Оценочные материалы для проведения проверки знаний в декабре
Административная контрольная работа по обществознанию для 9 класса
В декабре, во время второго семестра, проводится административная контрольная работа по обществознанию для учащихся 9 класса. Работа предполагает знание материала за вторую четверть школьного года и рекомендуемое время выполнения составляет 60-80 минут, что соответствует двум урокам.
Структура работы
Работа делится на две части, включающие задания различного уровня сложности. Часть первая включает задания базового и повышенного уровней сложности, где необходимо выбрать правильный ответ из предложенных. В части второй предполагается работа с текстом, что требует более глубокого понимания и анализа материала.
Оценивание
Каждое задание оценивается определенным количеством баллов в соответствие с критериями. В части А, задания оцениваются 1-2 баллами в зависимости от их сложности. Вторая часть, состоящая из работы с текстом, оценивается 2 баллами за правильное выполнение.
Полный балл за всю работу составляет 30 (38), что представляет собой совокупную оценку за все задания. Задание 27 обязательно для сдающих ОГЭ по обществознанию.
Перевод в пятибалльную систему оценивания
Каждое задание представлено в виде вопроса и нескольких вариантов ответа. Таким образом, ученик должен выбрать наиболее подходящий вариант ответа.
- Какой из приведенных терминов обозначает участника политической деятельности?
- К органам законодательной власти РФ относится:
- Правительство РФ
- Верховный суд РФ
- Федеральное Собрание
- Президент РФ
- Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях.
- Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это.
- Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют:
- гражданским обществом
- правовым государством
Примеры заданий
В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. Каков политический режим страны Z?
В государстве Z верховная власть передается правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов.
В государстве Z все уважают закон и ему подчиняются. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Z является правовым?
Ваши знания и понимание обществознания будут протестированы в ряде разнообразных заданий. Успехов в выполнении работы!
Государство Z – федеративное государство
Государство Z – это федеративное государство, в котором существует развитая система законодательства. В Конституции государства Z присутствует раздел о правах человека.
Организация и ее деятельность
Организация объединяет людей, имеющих общие взгляды на общественные проблемы. Она добивается контроля над управлением страной и для этого принимает активное участие в выборах в органы государственной власти. Эта организация может быть:
- Парламентской фракцией
- Политической партией
- Инициативной группой
- Профессиональным союзом
Суждения о признаках государства
Верные суждения о признаках государства
- А. Государство имеет единую территорию, очерченную государственными границами.
- Б. Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии.
Варианты ответов:
- Верно только А
- Верно только Б
- Верны оба суждения
- Оба суждения неверны
Суждения о разделении властей
Верные суждения о разделении властей
- А. Исполнительную власть осуществляет парламент.
- Б. Последовательное соблюдение принципа разделения властей является одним из признаков тоталитарного государства.
Политические партии и их цели
Верные суждения о политических партиях
- А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
- Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определенных социальных сил.
Суждения о политических режимах
Верные суждения о политических режимах
- А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент – коллективный законодательный орган.
- Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.
О государстве и его формировании
Верные суждения о государстве
- А. Национальное государство – это исторически поздняя форма централизованного государства.
- Б. Национальное государство создается за счет централизации земель, где проживает одна нация.
Права граждан и нарушения
Подробности о нарушениях прав граждан и ответ Следствия:
- На неприкосновенность личности
- На свободу передвижения
- Избирать в органы власти
- На социальное обеспечение
Конституционные обязанности граждан
С чем обязаны соблюдать граждане РФ?
- Уплата налогов
- Участие в экономической жизни государства
- Работа в органах социальной защиты
- Участие в работе парламента
Полномочия президента РФ
Какие функции осуществляет президент Российской Федерации?
- Решает вопрос о доверии Правительству РФ
- Осуществляет управление федеральной собственностью
- Разрабатывает федеральный бюджет
- Определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ
Нарушение Конституции
Какие нормы права будут регулировать нарушение Конституции при баллотировке президента РФ, нарушившего Конституцию, на следующих выборах?
Полномочия Правительства РФ
Какие функции относятся к полномочиям Правительства Российской Федерации?
- Разработка и принятие законов
- Решение вопросов войны и мира
Управление федеральной собственностью
В современной России управление федеральной собственностью является одним из ключевых элементов государственной политики. Это обеспечивает эффективное использование и распределение ресурсов, находящихся в государственной собственности.
Введение чрезвычайного положения
В случае возникновения угрозы национальной безопасности, общественного порядка или здоровья населения, власти могут объявить чрезвычайное положение. Это позволяет принять быстрые и эффективные меры для защиты граждан и стабилизации обстановки.
Избирательное право и Конституция России
Избирательное право:
- А. Право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти – активное избирательное право.
- Б. Право гражданина быть избранным в представительные органы власти – пассивное избирательное право.
Конституция России:
- А. Конституция России обладает высшей юридической силой.
- Б. Конституция России не может быть изменена указами Президента России.
Сравнение экономических систем
Черта | Сходство | Различие |
---|---|---|
1) Конкуренция товаропроизводителей | 1 | 3 |
2) Господство государственной собственности | 2 | 4 |
3) Решение проблемы ограниченности ресурсов | – | 2 |
4) Производство товаров и услуг | 1 | 4 |
Элементы формы государства
- Унитарное государство
- Форма государственно-территориального устройства
- Форма правления
- Политический режим
Орган государственной власти
Орган государственной власти | Разработка и исполнение |
---|---|
Федеральное Собрание РФ | Разработка и принятие законов РФ |
Демократия и власть большинства
- Полноправие граждан: Ключевой элемент демократии.
- Власть большинства: Органы управления, принимающие решения относительным большинством голосов, являются демократичными.
Демократия, гражданское общество и права меньшинств
Принцип демократии, основанный на избрании большинством, может иногда привести к ущемлению прав меньшинств. Как преодолеть эту проблему? Важным фактором являются демократические свободы и развитие коллективного сознания граждан.
Элементы демократии и влияние граждан
Два элемента демократии, упомянутые в тексте, это:
- Принцип власти большинства
- Защита прав меньшинств
Авторы предлагают гражданам влиять на власть, используя:
- Информированность и образование
- Готовность на жертвы ради общего блага
Гражданское общество и примеры деятельности
Гражданское общество – это новый тип граждан, более информированный и социальный. Два примера деятельности организаций гражданского общества включают:
- Защита прав членов этнических меньшинств
- Борьба за экологическое равновесие и устойчивое развитие
Демократия и гражданские нужды
Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Это связано с:
- Формированием социального сознания
- Готовностью на компромиссы и сотрудничество ради общего блага
Викторина
- Форма правления: разделением властей
- Палата Федерального Собрания в России: Совет Федерации
- Подписание и обнародование законов: главой Правительства
- Демократический режим: защита прав и свобод граждан
- Форма непосредственного народовластия: гражданское общество
Заключение
Смешение власти большинства и защиты прав меньшинств является важным аспектом демократии. Гражданское общество играет ключевую роль в содействии развитию демократических процессов и защите прав граждан.
население избирает коллегию выборщиков, которые избирают депутатов.
голосование проходит тайно.
избиратели, награждённые государственными наградами, имеют дополнительные голоса
Государство П. разделено на провинции по территориальному признаку. Каждая провинция обладает собственной конституцией, глава местной администрации выбирается в ходе народного голосования. Какова форма государственного устройства страны П.?
абсолютная монархия
унитарное государство
конституционная монархия
федеративное государство
Организация Z, целью которой является победа на парламентских выборах, выражает интересы среднего класса, выступая в поддержку предпринимательства. К какому типу относится организация Z?
государственный аппарат
политическая партия
общественная организация
11. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Государство определяет нравственные ценности общества.
Б. Задача государства — защищать интересы граждан.
12. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.
Б. В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел.
13. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. В России сложилась двухпартийная система.
Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании.
14. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство осуществляет публичную власть в стране.
Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.
15. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет
Государственная Дума
Правительство РФ
Общественная палата
16. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории российского государства осуществляет
Министерство внутренних дел
Министерство юстиции
17. Какое право относится к группе социально-экономических прав человека?
на доступ к культурным ценностям
на охрану здоровья и медицинскую помощь
на неприкосновенность частной жизни
на равенство перед законом и судом
Конституция РФ провозглашает нашу страну социальным государством. Это означает, что
политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека
народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви
человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
19. Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является
Председатель Совета Безопасности
министр обороны
Начальник Генерального штаба
21. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.
Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.
22. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного голосования.
Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.
В приведенном списке указаны черты сходства понятий «государство» и «правовое государство» и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
верховенство закона
наличие органов и структуры правления
государственный суверенитет
система разделения властей
между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А) заполнение налоговой декларацииБ) выборы депутатов ГосдумыВ) создание политической партииГ) введение налога на добавленную стоимость
25. Задание 20
ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Система формирования выборных органов через персональное представительство, избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей
Система формирования выборных органов власти через партийное представительство
26. Задание 20
Утверждение изменения границ междусубъектами Российской Федерации
Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.
Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.
В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гражданские права.
Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Какие две функции гражданского общества названы в тексте? Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений. Что, по мнению автора, представляет собой гражданское общество?
Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.
В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Контрольная работа по обществознанию по теме «Политика»
Ученика(цы) 9-_____ класса
Граждане кантона Гларус голосуют на народном законодательном сходе (Landsgemeinde).
Проведенное недавно в Швейцарии научное исследование впервые дало возможность систематически проанализировать большой массив эмпирических данных, иллюстрирующих мотивационные механизмы участия граждан в работе так называемого законодательного народного схода или Landsgemeinde, наиболее непосредственной формы швейцарской прямой демократии, многими ставящейся сейчас под сомнение в качестве, якобы, совершенно архаичного политического инструмента.
Этот контент был опубликован на 07 мая 2023 года – 19:14
Результаты исследования показали, сколь важную роль играет для участников схода возможность выступить и непосредственно высказать свое мнение. Проблема только в том, что не все имеющие право участвовать в сходе, обладают возможностью реально делать это. В последние годы в Швейцарии все более активно ставится вопрос адекватности такого инструмента непосредственного народовластия, как законодательный сход граждан или Landsgemeinde. Что это – подлинный идеал прямой демократии или уже не что иное, как фольклорное действо для туристов?
Дебаты о достоинствах и недостатках этой формы регионального самоуправления идут в стране постоянно, и начались они гораздо раньше, отнюдь не в момент, когда три кантона — Нидвальден, Аппенцелль-Внешний и Обвальден — в 1990-е годы приняли решение отказаться от использования данного политического формата. Аргументы, приводимые как его сторонниками, так и противниками, как правило, сводятся всегда к одним и тем же тезисам. Одни указывают на то, насколько для истинной демократии важны инструменты и форматы непосредственного участия людей в политических процессах, имеющих огромное общественное значение (res publica).
Другие же критически отмечают, что народный законодательный сход (вече) склонен постоянно сползать в демагогию и не обладает механизмами противодействия откровенной манипуляции общественным мнением, не говоря уже о том, что многие граждане просто не могут принимать участие в работе схода, лишаясь, тем самым, законного права голоса, и что в результате волеизъявления путем поднятия рук нарушается основополагающий для демократии принцип тайного и равного голосования.
Понятно, что аргументы, которые как выдвигались ранее, так и приводятся сегодня в пользу отмены, сохранения в существующем виде или реформирования народного схода, всегда исходят — неявно или открыто — из некоторых определенных предпосылок и тезисов аксиоматического характера. Однако насколько адекватно эти предпосылки отражают эмпирическую, данную нам в ощущениях реальность?
Лукас Лойцингер (Lukas Leuzinger), молодой журналист и главред политического блога “Napoleon’s Nightmare”.
Этот вопрос до сих пор изучению не подвергался, и только недавно ученые-политологи из Университета Берна решили вплотную взяться за этот непростой вопрос. Отправившись в кантон Гларус, то есть туда, где Landsgemeinde еще существует, эксперты опросили около 1 тыс. человек, причем как до начала очередного законодательного схода граждан, так и после него. Недавно доклад с итоговыми результатами исследования был выложен в открытый доступ.
Разумеется, при интерпретации результатов следует соблюдать повышенную осторожность, поскольку репрезентативная выборка по некоторым вопросам была не настолько уж и репрезентативна в том смысле, что большинство опрошенных были людьми, активно интересующиеся политикой и регулярно участвующими в собраниях, то есть фактически опросу подверглось не среднее арифметического всего общества, а только его отдельная, пусть и довольно заметная, часть, исходящая из безусловной социальной приемлемости и важности такого формата, как народный сход. Совсем уж откровенных критиков данного формата среди опрошенных не было, и это, безусловно, снижает степень адекватности данного опроса.
Банальные причины
Тем не менее результаты, полученные в ходе исследования, являются конгломератом весьма ценных, а порой и довольно неожиданных выводов о том, кто, почему и на основе какой мотивации принимает участие в работе народного схода. Начнем, казалось бы, с самого банального вопроса – кто, собственно, стоит на площади и поднимает руку? Кто все эти люди? В исследовании отмечается, что состав участников схода является в целом вполне сбалансированным с точки зрения возраста, образования и доходов, будучи, таким образом, довольно точным слепком со среднестатистической Швейцарии.
И это довольно необычно, если учесть, что молодежь в Швейцарии, как правило, гораздо реже ходит голосовать, нежели люди старшего возраста. Зато соотношение между мужчинами и женщинами среди участников народного схода, как выяснилось, заметно отличается от гендерной структуры швейцарских избирателей в целом. Так, выяснилось, что доля мужчин, участвующих в Landsgemeinde, примерно, примерно на 15% больше, чем доля женщин, иными словами сельский сход остается местом мужского доминирования, что в целом адекватно отражает консервативный характер такой швейцарской глубинки, как Гларус.
Причины тут вполне банальны: у женщин есть в распоряжении куда меньше свободного времени, они гораздо глубже вовлечены в домашние дела, что и мешает им более активно участвовать в работе народного схода. Да и вообще, как показал опрос, многие граждане, может быть, и хотели бы принять участие в работе схода, но по тем или иным причинам они просто не могут это сделать, будучи занятыми неотложными делами в кантоне или за его пределами. По меньшей мере 40% респондентов заявили, что за последние пять лет они минимум один раз не смогли принять участие в работе народного схода. Отсюда следует вывод, что соответствующая критика в адрес общинного собрания вполне эмпирически оправданна.
Народный сход — место для дискуссий
Впрочем, сторонники такого формата народоправства, как народный сход, тоже получили в рамках упомянутого исследования множество аргументов в поддержку своей позиции. В частности, опрос показал, что едва ли не самым большим позитивным свойством Landsgemeinde является возможность тут же обсудить те или иные актуальные вопросы кантональной повестки дня, глядя друг другу в глаза и не прячась за газетными публикациями или за виртуальными дискуссиями в сети.
Швейцария — это страна прямой демократии, в которой народ сам (сам!) решает важнейшие политические вопросы. В кантоне Гларус прямая демократия до сих пор на региональном уровне сохранила древний формат народного вече, схода или как этот формат называют здесь Landsgemeinde.
В 2023 году законодательный «народный сход» (вече) прошел в кантоне Гларус 7 мая временами под проливным дождем. На повестке дня стояли в общей сложности две дюжины вопросов, но открыл сход своей вступительной речью Беньямин Мюлеманн (Benjamin Mühlemann), ландаманн (Landammann) Гларуса, то есть председатель правительства кантона. Он напомнил согражданам, что не все в мире находятся в столь привилегированном положении, как они. Такие права, как у граждан Гларуса, не являются чем-то самоочевидным.
Он напомнил, что пандемия, энергетический кризис, кризис вокруг банка «Креди Свисс» (CS) и, наконец, война России против Украины говорят о том, насколько важно сейчас по достоинству оценивать имеющиеся у швейцарских граждан политические права и возможности влияния на политику. Беньямин Мюлеманн призвал избирателей кантона Гларус и дальше всем вместе отстаивать свободу и безопасность как в кантоне, так и во всей стране. «Привилегия практиковать самую прямую форму демократии под открытым небом в это первое воскресенье мая вновь ощущается как никогда ранее», — завершил свою речь Б. Мюлеманн.
На повестке дня гларнского вече всего было двенадцать пунктов. Порой под проливным дождем народ обсудил ставку кантонального налога на 2024 год. Речь идет о таком типично швейцарском понятии как Steuerfuss: данный показатель определяет долю кантонального налога в общей сумме бюджетных доходов кантона. На основе этого показателя идет расчет налогового тарифа для физических и юридических лиц.
Швейцарская народная партия (SVP) предложила снизить эту цифру с 58 до 56,5 процента. Правительство предложило отклонить это снижение, и избиратели согласились с ним. Затем речь зашла о тексте нового кантонального налогового закона. Речь шла, в частности, о снижении налогового бремени для женатых пар и об увеличении сумм налогов, поступающих в бюджет одной из трех общин, из которых состоит кантон, в данном случае речь шла об общине Гларус Юг. В итоге граждане одобрили этот закон подавляющим большинством голосов.
Еще один вопрос касался двух предложений об учреждении в каждой из трех общин кантона собственных парламентов. Авторы этих предложений аргументировали, что общины нуждаются в укреплении их политических позиций и в профессионализации политики в целом. Однако вече решило пока оставить все как есть, тем более что в настоящее время в кантоне в целом идет пересмотр внутреннего административного строения, каковое, возможно, будет вынесено на кантональное вече 2025 года. Правительство сейчас работает над полным пересмотром соответствующего закона, который и должен будет быть представлен на рассмотрение народного схода.
Для примерно 60% респондентов выступления участников дебатов и содержащиеся в этих выступлениях аргументы являются «важным» или даже «очень важным» источником информации, позволяющей составить свое собственное мнение по тем или иным проблемам, пусть даже безусловным лидером здесь остаются «дискуссии со знакомыми и друзьями», а также «обмен мнениями в узком семейном или приятельском кругу», за которыми следуют информационные брошюры (Landsgemeinde-Memorial), выпускаемые кантональным правительством накануне схода с изложением сути выносимых на обсуждение вопросом и с аргументами «за» и «против». Следующим по значимости источником информации является пресса, тогда как телевидение и радио особой роли тут не играют.
В качестве примера в рамках исследования респондентам было предложено проанализировать вопросы, которые были вынесены на суд схода в кантоне Гларус в 2016 году. Речь шла, в частности, о новом проекте кантонального закона «О госслужбе» (Gesetz über das Personalwesen), а также проект предложения о введении электронных методов подсчета голосов, отданных на народном сходе, оформленном в формате поправок к кантональному «Закону об информационно-коммуникационных службах кантона Гларус и его общин» («Gesetz über die Informatik des Kantons Glarus und seiner Gemeinden»). Около 60% респондентов указали, что, придя на сбор и выслушав выступающих, они получили в свое распоряжение аргументы, которые прежде им известны не были.
Показать больше
Этот контент был опубликован на 23 октября 2016 года Граждане кантона Гларус не будут пользоваться электронными способами подсчета голосов в ходе работы ежегодного законодательного народного схода.
Насколько важна для граждан возможность вести дискуссии по актуальным вопросам, подтверждается еще и тем фактом, что примерно треть респондентов приняла решение о том, как им голосовать по двум вышеуказанным вопросам, непосредственно перед моментом голосования на сходе, в результате пассивного или активно участия в дебатах. Более того, 14 и, соответственно, 12 процентов опрошенных даже изменили свое мнение в диаметрально противоположную сторону. И если сравнить эти данные с показателями, получаемыми в результате анализа итогов традиционных референдумов, то станет ясно, насколько мобильной и гибкой формой народоправства является народный сход и насколько непредсказуемыми могут быть его итоги.
Готовы к реформам, но лучше оставить все как есть!
Что же до голосования поднятием рук, то участники народного схода, похоже, не рассматривают это в качестве какого-то серьезного недостатка. Так, 83% респондентов заявили, что им совершенно не мешает тот факт, что другие могут увидеть, как они будут голосовать, примерно 13% процентов «изредка» чувствуют себя неудобно, и только 4% респондентов ощущают это неудобство «всегда». Подчеркнем, что как раз эти данные и следует рассматривать с осторожностью, поскольку люди могут сами себя заставлять игнорировать неприятные ощущения, подчиняясь той самой «социальной желательности», а проще говоря, групповому давлению и конформизму.
Поэтому неслучайно 66% респондентов не имели бы ничего против введения электронной системы голосования, и это несмотря на то, что кантональное руководство пока заморозило этот вопрос и приняло решение не изучать в ближайшем будущем возможность применения технических средств для подсчета голосов участников народного схода. Поэтому, как и прежде, голоса будут подсчитываться в буквальном смысле «на глазок» специальными техническими сотрудниками.
Впрочем, и этот показатель мало что означает, с учетом того, что в конечном итоге за сохранение нынешнего формата народного схода выступает подавляющее большинство респондентов (93%). Так что, несмотря на все сложности и недостатки, граждане Гларуса сохраняют уверенность в том, что прямая демократия в формате народного схода остается для кантона идеальной формой народовластия.
А что Вы думаете о такой форме народовластия, как народный сход? Нам интересно Ваше мнение!
Статья в этом материале
Этот контент был опубликован на 30 апреля 2023 года Швейцарский историк Оливье Мёвли опубликовал монографию по истории швейцарской прямой демократии. Наш разговор с историком из кантона Во.
Этот контент был опубликован на 25 августа 2016 года Как старейшая в Швейцарии форма прямой демократии — гларнская «ландсгемайнде» — вступает в эпоху цифровой революции. Подробности в этом материале.
Этот контент был опубликован на 02 марта 2016 года Ситуация в швейцарской деревне Обервиль-Лили показывает, что у прямой демократии есть как позитивные, так и негативные стороны.
История местного самоуправления в РФ
История образования и развития местного самоуправления в России берёт своё начало с 50-х годов XVI века, пройдя различные преобразования в дореволюционный и советский периоды.
Развитие местного самоуправления в Древней Руси
В Древней Руси местное самоуправление осуществлялось в вечевой форме. Вече — собрание всех свободных жителей — современные историки и политологи считают проявление непосредственной и прямой демократии. Особое развитие вечевая форма управления получила в свободных городах (Пскове и Новгороде). Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.
Местное самоуправление в период Крещения Руси
Изображение со страницы № 2 книги Крещение Руси при святом князе Владимире, на эрзянском (М. Е. Евсевьев, 1888) (стр. № 10 в файле), иллюстрация авторства анонимного художника.
Второй этап развития местного самоуправления ознаменован крещением Руси, данное событие привело к появлению новых общин, связанных с религией. Появились также другие виды производства, что создало необходимость изменения территориального устройства, появились младшие города, пригороды, селения, волости, погосты, которые являлись основой местного самоуправления. Как и раньше, местное вече каждой административной единицы подчинялось вече старшего города.
Местное самоуправление в период правления царя Ивана IV Грозного
Судебник Ивана IV, датируемый 1550 годом
В данный период производство выступает основой местного самоуправления. Люди объединялись в общины на основании владения землей и группировались в небольшие общины исходя из экономической заинтересованности, что положило начало становлению крупного производства по отраслям. В 1552 году вместе с новым Судебником правительством царя Ивана IV Грозного были изданы и уставные грамоты местного самоуправления. Согласно Судебнику наместники и волостели, поставленные правительством, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины.
Местное самоуправление при Петре I
Inconnu d’après J.-M. Nattier, Portrait de Pierre Ier (musée de l’Ermitage)
Со времени Петра I в России сформировались три системы местного управления — бюрократическая, земская и сословная.
Первой реформой местного управления при Петре I стало учреждение 30 января 1699 г. бурмистерской палаты в Москве и земских изб в городах. Состав их был выборный. Избы собирали доходы и заведовали повинностями, лежавшими на «купецких и промышленных людях». Управление делами города, как целого, на них возложено не было.
В 1702 г. были отменены избные старосты и дела их переданы воеводам и выборным дворянским советам, без которых воевода ничего чинить не мог.
В 1710 г. во главе губерний были поставлены губернаторы, а с 1713 г. — коллегии из губернатора и от 8 до 12 ландратов.
В 1716 г. губернии были разделены на доли, и ландраты сделаны начальниками их, вследствие чего местная администрация опять стала единоличною. Для сбора налогов были учреждены земские камериры, комиссары, рентмейстеры.
В 1719 г. губернии были разделены на провинции, под управлением воевод, в руках которых сосредоточились все функции управления.
Развитие государственного управления и местного самоуправления при Екатерине II
Екатерина II пересоздала все местное управление на началах децентрализации и местного самоуправления. Эта реформа была последовательно проведена Учреждением о губерниях 1775 года (вторая его часть издана в 1780 году), жалованой грамотой дворянству (1785 г.) и грамотой на права и выгоды городов (1785 г.).
Особый интерес для развития местного самоуправления представляет «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи», принятая Екатериной II в 1785 г. «Грамота» состояла из Манифеста, 16 разделов и 178 статей. При её подготовке были использованы материалы уложенной комиссии, Цеховой устав, Устав благочиния, Учреждение для управления губернией, а также образцы зарубежных документов — шведский Цеховой устав и прусский Ремесленный устав. Жалованная грамота закрепила за населением городов единый сословный статус вне зависимости от профессиональных занятий.
Во главе губернии был поставлен генерал-губернатор, наделенный в качестве «государева наместника», весьма широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом. Действительное управление было возложено на губернаторов, высшим в губернии учреждением являлось губернское правление — по делам чисто административным, и казенная палата по делам финансовым; чины их назначались правительством; значительная часть дел управления была передана «приказам общественного призрения», состав которых был выборный. Уездное управление, в лице исправников и «нижних земских судов» (чисто административное учреждение), было тоже выборным. выборные судебные учреждения представляли весьма сложную организацию. Дворянство при Екатерине впервые получило корпоративное устройство. Были учреждены губернские и уездные дворянские собрания, для выбора должностных лиц местной администрации и суда, для обсуждения вопросов, предлагаемых от правительства, и для заведывания сословными нуждами. Для управления сословными делами учреждались предводители (губернские и уездные), дворянские депутатские собрания и опеки. Города также получили сословное кооперативное устройство, все дела местного хозяйства и полиции были переданы «общегородской думе» и её исполнительному органу, «шестигласной думе»; но в то же время были установлены городничие и полицмейстеры. Судебным органом в городе являлся выборный магистрат.
Земская и городская реформа Александра II
Положение о губернских и земских учреждениях, 1864 год
Закрепощение крестьян препятствовало превращению сословных дворянских привилегий в общегражданские права, а крепостнические нравы пропитывали всю общественную атмосферу, выращивая и поддерживая бюрократический произвол на всех этажах государственного здания.Васильев В.И.
Положение о земских учреждениях 1864 года ввело выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Органами городского самоуправления с 1870 года стали городские думы и управы. Особенностью членства в губернских и уездных земских собраниях является сословный ценз. Однако уже при Александре III органы местного самоуправления попали под контроль правительственных чиновников.
Местное самоуправление после Октябрьской революции 1917 года
Этот этап ознаменовался принятием системы законодательства по вопросам местного самоуправления
Формы непосредственного осуществления населением и участия населения в осуществлении местного самоуправления
Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности и добровольности. Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.