Мечи XII—XIII веков, Владимирская область
Типы великороссов.
Универсальная история Ридпата, 1897.
Двое мужчин в центре — московские горожане
Русский язык
Принадлежит к восточной подгруппе славянских языков, входящих в состав индоевропейской семьи языков. Используется письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице.
Унификация русского языка
На основе среднерусской диалектной группы происходит унификация русского языка. В современные времена различия в диалектах сильно уменьшились благодаря развитию школьного образования и средств массовой информации.
Престолонаследие в России
Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. На рубеже XI—XII веков столкнулись два принципа престолонаследия, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.
- Русские в бывшем СССР
Проект Русской службы Би-би-си: Свои среди чужих (видеоинтервью), 2007.
- Русские: от народа в себе, к народу для себя
// Русская народная линия, 10.02.2011.
Русские по странам мира
Показатель | Количество |
---|---|
Более 100 млн | |
Более 1 млн | |
Более 100 тыс. | |
Более 10 тыс. | |
Более 1 тыс. |
Русские в мире
Составляют бо́льшую часть населения Российской Федерации, а также значительную часть населения в странах бывшего СССР и в других странах, таких как США, Канада, Бразилия, Германия.
Древнерусское государство
Период | Древняя Русь | Киевская Русь |
---|---|---|
Столица | Ладога или Новгород (862—882), Киев (882—1240) | |
Крупнейшие города | Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Туров, Владимир-Волынский, Смоленск, Псков… | |
Религия | Язычество, затем православие | |
Денежная единица | Куна, гривна, ногата |
Население Древней Руси
На основании Русской Правды историки выделяют несколько групп населения Древней Руси. Известно о знати, дружинах, боярстве, купцах, некоторых ремесленниках и владельцах крупных земельных участков.
Население и его концентрация
Население в древней Руси в основном сосредотачивалось в столицах княжеств и их вассальных центрах. Существовала ещё одна группа крупных городов – это были города-большие пограничные крепости.
Накануне монгольского нашествия (1237—1241 годы) из 340 русских городов, 242 относились к пяти княжествам: Киевскому, Черниговскому, Владимиро-Волынскому, Галичскому, Переяславскому (Южному). Остальные 98 городов принадлежали к 14 другим княжествам. Таким образом, основная часть населения Руси проживала на юге.
Россия и рождаемость
Параметр | СССР без России | Страны с низкой рождаемостью | Страны со средней рождаемостью | Страны с высокой рождаемостью |
---|---|---|---|---|
Доля в численности населения, % | 50,1 | 14,5 | 35,4 | |
Коэффициент суммарной рождаемости | 2,02 | 1,95 | 2,51 | 3,72 |
Коэффициент младенческой смертности | 17,8 | 12,7 | 22,2 | 35,1 |
Среднее число детей до 15 лет | 1,97 | 1,91 | 2,42 | 3,52 |
Графика рождаемости и коэффициентов свидетельствует о различиях в уровне рождаемости в различных странах.
Русский народ
Русский народ сформировался на основе восточнославянских племён в период Киевской Руси. Существует множество общих исторических и культурных черт у русских с другими восточнославянскими народами – белорусами, украинцами и русинами. История русских тесно переплетена с историей многих других народов, что способствует распространению русского языка и культуры. Общепризнанный русский язык является официальным в нескольких странах СНГ и широко используется в других государствах, образовавшихся после распада СССР.
История имен
После принятия христианства среди русских получили распространение имена греческого происхождения:
- Александр
- Алексей
- Анатолий
- Андрей
- Аркадий
- Афанасий
- Василий
- Георгий
- Григорий
- Евгений
- Кирилл
- Макар
- Никита
- Николай
- Пётр
- Степан
- Тимофей
- Фёдор
- Филипп
- А также Анастасия, Елена, Зинаида, Зоя, Ирина, Ксения.
Сохранили своё значение ряд славянских имён:
- Борис
- Владимир
- Всеволод
- Ярослав
- Вячеслав
- Святослав
- Станислав
- Владислав
Были приняты также имена латинского (Антон, Валентин, Валерий, Павел, Роман, Сергей) или еврейского происхождения (Иван, Илья, Матвей, Михаил, Семён, Яков, Анна, Елизавета, Мария). Часть русских имён имеет скандинавские корни:
- Ольга
- Игорь
- Олег
- Глеб
Помимо личных имён, в русском имени присутствует отчество — имя отца с добавлением суффикса -ович/-евич/-ич (для мужчин) или -овна/-евна/-ична (для женщин). Русские фамилии обычно образуются с помощью русского имени или существительного и суффикса -ов (-ев, -ёв), -ин (-ын) или -ский (-ской) и -их (-ых). У женщин на конце фамилии добавляется окончание -а (например, Петрова).
Религия на Руси
Христианство пришло на Русь из Византии в форме восточного греческого обряда. При этом языческие волхвы (жрецы) имели определённое влияние ещё в XI веке. До XIII века князья получали два имени — языческое при рождении и христианское при крещении; но это не обязательно объясняется пережитками язычества.
Крупнейшая религиозная организация, объединяющая православных русских, является Русская православная церковь. В XVII веке значительная часть русских не поддержала проводимые патриархом Никоном реформы церкви, что стало причиной Раскола и появления старообрядцев.
Народные обычаи
Среди простого народа сохранились элементы дохристианской религиозной культуры, которые в сочетании с христианством характеризуются как народное христианство. Среди них, как обряды (праздники Масленица, Иван Купала, поминки (Радоница, Семик) и др.), так и вера в существ славянской мифологии (домовые, лешие, русалки и т. д.), знахарство, гадания, приметы и прочее.
Ныне немногочисленны религиозные группы так называемых духовных христиан — ряда течений, отделившихся от православия (духоборы, молокане, хлысты).
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Древней Руси составляло одну из основ её экономики. Ряд историков рассматривал его в качестве господствующей отрасли древнерусского хозяйства. Особую роль в сельском хозяйстве играли княжеские и боярские земли.
Домашние животные Древней Руси:
Животное | Описание |
---|---|
Корова | Основной источник молока и мяса |
Лошадь | Использовалась для тяглового труда и передвижения |
Свинья | Предоставляла мясо и кожу для одежды |
Кура | Давала яйца и мясо |
Информация о животных была важной для экономики Древней Руси.
Копия шлема Ярослава Всеволодовича (ГИМ, оригинал в Оружейной палате). Шлем работы древнерусских мастеров
Важнейшими торговыми путями Киевской Руси были:
- Путь из водного сообщения Варяжской ладьи
- Путь из варяг в греки – крупный маршрут в Бизантию и на Ближний Восток
- Сибирский путь – дубравах кочевых тюркских народов
- Пути ведущие на Черное, Каспийское и Красное моря
Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал дым, то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях — например, с племени вятичей, — бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов; полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась русь, выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
Письменность и просвещение
Древнейшими сохранившимися русскими памятниками письменности являются Новгородский кодекс (Псалтирь и другие тексты) конца X — начала XI века, Остромирово Евангелие, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, два Изборника князя Святослава Ярославовича 1073 и 1076 годов и древнейшие берестяные грамоты XI века.
Литература Древней Руси
Большие церкви Древней Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.
Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
§ 4. Восточные славяне и их соседи
- Происхождение восточных славян
Как вы знаете, значительные территории Европы и Азии издавна населяли народы, которые учёные называют индоевропейскими. Предполагается, что некогда предки этих народов говорили на одном языке, имели во внешнем облике много общих черт. Племена индоевропейцев находились в постоянном движении, осваивая новые территории; соприкасались и смешивались с другими народами. Отдельные группы индоевропейских племён всё больше отдалялись друг от друга. Они расселились на огромных просторах от Индии до запада Европы (отсюда и их название). Некогда общий язык распался на множество различных языков.
Примерно во II тыс. до н. э., по мнению некоторых учёных, из индоевропейских племён выделились балтославянские племена. Они заселили часть Центральной и Восточной Европы. Со временем эти племена разделились на предков балтов и славян. Позже славяне освоили территорию от реки Днепр на востоке до реки Одер на западе. Славяне приняли участие в Великом переселении народов.
Женщина-славянка. Реконструкция М. М. Герасимова
В V—VI вв. славянские племена мощными потоками устремились в разные стороны. На востоке они дошли до верхнего течения Волги и Дона, на севере — до Белого моря, на юге заселили почти весь Балканский полуостров, на западе продвинулись до Эльбы. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви — восточную (предки русских, украинцев и белорусов), западную (поляки, чехи, словаки, поморские, полабские славяне) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.). Восточные славяне заселили в VI—VIII вв. обширную территорию Восточной Европы — значительную часть Восточно-Европейской равнины.
2. Хозяйство славян
Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Затем деревья сжигали, золой удобряя почву, а пни выкорчёвывали. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.
По рисунку расскажите о занятиях славян.
Расселение славян и их соседей в VI—IX вв.
Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в среднем течении Днепра, в степной и лесостепной зонах, богатых плодородными землями. Славяне использовали участки в течение нескольких лет до полного истощения почвы, а затем переходили на новые. Истощённая земля не обрабатывалась до восстановления плодородия. Такая система земледелия называется переложной.
Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заострёнными, раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной. Борону делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепились деревянные или железные зубья. На сев земледельцы выходили в безветренный день, босиком. Из лукошка, висевшего на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета — начале осени созревшие колосья срезали железными серпами.
Со временем, когда были освоены многие земли, всё чаще стали применять новые системы земледелия — двуполье и трёхполье. При двуполье половину пашни засевали, а другую половину (пар) только распахивали и оставляли отдыхать на год. Затем поля для посева меняли. При трёхполье треть полей засевали весной (яровые хлеба), треть — осенью (озимые хлеба), а треть оставляли под пар.
Славяне сеяли пшеницу, рожь, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был их главной пищей, поэтому зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах выращивали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок.
Славяне занимались также скотоводством: разводили коров, лошадей, коз, овец, свиней. Большую роль в их жизни играли бортничество (собирание в лесах мёда диких пчёл), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха шили верхнюю одежду. Шкурки пушных зверей, главным образом куницы, выполняли роль денег. У восточных славян развивались ремёсла — кузнечное, гончарное, ткачество.
3. Быт и нравы восточных славян
Согласно описаниям древних авторов, многие славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы и серые глаза. Свои поселения восточные славяне называли сёлами. Обычно они располагались по берегам озёр и рек. Обитатели этих поселений жили семьями, в домах-полуземлянках площадью 10—20 м2. Стены домов, скамьи, столы, домашнюю посуду делали из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топилось жилище по-чёрному: из глинобитного или каменного очага дым уходил не через трубу, а в отверстие в крыше. В домах устраивали несколько выходов, а ценные вещи часто зарывали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть враги.
Полуземлянка восточных славян. Внутренний вид
Полуземлянка восточных славян. Внешний вид
В чём преимущество такого жилища? В чём его неудобство?
Славяне отличались добродушием и гостеприимством. Каждый странник считался дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки.
Славяне были известны как храбрые воины. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавали и могли долго находиться под водой. Они дышали через тростниковую трубку, верхушка которой выходила на поверхность воды. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие первоначально были редкостью.
4. Духовный мир славян
Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, поклонявшихся многим богам. Разные виды язычества также иногда называют традиционными верованиями. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств.
Наиболее почитаемыми были Ярило — бог солнца, Перун — бог грома и молнии (одновременно войны и оружия), Стрибог — повелитель ветра, Волос (Велес) — покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) — богиня плодородия.
Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (щур, домовой) оставались, по их мнению, в доме и охраняли потомков от бед. В реках и озёрах, считали они, водились русалки, в которых превращались утопленницы. В глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, а в чаще тёмного леса обитал лесной дух — леший.
Для поклонения богам славяне не строили храмов. Они совершали религиозные обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, реже каменные статуи божеств — идолы. Чтобы задобрить сердитого бога или заручиться его милостью, ему приносили в жертву животных, а в особо важных случаях даже людей.
Языческий идол восточных славян, найденный на реке Збруч (месте проживания племени волынян)
5. Общины земледельцев
Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Родовую общину сменила соседская (территориальная) — вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семейными хозяйствами. На общий совет — вече — сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).
Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь, составляли союзы племён. Существовало 12 (по другим данным 15) восточнославянских племенных союзов. В летописи они называются племенами. Наиболее многочисленными из них были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра, и ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов. По легенде, сохранившейся в летописи, вождь полян Кий стал основателем города Киева — центра полян. Центром ильменских словен позже стал Новгород.
6. Соседи восточных славян
Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы и их освоение носили в основном характер мирной колонизации. Переселенцы жили по соседству с местными племенами. У финно-угорских племён славяне заимствовали названия многих рек, озёр, селений.
Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного населения (скифы, сарматы). Многие древние иранские слова прочно вошли в славянский язык и сохранились в современном русском (бог, хата, собака, топор и др.). Некоторые славянские боги — Хорс, Стрибог — носили иранские имена, а Перун имел балтское происхождение.
Однако не со всеми соседями у славян были дружеские отношения. Сохранилось предание о нападении тюркоязычных кочевников-аваров (обров) на славянское племя дулебов, жившее в районе Карпатских гор. Дулебских мужчин вынуждали воевать на стороне аваров, а женщин мучили, впрягая их в свои повозки вместо коней и волов. Авары создали на территории современной Венгрии своё государство — каганат. Позже он был разгромлен войсками Карла Великого, действовавшими в союзе со славянскими племенами.
В VIII в. восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей, живших близко к степям, попали в зависимость от Хазарского каганата и платили ему дань — «по горностаю и белке от дыма», т. е. с каждого дома.
В ходе расселения славян по Восточно-Европейской равнине в VI—VIII вв., являвшего собой завершающий этап Великого переселения народов — грандиозного движения, охватившего всю Евразию, сложилась восточная ветвь славянства.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
Работаем с картой
Читаем и анализируем
ИЗ СОЧИНЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСТОРИКА ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО О СЛАВЯНАХ
Думаем, сравниваем, размышляем
Запоминаем новые слова
Вече — народное собрание, решавшее важнейшие вопросы.
Колонизация — заселение, освоение земель.
Народное ополчение — военное формирование, создаваемое на добровольных началах в случае военных действий.
Традиционные верования — древние верования, для которых характерно, как правило, почитание многих богов.
ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Рождение Руси. Б.А.Рыбаков.
Начало I тысячелетия до нашей эры следует считать временем, когда славянские племена Среднего Поднепровья начинают свое историческое бытие, отстаивают свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из этих оборонительных битв. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи, к VII веку до нашей эры, славяне Среднего Поднепровья прошли уже большой исторический путь, отраженный как в археологических материалах, так и в мифах и в героическом эпосе. Мифы, сохранившиеся в русских, белорусских и украинских сказках (а впервые записанные "отцом истории" Геродотом в V веке до нашей эры), повествуют о трех царствах, из которых одно Золотое, о царе-Солнце (вспомним Владимира Красное Солнышко), по имени которого назван весь народ, населяющий эти царства. Собственно скифы, давшие условное имя всему квадрату, обрисованы Геродотом как степные скотоводы, кочующие в кибитках, чуждые земледелию, не знающие оседлых поселений. Им противопоставлены жители лесостепного Среднего Поднепровья — земледельцы, вывозящие хлеб в Ольвию, празднующие ежегодно весной праздник священного плуга, подаренного людям богом неба. По отношению к этим "днепровцамборисфенитам" Геродот делает драгоценное примечание, говоря о том, что греки их ошибочно причисляют к скифам, тогда как у них есть самоназвание — "сколоты". Три царства сколотов на Среднем Днепре и в соседней лесостепи (все они в границах древней славянской прародины) хорошо соответствуют трем основным группам, выявленным украинскими археологами среди древностей скифского времени. Археологические материалы объясняют нам ошибку греческих торговцев, перенесших на славян-сколотов общее имя скифов: в материальной культуре славян-земледельцев ("скифовпахарей") прослеживается много скифских черт. Длительное соседство этой части славянства со скифо-сарматским иранским миром сказалось и на языке: в восточнославянских языках много слов скифского происхождения: "топор" (при славянском "секира"), "собака" (при славянском "пес") и т. п. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности. Об этом говорят не только упоминания сколотских "царств" и "царей" Геродотом, но и всаднические черты погребенных воинов и огромные "царские" курганы на Киевщине, и импортная роскошь славянской знати. По всей вероятности, славяне Среднего Поднепровья жили дружественно с царскими скифами Причерноморья, что позволяло вести торг с приморскими городами и заимствовать ряд бытовых черт у скифовкочевников. Славянство может гордиться тем, что один из уголков славянского мира, Среднее Поднепровье, был описан Геродотом, по всей вероятности, по личным впечатлениям: он не только видел славянборисфенитов в Ольвии, но знал точно протяженность земли борисфенитов (11 дней плавания по Днепру), знал вкус воды в верховьях мелких рек, знал фауну лесостепи, записал те сказания о трех братьях и трех царствах, которые до наших дней уцелели в волшебных богатырских сказках. Он записал даже имена мифических героев-родоначальников, которые тоже сохранились в восточно-славянском фольклоре. Славянство скифского времени не было единым, и для него нельзя найти какой-либо единый "археологический мундир". Если лесостепные славянские племена сколотов-днепрян получили много черт скифской культуры, то рядом с ними, в лесной зоне на северной окраине славянской прародины, проживали по соседству с балтами (латышсколитовскими племенами) геродотовские "невры" (милоградская археологическая культура), которые во многом уступали своим южным соседям "скифам-пахарям". Контраст между уровнем быта "смысленных полян" и их лесных соседей, "живущих звериньским образом", отмеченный Нестором, зародился уже в скифское время. В III веке до нашей эры скифская держава в степях пала под натиском более примитивных иранских же кочевых племен сарматов. Скифы оказались разрезанными надвое потоком новых кочевников: часть их ушла на юг, в Крым, а часть отодвинулась к северу, в лесостепь, где была ассимилирована славянами (может быть, именно тогда и проникли скифские слова в славянский язык?). Б.А.Рыбаков.
Города и крепости
Наука как общественный институт возникла в России при Петре I. В 1725 году, в рамках общего курса на модернизацию страны, была создана Петербургская Академия наук. Были и русские учёные-самородки, такие как А. К. Нартов (изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс) и И. И. Ползунов (создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя).
Большой вклад в развитие русской и мировой науки внёс М. В. Ломоносов, выдающийся учёный-универсал, добившийся значительных результатов почти во всех существовавших в ту эпоху отраслях знания: от химии, минералогии и картографии до стилистики, риторики и грамматики. Ломоносов был одним из мыслителей, предвосхитивших идею законов сохранения. В письме к Леонарду Эйлеру от 5 июля 1748 года он формулирует свой «всеобщий естественный закон», который можно рассматривать как качественную формулировку термодинамического закона сохранения энергии. В 1755 году по инициативе Ломоносова был основан Московский университет.
В XIX веке русская наука вышла на мировой уровень. В частности, основоположник отечественной электротехники, физик В. В. Петров открыл явление вольтовой электрической дуги. Вслух заявила о себе русская математическая школа. Значительные работы в области математического анализа, теории вероятностей, теории упругости и классической механики были выполнены М. В. Остроградским. В 1829 году в научном журнале «Казанский вестник» ректор Казанского университета Н. И. Лобачевский опубликовал статью «О началах геометрии». Будущее показало, что публикация этой работы стала одним из самых значительных событий в истории мировой математики. Будучи первой серьёзной публикацией по неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского), эта статья открыла новую эру в развитии геометрии и её приложений.
В конце ХІХ — начале XX веков бурное развитие промышленности и строительства в России повлёкло за собой подъём в области естественных и инженерных наук. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов. Он же стал одним из основателей современной метрологии, науки об измерениях. Мировое значение имели исследования и изобретения в сфере металлургии П. П. Аносова, П. М. Обухова и других. Значительны были разработки В. Г. Шухова в нефтяной и строительной отраслях. В частности, Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции. Также он создал, совместно с Сергеем Гавриловым, и метод высокотемпературной переработки нефти с последующим получением продуктов меньшей молекулярной массы. Этот метод, именуемый крекингом, значительно увеличивает выход бензина из нефти, и на сегодняшний день вся мировая нефтеперерабатывающая промышленность базируется на этой технологии.
Физик-экспериментатор П. Н. Лебедев первым получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны (1895), открыл и исследовал давление света на твёрдые тела (1899) и газы (1907), подтвердив количественно электромагнитную теорию света. Физик-теоретик и философ Н. А. Умов в 1874 году, за 31 год до окончательного формулирования Альберт Эйнштейн, впервые ввёл в науку такие основополагающие понятия, как «направление движения энергии» и «скорость энергии».
В области электротехники значительными были работы В. В. Петрова, Н. Г. Славянова, М. О. Доливо-Добровольского и других. А. Н. Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали.
Н. Д. Пильчиков стал в 1898 году первопроходцем в радиоуправлении. А. Г. Столетов получил кривую намагничивания железа (1872), открыл первый закон фотоэффекта, исследовал газовый разряд, критическое состояние и другие явления.
Эпохальный вклад в фундамент самолётостроения внёс Н. Е. Жуковский, русский механик, создатель аэродинамики как науки. Отцом сверхзвуковой гражданской авиации по праву считается выдающийся российский и советский авиаконструктор А. Н. Туполев. Под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На самолётах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
В 1847 году Н. И. Пирогов впервые в мировой медицинской практике применил наркоз, а в 1855 году он же, во время Крымской войны, впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку.
Н. С. Коротков был первопроходцем в современной сосудистой хирургии. В 1905 году предложил использование звукового метода измерения артериального давления, названный методом Короткова, который используется и в наше время. В 1904 году И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 году — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета. В. П. Демихов — учёный-экспериментатор, основоположник мировой трансплантологии.
Многие талантливые русские учёные после Октябрьской революции были вынуждены эмигрировать в США и продолжать карьеру там.
И. И. Сикорский — русский и американский авиаконструктор, создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика «Илья Муромец» (1914), трансатлантического гидроплана и вертолёта. К. Э. Циолковский — учёный, изобретатель, космический мыслитель и основоположник современной космонавтики, в 1903 году теоретически обосновал возможности космического полёта. А. И. Шаргей в 1916 году рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Считается, что его расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Г. А. Гамов известен своими работами по квантовой механике, атомной и ядерной физике, астрофизике, космологии, биологии. Он является автором первой количественной теории альфа-распада, одним из основоположников теории «горячей Вселенной» и одним из пионеров применения ядерной физики к вопросам эволюции звёзд. Он впервые чётко сформулировал проблему генетического кода. В. К. Зворыкин — один из изобретателей современного телевидения. А. М. Понятов — русский электроинженер, внедривший ряд инноваций в области магнитной звуко- и видеозаписи, телерадиовещании. При его руководстве созданной им компанией «Ampex» в 1956 году выпущен первый в мире коммерческий видеомагнитофон.
В. В. Докучаев — русский геолог и почвовед, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв. До его открытий в мире не существовало науки о почве. Был учителем выдающегося учёного и философа XX века В. И. Вернадского стал создателем ряда научных школ. В частности, им была основана наука биогеохимия. В круг интересов Вернадского входили геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.
В середине XX векa под руководством И. В. Курчатова была создана советская атомная промышленность. Началась разработка советского ядерного оружия.
В 1957 году под руководством С. П. Королёва на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году — первый пилотируемый космический корабль с космонавтом Ю. А. Гагариным.
1950—1980-е годы стали золотым веком российской математики, особенно московской математической школы, которая в те годы считалась сильнейшей в мире. Лицо и стиль этой школы в большой степени определяли два крупнейших математика XX столетия, А. Н. Колмогоров и И. М. Гельфанд. В числе ярких представителей этой школы можно назвать В. И. Арнольда, С. П. Новикова, Л. С. Понтрягина, С. Л. Соболева и многих других учёных мирового класса, внёсших огромный вклад как в теоретическую математику так и в сопредельные ей прикладные дисциплины — от механики полёта до математической лингвистики. Выходцем из московской математической школы был и М. В. Келдыш, начинавший как прикладной математик и инженер, а впоследствии ставший одним из организаторов и идеологов советской космической программы. В 1975 году Л. В. Канторович, выходец из петербургской математической школы и один из основателей новосибирской математической школы, стал (совместно с Тьяллингом Купмансом) лауреатом Нобелевской премии по экономике «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов».
Примерно на тот же период пришёлся максимальный взлёт российской (тогда советской) физики.
Н. Н. Семёнов — советский физико-химик, один из основоположников химической физики. В 1963 году совместно с А. Е. Шиловым установил роль энергетических процессов (за счёт передачи энергии от высокоэнергетичных продуктов начальным молекулам) в развитии цепных реакций при высоких температурах. За разработку теории цепных реакций в 1956 году Н. Н. Семёнов удостоен Нобелевской премии по химии (вместе с Сирилом Хиншелвудом).
Титаническая организаторская работа, начатая задолго до этого в Москве П. Л. Капицей и в Ленинграде А. Ф. Иоффе, привела к тому, что к середине XX века советская школа экспериментальной физики вышла на передовые позиции в мире. Отражением этого стало присуждение Нобелевских премий И. Е. Тамму, И. М. Франку и П. А. Черенкову (1958), Н. Г. Басову и А. М. Прохорову (1964; совместно с Ч. Х. Таунсом), П. Л. Капице (1978). Нобелевская премия, присуждённая в 2000 году Ж. И. Алфёрову (совместно с Г. Крёмером и Д. Килби) отметила работу Алфёрова и его школы, проделанную в основном в 1960—1980-е годы.
Советская школа теоретической физики, добившаяся известности ещё в 1930-е годы и оказавшаяся в числе безусловных мировых лидеров в третьей четверти XX века, во многом определила лицо современной физики. Наибольшую известность приобрела блестящая школа Л. Д. Ландау (удостоенного Нобелевской премии в 1962 году). Представитель этой научной школы А. А. Абрикосов и близкий к ней В. Л. Гинзбург были удостоены Нобелевской премии (2003; совместно с Э. Леггетом) за работы, выполненные преимущественно в 1950—1970-е годы. Огромный вклад в науку был также внесён Н. Н. Боголюбовым, А. Д. Сахаровым, Я. Б. Зельдовичем. В частности, Зельдович и его ученики (Р. А. Сюняев, И. Д. Новиков и другие) внесли решающий вклад в создание теории «горячей Вселенной».
Образование Древнерусского государства
В «Повести временных лет» под 859 годом сказано, что финно-угорские и северная часть восточнославянских племён находились в даннической зависимости от варягов, а юго-восточная часть восточнославянских племён — от хазар:
В том же 862 году (дата также приблизительна) варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир, направлявшиеся в Константинополь, подчинили себе Киев, тем самым установив полный контроль над важнейшим торговым путём «из варяг в греки». При этом Новгородская и Никоновская летописи не связывают Аскольда и Дира с Рюриком, а хроника Яна Длугоша и Густынская летопись называют их потомками Кия.
В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
Проблема возникновения государственности
Другое направление, антинорманизм, основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне и возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считается М. В. Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и другие версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Г. Ф. Миллером, ни А. Л. Шлёцером, ни Н. М. Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии.
Характер государственности русских земель
Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».
Глава государства носил титул князя с почётным определением великий. Вопрос о том, когда великокняжеское определение превратилось в титул (то есть стало употребляться систематически), является дискуссионным. Неофициально к киевскому князю иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи» — дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели свои наёмные дружины, которые в случае необходимости сводились в единое войско. При князе также иногда выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством; такими воеводами были Олег (при малолетнем Игоре), Свенельд — при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня — при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».
При распаде Киевской Руси в середине XII века на её бывшей территории образовалось около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь, делившихся на уделы). Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. В период раздробленности Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины частично перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь — с отдельными княжескими семьями.
Основным типом войска стало феодальное ополчение, началось расслоение княжеской дружины на полк как территориальное воинское соединение и княжеский двор. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Обычно походы проводились силами нескольких союзных княжеств. В летописях упоминаются численности порядка 10—20 тыс. человек.
«Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году», фрагмент иконы 1460 года
Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII—XIII веках. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа).