Почему экономические реформы в россии остаются нереализованными

Экзамен Петра

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч русских были отправлены учиться за границу.

Петр изменил начало летоисчисления от Сотворения Мира на от Рождества Христова. 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены во Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

А. Н. Косыгин

Экономическая реформа 1965 года в СССР — реформа экономической политики Советского Союза, проводившаяся с 1965 по конец 1960-х годов. Реформа 1965 года не посягала на директивную экономику, но расширяла самостоятельность предприятий, предоставляла им возможность распоряжаться прибылью и предусматривала механизмы материального стимулирования производителей в результатах и качестве труда. В рамках хозрасчётного планирования важнейшим показателем, по которому оценивалась деятельность предприятий, становилась их рентабельность; множество ранее обязательных к исполнению предприятиями плановых показателей было отменено. Были упразднены территориальные совнархозы, созданные в ходе реформы 1957 года, и вновь учреждена система отраслевых министерств.

Евсей Либерман в 1967 году

Евсей Либерман

Производственный цех Большевички в 1967 году

Большевички

В 1708—1711 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московская, Ингерманландская (впоследствии Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Реформы Петра I: ключевые изменения в русской армии

Помимо организационной структуры, Пётр I изменил систему материального снабжения армии и сделал многое для обеспечения её отечественным оружием.

Производство оружия

Во время Северной войны 1700—1721 годов, Пётр открыл множество заводов по производству оружия. Некоторые из самых известных заводов включают Тульский оружейный завод и Олонецкий завод по производству артиллерии.

Материальное обеспечение

Чтобы улучшить материальное обеспечение армии, Пётр Алексеевич ввёл единые мундиры для сухопутных и кавалерийских войск. Он также нормировал подачу продовольствия в соответствии с Воинским уставом 1716 года.

Профессионализм

Поначалу среди офицеров армии были преимущественно иностранные специалисты, однако после открытия специализированных школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. Важными событиями были открытие Морской академии в 1715 году и издание Воинского Устава в 1716 году.

Результаты реформ

Реформы, проводимые Петром I, стали ключевыми преобразованиями в государственной и общественной жизни России XVIII века. Важно отметить, что первый этап реформ был хаотичным из-за Северной войны, но второй этап был более планомерным.

Разные точки зрения

Историки по-разному воспринимают личное участие Петра I в реформах. Одни считают, что Пётр I играл важную роль в их осуществлении, другие полагают, что его вклад был недооценен.

Реформы Петра I оказали значительное влияние на развитие России и её армии, и до сих пор они являются предметом исторических дискуссий и исследований.

Почему экономические реформы в россии остаются нереализованными

Реформы в Российской империи: краткий обзор

В ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному экономическому росту, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики.

Экономические реформы

Наработки реформы 1965 года использовались при подготовке экономической реформы 1987–1988 годов, в том числе Закона О государственном предприятии.

Финансовые реформы

Рубль серебром. 1723. Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной Петром I, требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.

Подушная подать

Принято решение о переходе к подушной подати в связи с проблемами при подворной переписи. Размер подати зависел от социального статуса населения, что привело к увеличению казны государства.

Церковная реформа

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. После смерти патриарха Адриана, Пётр I временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или Экзарха.

Эти реформы оказали значительное влияние на развитие Российской империи и подготовили почву для последующих перемен в стране.

Управление церковным имуществом в России

Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.), был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31.1.1701 г.

Реформы Петра I и их влияние на церковное управление

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству.

В России было упразднено патриаршество и Соборность РПЦ. Учреждена Духовная коллегия на первом заседании, в 1721 году, переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Св. Синод являлся высшим органом государственного управления по своей власти равным Сенату. По духовной части он давал предписания всем нижестоящим учреждениям империи. Св. Синод с Сенатом сносился веденями. При Петре I эти органы проводили совместные конференции.

Шоковая терапия: действенные, но болезненные реформы

Проще говоря, когда экономика рушится, нужно её оживить. Полумеры не сработают: требуются кардинальные изменения. Они помогут, но на какое-то время больно ударят по большей части граждан страны Отсюда и название, позаимствованное из медицины — шоковая терапия.

Примером (хотя и не классическим) шоковой терапии называют экономические реформы в России в 1992 году, которые проводило правительство во главе Егором Гайдаром. Возможно, вы помните (или вам рассказывали родители), когда сначала были пустые полки, а потом заоблачные цены, которые росли как на дрожжах каждый день? Это были последствия одной из шоковых реформ — либерализации цен.

Примеры шоковых реформ

В 1992-1993 годах правительство РФ под влиянием МВФ и американского экономиста Джеффри Сакса предприняло целый ряд мер, чтобы перейти от плановой к рыночной экономике. Среди них были:

  • Либерализация цен
  • Деноминация рубля
  • Приватизация государственного имущества

После либерализации цен магазины действительно наполнились товарами за короткое время. Но цены к концу 1992 года выросли в 26 раз, а зарплата за ними не поспевала. Росло число бедных: к 1995 году таких, по заявлениям Всемирного банка, было почти 46% от общей численности населения РФ.

Одной из причин гиперинфляции называют политическое противостояние президента и его сторонников в Белом доме с другой частью правительства и Верховным Советом. Власти постоянно и бесконтрольно печатали деньги, что обесценивало российскую валюту. Масла в огонь подливал приток рублей из бывших союзных республик.

В итоге в декабре 1992 года Гайдара на посту сменил Виктор Черномырдин. На этом шоковая терапия в России по сути была свёрнута, а правительство занялось разгребанием последствий. Стабилизировать экономическую ситуацию удалось только к 1999 году.

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

«Эко чучела!», иллюстрация С. С. Соломко

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой. Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян. Дворянство обязано для подготовки к службе учиться. Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Насильственное бритьё бород. Лубок XVIII века.

Каждые восемь лет экономическая мысль страны (или то, что от нее осталось) приходила в движение. И если выстраивать ряд памятных цифр – 1992, 2000, 2008, можно было предположить, что в 2016-м у нас снова должно «зачесаться»

Завтра в Кремле пройдет заседание Экономического совета при президенте, которое уже несколько недель представляется чем-то эпохальным. Часть экспертов считают, что Алексей Кудрин и Сергей Глазьев представят на нем противоположные взгляды на методы вывода экономики из кризиса и глава государства примет судьбоносное решение о реформах. Часть полагает, что ничего подобного не случится и результатом обсуждения станет не более чем сама дискуссия, которая будет вскоре забыта.

На мой взгляд, наиболее вероятен, однако, третий вариант. Правительство время от времени охватывает реформаторский зуд – причем происходит это с определенным (если не сказать: странным) постоянством. Можно вспомнить реформы Егора Гайдара и старт развития по рыночному пути, первый срок Владимира Путина и экономическую программу, написанную в ЦСР, замечательный текст «Россия, вперед!» и модернизацию Дмитрия Медведева. Каждые восемь лет экономическая мысль страны (или то, что от нее осталось) приходила в движение. И если выстраивать ряд из памятных цифр – 1992, 2000, 2008 – можно было предположить, что в 2016-м у нас снова должно «зачесаться». Так что само начало новой волны обсуждений естественно.

В начале 1990-х встряску почувствовали все: страна радикально изменилась и к концу десятилетия, казалось бы, встала на новые рельсы. В 2000-м относительно хаотичный рыночный процесс, который всегда свойственен эпохе первоначального накопления, решили упорядочить, пока не выяснилось, что такое упорядочивание позволяет в условиях высоких цен на нефть неплохо жить, но развития все же не приносит. В 2008-м задумали объявить новый рывок, но его результаты сегодня не хочется даже вспоминать. Точнее, может быть, хочется, но не можется: вспомнить нечего. Стоит ли надеяться на то, что сегодня мы получим «перестройку №2», а не «модернизацию №2»? Думаю, нет.

Каждые восемь лет страна начинает обсуждать реформы – и всякий раз ее амбиции оказываются все меньше. Сейчас дискуссия опустилась уже на самый что ни есть примитивный уровень: обсуждается не то, как мы намерены развить промышленность или технологии, а какую долю ВВП следовало бы направить на инвестиции: 18% или 25%. Но на инвестиции во что? Этот вопрос вообще не стоит на повестке дня. Говорится о необходимости повышения пенсионного возраста, но понимают ли авторы этого предложения, что оно полностью убивает шанс на модернизацию: чем больше будет трудовых ресурсов, тем слабее окажутся мотивы для инноваций и повышения производительности? Рассуждают о необходимости структурной перестройки экономики, но что имеется в виду? Звучат слова о верховенстве права и следования законам, но разве может это быть реализовано в стране, где подчиненность судебной власти исполнительной сама давно стала законом?

История последних экономических дискуссий и реформ показывает, что реформаторский потенциал российской власти резко снижается. Еще в конце 2000-х Герман Греф говорил, что программа ЦСР была реализована приблизительно на треть. В середине 2010-х никто не сомневался, что из начинаний медведевской модернизации воплотилось в жизнь в лучшем случае каждое десятое. В нынешних условиях даже такой показатель выглядел бы чудом. Чем больше акцентов делается на работе комиссий и советов, чем большее влияние во власти имеет силовой блок, чем более внимательно смотрим мы назад в историю, а не вперед в будущее, тем менее вероятно, что в стране начнутся необходимые для ее поступательного развития реформы (но зато видимость таковых будет создаваться с исключительным умением).

Почему сценарий новой экономической дискуссии, возвышения ее идеологов и забалтывания сути кажется мне наиболее реалистичным? В первую очередь потому что такова, на мой взгляд, бюрократическая логика режима, сложившегося в России в последние годы. Однако в стране, лучше всего понимающей не язык фактов, а разные теории символов и скрытых смыслов, в подтверждение тому можно найти и другой аргумент: если реформа (любая, по Кудрину или по Глазьеву) удастся, то это должно означать выход на траекторию устойчивого развития на довольно продолжительный срок – и, следовательно, крах красивой схемы восьмилетних циклов. Но разве может не случиться новых перемен по этому плану, если следующие восемь лет истекают в 2024 году – в момент новой «исторической развилки», на которой окажется Россия? Так что не стоит ждать развязки ни завтра, ни в ближайшие годы: в стране, которая не хочет меняться, обсуждения могут продолжаться без конца и без результата.

Факт

В 1991 году, до начала шоковой терапии, средняя зарплата в СССР составляла около 300 рублей, что примерно соответствовало трём прожиточными минимумам. Восстановить такой уровень доходов удалось только через 15 лет.

Преобразования в сфере культуры

Насильственное введение западной одежды и бритья при Петре I

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами («Арифметика» Леонтия Магницкого). До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1708 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре I

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и прочее.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Пётр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

Пётр I в 1709 году. Рисунок середины XIX века.

Шоковая терапия в Израиле

Реформы проходили в 1985–1989 годах и преследовали две основные цели: сокращение дефицита бюджета и снижение инфляции. Израиль, в отличие от многих стран, проводивших шоковую терапию, не менял тип экономической системы.

Основные изменения заключались в следующем:

Ближайших целей удалось достичь за полгода — годовой уровень инфляции составил 20% (а в первой половине 1985 года она составляла 500%), снизился дефицит бюджета. Однако главная стратегическая задача — увеличение темпов экономического роста — осталась не решенной.

Происхождение термина

Шоковой терапией в медицине называют довольно болезненный, если не сказать варварский, метод лечения электрическим током (современное название — электросудорожная терапия, ЭСТ). Используется в психиатрии и неврологии для лечения эпилепсий, тяжёлых депрессий, маниакальных расстройств.

Суть терапии сводится к пропусканию тока через головной мозг пациента с помощью наложения электродов на голову. Это вызывает большой судорожный припадок. ЭСТ во многих странах применяется только после того, как более щадящие методы лечения оказались исчерпаны либо неэффективны.

Статью проверила

Одним из основателей и главных идеологов теории шоковой терапии был американский экономист Джеффри Сакс. Его вдохновил опыт послевоенной Германии конца 1940-х годов, когда государство в сжатые сроки упразднило ценовой контроль и господдержку предприятий. Эти реформы дали эффект стартового толчка экономике, в результате чего случилось «немецкое экономическое чудо» — из авторитарного государства ФРГ превратилась в страну с развивающейся рыночной экономикой.

В начале 1990 годов Сакс консультировал страны Восточной Европы, бывшего СССР и Латинской Америки по поводу введения шоковой терапии. Некоторым их них удалось достичь экономического развития, а с другими экономического чуда не случилось, зато был ряд отрицательных последствий — гиперинфляция, рост безработицы, спад производства.

Мнения о шоковой терапии в России

Один из соратников Гайдара, министр экономики России в 1992–1993 годах Андрей Нечаев, так оценивал проведённые реформы: «Гайдар реально спас Россию от голода, хаоса, развала и возможной гражданской войны. Только за это потомки ещё скажут ему великое спасибо».

По мнению академика РАН Александра Некипелова, реализованная в России шоковая терапия привела к созданию «убогого квазирыночного мутанта» и к хроническому кризису, вызванному «дурной последовательностью»: «Дефицит бюджета — сокращение государственных расходов — спад производства и разрастание неплатежей — сокращение налоговых поступлений — дефицит бюджета».

Бывший сотрудник МВФ, экономист Олег Гаврилишин на основе сравнения результатов рыночных реформ в разных странах утверждает, что «в странах, где реформы были радикальными, в конце концов «утвердился либерально-демократический строй». Там же, где изменения проводили постепенно, «болезненные социальные последствия ощущались сильнее», а государства «захватили небольшие группы сверхбогачей-олигархов». Россию он отнёс к группе, где шоковая терапия была прервана.

Профессор Сергей Шенин, доктор исторических наук, считает одной из причин краха «шоковой терапии» в РФ отсутствие денежных вливаний со стороны Запада — США и МВФ: «К концу 1993 года только $4 млрд из двух обещанных пакетов в $24 млрд и $28 млрд дошли до России».

Джеффри Сакс констатировал, что стратегия «шоковой терапии» для России могла сработать как в Польше только при очень благоприятном сценарии: принятии полного пакета мер, своевременной денежной помощи в стабилизации рубля и приостановке выплат по внешнему долгу.

«Большая разница между Польшей и Россией заключалась в том, что правительство США рассматривало Польшу как союзника, а Россию — как антагониста», — считает экономист. Кроме того, Сакс обвинил руководство РФ в служении олигархам: «Они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее».

Сам Егор Гайдар в интервью изданию «Полит.ру» говорил, что хотел предпочесть постепенные реформы и даже со своей командой подготовил такой план в 1985 году, но его не приняли: «А к 1991 году "дошло до полномасштабной экономической катастрофы, банкротства страны, и развала потребительского рынка. К этому времени говорить о градуалистских (постепенных. — Прим. "Секрета") реформах по китайско-венгерской модели могли только клинические идиоты».

Шоковая терапия в Польше

Другое название — «План Бальцеровича» (по фамилии автора плана реформ, экономиста Лешека Бальцеровича). Проводилась в 1989–1992 годах и началась с десятка новых законов, фактически стиравших плановую экономику.

Перед реформами инфляция достигала почти 640%, а в магазинах отсутствовали даже основные продукты. В результате шоковой терапии повысили розничные цены, сократили бюджетные дотации, ввели пособия по безработице и ограничили рост зарплат (для предотвращения гиперинфляции), разрешили иностранные инвестиции. ЦБ запретили бесконтрольно печатать деньги, в результате чего снизилась инфляция (в 1993 году она упала до 37%, а в 1999-м — до 7,15%). Уровень производства вырос, но в первые годы росла и безработица. Для стабилизации экономики МВФ предоставил Польше займ в $1 млрд 720 млн, а Всемирный банк дал кредиты на модернизацию экспортно-ориентированных предприятий.

Изменения дались тяжело: по стране прокатились волны митингов, после которых Бальцерович ушёл с поста министра финансов. Но в конечном итоге Польша сумела достичь развития и вступить в Европейский союз в 2004 году.

Контроль над деятельностью государственных служащих

Рядовые стрельцы в 1674 году. Литография из книги XIX в.

Реформы государственного управления

У Петра I поначалу отсутствовала чёткая программа реформ в сфере государственного управления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей в Санкт-Петербурге.

В 1711 году вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учреждён Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всём государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход) Сенат в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании, и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель (обер-прокурор) подчинялись напрямую государю.

С 28 февраля () 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту, коллегия состояла из президента, 4—5 советников и 4 асессоров.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора.

Кроме того, действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками.

Преобразования в промышленности и торговле

Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу. Фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от военной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, их дома освобождались от военного постоя.

Около Нерчинска в Сибири в 1704 был построен первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро.

Существенные меры были предприняты по геологоразведке полезных ископаемых России. Ранее российское государство в сырьевом отношении полностью зависело от иностранных государств, прежде всего, Швеции (оттуда везли железо), однако после открытия залежей железной руды и других полезных ископаемых на Урале надобность в закупках железа отпала. На Урале в 1723 заложен крупнейший железоделательный завод в России, из которого развился город Екатеринбург. При Петре были основаны Невьянск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил.

Появляются оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) в Олонецком крае, Сестрорецке и Туле, пороховые заводы — в Петербурге и под Москвой, развивается кожевенная и текстильная промышленность — в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обуславливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск, появляется шёлкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика.

В 1719 году была издана «Берг-привилегия», по которой всякому давалось право всюду искать, плавить, варить и чистить металлы и минералы при условии платежа «горной подати» в 1/10 стоимости добычи и 32-х долей в пользу владельца той земли, где найдены залежи руды. За утайку руды и попытку препятствовать добыче собственнику грозила конфискация земли, телесное наказание и даже смертная казнь «по вине смотря».

Прорытие Ладожского канала

Карта канала Императора Петра Великого (1741-42)

Основной проблемой на русских мануфактурах того времени была нехватка рабочей силы. Проблема решалась насильственными мерами: к мануфактурам приписывали целые деревни и сёла, крестьяне которых отрабатывали свои подати государству на мануфактурах (такие крестьяне получат название приписных), на фабрики посылали преступников и нищих. В 1721 году последовал указ, в котором разрешалось «купецким людям» покупать деревни, крестьян которых можно было переселять на мануфактуры (такие крестьяне получат название посессионных).

Дальнейшее развитие получила торговля. Со строительством Петербурга роль главного порта страны перешла от Архангельска к будущей столице. Сооружались речные каналы.

Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политику протекционизма, заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идее меркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

Пример употребления на «Секрете»

«До начала гайдаровских реформ цены на все товары были фиксируемыми, спрос на них превышал предложение. В январе 1992-го вышел указ о либерализации цен. К концу года инфляция составила 2600%, цены на большинство товаров выросли в несколько сотен раз. Этот период вошёл в историю под названием «шоковая терапия». Инфляция вернулась к двузначным показателям лишь в 1998 году (составила в тот год 83%)».

(Из материала про 1992 год.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *