Баллы за ОГЭ по русскому
Максимальное количество баллов за изложение — 7 баллов.
За тест — 7 баллов.
За сочинение — 9 баллов.
Грамматика (оценивается изложение + сочинение) — 10 баллов.
Максимальное количество первичных баллов за весь экзамен — 33 балла.
Структура ОГЭ по русскому языку
ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей:
- Изложение
- Тест
- Грамматика
Экзамен длится 235 минут.
Цели и задачи изложения
Основные задачи изложения заключаются в формировании речевых навыков:
- Аудиологические (слушание и чтение)
- Письменные (создание связанного текста)
Дополнительно повышается общий словарный запас учащихся, развивается культура речи и письма, увеличивается образованность, начитанность, прививается любовь к русской литературе, формируется интерес к прочтению оригинального произведения или других работ автора.
Что такое изложение
Изложение – письменный сжатый пересказ прочитанного или услышанного отрывка текста. Смысл задания в том, чтобы оценить умение учащегося слушать, понимать и перерабатывать литературный материал, проверить знания грамматики и пунктуации.
Проверить умение учащегося воспроизводить текстовый фрагмент можно в письменной или устной форме. Пересказ используется в качестве конкурсного задания при поступлении на актерский факультет, включает творческую переработку и передачу произведения.
Основные задания экзамена
Текст из 150–170 слов нужно прослушать, а затем письменно восстановить его сжато, оставив ключевую информацию и исключив второстепенную. Текст должен быть небольшим по объёму, но не бедным по содержанию.
Задания 2–8. Тест
В тест входят семь заданий с кратким ответом. В некоторых нужно выбрать один вариант ответа, в других — несколько (от двух до четырёх), а также предлагается записать либо цифры, либо слова.
Задание 2: Грамматическая основа и второстепенные члены предложения
Грамматическая основа предложения – это сочетание подлежащего и сказуемого. Оно образует основу предложения, к которой могут добавляться различные второстепенные члены.
Подлежащее и сказуемое
Подлежащее – это часть предложения, которая выполняет действие или на которую направлено действие. Пример: Мама готовит ужин.
Сказуемое – это часть предложения, которая выражает действие или состояние подлежащего. Пример: Мама готовит ужин.
Виды односоставных предложений
- Односоставные предложения сказуемые, например: Плачет ребенок.
- Односоставные предложения без сказуемого, например: Утро.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения – это части предложения, которые дополняют или уточняют основную информацию. Примеры второстепенных членов:
- Обстоятельство: Мама готовит вкусный ужин.
- Дополнение: Мама готовит ужин для семьи.
- Определение: Мама готовит домашний ужин.
Однородные члены
Однородные члены предложения – это части предложения, которые имеют сходную грамматическую роль и связаны одним или нескольким посредником. Например: Мама готовит салат и суп.
Обособленные члены и вводные конструкции
Обособленные члены и вводные конструкции помогают выделить дополнительную информацию в предложении. Примеры:
- Обособленный член: Мама, не зная что приготовить, решила сделать салат.
- Вводная конструкция: Кстати, у нас гости сегодня.
Типы придаточных и подчинения придаточных
Придаточные предложения бывают разных типов: временные, уступительные, условные и др. Подчинение придаточных зависит от типа связи между главным и придаточным предложениями.
Базовые синтаксические понятия
В данной задаче рассматриваются базовые синтаксические понятия, которые важны для правильного построения предложений на русском языке. Понимание грамматической основы, второстепенных членов, однородных членов и других элементов предложения поможет сделать текст более четким и логичным.
Память о Великой Отечественной войне
Важность сохранения памяти
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. Как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Народная борьба
Важнейшей чертой Великой Отечественной войны был её всенародный характер. За общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.
Борьба за сохранение памяти
Память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, горький опыт прошлых лет забудется. Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство.
Значение искусства
О жизни людей на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. Тема войны – это не только горькое воспоминание, но и урок, который должен сохраниться для будущих поколений.
Возвращение из войны
Возвращаясь с войны, люди старались сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду. Война стала историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Необходимо сохранять память, чтобы не забыть тех, кто прошел через это испытание.
Заключение
Память о Великой Отечественной войне должна оставаться в сердцах и умах людей, чтобы не повторить ошибки прошлого и чтить память тех, кто сражался за мир и свободу.
Цитаты:
- Как бы далеко ни уходила война, память о ней жива, ибо забыть о беспримерном подвиге народа нельзя.
- Память о четырёх тяжелейших годах в нашей истории не должна стереться.
- Для произведений искусства тема войны традиционна: тактичность и правдивость в изображении событий и героев военных лет являются их главными чертами.
Война как жесткая школа для детей
Война является одним из самых жестоких испытаний для людей всех возрастов, но особенно для детей. Вместо школьных парт, они оказываются в ледяных окопах, лишены возможности понимать и ценить простые вещи из-за отсутствия жизненного опыта. Война наполняет их душевный мир новыми, часто горькими, опытами. Дети могут плакать не от горя, а от ненависти, хранить нежность ушедшей юности. Возвращаясь из войны, они сохраняют в себе чистоту и веру, становятся более непримиримыми к несправедливости и добрыми к добру. Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время.
Критерии оценивания заданий сжатого изложения
Оценка содержания:
- Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
- Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, упустил или добавил одну микротему.
- Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, упустил или добавил более одной микротемы.
Сжатие текста:
- Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
- Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста.
- Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста.
Цельность и связность изложения:
- Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения без логических ошибок или нарушений абзацного членения текста.
- Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, с одной логической ошибкой или нарушением абзацного членения текста.
- Работа экзаменуемого имеет коммуникативный замысел, но содержит более одной логической ошибки или два случая нарушения абзацного членения текста.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи:
Орфография:
- Орфографических ошибок нет, или допущена не более одной ошибки.
- Четыре и более орфографических ошибок.
Пунктуация:
- Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок.
- Пять и более пунктуационных ошибок.
Грамматика:
- Грамматических ошибок нет, или допущено не более трех ошибок.
- Более трех грамматических ошибок.
Речевые нормы:
- Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок.
Фактическая точность:
- Фактических ошибок в тексте нет.
Память о войне исключительно важна для сохранения исторической правды и понимания трагических последствий. Анализ и изучение критериев сжатого изложения помогут развить навыки понимания и восприятия текстовой информации с максимальной точностью.
Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах: аналитическом (самостоятельное выявление основной задумки автора, составление содержания и его четкое воспроизведение), синтетический (дополняется разработкой собственного заголовка, дополнения и развития главной темы подходящими микротемами), конструктивный (редактирование или сжатие исходного материала), творческий (написание изложения с элементами сочинения).
Чтобы сформировать навык написания используется несколько этапов:
Эти же этапы используются для самостоятельной домашней подготовки, во время которой школьники тренируются написанию услышанного текста. Фрагмент может воспроизводиться в аудиоформате (например, отрывок из аудиокниги) или зачитываться родителями или друзьями. После написания текста делается самопроверка и саморедактирование.
Этапы работы над изложением
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.
Перерыв между чтениями
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
Второе прочтение
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.
Найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной
Соедините всё, что написали, это будет черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы (абзацы): они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.
Сократите написанное
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить, при этом важно сохранить микротемы. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
Работа над композицией изложения
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит, у вас получилось хорошее изложение.
Исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
Переписывание чистовика на бланк
По стилистической передаче бывают повествовательные, описательные и тексты-рассуждения.
В рассказе центральное место занимает прорисовка сюжетной линии. План состоит из последовательности событий и происшествий, которые приводят к кульминации и развязке. Чтобы передать авторскую мысль исходного материала особое внимание следует уделить глаголам, причастным и деепричастным оборотам, так как именно они отображают движение, смену локаций и персонажей.
Для описания выбираются произведения с картинами природы или образа героя. Главная цель описательного текста – научить школьников акцентировать внимание на признаках и характеристиках, выстраивать прилагательные в логические цепочки, повысить запоминание и детализацию. Для успешного выполнения задания во время прослушивания отрывка следует запомнить прилагательные и причастные обороты. Пунктуационная сложность описательных изложений состоит в правильности оформления однородных членов приложения и литературных средств выразительности.
Рассуждение – творческая многокомпонентная работа, состоящая из передачи исходного материала и дополнения его авторским анализом. При выполнении следует контролировать логику, использование доказательной базы, точность построения и аргументированность собственных гипотез. Один из критериев оценки текста-рассуждения – умение делать и оформлять выводы из вышесказанного.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
👓 Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
📢 Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.
Виды изложений
Существует несколько классификаций заданий. Наиболее используемое деление – по объему переработанного материала:
По передаче содержания выделяют три типа упражнений.
Отдельный вид упражнений – творческое изложение, состоящее из воображаемой экранизации, словесных зарисовок портрета или пейзажа, изменение главного действующего лица. Этот тип заданий чаще всего входит в этап вступительных экзаменов при поступлении на факультеты театра, кино или эстрады. После письменного изложения абитуриенты презентуют свою на устном собеседовании, во время которого экзаменационная комиссия оценивает актерское мастерство, риторику, креативное мышление, хореографию или сценическое движение.
Критерии оценивания по ФИПИ
Объём сжатого изложения не менее 70 слов, но и не более 100. Здесь вы должны передать все три микротемы, поместить каждую в отдельный абзац и применить в каждом абзаце какой-нибудь способ сжатия. Максимальное количество баллов за сжатое изложение — 7.
Изложение оценивается по следующим критериям:
— Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы — 2 балла.
— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему — 1 балл.
— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы — 0 баллов.
— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста — 3 балла.
— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста — 2 балла.
— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста — 1 балл.
— Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста — 0 баллов.
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.
— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.
Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл. Если ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. За частично верные ответы баллы не начисляются.
Сочинения 9.1–9.3
Объём — не менее 70 слов.
Ваша задача — правильно объяснить цитату, доказать своё мнение двумя примерами-аргументами из текста, указав роль этого примера, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса — 1 балл.
— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания или тезис доказан на бытовом уровне — 0 баллов.
— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте — 3 балла.
— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте — 1 балл.
— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста — 0 баллов.
— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.
— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.
— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.
— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.
Ваша задача — правильно объяснить смысл фрагмента текста, привести два примера из текста, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за это сочинение — 9.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста:
— Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет — 2 балла.
— Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации — 1 балл.
— Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.
— Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента — 3 балла.
— Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста — 1 балл.
— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть — 0 баллов.
Ваша задача — правильно объяснить слово, привести два примера из текста или из текста и из жизни, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.
— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его — 2 балла.
— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его — 1 балл.
— Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.
— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой — из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста — 3 балла.
— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта — 1 балл.
— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента — 0 баллов.
— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.
Как оценивается грамматика
Количество ошибок в грамматике считают по изложению и сочинению вместе, то есть минимум за 140 слов. Если слов получилось меньше, то максимальная оценка по каждому критерию — 1 балл. Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по грамматике — 10.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого:
— Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки — 2 балла.
— Допущены две-три ошибки — 1 балл.
— Допущено четыре и более ошибки — 0 баллов.
— Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.
— Допущены три-четыре ошибки — 1 балл.
— Допущено пять и более ошибок — 0 баллов.
— Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка — 2 балла.
— Допущены две ошибки — 1 балл.
— Допущено три и более ошибки — 0 баллов.
— Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.
— Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет — 2 балла.
— Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов — 1 балл.
— Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов — 0 баллов.
Параметры и правила подбора текста
К исходному материалу также предъявляется ряд требований:
Для выпускников 11-го класса для работы выбирается произведение в 300-350 слов.
Секреты отличного написания
Для точной передачи мысли и задумки автора важно внимательно прослушать исходный текст, воспринимать его через призму информации о писателе, эпохи о которой он рассказывает, моральных ценностей общества того времени.
Передать стилистику и написать хорошее изложение помогут простые правила:
Стоит помнить, что работа, написанная аккуратным почерком, с соблюдением полей, красных строк, заключения заведомо лучше воспринимается читающим, вызывает положительные эмоции и позитивный настрой.
Во время написания изложения у школьников формируют коммуникативные умения, которые нужны в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Если поставить цель успешно пройти выпускные или вступительные экзамены и качественно подготовиться к выполнению работы, то получится красивый, логичный и грамотный текст, который будет высоко оценен преподавателями и экзаменационной комиссий. Написать изложение не трудно, главное внимательно слушать исходный текст, четко определить основную мысль и подтемы, составить «скелет» работы и нарастить его содержанием.
Этапы написания
Для получения максимального балла за изложение рекомендуется учитывать несколько простых правил написания:
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
🧠 Микротемы. Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
🗜 Сжатие текста. Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте один из трёх способов сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
3. Обобщение нескольких предложений в одно.
Что нужно сохранить при сжатии текста
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, поэтому ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
➗Разделение абзацев. Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
В каждом абзаце должна быть законченная мысль. Обращайте внимание на паузы, которые делает диктор при чтении текста. Обычно между абзацами пауза более длительная.
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые могут быть экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортнее будете чувствовать себя на экзамене.
Изложение в качестве вступительных экзаменов
Экзаменационное изложение применяется на внутривузовских испытаниях для абитуриентов после колледжа, поступающих на педагогические или лингвистические специальности. Правила проведения экзамена отличаются от школьных.
Работы оцениваются по сто-балльной шкале. Критерии:
Ноль выставляется, если абитуриент изложил менее 60% от исходного материала, или полностью исказил содержание. Описки, собственноручные исправления и ошибки по сложным правилам не учитываются. Негрубые нарушения правил считаются за половину ошибки, повторяющиеся и однотипные недочеты, в количестве до трех, учитываются как одна ошибка. В стремлении обезопасить себя от сложных слов и конструкций главное не привести письмо к примитивизму, лучше рискнуть и получить красивый текст, чем написать предельно просто и пресно.
Как оценивается изложение?
Основные показатели оценки связанной письменной речи:
Изложение входит в часть итогового экзамена по русскому языку на ОГЭ. Положение о правилах проверки и опорных точках отражено в методических указаниях собранных в письме Рособрнадзора №10-99. Работа заключается в написании текста с творческим дополнительным заданием. В качестве исходного материала выбираются произведения повествовательного жанра, отвечающие ряду запросов:
Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200-280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке. Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.
Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.
Есть отдельные правила организации экзамена с использованием изложения. Интервал между первым и вторым прочтением три минуты. Все это время школьники могут работать с черновиками и вносить необходимые записи. Для экзаменуемых с особенностями физического здоровья предусмотрены альтернативные варианты прохождения испытания.
Учащиеся с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, слабовидящие, слабослышащие, глухие или слепые получаются для работы особый вариант задания. Выпускники, которые не могут прочитать текст, работают с отрывком выполненным шрифтом Брайля, глухонемые дети смотрят на сурдопереводчика. На ознакомление с материалом им отводится 40 минут, после чего они приступают к выполнению работы. Экзаменация учеников с особенностями физического развития проводится в отдельной аудитории.
Экзаменационная комиссия оценивает работу учащегося по четким параметрам.
Грамотность оценивается по количеству орфографических, пунктуационных, речевых ошибок и фактической точности написания.
Правила сокращения изложения
Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста.
Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения «отлично» сокращения должны соответствовать типу речи: в описании нельзя сокращать признаки или характеристики, в рассказе – сюжетные линии или персонажей, в рассуждении – факты или теории.