Федеральный закон Российской Федерации
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2023 года; проверки требуют 22 правки.
Федеральный закон Российской Федерации — федеральный нормативный правовой акт Российской Федерации, принимаемый Государственной Думой в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Внешний вид на бумажном носителе федерального закона России (Официальный интернет-портал правовой информации)
Порядок принятия федеральных законов
Диаграмма принятия федеральных законов в Российской Федерации
Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией и регламентами палат Федерального собрания.
Законодательная инициатива
Под законодательной инициативой принято понимать предоставленное строго определённому кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законопроектов.
Обсуждение законопроекта
Обсуждение законопроекта проводится на открытом заседании палаты представительного органа и начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При необходимости может быть организовано всенародное обсуждение. Непосредственное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам или в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно.
Принятие или отклонение законопроекта
В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть либо принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и повторное рассмотрение.
Этот раздел статьи ещё не написан. Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (30 июня 2016)
Принятие федеральных законов Государственной Думой
Порядок принятия Государственной Думой федерального закона прописан в главе 13 Регламента Государственной Думы.
Рассмотрение принятых законов Советом Федерации
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе.
Рассмотрение законов Президентом
Принятый закон отправляется Президенту России для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует закон.
Важность проверки конституционности федеральных законов
Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса.
Процесс подписания
Когда Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации обязан подписать его в течение трех дней с момента вынесения соответствующего решения.
Последствия отклонения законов
В случае, если Конституционный Суд не подтвердит конституционность закона, Президент Российской Федерации должен вернуть его в Государственную Думу без подписания. Это указано в Федеральном законе от 14.06.1994 № 5-ФЗ.
Вступление в силу федеральных законов
Опубликование законов
Президент России обязан опубликовать федеральные законы после их подписания.
Особенности законов о налогах
Для законов о налогах и сборах вступление в силу имеет свои особенности. Они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Изменения в налоговом кодексе
Федеральные законы, которые вносят изменения в Налоговый кодекс, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Они также не имеют обратной силы, если ухудшают положение налогоплательщиков.
Иногда возникают ситуации, когда устанавливается дополнительный порядок вступления в силу федеральных законов, отличный от общих правил, предусмотренных законодательством. Это может создавать некоторые проблемы и неоднозначности в понимании сроков и условий применения нового законодательства. Например, если федеральный закон не устанавливает явно дату вступления в силу, это может вызвать дискуссии о том, какой именно момент считать началом действия новых правил.
Возможное решение проблем
Для того чтобы избежать путаницы и ошибок в применении новых законов, необходимо внимательно изучать тексты законов, а также сопутствующие документы и комментарии экспертов.
Таблица 1: Примеры особенностей вступления в силу законодательства
Год принятия | Начало действия | Особенности вступления в силу |
---|---|---|
2021 | 01.01.2022 | Федеральные законы о контрактной системе могут вступать в силу в следующем году после принятия |
2008 | 01.01.2008 | Законы о бюджете вступают в силу с началом финансового года |
2009-2013 | С момента публикации | Законы, улучшающие положение налогоплательщиков, вступают в силу с даты публикации |
Заключение
Понимание особенностей вступления в силу федеральных законов о налогах, сборах, контрактной системе и бюджете является ключевым моментом для соблюдения правовых норм и обеспечения защиты прав граждан и организаций. Следует внимательно изучать новое законодательство и обращать внимание на конкретные даты начала действия законов, чтобы избежать возможных проблем и недопониманий.
Проблема первой официальной публикации нормативных актов в России
При определении первой официальной публикации нормативного акта в России существуют два основных подхода.
Первый подход: формальный
Этот подход основывается на нормах Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ. Согласно этому подходу, источник с наиболее ранней датой считается первым официальным опубликованием нормативного акта.
Например, если дата публикации в Собрании законодательства предшествует дате публикации в Российской газете, то первой публикацией будет считаться публикация в Собрании законодательства. Этот подход подтверждается судебной практикой, где предпочтение отдается публикации в газете.
Второй подход: базирующийся на судебной практике
Хотя второй подход тоже основан на нормах закона, он может быть менее предпочтителен в случае судебного разбирательства. Проблема первой официальной публикации также актуальна для актов Президента РФ и Правительства РФ, официальными источниками опубликования которых являются Собрание законодательства, Российская газета и Официальный интернет-портал правовой информации.
Роль Официального интернет-портала правовой информации
Появление Официального интернет-портала правовой информации значительно снизило количество проблемных случаев с определением первой официальной публикации. Этот портал стал одним из самых оперативных источников официальной публикации, вытеснив Российскую газету из лидирующей позиции.
В заключении, хочется отметить, что проблема определения первой официальной публикации нормативных актов по-прежнему остается актуальной, но появление электронного источника опубликования значительно облегчило этот процесс.