Причины поражения русских в русско японской войне

, показал явное превосходство Японии в военном отношении. Подводящие к поражению причины можно условно разделить на общие и специфические.

Специфические причины:

  1. Плохая подготовка армии и флота. Русская императорская армия и флот были плохо подготовлены к современной войне. Командование было представлено устаревшими офицерами, не имевшими достаточного опыта для управления современной техникой и стратегией.

  2. Отставание в военно-техническом плане. Русская империя чувствовала себя уверенно в начале войны, но уже во время первых военных действий стало ясно, что она отстает от Японии как в качестве вооружения, так и в его количестве.

Общие причины:

  1. Неудачное положение России на мировой арене. Российская империя, находясь в состоянии внутренних политических и социальных кризисов, не смогла мобилизовать все свои силы и ресурсы на войну с Японией.

  2. Неудачная стратегия ведения войны. Русская армия и флот патрулировали воды Дальнего Востока, вместо активных военных действий. Это дало возможность японским силам приготовиться к наступлению.

  3. Проблемы с военным лидерством. Военные действия велись без ясного плана и стратегии, что привело к неэффективному использованию ресурсов и сил.

Итак, русско-японская война стала уроком для страны, показав не только ее слабости, но и подчеркнув необходимость реформирования армии и флота, а также обновления стратегии военного ведения.

Поражение России в Русско-японской войне

По результатам Портсмутского мирного договора 5 сентября (23 августа) 1905 года Япония получила право на аренду Ляодунского полуострова, часть КВЖД от Порт-Артура до города Чанчунь и ранее принадлежавший России Южный Сахалин. Россия признала преобладающие интересы Японии в Корее и согласилась на заключение русско-японской рыболовной конвенции.

Хотя безвозвратные и санитарные потери личного состава у России были меньше, чем у Японии, но при этом Россия лишилась 17 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 11 бронепалубных крейсеров, 11 мореходных канонерских лодок, 21 миноносцев и эсминцев и 2 минных заградителя – всего 62 корабля, практически полностью потеряв весь свой флот в войне с уступавшим в силах противником.

Причины поражения России

Поражение России в Русско-японской войне стало следствием комплекса взаимосвязанных причин. Кроме того, ряд сыгравших негативную роль факторов был характерен именно для флота.

Россия и Япония вели войну в различных внешнеполитических условиях. Япония пользовалась полной поддержкой самой могущественной морской державы эпохи – Великобритании. Русские корабли, переводимые в качестве подкрепления с Балтийского моря на Дальний Восток, фактически лишились возможности пользоваться услугами британских портов, что крайне осложнило задачу переброски сил через половину земного шара.

Внутриполитическая ситуация в России и Японии

Отношение к войне в двух государствах было совершенно разным. Япония считала войну справедливой из-за экспансии России в Корею. Ситуация в России негативно влияла на боевой дух флота.

Особенности логистики на театре военных действий

Спуск на воду крейсера ARA Moreno (будущего IJN Nisshin).

Порт-Артур. Вид с Перепёлочной горы.

Русско-японская война: стратегия и тактика флотов

Театр боевых действий во время русско-японской войны был ограничен домашними водами японского флота, с двумя российскими портами на севере и северо-западе – Владивостоком и Порт-Артуром. Между ними находилось более 1030 морских миль, отделенные друг от друга Корейским полуостровом и контролируемыми японскими проливами.

Расстояния до ключевых портов

Японские базы были гораздо ближе к ключевым корейским портам по сравнению с российскими. Например, от Владивостока и Порт-Артура до Пусана было около 530 миль, в то время как от японского Сасебо – всего 140 миль.

Русские корабли выходили из Владивостока по ледокольному каналу.

Порты Порт-Артур и Владивосток были не идеально подходящими для базирования флота. Владивосток зимой частично замерзал, а мелководный рейд в Порт-Артуре не мог вместить все корабли флота. Проблемы выхода в море возникали из-за отлива. Японский флот в своих портах с такими проблемами не сталкивался.

Особенности стратегии и тактики флотов

Уровень подготовки командного, офицерского и рядового состава флотов России и Японии значительно различался. Японский флот обладал свежим боевым опытом из Японо-китайской войны, в то время как русский флот практически не имел опыта, связанного с морской войной.

Подготовка русских чиновников и моряков к войне оставляла желать лучшего. Опыт Боксерского восстания в Китае был единственным значительным событием в их службе, который имел отношение к боевым действиям на море.

Материально-техническая база флотов

В начале 20-го века Россия имела возможность строить собственные корабли и производить вооружение. Тем не менее, существовали особенности материально-технической базы флота, которые повлияли на результаты войны.

К примеру, корабли Российского императорского флота имели выдающиеся характеристики, но некоторые недостатки в материально-технической базе оказались существенными в ходе конфликта.


Понял ли вышеуказанное, если вам нужно что-то еще, дайте мне знать.

Технические особенности

Таблица: Сравнение характеристик торпед

КорабльТип торпедыДиаметр (мм)Скорость (узлы)Дальность (м)
Ho Type 38Япония4509011/16
обр. 1898 г.Россия381643/5

Очень низкая дальность хода русских торпед не позволяла их сколь-нибудь эффективно использовать против боевых кораблей, в отличие от японских. К тому же урон от попадания японских торпед был значительно выше.

Стоит отметить, что в России прекрасно осознавали необходимость постановки на вооружение более мощных торпед. В 1904 году на флот начали поступать 450-мм торпеды, но оснастить ими активно участвовавшие в боевых действиях корабли не успели.

Строительство кораблей устаревших типов

Крейсер Аврора на Кронштадтском рейде, 1903 г.

Высокие темпы развития военного дела в конце XIX – начале XX веков приводила к тому, что боевые корабли быстро устаревали морально. Новые типы брони, паровых котлов, внедрение скорострельной артиллерии, зарядов с бездымным порохом, новых торпед, горизонтально-базных дальномеров, приборов управления артиллерийским огнем, радиосвязи резко снижали боевую ценность кораблей, не прослуживших и 20 лет. И в русском, и в японском флоте имелось значительное количество устаревших кораблей постройки 1880-х годов, однако для японского флота новые корабли строились уже только по новым проектам, а для российского и в XX веке продолжалось строительство отдельных типов по устаревшим.

Наиболее яркими примерами таких кораблей стали введенные в строй в 1902-1903 годах три крейсера типа Диана, спроектированные еще в 1895 году. Они даже на испытаниях не развивали скорость выше 19,3 узлов, при том что их ровесник, флагман японского флота эскадренный броненосец IJN Mikasa развивал 18,5 узлов. А по числу орудий главного калибра и по весу залпа они на треть уступали другим кораблям своего класса в российском флоте.

Причины поражений флота в отдельных боях и сражениях

Русско-японская война запомнилась тем, что российский флот сумел добиться только одной победы (гибель эскадренных броненосцев японцев IJN Hatsuse и IJN Yashima на поставленном минным заградителем Амур минном поле) на фоне ряда крупных поражений.

Бой при Чемульпо

Варяг и Кореец выходят на бой

В ходе боя у Чемульпо русскому отряду в составе бронепалубного крейсера 1 ранга Варяг и мореходной канонерской лодки Кореец противостояли японские силы в составе броненосного крейсера 1 ранга, 4 бронепалубных крейсеров и одного устаревшего броненосного крейсера 3 ранга, а также 8 миноносцев. Один только броненосный крейсер IJN Asama по всем характеристикам кроме скорости превосходил оба русских корабля вместе взятых. Для захвата порта Чемульпо японцы создали подавляющее превосходство в силах.

В бою проявился ряд существенных конструктивных недостатков нового корабля. В частности, после первых попаданий вышел из строя дальномер. Вследствие этого и без того невысокая точность огня корабля еще больше снизилась. Отсутствие орудийных щитов повысило уязвимость расчетов к огню японских фугасов.

Команда корабля также не лучшим образом проявила себя в этом бою. «Варяг» не добился ни одного попадания по 6 кораблям противника, а после боя был затоплен на мелководье без выведения из строя основных механизмов. Это позволило японцам захватить его и ввести в строй уже в 1907 году.

Роль морально устаревшей канонерской лодки «Кореец» в этом бою была незначительной.

В целом, основной причиной гибели «Варяга» и «Корейца» стало созданное японским командованием подавляющее превосходство в силах в сочетании с фактором внезапности и грамотно выбранным местом боя. У русских кораблей не было практически никаких шансов прорваться, только нанести максимально возможный ущерб противнику.

Порт-Артур как главная база русского флота стал целью первой внезапной атаки японцев в ночь на 9 февраля (27 февраля) 1904 года. Тихоокеанская эскадра оказалась не готовой к войне (корабли стояли на внешнем рейде без противоминных сетей, дозорная служба была организована плохо), в результате чего 2 эскадренных броненосца и 1 бронепалубный крейсер оказались на несколько месяцев выведены из строя удачной атакой японских миноносцев. На руку японцам сыграл хорошо продуманный, пусть и авантюрный план внезапной ночной атаки.

Не был выдающимся флотоводцем и командующий эскадрой вице-адмирал Оскар Викторович Старк. Под командованием Старка первые недели войны Тихоокеанская эскадра действовала крайне пассивно, что позволяло японским армии и флоту почти без проблем заниматься высадкой войск в Корее. Более того, в первые же дни войны на собственном минном заграждении погибли минный заградитель «Енисей» и бронепалубный крейсер «Боярин». Последний был оставлен командой в состоянии, которое еще вполне допускало продолжение борьбы за живучесть.

Обстрел русских военных кораблей в бухте Порт-Артура японской артиллерией

Уже 8 марта (24 февраля) 1904 года на место Старка прибыл вице-адмирал Степан Осипович Макаров, под командованием которого значительно активизировались действия эскадры. Он сумел поднять боевой дух моряков, начал активную боевую учебу, организовал повседневную службу эскадры так, чтобы японский флот не мог безнаказанно обстреливать Порт-Артур. К сожалению, русский флот настигла одна из неудач, которые сыграли важную роль в исходе войны: вице-адмирал Макаров погиб вместе с эскадренным броненосцем «Петропавловск», когда тот подорвался на японском минном заграждении 13 апреля (31 марта) 1904 года. Гибель Макарова и «Петропавловска» не только нанесли сокрушительный удар боевому духу флота и ослабили его боевую мощь, но и привели к тому, что командующим эскадрой стал плохо пригодный к этому контр-адмирал Витгефт.

Эскадра под командованием Витгефта не смогла предотвратить высадку японского десанта на Ляодунском полуострове в 100 км от Порт-Артура 5 мая (22 апреля) 1904 года. Плохая координация действий армии и флота, неумение флота обеспечивать поддержку сухопутным войскам способствовали поражениям русской армии на полуострове, хотя и не были их основной причиной. Уже 7 августа (25 июля) 1904 года японские войска начали обстреливать Порт-Артур с суши.

После двух неудачных попыток прорыва во Владивосток, сопровождавшихся серьезными потерями, роль эскадры в обороне Порт-Артура окончательно свелась к пассивной (и не слишком эффективной) поддержке обороняющих город сил армии. Гибель Витгефта во время боя в Желтом море принципиально ситуацию не изменила – новые командующие эскадрой следовали тем же самым принципам пассивного ожидания подкреплений из европейской России. Оборона крепости велась неэффективно. После того, как японские войска подошли к крепости на дистанцию стрельбы осадных орудий, судьба эскадры была предрешена. 5 ноября (23 октября) 1904 года после попадания крупнокалиберного снаряда осадного орудия затонул эскадренный броненосец «Полтава». С 7 декабря (24 ноября) по 2 января 1905 года (20 декабря 1904 года) огнем японской артиллерии или силами экипажей были затоплены все остававшиеся на плаву корабли эскадры. 2 января 1905 года (20 декабря 1904 года) Порт-Артур капитулировал, Первая тихоокеанская эскадра прекратила свое существование, а большая часть моряков попала в плен.

Важнейшую роль в поражении при обороне Порт-Артура сыграли неготовность русского флота к войне, плохая подготовка Порт-Артура для базирования Первой Тихоокеанской эскадры, низкий уровень подготовки адмиралов, офицеров и рядового состава флота, еще более низкий уровень подготовки к войне армии, которая должна была обеспечивать сухопутную оборону базы, полная несогласованность действий армии и флота, слабая работа разведки и контрразведки. С японской стороны в ходе осады Порт-Артура не было показано никаких примеров выдающегося тактического мастерства, но при этом на протяжении всей блокады японский флот практически всегда владел инициативой.

Бой в Желтом море

Японский флот во время боя в Желтом море

Сам бой шел примерно одинаково для участвовавших в нем сторон – и русские, и японские корабли наносили друг другу серьезные, но не лишавшие их боеспособности повреждения. Ситуация изменилась после того, как в середине боя двумя прямыми попаданиями убило вначале командующего эскадрой контр-адмирала Витгефта, а потом тяжело ранило командира флагманского броненосца «Цесаревич» капитана 1 ранга Николая Михайловича Иванова. Эскадра сломала строй. Только командир броненосца «Ретвизан» Эдуард Николаевич Щенснович направил свой корабль на японский флот, намереваясь идти вперед вплоть до тарана. Однако он был тяжело ранен осколком, управление кораблем было временно потеряно, и «Ретвизану» пришлось отойти к основной массе кораблей эскадры.

Принявший командование контр-адмирал Павел Петрович Ухтомский отвел эскадру в Порт-Артур, при этом «Цесаревич», а также 3 бронепалубных крейсера попытались прорваться самостоятельно. В итоге броненосец и крейсера «Аскольд» и «Диана» были интернированы в иностранных портах, а крейсер «Новик» погиб в неравном бою с двумя японскими крейсерами у берегов Сахалина. Первая Тихоокеанская эскадра больше в ходе войны активных боевых действий не вела.

Поражение в бою в Желтом море стало следствием в первую очередь низкого уровня подготовки младших флагманов и командиров русских кораблей и их еще более низкого боевого духа. Имея превосходство в эскадренных броненосцах даже после временного выхода из строя «Цесаревича» русская эскадра все еще могла идти на прорыв и даже вынудить японский флот отступить, возможно – с потерями. Однако капитаны 1 ранга отказались идти в бой после выхода из строя флагмана и не поддержали атаку «Ретвизана», а потом по приказу младшего флагмана отступили.

Важную роль в поражении в этом бою сыграла и удача, сопутствовавшая японским артиллеристам. Они трижды добились т.н. «золотого попадания», причем два раза – по флагману русской эскадры. Один раз этому «золотому попаданию» поспособствовала неудачная конструкция боевых рубок русских броненосцев, направлявшая осколки от близких разрывов внутрь.

Действия Владивостокского отряда крейсеров

Крейсерская война была важной частью военно-морской доктрины Российской империи в конце XIX – начале XX веков. В соответствии с этой доктриной строились «облегченные» броненосцы типа «Пересвет», крупные броненосные крейсера с высокой автономностью («Рюрик», «Россия», «Громобой») и многочисленные бронепалубные крейсера I ранга (например, типа «Богатырь»). Все планы войны с Японией обязательно содержали крейсерские действия на японских коммуникациях – островная Япония, сильно зависимая и от импорта, и от экспорта могла серьезно пострадать от подобного способа ведения войны.

Дополнительных угольных станций перед войной создано не было. Снабжение крейсеров с угольщиков в открытом море не предусматривалось. Запасы угля во Владивостокском порту были весьма ограниченными и недостаточными для активных действий. Владивостокский порт в целом был плохо готов к обеспечению действий флота даже в мирное время, не говоря уже о военном. Налетевший на скалы в мае 1904 года «Богатырь» во Владивостоке смогли починить лишь к августу 1905 года, несмотря на наличие самого большого на российском Дальнем Востоке сухого дока.

Последние минуты «Рюрика»

Неэффективное стратегическое планирование и слабо проработанная логистика крейсерских операций усугублялись невысоким уровнем подготовки личного, особенно командного состава. Наиболее яркий пример – крушение «Богатыря», ставшее результатом не соответствующих навигационной обстановке приказов контр-адмирала Карла Петровича Йессена.

Общая эффективность крейсерских операций Владивостокского отряда крейсеров оказалась очень невысокой. За время действия отряд потопил 10 транспортов и 12 шхун, захватил 4 транспорта и 1 шхуну, потеряв 1 корабль в бою и 1 – в навигационном происшествии.

Единственный бой крейсерского отряда с японскими кораблями 14 (1) августа 1904 года закончился поражением русского флота и гибелью крейсера «Рюрик». 3-й боевой отряд Объединенного флота в составе 4 броненосных крейсеров и 2 бронепалубных крейсеров превосходил русский отряд не только количественно, но и качественно – японские броненосные крейсера типов Asama и Izumo благодаря размещению артиллерии главного калибра в башнях превосходили русские крейсера по весу бортового залпа примерно на 60% и, что оказалось еще более важным, за счет хорошей бронезащиты оказались гораздо более живучими.

Эскадренный броненосец «Александр III» в ходе Цусимского сражения

Результаты Цусимского сражения были предопределены всеми теми же факторами, которые привели к поражению в войне в целом. Ход боевых действий заставил отправить крупные силы с Балтики на Дальний Восток едва ли не на год раньше, чем планировалось предвоенной кораблестроительной программой. В результате эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского состояла как из слишком новых, не прошедших еще в полной мере испытания (броненосцев типа «Бородино»), так и из совершенно устаревших морально и физически (например как броненосный крейсер «Адмирал Нахимов») кораблей.

Уровень подготовки личного состава Второй Тихоокеанской эскадры был столь же невысоким, как и у Первой. Эскадра была укомплектована частично новобранцами, частично – резервистами. Полукругосветное плавание с Балтийского моря не дало возможности в полной мере обучить команды кораблей. Это очень ярко проявилось еще в начале сражения, когда эскадренные броненосцы эскадры, неправильно поняв не слишком ясный приказ Рожественского, едва не смешали весь строй. А.С.Новиков-Прибой так, пусть и несколько предвзято, впоследствии характеризовал эту ситуацию:

Захваченный японцами эскадренный броненосец «Орел»

Японский флот находился в совершенно другом положении. Он по-прежнему был укомплектован современными кораблями, обладал достаточным количеством оборудованных баз, был укомплектован опытным командирским и рядовым составом, у которых за плечами был уже год победоносной войны против России. Японские адмиралы и старшие офицеры досконально знали возможности своих кораблей и очень хорошо представляли сильные и слабые стороны русского флота. Более высокий уровень организации Объединенного флота позволил японцам концентрировать огонь на головных кораблях русской эскадры, более высокая подготовка команд позволяла вести точный огонь с большей дистанции, а более удачный выбор боеприпасов позволял наносить русским кораблям тяжелый урон.

В ходе боя еще раз была продемонстрирована нежизнеспособность концепции крупного корабля-рейдера, который жертвовал бы броней ради дальности хода. Первым погибшим кораблем стал именно такой «облегченный» броненосец «Ослябя». Выявились и серьезные недостатки в конструкции броненосцев типа «Бородино» – башни среднего калибра очень легко заклинивались осколками снарядов, и вернуть их в строй в бою было практически невозможно.

Поражение в Цусимском бою стало следствием сочетания разных факторов, которые современный британский историк Джон Вествуд резюмировал следующим образом:

МОСКВА, 21 августа. /ТАСС/. Прерывание отечественной программы освоения Луны практически на полвека стало одной из причин неудачи миссии "Луна-25", прерывать программу снова нельзя ни в коем случае, заявил в интервью телеканалу "Россия-24" гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов.

"Ни в коем случае нельзя прерывать лунную программу, это было бы самое неверное решение. Я думаю, что опыт, негативный опыт прерывания лунной программы практически на 50 лет является основной причиной неудач. Нам приходится по сути дела по новой осваивать все технологии – конечно, на новом техническом уровне", – сказал он.

По словам главы Роскосмоса, 100%-ную гарантию успеха таких миссий дать нельзя – за последние четыре года неудачи при посадке на Луну потерпели миссии Индии, ОАЭ и Израиля. "Советскому Союзу и Соединенным Штатам в свое время потребовалось десятилетие, чтобы осуществить первые мягкие посадки", – добавил он.

Борисов подчеркнул, что Россия и в более тяжелых ситуациях изыскивала возможность проводить эксперименты такого рода – от них зависит не только международный престиж, но и обороноспособность и технологический суверенитет. "Каждая миссия подобного плана дает колоссальный толчок развитию науки и техники. И в этом безусловная ценность этих экспериментов", – подчеркнул глава госкорпорации.

Борисов считает, что освоение Луны имеет практическую ценность, так как гонка за освоение природных ресурсов Луны уже началась. "В будущем Луна станет площадкой для освоения дальнего космоса – идеальной площадкой. Поэтому, конечно, нам нужно изыскивать возможности и продолжать исследования и проведение лунной программы", – отметил генеральный директор Роскосмоса.

Об аварийных миссиях

Более десяти аварийных миссий было запущено за время реализации советской лунной программы, и каждая из них становилась источником практического опыта для разработчиков космических аппаратов, заявил Борисов.

"Весь исторический опыт проведения таких сложных научных экспериментов сопровождался многочисленными авариями. С 58-го года, когда Советский Союз серьезно занимался лунной программой, до первой удачной мягкой посадки в 66-м году "Луны-9" произошло свыше 10 аварийных миссий, и каждая авария давала почву и практический опыт разработчикам. Только за счет использования новых технологий, современных методов моделирования можно снизить уровень этих аварии", – сказал он.

Глава Роскосмоса указал на то, что "бесценный опыт, который накопили наши предшественники в 60-70-е годы практически был потерян", поскольку прервалась смена поколений. Однако одним из достижений незавершившейся миссии "Луны-25" стало формирование нового коллектива, который учтет все ошибки. Борисов отметил, что такие миссии очень болезненно отражаются на коллективах разработчиков.

Ранее в Роскосмосе сообщили, что автоматическая станция "Луна-25", по предварительным расчетам, прекратила существование, столкнувшись с поверхностью Луны. До этого на аппарат был выдан импульс для формирования его предпосадочной эллиптической орбиты. Около 14:57 мск в субботу связь с космическим аппаратом прервалась.

Ракета-носитель "Союз-2.1б" с автоматической станцией "Луна-25" стартовала с космодрома Восточный в 02:10 мск 11 августа. 12 и 14 августа аппарат совершил две коррекции траектории. В среду, 16 августа, автоматическая станция вышла на окололунную орбиту. На 21 августа была запланирована посадка аппарата.

22 июня первыми приняли на себя удары противника советские пограничники и передовые части войск прикрытия. Группа армий «Юг» встретилась с упорным сопротивлением частей Красной Армии в районе Перемышля, Дубно, Луцка, Ровно.

Героическая оборона г. Могилева продолжалась 23 дня. Более месяца шли бои за г. Гомель. В начале июля советское командование создает новую линию обороны по Западной Двине и Днепру. В районе г. Орши врага отбросили на 30 – 40 км.

Несмотря на упорное сопротивление Красной Армии, германские войска быстро продвигались вглубь страны. Группа армий «Центр» нанесла удар войскам Западного фронта. Группа армий «Север» вторглась на территории Прибалтики, взяв направление на Ленинград. Красная Армия несла большие потери, но велики были потери противника. План «молниеносной войны» явно срывался.

Несмотря на героизм и мужество советских людей, гитлеровские войска оккупировали Прибалтику, Украину, Беларусь, Молдавию, часть РСФСР. В начале сентября замкнулось кольцо блокады Ленинграда. 19 сентября пал Киев.

Причины неудач Красной Армии в начальный период войны: 1. Руководство СССР преувеличивало значение германско-советского договора и игнорировало донесения о вероятности нападения Германии на СССР. 2. Количественный и качественный перевес противника в живой силе, технике, разведывательной информации. 3. Германия имела отмобилизованную армию и опыт ведения современной войны. СССР такого опыта не имел. 4. Ошибочная военная доктрина, исключающая возможность прорыва противника на большую глубину. Красная Армия готовилась к боевым действиям на сопредельной территории, поэтому войска были подтянуты к границе. Оборона носила очаговый характер. 5. Красная Армия была ослаблена массовыми репрессиями, а результате на начало войны 75% командиров полков и дивизий занимали должности около года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *