Тема 29 социальная стратификация и мобильность

Влияние крупномасштабных общественных явлений на массовое поведение

Крупномасштабные общественные события имеют огромное влияние на поведение людей. Ниже приведены три примера массового поведения, подтверждающих данное утверждение:

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

Во время Великой Отечественной войны наблюдался массовый героизм участников, которые отразили нападение немецко-фашистских захватчиков. Это глубоко эмоциональное событие сплотило народ, побудив его к единству и активной защите родины.

Экономический кризис 90-х годов

В период острой фазы экономического кризиса 90-х наблюдался ажиотажный спрос на товары длительного хранения. Люди стремились обеспечить себя запасами продуктов и товаров в условиях нестабильности и нехватки ресурсов.

Революция и гражданская война в России (1917-1922 гг.)

Одним из последствий революции и гражданской войны стала массовая эмиграция представителей высших сословий общества. Это явление связано с изменениями в политической и социальной среде, которые вынудили многих людей покинуть родину.

Негативные последствия искусственного ограничения социальной мобильности

Эксперты считают, что искусственное ограничение социальной мобильности приводит к множеству отрицательных последствий. Ниже приведены три таких последствия:

Не происходит обновление социальных структур

При ограничении социальной мобильности отсутствует конкуренция и новаторство, которые обеспечивают развитие общества и обновление его структур.

Отсутствие полной самореализации индивида

Искусственное ограничение социальной мобильности лишает людей возможности полностью раскрыть свои таланты и потенциал, что тормозит их развитие.

Увеличение социальной напряженности

Недоступность определенных благ для низших социальных слоев и невозможность перехода на более высокие уровни приводят к усилению социальных конфликтов и напряженности в обществе.

Влияние социального статуса родителей на детей

Существует мнение о том, что высокий социальный статус родителей не способствует развитию более высокого социального статуса у детей. Однако, это утверждение может быть оспорено следующими аргументами:

Аргументы в подтверждение:

  • Дети могут не иметь стимула добиваться высшего статуса, так как уже обладают значительным благосостоянием;
  • Семьи заинтересованы в сохранении имеющегося статуса и могут не поддерживать стремление к карьерному росту.

Аргументы в опровержение:

  • Родители с высоким социальным статусом могут предоставлять детям широкие возможности для повышения их статуса;
  • Мотивация к достижению собственных целей может быть врожденной у детей, независимо от социального статуса родителей.

Экономическое последствие уравнительности

Уравнительное распределение имеет серьезные экономические последствия, такие как подрыв экономического развития. Полное равенство в заплате труда лишает людей стимула трудиться на высоком уровне. Это также влияет на развитие науки, техники и производства, что в конечном счете приводит к замедлению экономического роста страны.

Пример:

В советской России после революции 1917 года ввели уравнительные коммуны, чье принципиальное распределение привело к быстрому разорению из-за низкой производительности труда.

Препятствия в социальной мобильности

Существуют различные общественные и личностные факторы, которые препятствуют росту социальной мобильности. Некоторые из них включают законодательное закрепление привилегий и повинностей, табу и традиции, а также боязнь перемен в жизни.

Три критерия социальной стратификации

  1. Уровень дохода: Например, семья Сидоровых с доходом 40.000 рублей не может позволить себе частную школу, в то время как семья Карповых с доходом 800.000 рублей обеспечивает более высокий уровень образования для своих детей.

  2. Престиж профессии: Дворник Игнат и инженер-предприниматель Илон Маск являются примерами различия в престиже профессий и внимания общества к ним.

  3. Объем власти: Президент В.В. Путин обладает большим объемом власти, чем обычный рабочий, что показывает разницу в социальной иерархии.

Критерии социального положения человека

  1. Образование: Человек с высшим образованием обычно относится к высшей социальной страте из-за полученных знаний и возможностей.

  2. Профессия: Руководитель крупной компании имеет больший доход и статус, чем официант в кафе, что влияет на его социальное положение.

  3. Материальное положение: Наличие дорогой недвижимости и других ценностей может определить социальное положение человека в обществе.

Взаимосвязь социальных статусов и ролей

Социальные статусы определяются обществом и носят относительный характер. Они влияют на то, какое место занимает человек в обществе, какие привилегии и обязанности ему предоставлены. Статусы обычно связаны с социальными ролями, которые человек должен исполнять в соответствии со своим положением.

Примеры взаимосвязи статусов и ролей

Статус: Школьник

Иван учится в школе. Он регулярно посещает занятия, выполняет домашние задания, слушается учителей и ведет себя примерно.

Статус: Учитель

Мария Ивановна преподаёт обществознание. Она проводит интересные уроки, проверяет работы студентов, пишет отчеты и организовывает воспитательные мероприятия.

Статус: Врач

Иван Михайлович работает хирургом. Он принимает пациентов, проводит операции, дает рекомендации и консультирует коллег по медицинским вопросам.

Социальные лифты

Брак с более высоким статусом

Девушка вышла замуж за успешного бизнесмена. Это повысило её социальный статус.

Профессиональный лифт

Успешный учитель стал директором школы. Его карьера поднялась на новый уровень.

Армейский лифт

Рядовой стал сержантом после службы. Ему было доверено командовать отделением.

Виды социальной мобильности

Вертикальная восходящая мобильность

Учитель Петрович стал директором школы благодаря своим способностям и труду.

Вертикальная нисходящая мобильность

Богатый бизнесмен Семен перенесся на низший слой общества после неудач и стал работать бухгалтером.

Горизонтальная мобильность

Домохозяйка Мария переехала в другой город с мужем, меняя своё местонахождение и статус.

Межпоколенная мобильность

Сын рабочего стал инженером, поднявшись на новый уровень в социальной структуре.

Определение статусов на основе анкеты

При устройстве на работу Елена Алексеевна заполняла анкету, в которой указала, что она специалист со средним профессиональным образованием, происходит из семьи рабочих, разведена, имеет трёх детей.

Статусы Елены Алексеевны:

  • Предписанный: происходит из семьи рабочих;
  • Достигнутые: разведена, мать, специалист со средним профессиональным образованием.

Пример достигнутого статуса: Мать

  • Статусные обязанности: воспитывать своих детей;
  • Статусные права: право на оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком.

Функции образования и волонтёрство

Константин Дмитриевич Крючков, обладая качественным образованием и профессией, занял престижное место в социальной иерархии. Он активно повышает свою квалификацию, работает волонтёром по проблемам беженцев.

Вопросы и ответы:

  1. Функция образования: социальный лифт;
  2. Потребности человека: социальные;
  3. Кто такой волонтёр? Человек, оказывающий безвозмездную помощь нуждающимся;
  4. Личные качества волонтёров: доброта, милосердие, отзывчивость.

Образование в государстве Z

В системе школьного образования государства Z акцент делается на формирование объективных знаний о природе, обществе, человеке. Химия, физика и биология считаются важными учебными предметами.

  • Группа учебных предметов: естественные науки.
  • Формирование мировоззрения: ориентированность на развитие способностей и здоровья учеников.
  • Тенденция образования: увеличение доли обучающихся выбирающих форму обучения.

Функция образования как социального лифта

  • Проявление: успешная реализация учениками своих способностей.

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о важности образования, как основного компонента социальной структуры и качества жизни общества.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:1) ответ на первый вопрос:- к естественным наукам/предметам естественнонаучного цикла;- они изучают природу, объекты и явления, имеющие естественное/природное происхождение;(Ответ на первый вопрос засчитывается только в том случае, если указаны оба аспекта вопроса.)2) ответ на второй вопрос: научного мировоззрения;3) ответ на третий вопрос: гуманизация образования;4) ответ на четвёртый вопрос: наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам страны Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии.Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках

Разделение общества на многообразные, отличающиеся друг от друга группы

3-4 основания социальной дифференциации.

1. Доходы.2. Образование.3. Власть.4. Пол.

Является ли социальная стратификация разновидностью социальной дифференциации? Для чего применяется социальная стратификация?

Социальная стратификация – одно из разновидностей социальной дифференциации и применяется для описания социального неравенства.

Форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды и социальные слои находятся на разных уровнях вертикальной социальной иерархии, не имеют равного доступа к социальным благам, обладают неравными жизненными шансами.

Равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей.

Расслоение общества на социальные страты, большие социальные группы, различающиеся социальным статусом, то есть свои места в социальной иерархии общества или на социальной лестнице.

Типы стратификации по мере развития общества и типы обществ, которые им соответствуют.

1. Закрытое общество.Рабство, касты, сословия.2. Открытое общество.Классы.

Тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью.

Тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью.

Исторические типы стратификационных систем.

1. Рабовладельческая система.Основана на прямом насилии, военно-физическом принуждении.2. Кастовая система.Основана на различиях, закрепляемых религиозным порядком и ритуалами.3. Сословная система.Основана на различиях социальных групп в юридических правах.4. Классовая система.Основана на различиях в положении групп свободных в политическом и правовом плане граждан, которые определяются характером и размером собственности на средства производства, производимым продуктом, уровнем доходов, материальным благосостоянием.

Социальный слой современных обществ, выделенный по отношению к собственности и с учётом общественного разделения труда.

Критерии социальной стратификации.

1. Власть.Способность навязывать свою волю другим людям, понуждать к каким-то действиям независимо от их желания.2. Доход и богатство.Накопленные доходы, то есть количество наличных или овеществленных денег.3. Престиж профессии.Привлекательность в общественном сознании той или иной профессий, должности, рода занятий.4. Уровень образования.Характеризуется завершенным уровнем образования, полученной профессией, учёной степенью и званием.

Любые изменения позиции человека или группы в социальной структуре общества.

Виды социальной мобильности. Примеры.

1. Вертикальная.Смена статуса.Пример: Повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией, процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наемного рабочего.2. Горизонтальная.Переход индивида или группы людей внутри социального слоя без изменения статусных позиций.Пример: Переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы с сохранением должности, изменение политических предпочтений, переход с одного государственного предприятия на другое.

Тема : 3.1. Социальные общности и группы,3.4. Положение индивида в обществе

Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Горизонтальная социальная мобильность предполагает перемещение человека по социальной лестнице либо вверх, либо вниз.2) К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.3) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему социального расслоения общества.4) К критериям социальной стратификации относят размер доходов, объём власти, уровень образования.5) Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.6) Социальная мобильность может быть связана с получением образования, овладением новой профессией.

Решение: 1) Горизонтальная социальная мобильность предполагает перемещение человека по социальной лестнице либо вверх, либо вниз – неверно. Это характеризует вертикальную социальную мобильность. 2) К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой – верно. Вертикальная мобильность предполагает перемещение человека по социальной лестнице. 3) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему социального расслоения общества – верно. Социальная стратификация действительно показывает неравенство общества. 4) К критериям социальной стратификации относят размер доходов, объём власти, уровень образования – верно. Это одни из критериев социальной стратификации. 5) Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне – неверно. Это характеристика горизонтальной социальной мобильности. 6) Социальная мобильность может быть связана с получением образования, овладением новой профессией – верно. Так как благодаря образованию или новой профессии человек может изменить свой социальный статус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *