
Одним из актуальных направлений в сфере финансового контроля становится внедрение контроллинга со стороны казначейства и усиление ответственности глав регионов за бюджетное планирование и исполнение. Минфин активно работает над созданием новых инструментов и механизмов контроля, что позволит повысить эффективность управления государственными финансами и предотвратить возможные финансовые нарушения.
Как видно выше, контроллинг со стороны казначейства и новые функции финансового контроля призваны улучшить механизмы управления и контроля расходов госсредств. Минфин активно внедряет цифровые технологии для повышения эффективности контроля и управления финансами. Одним из ключевых направлений остается усиление ответственности за бюджетное планирование и исполнение.
Разворачивание экспертно-аналитической работы
Разворачивание экспертно-аналитической работы связано с потребностью в предоставлении на постоянной основе объективной и оперативной аналитической информации о деятельности получателей госсредств, включая экспертную оценку инвестпроектов, мониторинг выполнения госпрограмм,— для формирования суждения об обоснованности выделенных объемов мер господдержки, выявления причин недостижения результатов или их рисков, сказано в пояснительной записке к законопроекту.
По всей видимости, в условиях снижения экономической активности результаты оценки будут востребованы правительством для принятия решений о направлениях госстимулирования — избыточный бюджетный стимул может быть причиной ускоренного роста цен, недостаточный же несет риски затухания деловой активности и замедления экономики.
Украина без средств
Украина будет вынуждена принимать болезненные экономические меры, если останется без средств в ближайшие месяцы и не получит помощи от Евросоюза или США. Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на украинских экономистов и чиновников.
В 2024 году Киев ожидает дефицит бюджета примерно в $40 млрд, отмечает газета. Большую часть этой суммы — $30 млрд — власти страны собирались покрыть за счет средств, полученных от США и ЕС. Однако Вашингтону и Брюсселю пока не удается согласовать финансирование, а Киеву нужны средства для поддержания работы правительства, выплаты зарплат, пенсий и субсидирования, пишет издание.
Учитывая эту задержку, правительство Украины может пойти на вынужденные меры, пишет The Wall Street Journal. Киев мог бы продержаться еще несколько месяцев, начав задерживать выплату зарплат, или взять еще больше займов. Но после этого Киев может столкнуться с необходимостью печатать деньги для покрытия дефицита бюджета.
Дефицит в украинском бюджете
По данным украинского Минфина, дефицит государственного бюджета по итогам 2023 года составил 1,33 трлн грн ($35 млрд) — на 46% больше, чем годом ранее. Объем помощи, полученной в виде грантов из-за рубежа составил 425,4 млрд грн ($1,1 млрд), основным донором выступили США.
При этом расходы на сектор безопасности и обороны за 2023 год составили 1,844 трлн грн, или 60,8% общего объема бюджета ($49,2 млрд).
В ноябре 2023 года Верховная рада Украины приняла госбюджет на 2024 год с доходами на уровне 1,768 трлн грн ($47,2 млрд) и расходами в 3,35 трлн грн ($89,5 млрд). На оборонные нужды из этой суммы планируется направить 1 трлн 164 млрд грн ($31,1 млрд).
Отсутствие компромисса по повышению потолка долга
Конгресс США с конца сентября 2023 года не может согласовать пакет дополнительного финансирования объемом $106 млрд, из которых $61 млрд предназначается на помощь Украине, Израилю и Тайваню. Республиканцы блокировали выделение этих средств, призывая уделить большее внимание защите границ США. В ЕС выделение €50 млрд на четырехлетний срок блокирует Венгрия.
Российские власти осуждают помощь Украине — как финансовую, так и военную.
Это может вынудить власти сократить пятую часть расходов бюджета.
Министр финансов предупреждает о проблемах с потолком госдолга
Министр финансов Джанет Йеллен подняла тревогу относительно потолка госдолга в США, указав на необходимость принятия мер для увеличения или приостановки лимита.
Сроки поджимают
По словам Йеллен, к 1 июня США могут оказаться без средств для финансирования бюджета, если не будет принято решение по увеличению лимита заимствований.
Расходы и ликвидность
На конец апреля остаток средств на счете министерства финансов был менее $300 млрд. Расходы бюджета уже составили $3,15 трлн с начала финансового года.
Повышение потолка
США столкнулись с лимитом госдолга в январе 2023 года, о чем стало известно после достижения предела в $31,381 трлн.
Политические маневры
Палата представителей одобрила законопроект о повышении потолка госдолга, однако сенат должен утвердить его. Планируется повышение на $1,5 трлн с сокращением расходов на $4,5 трлн. Законопроект вызывает разногласия среди партий.
Перспектива
Ситуация остается патовой, с решением зависит от встречи президента с лидерами обеих партий 9 мая.
Действие | Необходимое решение |
---|---|
Увеличение потолка | Принятие законопроекта в сенате |
Приостановка лимита | Разрешение конгресса |
Заморозка на уровне | Соглашение партий |
Вывод ситуации – американские власти стоят перед серьезными вызовами в области финансов, и ответ их может оказать значительное воздействие не только на страну, но и на мировую экономику.
Заявление главы минфина Йеллен о том, что без повышения или приостановки действия потолка госдолга дефолт возможен уже 1 июня, возможно, некий «мягкий шантаж» законодателей, напоминание о том, что на принятие решения остается несколько недель, хотя, как говорится в ее письме, точную дату, когда правительство потеряет возможность исполнять свои обязательства, предсказать невозможно, отметила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Такой сценарий, когда у минфина США закончатся средства к 1 июня, вполне возможен, отметил главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. США упираются в лимит госдолга раз в несколько лет, напомнил он. Потолок является элементом политического торга между республиканцами и демократами: в 2024 г. в США состоятся выборы, причем не только президентские, но и в конгресс, поэтому споры вокруг трат бюджета и потолка госдолга в этом году, вероятно, будут тяжелыми, считает Васильев. В любом случае есть основания полагать, что минфин несколько преуменьшает свои возможности по изысканию средств, чтобы конгресс быстрее достиг компромисса.
Ситуация в США по поводу госдолга – патовая, считает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Калянов. Налоговые доходы государства за апрель оказались ниже ожиданий, поэтому основные инструменты, позволяющие благоприятно повлиять на ситуацию, уже почти исчерпаны, и какое-либо сокращение расходов в текущих обстоятельствах не перекроет долговые обязательства к оплате. Более того, еще в январе министр финансов Йеллен заявила, что страна испытывает проблему с лимитом по госдолгу и, чтобы смягчить ситуацию, казначейство США приостанавливает новые инвестиции в Фонд пенсионного обеспечения и нетрудоспособности государственных служащих, Фонд медицинских пособий пенсионерам почтовой службы, а также приостанавливает реинвестирование средств Инвестиционного фонда государственных ценных бумаг, напомнил он. Ситуация усугубляется приближением больших объемов погашения по облигациям США, добавил Калянов.
Есть ли альтернативы
Отказ от повышения потолка госдолга в США приведет к необходимости значительно урезать расходы бюджета в этом году. Если республиканцы и демократы не достигнут компромисса по этому вопросу, траты федерального бюджета придется сократить на 22%, оценил главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин. По его мнению, на практике провести секвестр будет довольно сложно, но теоретически запас прочности для такого радикального шага у властей США есть: по оценке комитета по бюджету конгресса США, управляемая часть расходов составляет 6,6% ВВП, тогда как дефицит в этом году прогнозируется на уровне в 5,3%.
С оценкой Прокудина в целом согласна Беленькая. По ее мнению, в случае отказа от повышения потолка уже в ближайшие месяцы минфину придется выбирать, какие затраты «пустить под нож»: зарплаты госслужащим, социальные пособия, финансирование госконтрактов, госучреждений либо процентных платежей по обязательствам, причем последнее фактически будет означать дефолт. Такой сценарий маловероятен, добавила Беленькая, варианты «шатдауна» разной степени жесткости в принципе возможны, например временная приостановка работы части госучреждений с отправлением служащих в отпуск.
В конце 2021 г. потолок был повышен на $2,5 трлн – этого хватило на год с небольшим, напомнила Беленькая. Сейчас спикер палаты представителей Маккарти предлагает повышение потолка на $1,5 трлн до конца марта 2024 г. Вряд ли такое послабление даст длительную передышку: следующее повышение потолка в 2024 г., в разгар президентской кампании, скорее всего будет проходить еще тяжелее.
Теоретически правительство США могло бы сократить госрасходы, вернуться к более сбалансированному бюджету и не наращивать госдолг, иронизирует Васильев. Однако в условиях вероятного наступающего глобального экономического спада и внутриполитической борьбы в США политики продолжат наращивать госдолг, уверен он.
Выход один – рефинансировать долг, а для этого нужно поднимать лимит дальше, как это ранее делалось, или отказаться от лимита вообще, согласился Калянов. Дефолт США не выгоден ни демократам, ни республиканцам. Вопрос заключается не столько в том, повысят ли лимит, сколько в условиях, при которых это произойдет. Ранее Байден вместе с рекордными повышениями налогов предложил значительно повысить оборонные расходы – до рекордных уровней для США в невоенное время, напомнил Калянов.
Тема потолка госдолга – чрезвычайно политизированный многолетний вопрос споров демократов и республиканцев, уходящий еще во времена Билла Клинтона и 1990-е гг., а сейчас, за год до президентских выборов и на фоне высокой инфляции, вставший особенно остро, отметила руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. По ее словам, тема традиционно используется республиканцами для противостояния президенту-демократу и его администрации, демонстрации избирателям неэффективности исполнительной власти и курса демократической партии на «чрезмерно» широкие социальные расходы, ведущие к дефолту. Демократами «потолок» преподносится американцам, в свою очередь, как неэффективное и несправедливое ограничение полезных для всего общества социальных программ.
«Компромисс на встрече президента Джо Байдена 9 мая с лидерами демократов и республиканцев обеих палат конгресса возможен: все-таки в сенате доминируют демократы. Потолок с большой вероятностью будет повышен: вопрос в уступках республиканцам по вопросу бюджетных расходов, так как это вопрос политический», – говорит Журавлева.
Почему Минфин не спешит менять свой прогноз на 2023 год и как единый налоговый платеж повлияет на ситуацию
Дефицит казны к концу февраля этого года достиг почти 4 трлн рублей, превысив годовой план на 1,1 трлн, следует из данных госпортала «Электронный бюджет». Согласно его оперативной информации, в январе-феврале основные статьи трат — это социальная политика, поддержка национальной экономики и оборона. В то же время Минфин не планирует менять прогноз недостачи по итогам года в 2,9 трлн, рассказали «Известиям» в ведомстве. Там добавили, что в начале марта ждут корректировок цифр за февраль в связи с уплатой единого налогового платежа. В целом же большие госрасходы поддерживают ВВП, а темпы трат с марта замедлятся, ожидают эксперты.
Есть разрыв
Федеральный бюджет к последним числам февраля 2023 года был исполнен с дефицитом в 3,96 трлн рублей. При этом объем доходов составил 1,42 трлн, расходов — 5,38 трлн. Такие данные приводятся на государственном портале «Электронный бюджет», их проанализировали «Известия». Сведения актуальны на 27 февраля 2023-го.
Согласно закону о бюджете, поступления по итогам 2023 года ожидаются в размере 26,1 трлн рублей, траты — 29 трлн. Соответственно, дефицит должен составить 2,9 трлн, или 2% ВВП. Таким образом, недостача казны на конец месяца превышает годовой план Минфина на 1,1 трлн рублей.
По итогам 2022-го бюджет был исполнен с недостачей в 3,3 трлн, хотя Минфин прогнозировал профицит в 1,3 трлн.
По оперативной информации портала, основная часть расходов бюджета за два месяца 2023-го пришлась на социальную политику (1,07 трлн). Далее с большим отрывом следуют траты на национальную экономику (0,4 трлн) и оборону (0,3 трлн).
В то же время, согласно предварительной оценке Минфина, дефицит в январе этого года составил 1,76 трлн. Тогда ведомство объясняло повышенные траты авансированием госконтрактов. Отчет по итогам февраля министерство еще не опубликовало.
Исполнение бюджета по доходам и расходам в январе-феврале 2023 года происходило в плановом режиме, рассказали «Известиям» в пресс-службе Минфина. В связи с уплатой единого налогового платежа (ЕНП) 28 февраля зачисление и распределение средств будут производиться в первые дни марта, поэтому данные по февралю появятся 6–7-го числа, сообщили там. На сегодня изменений показателей дефицита не ожидается, отметили в ведомстве.
Данные Минфина и портала «Электронный бюджет» могут отличаться, отметила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Различия будут связаны с переходом на новую налоговую схему в начале 2023 года — упомянутый Минфином механизм единого налогового платежа, отметила она. Эксперт добавила: ЕНП уплачивается в конце месяца, поэтому смещаются сроки зачисления и распределения средств по бюджетам. В течение месяца Минфин только тратит, и дефицит увеличивается, а в конце поступают доходы, и недостача сокращается, объяснил главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
Рост бюджетного дефицита в начале года связан прежде всего с просадкой нефтегазовых доходов из-за низкой средней цены Urals, отметила Ольга Беленькая из «Финам». По ее словам, другие факторы носят разовый характер — среди них ускоренное возмещение НДС и переплата налога на прибыль в прошлые периоды, а также авансовое финансирование госконтрактов.
— Проблема низкой цены Urals будет частично решаться изменениями в налогообложении, которые должны поэтапно снизить максимальный дисконт цены на российскую нефть к Brent примерно с $35 за баррель в январе до $25 к июлю этого года. Это увеличит нефтегазовые доходы на 660 млрд рублей. Также Минфин готовится получить около 300 млрд от единовременного сбора на сверхдоходы крупного бизнеса. Тем не менее, скорее всего, по итогам года дефицит будет выше плановых 2,9 трлн и может достичь 4–6 трлн. Однако с учетом низкого госдолга и запасов ФНБ это вполне посильно для российской экономики, — добавила эксперт.
Траты в помощь
Кроме того, объем трат в начале года будет способствовать обеспечению более равномерного кассового исполнения расходов в течение всего 2023-го, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Ольга Панина. Однако не стоит того ожидать, что расходы будут и дальше наращивать теми же темпами, поскольку основные затраты по госзакупкам уже расписаны и запланированы, отметил член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян.
— Для бюджета главный вопрос заключается в динамике доходной части. Если план по расходам у государства сформирован, то в части поступлений прогнозы делать гораздо труднее, поскольку они критически зависят от ценовой конъюнктуры, санкционных ограничений и доступности внешних рынков для российских энергоносителей, — подчеркнул он.
В то же время большие траты государства идут на пользу ВВП, потому что эти расходы вкладываются в производство, подчеркнул директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Однако при этом нужно соблюдать баланс между дефицитом бюджета и ростом валового внутреннего продукта, заключил эксперт.
28 февраля агентство Moody’s спрогнозировало падение ВВП России на 3% по итогам 2023 года. При этом, по оценкам рейтинговой компании, дефицит бюджета РФ составит 3,5% ВВП (порядка 5 трлн рублей). Рецессия в экономике может вынудить власти страны прибегнуть к «монетарному финансированию» бюджета, полагают аналитики агентства.
В то же время опрошенные «Известиями» эксперты дают более оптимистичные прогнозы по динамике экономики РФ. Как отметил главный аналитик ПСБ Денис Попов, спад ВВП по итогам года ожидается на уровне 0,7%. Он предполагает, что со II квартала потребление будет восстанавливаться, при этом ожидаются крупные госинвестиции и активная трансформация экономики. В свою очередь, в Совкомбанке ожидают снижения показателя на 1%, в «Финам» — на 1,5–2%.
По последним прогнозам Минэка, спад ВВП составит 0,8%, в ЦБ оценки варьируются от –1 до +1%. В МВФ вовсе ждут рост на 0,3%.
Правительство запланировало доходы и расходы будущего бюджета на значительно более высоком уровне, чем заложено в действующем законе. Дефицит бюджета на протяжении 2024–2026 годов не превысит 1% ВВП
Правительство завершает подготовку проекта федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов, до 1 октября он будет внесен в Госдуму, заявил на заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин. Как следует из материалов с основными параметрами проекта бюджета, с которыми ознакомился РБК, в ближайшую трехлетку казна будет исполняться с дефицитом, размер которого не превысит 1% ВВП. На ближайшие два года дефицит ожидается меньше, чем планировалось в действующем трехлетнем бюджете.
Доходы и расходы бюджета, наоборот, резко вырастут: теперь доходы прогнозируются в среднем на уровне 33,5 трлн руб. в год, а расходы — на уровне 35,5 трлн руб. в год. В актуальном бюджете расходы и доходы заложены ниже 30 трлн руб.
В материалах отмечается, что при подготовке проекта правительство исходило из сохранения «относительно высоких» темпов роста экономики в диапазоне 2,2–2,3% ВВП ежегодно. Ранее помощник президента Максим Орешкин в интервью РБК заявлял, что параметры нового бюджета станут «позитивным удивлением».
Проект трехлетнего бюджета предусматривает финансирование всех обязательств государства перед гражданами, а также приоритетных направлений, к которым относятся социальная поддержка наиболее уязвимых категорий, укрепление обороноспособности страны, интеграция новых регионов и развитие инфраструктуры, говорится в материалах.
Рост доходов и расходов
В ближайшие три года правительство ожидает значительного роста как доходов казны, так и расходов относительно действующего плана. Если в актуальный бюджет заложены доходы на 2024 и 2025 годы в размере 27,2 трлн и 27,9 трлн руб. соответственно, то в свежие проектировки на этот период закладывают уже 35 трлн и 33,5 трлн руб. (+7,8 трлн и 5,6 трлн соответственно). В 2026 году доходы составят 34,1 трлн руб., следует из материалов правительства.
Расходы федерального бюджета тоже будут расти по сравнению с действующими параметрами: они достигнут 36,6 трлн руб. в 2024 году, 34,4 трлн руб. в 2025-м и 35,6 трлн руб. в 2026 году. Как и планировалось, к 2025 году произойдет выход на «нормальный уровень» расходов (около 18% ВВП), отмечается в материалах. Для сравнения: актуальный бюджет предусматривает 29,4 трлн руб. расходов в 2024 году и 29,2 трлн руб. в 2025-м.
Таким образом, в 2024 году доходы вырастут на 29% относительно действующего бюджета, расходы — на 24%, а в 2025 году доходы — на 20%, а расходы — на 18%.
На протяжении ближайших трех лет бюджет по-прежнему будет дефицитным, но в 2024 году превышение расходов над доходами составит 1,6 трлн руб., что эквивалентно 0,8% ВВП (рассчитал РБК на основе приведенных в материалах данных), в 2025 году — 0,9 трлн руб. (0,5% ВВП), в 2026 году — 1,5 трлн руб. (0,7% ВВП). Это ниже, чем предусмотрено действующим бюджетом, согласно которому в 2024 году дефицит ожидался на уровне 2,2 трлн руб. (1,4% ВВП), а в 2025-м — 1,3 трлн руб. (0,7% ВВП). По словам главы правительства, финансирование дефицита будет происходить главным образом за счет внутренних заимствований.
О том, что прогноз по доходам и расходам может быть пересмотрен в сторону увеличения, ранее заявлял глава Минфина Антон Силуанов. «У нас сейчас макроэкономика лучше. Видим, что в этом году с доходами будет получше и в следующем получше, поэтому и расходы увеличатся», — говорил он. Министр уточнял, что позитивная динамика касается прежде всего ненефтегазовых доходов. По итогам января—августа 2023 года ненефтегазовые доходы выросли почти на четверть в годовом выражении и достигли 12,2 трлн руб., сообщал Минфин. Нефтегазовые поступления, напротив, резко снизились (почти на 40%) и составили только 4,8 трлн руб. за аналогичный период.
Для обеспечения роста доходов бюджета планируется применять и новые фискальные меры. Накануне правительство опубликовало постановление, согласно которому с 1 октября в России начнут действовать временные экспортные пошлины на широкий перечень товаров с привязкой к курсу рубля. По заявлениям властей, эта мера направлена прежде всего на защиту внутреннего рынка от роста цен. Источники РБК сообщали, что инициатива принадлежит Минфину и служит в том числе для балансировки бюджета.
Как указано в материалах, более 7,6 трлн руб. за три года будет направлено на реализацию мер послания президента Федеральному собранию, 4,4 трлн руб. — на выплату единого пособия нуждающимся, более 1,6 трлн руб. — на маткапитал. К крупным тратам также относится поддержка промышленности гражданского назначения (947 млрд за три года) и развитие транспортной инфраструктуры (более 3,5 трлн).
В материалах с основными параметрами бюджета, распространенных 22 сентября, нет данных, как распределятся в бюджете 2024–2026 годов запланированные расходы по направлениям. Проект федерального бюджета на 2023 год предусматривал на фоне военной операции на Украине оборонные расходы на уровне около 5 трлн руб. и расходы на безопасность и правоохранительную деятельность на уровне 4,4 трлн руб.
Экономический рост в районе 2%, заложенный в прогнозе Минэкономразвития на ближайшие годы, дает основания для того, чтобы ожидать роста доходов бюджета, подтвердил заведующий лабораторией структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. Кроме того, в свежем прогнозе министерства по сравнению с апрельской версией были существенно увеличены ожидания по курсу доллара (в 2024 году он прогнозируется в среднем на уровне 90,1 руб., в 2025-м — 91,1 руб., в 2026-м — 92,3 руб.) и повышена прогнозная цена на нефть (в 2024 году цена Brent составит $85 за баррель, а затем снизится до $80,2 в 2025-м и $76,2 в 2026-м). Это тоже обеспечит дополнительные доходы бюджета. «В целом прогноз я считаю реалистичным», — сказал Ведев.
Говоря о размере бюджетного дефицита, он отметил, что держать его в рамках 1–2% ВВП требует задача по снижению инфляции, которая особенно актуальна на фоне текущих проблем с ценовой стабильностью. Если доходы — это то, что прогнозируется, то расходы — это рукотворная вещь, которая идет от Минфина за счет бюджетной росписи. «Есть все основания удержать расходы в рамках 1% дефицита бюджета и ожидать неплохие доходы, что позволит реализовать социальные программы, поддержку экономики и инвестиционную составляющую», — оптимистичен Ведев.
Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах считает, что относительно небольшой дефицит бюджета в 1% ВВП заложен с «нетипичным оптимизмом». «Это скорее выглядит как цель, к которой надо стремиться: не догма, а руководство к действию. Рост доходов обусловлен слабым рублем напрямую и дивидендами госкомпаний за 2023 год. Плюс ожидаются поступления от новых экспортных пошлин и комфортные экспортные цены, в том числе на нефть», — рассуждает он.
«Что касается расходов, то год длинный. В первом квартале, как и в этом году, можно ожидать ускорения трат, а их консолидация, вероятно, произойдет к середине года», — прогнозирует Табах.
Значительный рост расходов бюджета на 2024 год относительно действующих проектировок обусловлен в том числе политическими причинами, допускает директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ Марсель Салихов. В частности, дополнительные расходы могут быть связаны с предстоящими выборами, полагает он.