Вариант ли 2210401 статград литература 11 класс егэ 2023 с ответами

Прототип в литературе: изучение и значения

У этого термина существуют и другие значения, см. Прототип.

Прототип (от греч. protótypon — прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения.

Исследование прототипов

Значение исследования прототипа зависит от его характера. Чем более ярким явлением общества и истории является прототип, тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, так как получается отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества.

Прототипом могут выступать не только реальные личности, но и персонажи из других произведений.

Прототип в детской литературе

В детской литературе широко распространена ситуация, когда прототипом является ребёнок, которому рассказывается история (как бы про него). Так, в Великобритании Льюис Кэрролл рассказал историю Алисы в Стране Чудес, катаясь в лодке с Алисой Лидделл; Джеймс Барри рассказывал сказки про Питера Пэна, тезку одного из пятерых мальчиков Дэвис, его старшим братьям Джорджу и Джеку; Кристофер Робин стал прототипом одноимённого персонажа сказок своего отца Александра Милна.

Денис Драгунский (ныне известный писатель и журналист), сын советского детского писателя Виктора Драгунского, послужил прототипом главного героя книги Денискины рассказы и многочисленных её экранизаций, а дочь советского и российского фантаста Кира Булычёва Алиса — прототипом Алисы Селезнёвой, персонажа цикла детских книг, написанных отцом, и нескольких художественных и мультипликационных фильмов.

Примеры прототипов героев

  • Альтман М. С. Русские писатели и ученые в русской литературе XIX в. // Статьи и материалы / Н. А. Добролюбов. — Горький, 1965.
  • Андроникова М. И. От прототипа к образу. — М., 1974.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Вопросы для обсуждения

  1. Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности?
  2. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах?
  3. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания?
  4. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств?
  5. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку?
  6. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.
  7. Каким термином обозначается организация частей произведения, образов и их связей?

Описание персонажа

В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа?


Описание ночной станицы

В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?


Описание природы

Каким термином принято обозначать описание природы?


Тропы в литературе

Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом.


Л. Н. Толстой Война и мир. Практикум для повторения материала и подготовки к ЕГЭ.

Часть 1: Теория

Жанровые особенности

Основные события

Тематика произведения

Главный художественный прием

Главные герои романа

Формы выражения диалектики души

Часть 2: Практика. Задания ЕГЭ (1-6)

Текст 1.Салон Анны Павловны

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1–9.

Виконт был миловидный, с мягкими чертами и приемами, молодой человек, очевидно, считавший себя знаменитостью, но, по благовоспитанности, скромно предоставлявший пользоваться собой тому обществу, в котором он находился. Анна Павловна, очевидно, угощала им своих гостей. Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утончённое. (Л. Н. Толстой. Война и мир

Вопросы

  1. Укажите жанр произведения Л.Н. Толстого Война и мир
  2. Назовите художественный метод, в основе которого лежит объективное изображение действительности и особенности которого ярко представлены в Войне и мире
  3. Назовите город, в котором происходят события, описываемые в данном фрагменте Войны и мира
  4. Укажите фамилию Анны Павловны – хозяйки светского раута, описанного в приведённом фрагменте.

Противопоставление Пьера

В приведённом фрагменте Пьер противопоставлен окружающему его светскому обществу. Каким термином обозначается подобное противопоставление?

Сопоставление персонажей и событий

Установите соответствие между тремя персонажами Войны и мира и связанными с ними ближайшими событиями.

ПерсонажСобытие
Анна Павловнавыходит замуж за Пьера
Элен Курагинаумирает при родах
Лиза Болконскаявыезжает на свой первый бал

Ответ: 3, 2, 1

Противопоставление в литературе

В приведённом фрагменте Пьер противопоставлен окружающему его светскому обществу. Подобное противопоставление в литературе называется противопоставлением индивида и общества. Начало вечера в доме Анны Павловны Шерер Л. Толстой определяет очень точно с помощью *стихийный бал.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Авторское отношение к большому свету

Каково авторское отношение к большому свету и какими средствами оно передано? Автор в произведении критически относится к светскому обществу, выявляя его лицемерие и пустоту через поведение и диалоги персонажей. Это демонстрируется через противостояние Пьера и окружающих его представителей светского круга.

Изображение светского общества

Назовите произведение отечественной или зарубежной прозы (с указанием автора), в котором изображено светское общество. Чем схоже (или чем различается) его изображение в этом произведении и в приведённом фрагменте Войны и мира? В произведении Анна Каренина Льва Толстого также раскрывается жизнь светского общества, но через другие сюжетные линии и характеры персонажей. Общество изображается с той же критикой и драматическим содержанием, характерными для писателя.

Фрагмент произведения Война и мир

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вы думаете?.. – сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушёл; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.
– Мы после поговорим, – сказала Анна Павловна, улыбаясь.
И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идёт, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, – так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошёл послушать то, что говорилось около

Роман Война и мир – Лев Толстой

Мортемара, и отошёл к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он всё ждал чего-нибудь особенно умного.

Наконец он подошёл к Морио. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди. (Л. Н. Толстой. Война и мир

Вопросы:

  • 1. Укажите фамилию Пьера, вызвавшего беспокойство Анны Павловны.
  • 2. Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в Войне и мире.
  • 3. Как называется приём образного соотнесения предметов и явлений (у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза)?
  • 4. В приведённом фрагменте искренний и наивный Пьер противопоставлен расчётливой Анне Павловне. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?
  • 5. В начале фрагмента Пьер и Анна Павловна беседуют, обмениваясь репликами. Как называется данная форма общения между персонажами?

Таблица:

А) Андрей Болконский
Б) князь Василий Курагин
1) пытается завладеть состоянием Пьера, выдав за него свою дочь
2) увлекает Пьера идеями масонства
3) намеренно раздражает Пьера и провоцирует его на дуэль
4) поддерживает Пьера на правах друга

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Задание на выбор:

  • 5.1 Что пугает Анну Павловну в Пьере и почему?
  • 5.2 Назовите произведение отечественной или зарубежной прозы (с указанием автора), в котором изображен герой, не умеющий жить? Чем схоже (или чем различается) его изображение в этом произведении и в приведённом фрагменте Войны и мира?

Текст 3: Пьер, Андрей

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться.
Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый. И все и Анна Павловна невольно почувствовали это.

Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.

— Идите, Annette, вы простудитесь, — говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. — C’est arrete, — прибавила она тихо.

Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.

— Я надеюсь на вас, милый друг, — сказала Анна Павловна тоже тихо, — вы напишете к ней и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, — и она ушла из передней.

Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей.

Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь. Л. H. Толстой «Война и мир»

Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение.

Как называется разновидность жанра романа, в котором повествуется о событиях отдаленного времени, а среди героев — реальные личности?

Укажите термин, которым в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «толстый», «широкий», «

Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Как называется этот прием?

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их отцами.

B) князь Андрей1) Граф Кирилл Владимирович Безухов2) Князь Николай Андреевич Болконский3) Князь Василий Сергеевич Курагин4) Граф Илья Андреевич Ростов

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их судьбой во время войны с Наполеоном.

В) князь Андрей1) на предложение Кутузова остаться в его штабе отвечает отказом2) в плену у французов знакомится с Платоном Каратаевым3) благодаря отцу становится секретарем посольства4) погибает в Бородинском сражении Ответ

Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Так с помощью _______ автор сразу формирует у читателя мнение о герое. Примечательно, что при описании кружка Анны Павловны писатель широко использует французский язык, который появляется там, где есть ложь, ли-цемерие, лжепатриотизм. Таким образом, французский язык — важная ______ характеристики героев.

. Какие качества характера отличают Пьера от других гостей Анны Павловны?

Почему жанр «Войны и мира» Л. H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

Именины Наташи Ростовой

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните заданя 1-6

— Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.

Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на весёлого старичка, который рядом с своею сановитою ламой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывёртывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались весёлые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развесёлого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой — женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

— Батюшка-то наш! Орёл! — проговорила громко няня из одной двери.

Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцевать. Её огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо её танцевало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздёргивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притоптываньях производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при её тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дёргала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не стекали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развёртывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернув свою даму к её месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцора остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками. Л. Н. Толстой «Воина и мир»

Наряду с внешними действиями персонажей автор передает их внутреннее, душевное состояние. Каким термином обозначают изображение внутренней жизни человека в художественном произведении?

Установите соответствие между тремя персонажами — членами Наташиной семьи — и их внутренней характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. холодность, сосредоточенность на внешней стороне жизни2) цинизм и жестокость3) способность слышать музыку высоких сфер4) душевная теплота в сочетании с узостью духовного кругозора

Наряду с внешними действиями персонажей автор передает их внутреннее, душевное состояние. Изображение внутренней жизни человека в художественном произведении называют________. Составить яркий портрет героев писателю удается с помощью _______: «улыбающемся лице», «вздёргивающемся носе», «распускавшеюся улыбкой».

Чем похожи отец и дочь в приведённой сцене?

В каких произведениях русской литературы присутствуют сцены семейной идиллии и в чём эти сцены созвучны (или противоположны) приведённому фрагменту «Войны и мира»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь глазами и краснея, сказала:

— Мама велела вас просить танцевать.

И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке. Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива: она танцевала с большим, с приехавшим из-за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер говорила с своим кавалером.

— Какова? Какова? Смотрите, смотрите, — сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.

Наташа покраснела и засмеялась.

— Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сидения и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как-то по-балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки-хитрою улыбкой, и как только дотанцевали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:

— Семен! Данилу Купора знаешь?

Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.) (Л. Н. Толстой. «Война и мир»

В приведённом отрывке Л. Толстой использует слова, отступающие от норм литературного языка («ежели», «лише» и т. п.) Как называются такие слова и выражения?

. В начале описания танца автор противопоставляет грациозность старого графа Ростова и неповоротливость Марьи Дмитриевны. Как называется такой приём в художественном тексте?

В начале приведённого фрагмента Наташа и Пьер общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Наташа РостоваВ) Граф РостовГ) Марья Дмитриевна1) расстраивает план Наташи бежать с Анатолем2) ухаживает за раненым Болконским3) попадает в плен к французам, вступившись за женщину4) накапливает огромные долги и постепенно разоряет семью

В начале описания танца автор противопоставляет грациозность старого графа Ростова и неповоротливость Марьи Дмитриевны, используя прием ____________. Яркий, живой образ Наташи помогает создать такое средство выразительности, как _____, например «смеясь глазами».

Какие черты характера Наташи проявляются в приведённой сцене?

В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чём эти произведения можно сопоставить с романом Л. Н. Толстого «Война и мир»?

Текст 6. Князь Андрей

Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему.

Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нём ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.

Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:

— Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин. — И он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.

На лице его было сиянье самодовольства и счастия.

Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.

«Хорошо бы это было, — подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, — хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после неё там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!.. Но кому я скажу это? Или сила — неопределённая, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, — великое всё или ничего, — говорил он сам себе, — или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладанке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»

Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо — составляли главное основание его горячечных представлений.

Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

К какому литературному жанру принадлежит «Война и мир»?

Назовите имя и фамилию старого князя — владельца усадьбы Лысые Горы.

Как называется приём противопоставления в художественном произведении («ничтожный» Наполеон и «высокое небо»)?

Как называется вопрос, не требующий ответа: «Но кому скажу я это?»

Установите соответствие между персонажами «Войны и мира» и связанными с ними сюжетными ситуациями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) князь Андрей1) вынашивает план покушения на Наполеона2) организует «профранцузский» кружок3) разочаровывается в Наполеоне, оставив идею «своего Тулона»4) участвует в переговорах с Наполеоном

Описание мыслей Андрея Болконского обозначается в литературе термином «_________ _____». В размышлениях князя содержится ____________ вопрос, не требующий ответа: «Но кому скажу я это?»

5. Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Почему данный эпизод в судьбе князя Андрея можно назвать поворотным?

Какие герои русской литературы, подобно князю Андрею, изменяли свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений и в чём этих героев можно сопоставить с Андреем Болконским?

Текст 7. Долохов

Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него.

— Меня считают злым человеком, я знаю, — говаривал он, — и пускай. Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоценённая мать, два-три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа

моя, — продолжал он, — мужчин я встречал любящих, благородных,

возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей — графинь или кухарок,

всё равно, — я не встречал ещё. Я не встречал ещё той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашёл такую женщину, я бы жизнь отдал за неё. А эти!.. — Он сделал презрительный жест. — И веришь ли мне, ежели я ещё дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь ещё встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.

— Нет, я очень понимаю, — отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга

(Л. Н. Толстой, «Война и мир»)

.Укажите род литературы, к которому относится произведение Л. Н. Толстого «Война и мир».

Назовите имя графа Безухова, упоминаемого Марьей Ивановной.

Значительную часть фрагмента занимают развёрнутые высказывания персонажей. Как называется такой тип высказывания?

В речи Марьи Ивановны присутствуют вопросы, не требующие ответа. Как они называются?

В приведённом фрагменте противопоставлены возвышенные слова матери о сыне и его собственная самооценка. Как называется приём противопоставления в художественном произведении?

Установите соответствие между персонажами «Войны и мира» и событиями в их жизни.

Б) Николай Ростов1) возглавит небольшой партизанский отряд2) попадёт в плен к французам3) женится на Марье Болконской4) погибнет во время атаки

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В тексте работы впишите два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

По своему жанру «Война и мир» — _______________, продолжающий традиции такого литературного направления, как _____________.

Как характеризует Долохова его краткая исповедь?

. Д. И. Писарев после прочтения романа «Война и мир» сказал: «Но именно оттого, что автор потратил много времени, труда и любви на изучение и изображение эпохи и ее представителей, именно поэтому созданные им образы живут своею собственною жизнью, независимою от намерения автора, вступают сами в непосредственные отношения с читателями, говорят сами за себя и неудержимо ведут читателя к таким мыслям и заключениям, которых автор не имел в виду и которых он, быть может, даже не одобрил бы». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

В каких произведениях отечественной литературы представлен «плохой хороший человек» и в чём подобных героев можно сопоставить с толстовским Долоховым?

Текст 8. Народ и война. Купец Ферапонтов

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

— Сдают город, уезжайте, уезжайте, — сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

— Я вам дам по дворам бегать! — крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

— Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться,. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрёстке. Л. Н. Толстой «Война и мир»

Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими («Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи»; «схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом»)?

Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?

Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.

Б) князь Василий Курагин1) пытается завладеть состоянием Пьера, выдав за него свою дочь2) увлекает Пьера идеями масонства3) намеренно раздражает Пьера и провоцирует его на дуэль4) поддерживает Пьера на правах друга

Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении составляют его __________. Пожаром охвачены дома и улицы, пожар войны охватил родину. Пожар — ______ непростой эпохи и народной войны.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведённом эпизоде?

5.2. По мнению Л. Н. Толстого, патриотизм может считаться настоящим только в том случае, если человек любит свою Родину бескорыстно, готов жертвовать для неё жизнью не ради наград и славы. Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучит тема человека на войне и что сближает это произведение с романом Л. Н. Толстого?

Текст 9. Народ и война. Кутузов

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1–9.

Счастливое расположение духа начальства после смотра перешло и к солдатам. Рота шла весело. Со всех сторон переговаривались солдатские голоса.

— Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?

— А то нет! Вовсе кривой.

— А другой-то, австрияк, с ним был, словно мелом вымазан. Как мука, белый! Я чай, как амуницию чистят!

— А что, Федешоу!.. сказывал он, что ли, когда сраженье начнётся? ты ближе стоял? Говорили всё, в Брунове сам Бунапарт стоит.

— Бунапарт стоит! ишь врёт, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется. А то, говорит, в Брунове Бунапарт стоит! То-то и видно, что дурак, ты слушай больше.

— Вишь, черти квартирьеры! Пятая рота, гляди, уже в деревню заворачивает, они кашу сварят, а мы ещё до места не дойдём.

— Дай сухарика-то, чёрт.

— А табаку-то вчера дал? То-то, брат. Ну, на, Бог с тобой.

— Хоть бы привал сделали, а то ещё вёрст пять пропрём не емши.

— То-то любо было, как немцы нам коляски подавали. Едешь, знай: важно!

— А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошёл. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошёл.

— Песенники, вперёд! — послышался крик капитана.

Оторвав по-солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что-то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат-песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто бережно приподнял обеими руками какую-то невидимую драгоценную вещь над головой, подержал её так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил её: Ах вы, сени мои, сени!

  1. адъютант Кутузова2) пехотный капитан4) разжалованный в солдаты офицер

Отвечая на вопрос, кто является движущей силой в истории, Толстой убеждает читателя: это не отдельная историческая личность, а ______. Проводя своих героев через испытания, писатель демонстрирует, как меняется их внутренний мир. Так появляется новый принцип изображения героев, получивший с лёгкой руки Чернышевского название — «_________ ______».

. Как в приведённом фрагменте «Войны и мира» передано отношение простых солдат к фельдмаршалу Кутузову?

Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором созданы образы защитников отечества. Чем схоже (или чем различается) их изображение героями «Войны и мира»?

Часть 3. Сочинение (задание 12)

12.2.1. Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *