Программа повышения квалификации для управленческих кадров
Стратегической целью программы является повышение качества управления организациями народного хозяйства Российской Федерации, а также их конкурентоспособности и эффективности.
Цели программы:
- Переподготовка специалистов предприятий по укрупненной группе специальностей и направлений Экономика и управление в российских образовательных организациях.
- Стажировка в ведущих российских и зарубежных организациях.
- Содействие в реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации.
Государственный заказчик программы:
Министерство экономического развития Российской Федерации.
Основные координаторы программы:
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства России.
Нормативные правовые акты:
Президентская программа подготовки управленческих кадров.
Типы образовательных программ:
Название программы | Объем программы | Образовательная организация | Полная стоимость обучения | Стоимость обучения, оплачиваемая организацией/специалистом |
---|---|---|---|---|
Управление ресурсами бизнеса | 550 уч. часов (6-9 мес) | Южно-Российский институт управления – филиал ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации | 105 000 рублей | 35 700 рублей |
ФГАОУ ВО Южный федеральный университет |
- Тип А: проектно-ориентированная образовательная программа для менеджеров высшего звена.
- Тип Б: базовая образовательная программа для специалистов по направлению Менеджмент.
Выбор программы осуществляется согласованно с руководством направляющей организации. При заполнении документов необходимо указать соответствующий тип образовательной программы.
Программа профессиональной переподготовки в Ростовской области
Занятия проходят во второй половине дня (в случае действия ограничительных мер в части запрета проведения очных образовательных мероприятий в помещениях образовательных организаций занятия могут проводиться в форме электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий).
По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Финансирование программы
Финансирование обучения в рамках программы носит долевой характер:
- За счет средств федерального бюджета и бюджета Ростовской области финансируется 66% стоимости обучения в образовательных организациях.
- За счет средств направляющей организации или специалиста (гражданина) финансируются 34% общей стоимости обучения в образовательных организациях.
- За счет средств федерального бюджета и принимающей стороны финансируются организация стажировки в ведущих российских и зарубежных организациях (включая проезд, питание, проживание).
Требования к кандидатам
Участие в программе
К участию в программе приглашаются кандидаты, отвечающие следующим требованиям:
- Наличие диплома победителя Всероссийского конкурса управленцев Лидеры России дает приоритетное право включения в региональную квоту.
- Программа не предусматривает подготовку руководителей зарубежных фирм и представительств.
Конкурсный отбор
Конкурсный отбор осуществляет конкурсная комиссия Ростовской области, сформированная из представителей органов исполнительной власти и высших учебных заведений, задействованных в программе.
Опыт программы
В Ростовской области обучение по программе с 1997 года прошли 2 722 человека.
- 419 из них были направлены на зарубежную стажировку.
- 161 человек прошел стажировку на российских предприятиях.
Организации, направляющие своих представителей на обучение в рамках программы, получают возможность решить конкретные производственные проблемы.
Президентская программа
После завершения обучения выпускники программы имеют возможность пройти стажировку на российском или зарубежном предприятии.
Срок приема документов – до 22 марта 2024 года.
Телефоны для справок:
- +7 (863) 240-67-04
- +7 (863) 240-58-87
- +7 (863) 240-59-88
- +7 (863) 269-45-47
Важные события в мире науки
В Москве прошло совместное торжественное заседание Курчатовского института, госкорпорации Росатом и Российской академии наук. Участники обсудили самые актуальные сегодня проекты в ядерной сфере.
Основные направления обсуждений включали в себя ввод в строй новых энергоблоков, ядерную медицину, нейтронные исследования, термоядерный синтез и многое другое.
Президент НИЦ Курчатовский институт подчеркнул, что объединение потенциала трех крупнейших организаций позволит сделать Россию еще более великой.
Торжественное заседание в Доме ученых имени академика А.П. Александрова
В Доме ученых имени академика А.П. Александрова состоялось торжественное заседание, посвященное Дню российской науки. Основными докладчиками выступили президент НИЦ Курчатовский институт Михаил Ковальчук и генеральный директор Росатома Алексей Лихачев. Также в заседании принял участие президент Российской академии наук Геннадий Красников.
Открытие заседания
— Мы с Алексеем Евгеньевичем еще несколько лет назад договорились вместе отмечать День науки и чередовать мероприятия в Росатоме и у нас. Сейчас наш черед, — открыл заседание Михаил Ковальчук.
Он подробно рассказал о проектах, которые Курчатовский институт реализует в сфере ядерных технологий сегодня, многие из них в сотрудничестве с Росатомом. Национальный исследовательский центр осуществляет научное руководство при запуске всех новых энергоблоков АЭС. Аналогичную функцию Курчатовский институт выполняет и в программе по развитию ядерной медицины.
Конкурентные преимущества
Алексей Лихачев в своем выступлении вспомнил историю становления отечественной атомной отрасли и рассказал о тех конкурентных преимуществах, которые госкорпорация получила в том числе благодаря работе предыдущих поколений атомщиков.
— У нас единственных в мире все национальные компетенции атомной промышленности — от разведки и добычи урана до вывода реактора из эксплуатации — объединены в одном управленческом контуре. Это дает нам очень большие возможности и серьезные козыри в работе на мировом рынке, — сказал он.
Приоритетные направления для развития совместных работ
Кроме того, на заседании были намечены приоритетные направления для развития совместных работ — например, нейтронные исследования. Как отметил Алексей Лихачев, строящийся сейчас Росатомом многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах МБИР (Димитровград) и работающий на базе НИЦ Курчатовский институт – ПИЯФ реактор ПИК (Гатчина) могут стать объединенным распределенным научным центром.
— Представляется целесообразным сформировать совместную программу для этих двух крупнейших установок, чтобы максимально использовать комплементарность их исследовательской базы, — добавил Алексей Лихачев.
Новые приоритеты
Еще одно приоритетное направление, о котором шла речь на совещании, — термоядерные исследования. Кроме того, обсуждались совместные работы в сфере проектирования новых атомных установок (в том числе малой мощности), создания новых реакторных материалов, развития ядерной медицины.
В целом участники совещания отметили, что совместные планы лидеров атомной отрасли уже сейчас распространяются дальше периода, обозначенного в действующей программе Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ до 2030 года. В этой программе Курчатовский институт является головной научной организацией.
— Росатом крайне заинтересован в укреплении этой роли Курчатовского института на следующем этапе реализации программы, — подчеркнул Алексей Лихачев.
Заключение
В конце мероприятия слово взял Геннадий Красников.
Празднование Дня науки: Совместные усилия РАН, Курчатовского института и Росатома
Хочу еще раз поздравить всех нас с прошедшим Днем науки. Уверен, что альянс академии, Курчатовского института и Росатома очень много может дать нашей стране, — сказал президент РАН.
О сохранении научных школ
Он отметил, что важный принцип работы РАН — уважение к научным школам, их создателям и последователям. Этот постулат разделяют и в Курчатовском институте, где делают всё для сохранения памяти о своих отцах-основателях — академиках Игоре Курчатове и Анатолии Александрове.
Сохранение научного наследия
— Мы сегодня участвуем в возрождении мощи великой российской науки на базе наших советских традиций. Академия наук, Курчатовский институт, Росатом как наследник знаменитого Средмаша — несмотря на все сложные времена, мы сохранились сами, сохранили отношения и сегодня объединенными усилиями сделаем нашу страну еще более великой, — резюмировал Михаил Ковальчук.
Награждения в рамках торжественного заседания
В начале мероприятия начальник войск радиационной, химической и биологической защиты генерал-лейтенант Игорь Кириллов объявил о награждении Михаила Ковальчука и Алексея Лихачева медалями Минобороны РФ За усердие при выполнении задач радиационной, химической и биологической защиты.
Алексей Лихачев вручил знаки отличия Росатома целому ряду сотрудников НИЦ Курчатовский институт. А президент Центра Михаил Ковальчук и директор Марат Камболов наградили медалями Курчатовского института представителей Росатома и Российской академии наук.
Понятие политической системы общества:
Признаки политической системы:
- устойчивая зависимость элементов политической жизни;
- упорядоченность политических отношений;
- наличие культурного основания;
- легитимность и др.
Структура политической системы общества:
- институциональная подсистема;
- нормативная подсистема;
- коммуникативная подсистема;
- культурно-идеологическая подсистема.
Уровни политической системы:
- политические статусы и роли;
- политические институты и организации;
- представления о способах и принципах организации политической власти.
Взаимодействие политической системы общества с другими общественными системами и институтами.
Функции политической системы общества:
- управление общественными процессами;
- обеспечение стабильности общества;
- интегративная функция;
- функция политической социализации;
- регулятивная функция и др.
Значение политической системы в жизни общества.
Понятие политической культуры
Содержание политической культуры:
- политические знания
- политические ценности
- способы практических политических действий и др.
Типы политической культуры:
- патриархальная (традиционная)
- подданническая политическая культура
- активистская политическая культура (культура участия)
Функции политической культуры:
- регулирующая функция
- коммуникативная
- воспитательная функция
- информационная и др.
Развитие политической культуры в РФ
1. Понятие государства2. Основные признаки государства:• определенная территория и население• суверенитет• исключительное право издавать законы,• исключительное право взимать налоги• публичный характер власти• монополия на законное (легитимное) насилие3. Функции государства:• внутренние функции• внешние функции4. Внутренние функции государства:• политические• правоохранительные• экономические• социальные5. Внешние функции государства:• обеспечение национальной безопасности• отстаивание государственных и национальных интересов вмеждународной сфере• развитие взаимовыгодного сотрудничества• участие в решении глобальных проблем6. Элементы формы государства:• форма правления;• форма государственного территориального устройства;• политический режим.
1. Понятие правового государства2. Предпосылки возникновения правового государства:• многообразие форм собственности,• экономическая свобода, свобода предпринимательства• демократия• гражданское общество• высокий уровень политической культуры общества3. Признаки правового государства:• верховенство закона• реальное разделение властей• незыблемость прав и свобод человека• взаимная ответственность государства и личности4. Признаки гражданского общества• преобладание горизонтальных социальных связей• высокий уровень политической культуры• инициативность и активность граждан и др.5. Основные институты гражданского общества• профсоюзы;• СМИ;• церковь;• общественные организации и т.д.6. Направления взаимодействия гражданского общества и правовогогосударства:• защита прав и свобод граждан;• природоохранная деятельность;• защита интересов предпринимателей и работников;• развитие демократических институтов и традиций;• деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д.
1. Элементы формы государства:• форма правления• форма государственно-территориального устройства• политический режим2. Формы правления:• монархия• республика3. Формы государственно-территориального устройства:• унитарное государство• федерация• конфедерация4. Типы политических режимов:• демократические• недемократические5. Виды недемократических режимов• авторитарный• тоталитарный
1. Понятие формы правления2. Формы правления:• монархия• республика3. Виды монархий:• неограниченная монархия (абсолютная)• ограниченная монархия (конституционная)4. Виды республик:• парламентская республика• президентская республика• смешанная республика
1. Элементы формы государства РФ• форма правления – республика• форма государственно-территориального устройства – федерация• политический режим – демократический2. Признаки РФ как республики• высшие органы власти – выборные учреждения;• регулярное обновление состава высших органов власти и др.(При такой формулировке достаточно 2-х признаков)3. Признаки РФ как федерации:• РФ состоит из 89 субъектов при территориальной целостности• в РФ действует двухпалатный Парламент – Федеральное Собрание РФ• субъекты РФ обладают правом издания собственной конституции, непротиворечащей Конституции РФ• в РФ существует разграничение предметов ведения междуфедеральным центром и её субъектами и др.4. Признаки РФ как демократии:• народ РФ признаётся единственным источником власти• Конституция РФ гарантирует соблюдение и защиту прав и свободграждан• высшим непосредственным выражением власти народа РФ являютсяреферендум и свободные выборы и др.
1. Формы правления:• монархия• республика2. Виды республик:• парламентская республика• президентская республика• смешанная республика3. Особенности (признаки) президентской республики:• всеобщие выборы президента• Президент возглавляет правительство• правительство несет ответственность перед президентом4. Особенности (признаки) парламентской республики:• Президент избирается парламентом• полномочия президента номинальны (представительские полномочия)• правительство формируется парламентом• правительство несет ответственность перед парламентом
1. Понятие политического режима2. Типы политических режимов:• демократический• недемократические3. Виды недемократических режимов:• авторитаризм• тоталитаризм4. Особенности (признаки) демократического режима• разделение властей• большой объем прав и свобод граждан• гласность, свобода СМИ и др.5. Особенности (признаки) тоталитарного режима:• единая, общеобязательная идеология• контроль государства над всеми сферами жизни общества• цензура в СМИ• культ личности правителя• запрет оппозиции6. Особенности (признаки) авторитарного режима:• диктатура одного человека или группы лиц;• оппозиция жестко контролируется и не играет важной роли;• власть чаще всего опирается на армию, полицию, церковь;• демократические институты носят фиктивный характер и т.д.
1. Типы политических режимов:• демократия• тоталитаризм• авторитаризм2. Признаки демократии:• разделение властей• большой объем прав и свобод граждан• гласность, свобода СМИ и др.3. Основные условия существования демократии:• высокий уровень социально-экономического развития• многообразие форм собственности• высокий уровень политической культуры4. Формы демократии:• прямая (непосредственная)• представительная5. Ценности демократии:• реализация принципов равенства и справедливости• позволяет сочетать общественные и государственные начала вуправлении обществом• создает условия для формирования органов государственной власти иместного самоуправления и контроля над ними• создает условия для самоорганизации людей (в партии, профсоюзы,движения и т.д.)• закрепление и реальное воплощение прав и свобод человека и др.6. Формы политического участия при демократии:• членство в политических партиях;• участие в избирательных кампаниях;• участие в массовых мирных митингах, шествиях, демонстрациях;• голосование на выборах и т.д.
1. Понятие разделения властей2. Принципы разделения властей:• разделение властей на законодательную исполнительную и судебную• все ветви власти равны, ни одна из них не может быть устраненалюбой другой• судебная власть действует независимо от политического влияния,судьи пользуются правом длительного пребывания в должности3. Цель разделения властей:• предотвратить возвышение одной из ветвей власти на другой• не допустить захват власти одним органом власти или одним лицом• обеспечить систему сдержек и противовесов3. Разделение властей в РФ:• Законодательная власть осуществляется Федеральным собранием РФ• Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ• Судебная власть осуществляется Верховным судом РФ,Конституционным Судом РФ, федеральными судами и др.4. Система сдержек и противовесов
1. Федеральное Собрание РФ – высший орган законодательной власти в РФ2. Палаты Федерального Собрания РФ:• Совет Федерации РФ (верхняя палата)• Государственная Дума РФ (нижняя палата)3. Функции Государственной Думы РФ:• принятие законов• объявление амнистии• назначает на должность и освобождает от должностиУполномоченного по правам человека и др.4. Функции Совета Федерации РФ:• утверждение границ между субъектами РФ• назначение выборов Президента• назначение на должность Председателя Счетной Палаты др.
1. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти в РФ2. Структура (состав) Правительства РФ:• Председатель Правительства РФ• Заместитель Председателя Правительства РФ• Федеральные министры3. Порядок формирования Правительства РФ:• Президент назначает Председателя Правительства после утвержденияего кандидатуры Государственной Думой;• представление Президенту Российской Федерации предложения оструктуре федеральных органов исполнительной власти;• Президент РФ назначает заместителей Председателя и федеральныхминистров, утверждённых Государственной Думой;• Назначение ряда министров после консультации Президента с СоветомФедерации.4. Функции (полномочия) Правительства РФ:• управления федеральной собственностью• разработка и исполнение федерального бюджета• осуществление единой политики в области культуры, науки,здравоохранения и др.5. Полномочия Председателя Правительства РФ6. Порядок отставки Правительства РФ:• по инициативе Президента РФ;• по инициативе Председателя Правительства РФ;• в случае избрания нового Президента и т.д.
1. Правовой статус Президента РФ:• является главой государства• является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека игражданина• определяет основные направления внутренней и внешней политикигосударства• представляет РФ внутри страны и в международных отношениях2. Полномочия Президента РФ:• является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ• решает вопросы гражданства РФ и предоставления политическогоубежища• награждает государственными наградами РФ• издает указы и распоряжения и др.3. Требование к кандидату в Президенты РФ:• гражданство РФ• проживание на территории РФ не менее 25 лет• достижение возраста 35 лет4. Избрание Президента РФ• сроком на шесть лет;• не более чем на 2 срока;• гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании;• возможно голосование в два тура.5.Прекращение исполнения полномочий Президента РФ:• в связи с истечением срока его пребывания в должности• в случае его отставки, вызванной стойкой неспособностью по состояниюздоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия• в случае отрешения от должности
1. Понятие политической элиты2. Признаки политической элиты:• немногочисленность• высокий социальный статус• значительный объем власти• организаторские способности и др.3. Классификации политических элит:• правящая и неправящая (контрэлита)• общенациональная, региональная, местная4. Функции политической элиты:• управление государством• выдвижение политических лидеров• интегративная функция• выработка курса развития общества• мобилизационная функция и др.5. Основные каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе• государственная служба• активная общественная деятельность• академическая деятельность, деятельность в сфере культуре• экономическая деятельность и др.
5. Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России и Росмолодежью в целях улучшения качества реализации программы по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций и распространения позитивной практики вовлечения лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в разработку дизайн-проектов внутреннего пространства таких зданий при осуществлении их капитального ремонта:
а) оказать поддержку Общественной палате Российской Федерации, автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей» и Общероссийской общественно государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»:
в проведении на базе образовательных молодежных центров «Сенеж», «Таврида», «Машук» и других площадок комплексных образовательных, просветительских и акселерационных программ, посвященных изучению подходов к проектированию современных образовательных пространств и практик их использования в образовательном процессе, для лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, работников таких организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования;
в создании и распространении просветительских материалов (просветительского контента) о дизайне школьной среды и практиках ее использования в образовательном процессе;
Новое качество человеческого потенциала характеризуется формированием, закреплением и поддержкой следующих социально-важных качеств (СВК) личности каждого гражданина Российской Федерации:
ПРИОРИТЕТ ДУХОВНОГО НАД МАТЕРИАЛЬНЫМ – выражается в преобладании нравственных идей, идеологий в регулировании поведением человека, чем материальное стимулирование этого поведения;
ДУХОВНОСТЬ – возникает тогда, когда человек работает во благо других, созидает и не вредит другим.
это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России
К ЧИСЛУ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТНОСЯТСЯ согласно Указа №809 от 09.11.2022
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России
Все выше перечисленные понятия не могут быть реализованы без нравственности потому, что только нравственность обеспечивает справедливость, а следом патриотизм. Это ключевые понятия, составляющие основу достоинства человека и государства в целом.
Это общее выражение тех свойств человеческой природы, которые выполняют функцию регулятора отношений между членами общества, независимо от социального, национального, конфессионального и других факторов.
Это особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания (правило III-C).
СОЦИАЛЬНО – ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
(ценность человеческой жизни)
• это взаимосвязанный процесс функционирования человека как биологическое, физиологическое и социальное явление, направленное на воспроизводство новых поколений людей не вредящих себе и друг другу, а также созидающих для себя и друг друга; ценность жизни человека заключается в его жизни для общества, а не в жизни для себя, т.е. степень ценности жизни определяется степенью соответствия жизнедеятельности индивида интересам других людей; если эти интересы нравственные, то и ценность человеческой жизни приобретает свое высокое значение; если человек выступает объектом эксплуатации и угнетения, то его жизнь не имеет ценности для эксплуататоров и угнетателей; в нравственном обществе и государстве ценность человеческой жизни абсолютна; никто не имеет права отнять у человека жизнь, так как он не создает угрозы и вреда себе и другим людям;
2. ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ
• нравственное мышление – способность и готовности применять нравственные идеалы для решения поставленных задач; нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества; это особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания; формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека;
• нравственно-правовое поведение – способность и готовности вести себя по отношению к другим нравственно, не нарушать законы;
• чувство человека, которое возникает в ответ на нравственное поведение человека и других людей, при котором поступки, мысли и слова едины, соответствуют представлениям людей о должном поведении и распределении общественных благ согласно нравственному правилу III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;
• чувство гордости за принадлежность к Российской Федерации и готовность защищать Россию с оружием в руках, мужественно выносить тяготы и невзгоды защиты России; патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества.
• патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества;
5. ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ
• рассматривается с двух сторон; с одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека, общества и государства; с этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализация являются проявлением принципа достоинства личности; с другой стороны, достоинство личности является качеством человека, которое формируется в процессе оценки этой личности другими людьми; достоинство составляет нравственное мышление и поведение человека, его созидание для себя и других, а также умственные способности критическим воспринимать действительность и проявлять субъективную активность по влиянию на улучшение окружающей социальной действительности; улучшая других людей, человек улучшает и себя; это улучшение может иметь разные формы: созидательный труд во благо других людей, участие в массовых этических оценках, воспитание и обучение других, просвещение, научная работа, культурная деятельность, искусства и художества, политика как вид нравственной общественной и государственной деятельности.
6. ПРИОРИТЕТ ДУХОВНОГО НАД МАТЕРИАЛЬНЫМ
• выражается в преобладании нравственных идей, идеологий в регулировании поведением человека, чем материальное стимулирование этого поведения; несовпадение идеологии и назначения материального стимулирования приводит к противоположному результату и недостижению целей материального стимулирования поведения; духовность возникает тогда, когда человек работает во благо других, не вредит другим, созидает для других;
7. СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ТРУД
• деятельность человека, в ходе которой создаются материальные и нематериальные блага для других людей, которые дают положительные обратные связи, потребляя данные блага;
• чувство долга перед своим профессиональным (учебным) коллективом и личной ответственности за благополучие других людей, с которыми человек вместе созидает;
9. ВЗАИМОПОМОЩЬ И ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ
• взаимопомощь – привычка человека помогать и поддерживать других людей, оказавшихся в опасности, сложной жизненной ситуации; это врожденное чувство человеческого единства, с помощью которого балансируется внутривидовая агрессия;
• взаимоуважение – привычка человека выражать положительное отношение к качествам личности других людей, с которыми он находится во взаимодействии; формируется в процессе нравственного воспитания и обучения; закрепляется примерами подражания проявления взаимоуважения со стороны влиятельных субъектов к конкретному человеку;
• это нравственное чувство человека, которое проявляется в привычке поступать по совести по отношению к себе и другим людям; главным признаком гуманистического мышления является возведение человека для человека в качестве ценности; гуманное отношение человека к человеку проявляется в том, что человек не причиняет вреда другим людям и созидает для других людей;
• чувство жалости к побежденному врагу, прощение его для создания основания к совместной созидательной деятельности;
12. КРЕПКАЯ СЕМЬЯ
• союз мужчины и женщины, чувство принадлежности человека к семье созданной на основе чувства любви и опыта созидательной деятельности друг для друга, а также рождения, воспитания и обучения детей, их дальнейшей занятости и развития.
• в крепкой семье поддерживается доминирование духовных ценностей над материальными, которые проявляется в способности не вредить своим членам семьи и созидать для них, осуществлять семейное воспитание и обучение, принимать участие в совместной трудовой деятельности;
13. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
• историческая память – отражение и закрепление в общественном мнении событий, информация о которых передается из поколения в поколения путем устной и письменной речи, литературы, а также с помощью работников образования, культуры, науки, искусств, кино и музеев;
• преемственность поколений заключается в передаче от поколения к поколению идей, идеологии, отношений, способов труда и преобразования действительности, культурного кода (привычек и типовых поступков человека), традиций, ритуалов и обычаев, знаний, умений и навыков, которыми ранее владели предыдущие поколения; проявляется в том, что человек помнит и уважает своих предков, родителей, учителей, наставников, научных руководителей, хранит и передает их традиции своим преемникам;
14. ЕДИНСТВО НАРОДОВ РОССИИ
• это чувство дружбы народов страны, скрепленное общей идеологией, нравственным воспитанием и обучением, государственным и общественным непрерывным контролем уровня профессионального соответствия управленческих кадров, совместным ведением хозяйства и справедливым разделением результатов совместного труда;
15. СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ
• активное участие гражданина в процессе защиты Отечества от различного рода внешних и внутренних врагов, создающих угрозы и причиняющих вред соотечественникам; формы участия могут быть формальными и неформальными; формальное служение Отечеству – это когда гражданин занимает соответствующие должности государственной военной или гражданской службы и должным образом исполняет свои обязанности, профессионально соответствует занимаемой должности; неформальное служение Отечеству – это когда гражданин, невзирая на свои должности и звания, проявляет чувство личной ответственности за защиту Отечество, самостоятельно и коллективно выявляет и пресекает деструктивную деятельность внешних и внутренних врагов Отечества;
16. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ
• способность и готовность осуществлять поиск, критический анализ и синтез научно-методической информации, применять научные рекомендации для решения поставленных задач;
17. ВОСПИТАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА
• качество, которое характеризует сформированную привычку поступать по совести, нравственно во всех жизненных ситуациях;
18. ОБРАЗОВАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА
• качество, которое характеризует преобладание духовных ценностей над материальными в структуре мировоззрения человека, сформированную привычку созидательной деятельности и социальной активности, направленной на преобразование окружающей действительности; образованный человек становится субъектом деятельности, он перестает быть объектом обмана и манипуляций деструктивной идеологии, критично воспринимает действительность и активно придает ей нравственное координирующее начало, владеет дискурсивно-оценочным методом, разделяет идею нравственного пути человечества и руководствуется ей в повседневной жизнедеятельности;
• чувство человека, проявляющееся в его бескорыстии, победе над собственной жадностью, глупостью, подлостью, завистью, лицемерием и иными отрицательными качествами человека, а также преодоление умственной скромности;
20. УМСТВЕННЫЙ ТРУД
• способность человека к умственному труду, которая проявляется в освоении научных знаний и умений переложить полученные знания в жизнь;
21. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
• способность человека оценивать себя глазами других людей и осуществлять самокоррекцию поведения;
• способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному поведению; совесть как этический регулятор поведения формируется в процессе нравственного воспитания и обучения, является одной из форм самоконтроля; совесть ориентирована на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитетов; в качестве нравственного регулятора, совесть осуществляется как внутренний мыслительный процесс, ориентирующий человека на непричинения вреда себе и другим людям; СО-Весть – это совместная весть других, указывающих на нравственный путь развития человека; утрата совести может иметь как биологический, так и физиологический и социальный характер; человек без совести – социопат, он не чувствует боли других людей, способен их угнетать и эксплуатировать, совершать против людей любые преступления ради личного благополучия;
• процесс устойчивых личных отношений между людьми, основанный на разделении общих идей, нравственной идеологии, симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности, понимания и поддержки друг друга;
• это отношения между людьми, основанные на общности их идей, идеологии, мировоззрения, интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии, созидательной деятельности;
25. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
• способность и готовность осуществлять социальное взаимодействие при решении жизненных и профессиональных (учебных) задач, взаимопомощь, брать на себя ответственность и исполнять взятые на себя обязательства; умение вовлекать других в свое созидательное дело, поставить себя в коллективе и завоевать авторитет; развитие коллективных начал российского общества – это способность и готовность российского человека осуществлять формирование своей семьи, профессионального коллектива на базе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, разделяемых и поддерживаемых членами семьи, профессионального коллектива, органами государственной власти;
26. АВТОРИТЕТ В КОЛЛЕКТИВЕ
• уважительное отношение членов коллектива к конкретному своему члену, который показывает пример, как надо поступать в конкретной жизненной и профессиональной (учебной) ситуации;
• обладание человеком рядом морально-психологических качеств, которые другими людьми оцениваются как качества, заслуживающие уважения, образующие репутацию такого человека; бесчестие – утрата таких качеств, разрушение репутации человека в результате его безнравственных действий;
28. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
• образ жизни без вредных привычек (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков);
29. БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА
• чувство, отражающее сохранность соматического и психического здоровья, легитимности приобретенных богатств с помощью общественно-полезного труда, в том числе приобретение знаний и умений созидательного труда и безвредного поведения;
• внутренний эмоционально-чувственный процесс познания действительности, опирающийся на эмоциональный опыт коллективного поведения и совместного труда людей; один из древнейших способов познания и преобразования действительности, позволяет людям, которые верят друг другу, объединяться, кооперироваться и осуществлять совместную деятельность, созидательно трудиться, не вредить другим людям, создавать крепкую семью и брак (союз женщины и мужчины);
• положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения, желаемого и предвосхищающая возможность его свершения;
• чувство глубокой эмоциональной и физической привязанности и устремлённости к другому человеку, ставшему объектом симпатии, увлеченности, создавшему чувство безопасности и безвредности совместной деятельности;
33. СВОБОДА ВОЛИ
• способность человека определять смысл вещей проявляя неравнодушие в отношениях с другими;
• базовая позиция – это забота о других, помощь ближнему или совместное бытование, для завоевания свободы;
• управление самим собой, вызывает активность человека, высшее благо – это свобода. Свобода воли – возвышенная мечта. Осуществить себя и быть признанным другими, позволит не рассеиваться по жизни;
• человек сам выбирает свой путь, выбор пути, это сознательный выбор найти себя;
• открыть в себе свободу воли – это и есть путь в будущее.
• ПУТЬ В БУДУЩЕЕ
• Социально – важные качества человека
• Основные понятия новой этики
• Человек, путь в будущее
• Фундаментальная теория управления энергией человеческих масс
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
• Терминологический словарь
«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем вперед»
ИНСТИТУТ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
• Институт нравственной культуры – это “интеллектуальное предприятие” с функциями научно-методических разработок и внедрения новых экосоциальных технологий на основе дискурсивно-оценочного метода;
• Причина возникновения Института нравственной культуры обусловлена переживаемым сегодня периодом социальной разрухи, когда многие государственные институты исполнительной, законодательной и судебной власти под влиянием идеологии сверхвласти денег имитируют социальную функцию государства.
• Отсутствие в системе государственного управления общественного механизма социокультурного развития является ключевой проблемой цивилизации. Воспитание субъективности человека – личности как ячейки общежития и общества в целом является основополагающей задачей Института нравственной культуры.
• Проект “Института нравственной культуры” является выражением общественной потребности в преодолении социальных болезней (коррупции, терроризма, политического лицемерия и цинизма, двойных стандартов и др.), порождаемых чисто формальной природой института демократии.
• В сущности, проект “Институт нравственной культуры” – это констатация того факта, что демократия без нравственности – пустой звук и что все её основополагающие принципы обессмысливают само понятие народовластия.
– одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности.
Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить, как качество нравственно политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.
«Содержание понятия «гражданин» (социальное, юридическое, политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой. В научной литературе эта идея рассматривается в трёх аспектах.
В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) – лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право, как быть партнёром государства и общества, так и находиться к ним в определённой оппозиции.
– это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг.
Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом».
– признание и принятие ответственности перед обществом, гражданином которого являешься, это совокупность юридических и нравственных обязанностей личности перед государством. В этом понятии отражаются не единичные поступки и действия, а общественное поведение человека в целом.
По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность» – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».
— степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества.
— качество личности, позволяющее человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живёт и трудится. Патриотизм — чувство любви и преданности Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей Родины.
– одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Докладчик: САФИОЛЛИН АЛЕКСЕЙ МАУЛИТЖАНОВИЧ
• Создатель экоплатформы «Стратегия 24»
• Директор института нравственной культуры
• Член Сретенского Клуба им. С.П. Курдюмова
• Член-корреспондент АЭСТ
Разработано на идеологической основе
Института нравственной культуры,
Академии экосоциальных технологий,
при научно-методологической поддержке
Сретенского Клуба имени С.П. Курдюмова
Спасибо за внимание