Огэ 2 заданиематериал для подготовки к егэ гиа по русскому языку 9 класс

  1. Земля мчится (предложение 1)2) непрерывно изменяются (предложение 2)3) Солнце и Луна оказывают (предложение 3)4) Земля сжата (предложение 4)5) возникают силы (предложение 5)

Влияние сил на погоду и климат на Земле

Известно, что:

  1. Земля сжата у полюсов и силы возникают.

Влияние научного творчества:

  • Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.
  • Ученый также должен иметь фантазию и вдохновение, иначе его творческое начало вырождается.

Грамматическая основа правильно определена в следующих предложениях:

  1. врач не может быть
  2. то же с ученым
  3. он не может быть ученым
  4. фантазия и вдохновение исчезают
  5. стремление к фактам останется

ДНК и эволюция:

  1. В центральной догме молекулярной биологии заложена химическая индивидуальность каждого организма.
  2. Эволюция меняет ДНК видов в процессе развития, и к этому могут привести разнообразные события.
  3. Существует прямая зависимость между временем существования различных видов и отличиями в ДНК.

Грамматическая основа верно определена:

  1. согласно догме
  2. виды развиваются
  3. различные события могут привести
  4. например
  5. можно утверждать

Градиент температуры на Земле:

  1. Энергия Солнца является главным источником нагрева атмосферы.
  2. Распределение этой энергии неравномерно, что создает разницу температур между экватором и полюсами.
  3. Разница температур является движущей силой атмосферной циркуляции.

Грамматическая основа правильно определена в следующих предложениях:

  1. главный источник энергия солнца

  2. энергия распределяется

  3. всем известно

  4. разница температур сила циркуляции

  5. можно выразить

  6. история человека есть (предложение 1)

  7. рост человеческой мощи выражается (предложение 2)

  8. свобода преодоленная необходимость (предложение 3)

  9. прогресс человеческой свободы (предложение 4)

  10. жизнь есть свобода (предложение 5)

Возможности и вызовы в использовании энергии Мирового океана

  1. Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен.

2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях.

3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара.

4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах.

5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Инфракрасные лучи и жизнь сов

1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь.

2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства?

3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы.

4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи.

5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Роль науки в современном мире

1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды.

2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем.

3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества.

4)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение.

5)Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

Определение грамматических основ предложений

  1. история человека есть

  2. рост человеческой мощи выражается

  3. она противоположна

  4. прогресс есть

  5. жизнь есть свобода

  6. Предложение 1 простое нераспространённое.2) В предложении 2 составное именное сказуемое.3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 1 простое двусоставное.2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать.3) Предложение 3 односоставное назывное.4) Предложение 4 сложное.5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.

1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.5) Предложение 5 сложносочинённое.

1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. эмоции сформировались (предложение 1)2) исследования были систематизированы (предложение 2)3) учёным был приведён (предложение 3)4) реакции рассматривал (предложение 4)5) исследования – результат (предложение 5)

1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.4) Предложение 4 простое.5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложносочинённое.2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.4) Предложение 4 простое нераспространённое.5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.

1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложное бессоюзное.2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение.4) Предложение 4 сложносочинённое.5) Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения.

1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. это Мировой океан (предложение 1)2) разделяют (предложение 2)3) части есть (предложение 3)4) выделяют (предложение 4)5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но всё могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 простое.2) Предложение 2 односоставное безличное.3) Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.4) Грамматическая основа предложения 4 – произошло.5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. среда постоянно меняется (предложение 1)2) нарушения вызывают (предложение 2)3) они способны адаптироваться (предложение 3)4) понимается приспособление (предложение 4)5) изменение могло бы погубить (предложение 5)

1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.2) Предложение 2 сложное.3) Предложение 3 односоставное безличное.4) В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.5) Предложение 5 осложнено однородными членами.

1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое.2) В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.3) Предложение 3 содержит неполные предложения.4) В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.5) Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.

1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.3) Предложение 3 односоставное.4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.

(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложении 1 подлежащее – задачи.2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – закономерно.4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложное.2) Первая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.3) Предложение 3 содержит прямую речь.4) Предложение 4 сложное бессоюзное.5) Первая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.

1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.3) Предложение 3 сложноподчинённое.4) Предложение 4 простое.5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.

1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.2) Предложение 2 сложносочинённое.3) В предложении 3 одна из грамматических основ – которые применяются.4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

ЗАДАНИЕ 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.Объём изложения – не менее 70 слов.Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.

  1. биология и проблемы приобретают (предложение 1)2) разрабатывались методы (предложение 2)3) возникло убеждение (предложение 3)4) рождается ядро (предложение 4)5) он остаётся (предложение 5)

ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.1) Предложение 1 сложное бессоюзное.2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.3) В предложении 3 содержится 3 (три) грамматические основы.4) Предложение 4 сложносочинённое.5) Вторая часть сложного предложения 5 осложнена однородными членами.

ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие. 1) Хорошо лежать в траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берёз по голубому летнему небу плывут, точно белые лебеди, высокие облака.2) Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени.3) Тонкая верба, посаженная на деревенских огородах, зацветает обычно, когда ещё лежит в лесах снег, и служит верным признаком прихода весны.4) Известный писатель К.И. Чуковский писал: «А.С. Пушкин на веки веков чудотворно преобразил нашу речь, придав ей прозрачную ясность, золотую простоту и музыкальность».5) Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры.

ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.

ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.1) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) – в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь.2) БЕСЦЕЛЬНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.3) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.4) НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.5) ИСПУГАННАЯ (птица) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Из туч, обложивш..(1)х небо со всех сторон, мрачных, т..(2)жёлых, вот-вот брызн..(3)т дождь. Давно сброс..(4)вшая свою листву старая берёза, од..(5)нокая, печальная, жалобно скр..(6)пит под беш..(7)ными порывами осенн..(8)го ветра. На фоне сер..(9)бристого ствола ярко зеленеет молодая ель.

ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «двести» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.(Двести) студентам за отличную учёбу назначили повышенную стипендию.

Рекомендуем при подготовке к заданию 8 обратиться к пособию "МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ"

ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «душевная красота», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.1) Герой-рассказчик сначала увидел Наилю, а потом услышал её голос.2) Герою-рассказчику казалось, что Наиля готова заплакать, и он хотел отвлечь её внимание от грустных мыслей.3) Неожиданное предложение прочитать таблицу умножения должно было заинтересовать Наилю и помочь герою-рассказчику познакомиться с ней.4) Голос Наили менял значение слов, наполнял их теплом.5) Рассказчик попросил Наилю прочитать таблицу умножения вслух, потому что хотел слышать её голос.

ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.2) У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко.3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала. 4) Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.5) Голос обновлял слова, наполнял их теплом.

ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 22–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент».Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи».Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что может сделать человека счастливым?». Дайте определение понятию СЧАСТЬЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОГЭ русский язык. Задание №2. Практика (1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25– 30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 простое нераспространённое. 2) В предложении 2 составное именное сказуемое. 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. 4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом. 5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

(1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) 2) 3) 4) 5) Предложение 1 простое двусоставное. В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать. Предложение 3 односоставное назывное. Предложение 4 сложное. В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) 2) 3) 4) 5) это Мировой океан (предложение 1) разделяют (предложение 2) части есть (предложение 3) выделяют (предложение 4) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог –живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) 2) 3) 4) 5) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение. Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы. В предложении 3 первая грамматическая основа – правда. Две части предложения 4 осложнены вводными словами. Предложение 5 сложносочинённое. Ответ 124

(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) эмоции сформировались (предложение 1) 2) исследования были систематизированы (предложение 2) 3) учёным был приведён (предложение 3) 4) реакции рассматривал (предложение 4) 5) исследования – результат (предложение 5) Ответ 12

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы. 2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель. 3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами. 4) Предложение 4 простое. 5) Предложение 5 сложное бессоюзное. Ответ 345

(1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) 2) 3) 4) 5) Ответ 25 Предложение 1 сложносочинённое. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Предложение 3 простое с однородными сказуемыми. Предложение 4 простое нераспространённое. В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.

(1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 сложное бессоюзное. 2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное. 3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение. 4) Предложение 4 сложносочинённое. 5) Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения. Ответ 135

  1. биология человека подвергается (предложение 1) 2) разрабатывались методы (предложение 2) 3) можно запрограммировать (предложение 3) 4) рождается предположение (предложение 4) 5) он остаётся неизменным (предложение 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *