Раскрытие природных предпосылок психофизиологического и личностного развития у школьников
С этих позиций в данной статье освещаются вопросы о том, как раскрываются, проявляются и развиваются у школьников природные предпосылки их психофизиологического и личностного развития в учебной деятельности и жизнедеятельности.
Webex Calling и настройка параметров экстренного вызова
Клиенты Webex Calling с пользователями в США имеют право получить учетную запись. Пользователи в Канаде могут приобрести лицензию. Настройте параметры экстренного вызова для местоположений в США в соответствии с требованиями, установленными в законодательстве штата и на федеральном уровне.
Настройка учетной записи E911
Webex Calling теперь позволяет настройку учетной записи E911 для клиентов через Control Hub.
Если вы видите Настройка параметров экстренного вызова на странице обзора Control Hub, то необходимо настроить экстренную службу для своей организации. Этот баннер отображается, если в вашей организации есть одно или несколько местоположений в США, которые не настроены для расширенного вызова экстренных служб.
Щелкните баннер, чтобы открыть страницу Настройка параметров экстренного вызова.
Варианты услуги
После анализа требований к службе экстренного вызова для вашей организации, вы можете выбрать требуемый вариант услуги из страницы Настройка параметров экстренного вызова:
- Отказ от службы E911: Выберите этот вариант, если ваш поставщик услуг экстренных вызовов для вашей организации предоставляет адрес экстренной службы, связанный с номером телефона. Не забудьте настроить параметры экстренного вызова для местоположений в США в соответствии с требованиями законодательства.
Доступ к существующей учетной записи: Выберите этот параметр, чтобы использовать RedSky для обработки вызовов службы экстренной помощи в организации Webex Calling.
Создать новую учетную запись: Если у вас нет существующей учетной записи RedSky, необходимо создать новую учетную запись.
Адрес электронной почты администратора является обязательным. Убедитесь, что предоставили действительный идентификатор электронной почты администратора клиента. Каждый адрес электронной почты администратора связан только с одной учетной записью. Если вы партнер и подготавливаете учетную запись для клиента, используйте идентификатор электронной почты администратора клиента.
Уникальная электронная почта для учетных записей E911
Электронная почта должна быть уникальной для каждой учетной записи E911, и один и тот же адрес электронной почты администратора не может быть частью двух учетных записей E911.
Мастер настройки администратора
Мастер настройки предоставляет одного пользователя с правами администратора. Этот администратор может добавить последующие учетные записи администраторов, если ваша организация хочет, чтобы несколько администраторов управляли настройками в чрезвычайных ситуациях.
Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента человека
Как известно, на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека уникальна и неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении, в деятельности, жизнедеятельности, в различных видах активности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, моторной, коммуникативной и т.д.
Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку.
Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные.
Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления — свойства темперамента. В чем заключается их своеобразие? Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Научное объяснение свойств нервной системы человека
Научное объяснение их природы дал академик И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три основных свойства:
Сила процесса возбуждения и торможения
Зависит от работоспособности нервных клеток.
Уравновешенность нервной системы
Степень соответствия силы возбуждения силе торможения.
Подвижность нервных процессов
Скорость смены возбуждения торможением и наоборот.
И.П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности, и темперамент, он назвал типом нервной системы.
Типы нервной системы
И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:
Тип нервной системы | Описание |
---|---|
Холерический | Описание |
Сангвинический | Описание |
Флегматический | Описание |
Меланхолический | Описание |
Найденные И.П. Павловым основные комбинации свойств, или типов, нервной системы, влияют на темперамент и существуют как у человека, так и у животных. Поэтому они получили название общих типов. Эти типы лежат в основе четырех традиционных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, которые достаточно отчетливо выражены уже в школьном возрасте.
Тип нервной системы: Сангвинический
Сангвиник характеризуется следующими чертами:
- Повышенная реактивность
- Большая активность и энергия
- Уравновешенность активности и реактивности
- Высокий темп реакции
- Большая пластичность и экстраверсия
Сангвиник отличается общительностью, легко привыкает к новым условиям, но может быть недостаточно усидчивым и сосредоточенным.
В процессе обучения сангвиник быстро схватывает основные моменты, хотя может допускать ошибки из-за недостаточной концентрации. Ему характерны высокая работоспособность, уверенность в себе и стабильность результатов, особенно в ответственных ситуациях.
Итак, каждый тип нервной системы имеет свои особенности, влияющие на темперамент и индивидуальные особенности человека или животного.
Роль свойств нервной системы и темперамента в деятельности человека
Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства.
Сангвиник
- Эмоционален
- Хорошая работоспособность
- Неустойчивы побуждения
- Неустойчиво внимание
Меланхолик
- Меньшая работоспособность
- Большая тревожность
- Тонко чувствующий
- Осторожный и осмотрительный
Нет плохих темпераментов
- Каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других
- Не определяет социальной ценности человека
Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.
Типы нервной системы и их влияние на реакцию человека
Сильный, неуравновешенный тип
- Сангвиник
- Высокая реактивность
- Активность, быстрый темп реакций
- Вспыльчивость, резкость, быстрое раздражение
Сильный, уравновешенный, инертный тип
- Флегматик
- Мала реактивность
- Терпеливость, выдержка, самообладание
- Медлительные движения и речь
Слабый тип
- Меланхолик
- Высокая сенситивность
- Пониженная активность
- Теряется, быстро устает
Каждый тип нервной системы и темперамент имеет свои особенности, которые влияют на восприятие и реакцию человека на окружающий мир. Важно учитывать эти особенности при организации деятельности и взаимодействии с людьми разных типов.
Темперамент и тип нервной системы, определяя динамику деятельности, могут влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности их роль неодинакова. В учебной деятельности и в «массовых» профессиях (токарь, слесарь, менеджер, врач, учитель, инженер) одни свойства, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, установлено, что учителям сильного подвижного типа нервной системы (сангвиникам по темпераменту) присущ организационно-коммуникативный стиль деятельности на уроке. Хорошая организация урока обеспечивает его высокую эффективность. У них преобладает дисциплинирование словом, причем непосредственно при возникновении нарушений дисциплины либо после них (легко переносят действие сильных раздражителей), в меньшей степени пользуются при организации учащихся наказаниями, часто вступают в контакт с учащимися и непосредственно с классом с целью передачи учебной информации и дисциплинирования учащихся. Конструктивный компонент деятельности у них менее выражен, чем организаторский и коммуникативный. План урока у них, как правило, свернутый, схематичный. В ходе урока он значительно детализируется, уточняется. Это объясняется тем, что предварительная ориентировка у них почти полностью отсутствует — она происходит в процессе исполнения. Такие учителя очень активны, они могут легко перестраиваться в ходе урока в зависимости от состояния учащихся, степени усвоения ими учебного материала, склонны к экспромту, импровизации, всегда бодры, оптимистичны, жизнерадостны, добиваются успеха за счет хорошей организации и готовности. В этих особенностях деятельности учителя налицо присущие сильному и подвижному типу нервной системы положительные проявления: уверенность, решительность, активность, самостоятельность, оперативность. Отрицательные проявления — торопливость, несдержанность, импульсивность, самонадеянность — компенсируются целесообразными способами действий, педагогическими приемами, а недостаточная заблаговременная подготовка к уроку тем, что эти учителя могут «с ходу» мобилизовать свои знания, умения, навыки, оперативно продумывать сложившиеся ситуации урока и творчески решать их.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива, и влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение.
Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи. Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т.д.). Такое регулирование учебной деятельности школьников путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека рекомендуется психологами и применяется (правда, скорее стихийно) учителями-мастерами. Приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Существует наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования учебной деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены посредством различных приемов и способов. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств типа нервной системы и темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, ученик-меланхолик при выполнении письменной работы из-за неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше — на переписывание начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу.
Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если школьники сами ищут оптимальные приемы и способы, помогающие им достигать лучших результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у более успешных учеников и не появляется сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.
В каждом классе есть дети с разными свойствами нервной системы и темперамента. Те приемы и способы учебной деятельности, которые приемлемы для одного ученика, могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти наиболее подходящий для него стиль учения. Для этого необходимо следующее.
1. Прежде чем начать работу по формированию стиля учебной деятельности у конкретного ребенка, педагогу (родителю) в сотрудничестве со школьным психологом следует с помощью наблюдений, различных тестов и опросников исследовать его индивидуально-психологические особенности и проанализировать, какие именно приемы и способы учебной деятельности являются для данного ученика наиболее приемлемыми, благоприятными (в Приложении 1 и Приложении 2 представлены конкретные методики диагностики свойств нервной системы и стиля учебной деятельности у школьников — прим. ПГ). Анализ существующих учебных программ дает основание говорить, что современные условия организации учебной деятельности в целом в большей степени соответствуют индивидуальным особенностям детей с сильным и подвижным типом нервной системы. В связи с этим особое внимание учителей и родителей должно быть направлено на формирование адекватного стиля учебной деятельности у детей со слабым и инертным типом нервной системы. Так, например, при работе с учащимися со «слабой» нервной системой следует помнить, что таких детей крайне нежелательно ставить в ситуацию неожиданного вопроса и немедленного ответа на него, так как для более удачного ответа и (что не менее важно) для большего внутреннего комфорта и эмоционального удовлетворения им требуется больше времени на обдумывание; как правило, такие дети чувствуют себя более уверенно, давая ответы в письменной форме; во время урока их следует как можно меньше отвлекать от работы; к ответственному заданию (экзамену, контрольной работе и т.п.) учеников с подобными природными особенностями следует психологически подготовить, внушить им уверенность в своих силах, научить справляться со своими страхами, тревожностью и т.п. От учеников с инертным типом нервной системы не следует требовать быстрого включения в работу, высокой активности на уроке, им требуется больше времени на подготовку и проверку задания и т.д.
2. Проявление индивидуально-психологических особенностей школьника в учебной деятельности может играть как позитивную, так и негативную роль. Учителю и родителям, помогая ребенку в формировании рационального СУД, не следует навязывать ему те или иные приемы и способы работы. Работа должна строиться таким образом, чтобы он (ребенок) осознавал, что в одних ситуациях его индивидуальные особенности способствуют более высокой успешности деятельности, а в других — некоторым образом препятствуют ей. Умение учащегося строить работу с учетом собственных индивидуальных особенностей поможет ему не только достичь более высоких результатов в учебе, но и избежать нежелательных состояний (перегрузка, эмоциональное перенапряжение, стресс и т.д.).
3. В каждом конкретном случае в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.
Список литературы
22 сентября 2021 года — юбилей Оксаны Семеновны Самбикиной, заведующей кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководителя магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. «Психологическая газета» поздравляет Оксану Семеновну и желает здоровья, вдохновения и сил для реализации всех творческих и научных планов!