Что это такое какие виды существуют и чем отличаются

Местные бюджеты направлены на финансирование муниципальных нужд и программ развития территорий. Они формируются на уровне городов, поселений и других административных единиц.

Семейный

Хотя не является официальным видом бюджета, семейный бюджет является важным инструментом финансового планирования для многих. В нем отразятся все доходы и расходы семьи за определенный период времени, помогая контролировать финансовое состояние и планировать свои ресурсы.

Структура бюджета

Структура бюджета включает в себя следующие элементы:

  • Доходы: средства, поступающие в бюджет.
  • Расходы: сумма, которая тратится из бюджета на различные нужды.
  • Дефицит/профицит бюджета: разница между доходами и расходами.
  • Резервы и резервные фонды: средства, выделенные на случай неожиданных расходов.
  • Распределение средств: процесс разделения средств на различные сферы и направления.

Заключение

Бюджет является основным инструментом финансового планирования на уровне организации, государства и семьи. Различаются такие виды бюджетов, как государственный, федеральный, региональный, местный и семейный. Каждый из них имеет свои особенности и предназначен для решения конкретных задач.

Его основная структура включает доходы, расходы, дефицит/профицит, резервы и распределение средств. Правильное составление и исполнение бюджета позволяет эффективно управлять финансами и достигать поставленных целей.

Роль местного бюджета в России

Местный бюджет является низовым звеном всей бюджетной системы РФ. В первую очередь он используется для финансового обеспечения функций и задач муниципального управления. Также он необходим для реализации всевозможных государственных, региональных и муниципальных программ развития, подчеркивает Сергей Гебель.

Через местные бюджеты государство влияет на производственные процессы, а также контролирует бизнес и время поступления финансовых ресурсов.

Семейный бюджет

Под семейным бюджетом понимают затраты и доходы семьи за определенный период времени. Ирина Смирнова отмечает, что внутренний учет расходов помогает управлять деньгами, формировать финансовую подушку безопасности и экономить. Ведение семейного бюджета важно для контроля за финансовыми потоками семьи и достижения поставленных целей. Семейный бюджет ведется различными способами: совместно, раздельно, смешанно по долям. Для этого можно использовать записи в тетради, таблицах или специализированных приложениях.

Бюджет организации

Бюджетирование помогает прогнозировать размеры будущей прибыли и определить нужную динамику движения, отмечает Ирина Смирнова. Бюджет организации состоит из финансового и операционного бюджетов. Крупные организации могут составлять не только общий (генеральный) бюджет, но и сметы доходов и расходов по отдельным направлениям деятельности или подразделениям.

Назначение бюджета

Сергей Былинкин указывает, что назначение бюджета зависит от его вида и уровня. Государственный бюджет направлен на финансирование различных сфер, таких как образование, здравоохранение, культура, оборона и другие. Региональный бюджет поддерживает программы и проекты на уровне субъекта Федерации, а местный обеспечивает работу муниципалитетов. Семейный бюджет служит для обеспечения бытовых нужд семьи, в то время как бюджет организации используется для развития бизнеса и оплаты труда сотрудников.

Структура бюджета

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В госбюджете доходная часть формируется за счет налоговых поступлений и результатов деятельности государства. Налоги составляют основную часть доходов бюджета, а также важным источником являются внешнеэкономическая деятельность и доходы от продажи госимущества и запасов.

Доходы и расходы бюджета

Доходы бюджета – это все денежные поступления. В государственном бюджете доходы формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также благодаря безвозмездным и безвозвратным перечислениям. Расходы включают себя различные направления деятельности, в зависимости от вида бюджета.

В целом, независимо от вида бюджета, его функции включают в себя управление финансовыми потоками и обеспечение различных нужд, отмечает Сергей Гебель.

К неналоговым относятся доходы от использования государственного имущества, а также доходы, полученные от платных услуг бюджетных учреждений и некоторые другие.

Расходами бюджета признаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение запланированных функций и задач, а также на иные непредвиденные цели.

Конкретный перечень доходов и расходов зависит от уровня бюджета. Например, НДС является федеральным налогом, транспортный — региональныи, а земельный — местным. Каждый из них поступает в бюджет соответствующего уровня, — поясняет Сергей Гебель.

Профицит и дефицит бюджета

Ситуация, когда запланированные доходы превышают фактические расходы, называется бюджетным профицитом. В ином случае, если расходы больше доходов, формируется дефицит. Оба этих явления, по словам Сергея Гебеля, имеют как преимущества, так и недостатки, поэтому субъекту крайне важно балансировать между ними.

Так, профицит позволяет увеличивать резервы, сокращать долги и больше тратить на непредвиденные нужды. В это же время он может говорить о серьезной экономии и замедленном развитии, — поясняет эксперт.

Государственный бюджет России

Государственный бюджет — главный финансовый документ страны, который представляет собой совокупность смет всех ведомств, государственных служб, программ и т.д. В бюджете перечисляются все предполагаемые источники дохода, а также определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, — говорит Сергей Гебель.

Госбюджет составляется на год правительством РФ и утверждается высшими законодательными органами. Он вступает в силу после прохождения согласования в Государственной Думе, Совете Федерации и подписания президентом. В РФ действует трехуровневая бюджетная система, представленная федеральным, региональным и местными бюджетами, что позволяет управлять финансовыми ресурсами, определять приоритеты развития и обеспечивать социальную защиту граждан.

За счет средств бюджета покрываются все расходы на экономические, военные, социальные нужды государства, а также обеспечивается функционирование аппарата управления.

Понятие и значение для государственного управления

Бюдже́т (франц. bougette – кожаный мешок, сумка), форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Русский профессор Э. Н. Берендтс писал: Слово бюджет – норманско-английского происхождения, и означало ранее речь, которую начальник английского финансового управления (канцлер казначейства) произносил, излагая в парламенте план и смету ожидаемых в предстоящем году доходов и расходов (Берендтc. 1914. С. 57).

Важность финансирования государственных и муниципальных нужд

Государствам и муниципалитетам необходимы денежные средства для финансирования своей публичной деятельности – реализации государственных и муниципальных полномочий, в которых заинтересованы все граждане, проживающие на территории государства или муниципального образования (публичный интерес). Для решения этой задачи создаются фонды публичных средств, прежде всего бюджеты – государственные и муниципальные (местные), выступающие одновременно фондом денежных средств и финансовым планом доходов и расходов соответствующего публичного субъекта.

Что такое бюджет?

Легальное определение понятия бюджет содержится в законодательном акте – Бюджетном кодексе РФ (далее – БК РФ). Бюджетом признаётся форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). В определении отражены важнейшие характеристики бюджета:

  • Различаются государственные и негосударственные бюджеты.
  • К первым относятся федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ или региональные бюджеты.
  • Негосударственными, т. е. местными бюджетами, в соответствии с организационно-территориальным устройством местного самоуправления, являются бюджеты муниципальных районов и округов; бюджеты городских округов; бюджеты городских и сельских поселений и др.

Существование множества бюджетов привело к необходимости формирования понятия консолидированного бюджета, представляющего собой свод бюджетов соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет конкретного субъекта РФ включает в себя региональный бюджет и местные бюджеты городских округов, муниципальных районов и муниципальных округов. Консолидированный бюджет муниципального района, в свою очередь, включает бюджет района и бюджеты городских и сельских поселений, находящихся на его территории. Совокупность региональных консолидированных бюджетов вместе с федеральным бюджетом образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Консолидированный бюджет используется в качестве инструмента экономического прогнозирования, планирования и управления публичными финансовыми средствами.

Правовые формы бюджета

Все бюджеты, кроме консолидированных, имеют строго определённую правовую форму – форму нормативного правового акта. Федеральный бюджет облекается в форму федерального закона (например, Федеральный закон О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов от 8 декабря 2020 № 385-ФЗ), региональные бюджеты – в форму законов субъектов РФ (например, закон Московской области № 251/2020-ОЗ О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).

Местные бюджеты утверждаются решениями – нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования. Закон о бюджете (нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления) отличается особым характером, он представляет собой финансовый план деятельности публичного субъекта и имеет ограниченное время действия – соответствующий финансовый год.

Система и структура бюджета

Бюджет каждого публичного субъекта является неотъемлемой частью бюджетной системы Российской Федерации, которую образуют совокупность бюджетов (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты) и бюджетов государственных внебюджетных фондов (бюджет Пенсионного фонда РФ; бюджет Фонда социального страхования РФ, с 1 января 2023 – Фонда пенсионного и социального страхования РФ; бюджеты фондов обязательного медицинского страхования).

Бюджеты формируются за счёт источников доходов, к которым относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К числу безвозмездных поступлений относятся прежде всего межбюджетные трансферты (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, межбюджетные субсидии), предназначенные для финансирования публичных полномочий, переданных на другие уровни власти, а также добровольные пожертвования юридических лиц и граждан. Налоговые доходы закрепляются БК РФ за соответствующим бюджетом в полном объёме либо в части. Так, налог на добавленную стоимость (НДС) полностью зачисляется в федеральный бюджет, признаётся налоговым доходом исключительно федерального бюджета; налог на имущество организаций признаётся доходом региональных бюджетов; за местными бюджетами закреплены земельный налог, налог на имущество физических лиц. Значительная часть налоговых доходов подлежит распределению между бюджетами различных уровней: налог на прибыль подлежит зачислению в региональные бюджеты (в большей части) и федеральный бюджет (в меньшей части); налог на доходы физических лиц (НДФЛ) зачисляется в федеральный, региональные и местные бюджеты. Бюджетообразующими, т. е. составляющими значительную долю в объёме доходов бюджетов, признаются НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и НДФЛ.

Закрепление налоговых доходов по наименованию и доле зачисления в БК РФ (статьи 50–61.6) создаёт определённую стабильность и предсказуемость для формирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Тем не менее система распределения налоговых доходов не является незыблемой и корректируется практически ежегодно в зависимости от складывающейся экономической ситуации и необходимости реализации управленческих решений, в том числе по причине перераспределения публичных полномочий.

Неналоговые доходы образуют поступления от использования публичного имущества, в том числе от оказания платных услуг казёнными учреждениями; части прибыли унитарных предприятий. Это доходы, которые образуются в результате собственной экономической деятельности органов публичной власти и эффективности использования имеющегося у них имущества, доля таких доходов относительно невелика. Таким образом, в системе доходных источников региональных и местных бюджетов присутствуют доходы, признаваемые их собственными доходами, а также доходы, относящиеся к иному бюджету, но переданные им (закреплённые за ними) в результате реализации полномочий, разрешённых БК РФ и преследующих цель обеспечить сбалансированность бюджетов как обязательного принципа бюджетной системы РФ (ст. 33 БК РФ).

Средства бюджетов имеют строгое целевое предназначение и должны быть израсходованы на финансирование тех вопросов, которые должны решать соответствующие публичные органы, поэтому конкретные расходы бюджета зависят от закреплённых публичных полномочий. В БК РФ они именуются расходными обязательствами. Вместе с тем для всех бюджетов применяется единая бюджетная классификация расходов (ст. 21 БК РФ).

Традиционно выделяются следующие основные области расходования бюджетных средств:

Структура любого бюджета бюджетной системы РФ, помимо доходов и расходов, включает (может включать) заимствования, осуществлённые с целью достижения сбалансированности соответствующего бюджета, покрытия дефицита недостающих доходов. Заимствования могут осуществляться в форме привлечения кредитных средств, выпуска государственных либо муниципальных ценных бумаг (ст. 103 БК РФ); осуществление заимствований ограничено в целях недопущения возникновения ситуации неплатёжеспособности публично-правового образования (статьи 106, 107, 111 БК РФ). В случае возникновения критических отклонений от допустимых параметров возможно использование института временной финансовой администрации для оздоровления региональных или муниципальных финансов в порядке, предусмотренном бюджетным, а не гражданским законодательством (гл. 19.1 БК РФ).

Целевой характер бюджетных средств любого бюджета признаётся принципом бюджетной системы РФ (ст. 38 БК РФ) и принудительно обеспечивается установленными мерами юридической ответственности (ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нецелевое использование бюджетных средств»; ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств») и бюджетными мерами принуждения в сфере межбюджетных отношений (ст. 306.2 БК РФ).

Кроме понятия «бюджет», содержание которого определено в Бюджетном кодексе РФ, употребляется также понятие «электронный бюджет». Электронный бюджет – это государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами, которая появилась в 2015 г. с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"». В настоящее время она позволяет за счёт использования цифровых технологий обеспечивать прозрачность публичных финансов и увеличивать эффективность их использования. Управление электронным бюджетом осуществляется Министерством финансов РФ и Федеральным казначейством.

Опубликовано 29 сентября 2023 г. в 00:47 (GMT+3). Последнее обновление 29 сентября 2023 г. в 00:47 (GMT+3).

Информация об изменениях

Статья 6 изменена с 14 апреля 2023 г. – Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 г. (на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.)

См. предыдущую редакцию

Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:

– форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

– свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

– выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

– превышение расходов бюджета над его доходами;

– превышение доходов бюджета над его расходами;

– регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;

– документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета);

– предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;

– денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах;

целевой иностранный кредит – форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;

связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;

нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций;

государственный (муниципальный) долг – обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;

государственный (муниципальный) внутренний долг – долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации;

государственный (муниципальный) внешний долг – долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в иностранной валюте;

– обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;

– расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

– обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

– обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;

– взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;

– средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

– межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования;

– установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, – утвержденный органом местного самоуправления городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя осуществлять в данном населенном пункте, на другой территории, входящих в состав территории городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, отдельные функции местной администрации;

абзац утратил силу с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

– счет, открытый в Федеральном казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для осуществления и отражения в системе казначейских платежей операций участника системы казначейских платежей с денежными средствами;

единый казначейский счет – банковский счет (совокупность банковских счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации в валюте Российской Федерации (в кредитных организациях – в иностранной валюте) для совершения переводов денежных средств в целях обеспечения осуществления и отражения операций на казначейских счетах, за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния;

единый счет бюджета – казначейский счет (совокупность казначейских счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) в Федеральном казначействе отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для осуществления и отражения операций с денежными средствами по поступлениям в бюджет и перечислениям из бюджета;

– проведение Федеральным казначейством в системе казначейских платежей операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах;

бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей – деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей;

участник казначейского сопровождения – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо – производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 и 242.26 настоящего Кодекса, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств;

– проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения;

государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;

государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

– бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;

налоговые расходы публично-правового образования – выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам;

– Министерство финансов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);

главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;

распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;

получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

– государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;

получатель средств из бюджета – юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо – производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом;

– документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;

ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов;

администратор доходов бюджета – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;

главный администратор доходов бюджета – определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета;

администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета;

главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) – определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) – вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром;

обоснование бюджетных ассигнований – документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом;

– два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

отчетный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году;

временный кассовый разрыв – прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином казначейском счете или на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления перечислений из бюджета;

– состояние, структура и сумма задолженности, позволяющие заемщику в полном объеме выполнять обязательства по погашению и обслуживанию этой задолженности, исключающие нанесение ущерба социально-экономическому развитию и необходимость ее списания и (или) реструктуризации;

денежные обязательства перед публично-правовым образованием – обязанность должника уплатить публично-правовому образованию денежные средства по гражданско-правовой сделке (в том числе обеспечивающей исполнение обязательств) и (или) иному основанию, установленному гражданским или бюджетным законодательством, возникшая в связи с предоставлением публично-правовым образованием на возвратной и возмездной (возвратной) основе денежных средств (в том числе в связи с привлечением целевых иностранных кредитов) или в связи с предоставлением и (или) исполнением государственной (муниципальной) гарантии (включая обязанность по уплате процентов, неустойки (пеней, штрафов), иных платежей, установленных законом и (или) договором, вследствие неосновательного обогащения, причинения убытков, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, уступки или перехода по иным основаниям прав требования, предъявления регрессных требований);

временно свободные средства – остаток денежных средств, образовавшийся на едином казначейском счете или на едином счете бюджета вследствие разницы в сроках и объемах поступлений (зачислений) на счет и переводов (перечислений) со счета.

Госдума 17 ноября 2023 года приняла в третьем, окончательном чтении федеральный бюджет на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов

ТАСС-ДОСЬЕ. 17 ноября 2023 года Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении федеральный бюджет на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. ТАСС подготовил материал о главном финансовом документе страны.

Основные сведения

Бюджет – основной финансовый документ государства, объединяющий его доходы и расходы и имеющий силу закона. Параметры бюджета связаны с основными макроэкономическими показателями: объемами инвестиций и производства, доходами населения, уровнем занятости, ключевой ставкой Центробанка и валютным курсом. Из бюджета осуществляется финансирование органов государственной власти и управления, инфраструктурных проектов, госпрограмм, выделяются деньги на обеспечение обороноспособности государства, развитие промышленности, науки и культуры, судебную систему, погашение государственного долга, создание финансовых резервов и др. Бюджет формируют за счет налогов и неналоговых доходов, его долговременные расходы планируют в рамках "бюджетного правила" (определяет максимальный уровень расходов и накоплений в резервы, исходя из цен на нефть).

Трехлетний бюджет

В 2006 году в своем Бюджетном послании президент РФ Владимир Путин предложил принимать федеральный бюджет не на один год, а на три. В июле 2007 года глава государства подписал закон "О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 гг.". Это был первый в истории страны финансовый документ, рассчитанный на среднесрочную перспективу в три года. 1 октября 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о возвращении к одногодовому бюджетному планированию. Это решение было принято, чтобы избежать ошибок при распределении государственных финансов из-за колебаний курсов валют и цен на нефть. Однако уже следующий бюджет, на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы, стал снова трехлетним.

Порядок утверждения

Составление проекта федерального бюджета – прерогатива правительства РФ. Этот процесс начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года и основывается на Бюджетном послании президента РФ (с 2014 года является составной частью президентского послания Федеральному собранию), на прогнозе социально-экономического развития и основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год.

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной думы проект федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года. Госдума рассматривает документ в трех чтениях.

В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе ожидаемый объем валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень инфляции, заложенные в основу формирования характеристик бюджета, основные направления бюджетной и налоговой политики. В случае отклонения документа в первом чтении его передают в согласительную комиссию, которая в течение десяти дней разрабатывает вариант основных характеристик бюджета.

Во втором чтении Госдума рассматривает приложения к федеральному бюджету. В частности, устанавливаются перечень главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования и др. Тогда же вносятся основные поправки.

При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (госпрограммам) и видам расходов, принятым во втором чтении, депутаты Госдумы РФ утверждают ведомственную структуру расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период. После того как федеральный бюджет принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации, его подписывает президент РФ.

Закон о бюджете представляет собой объемный документ. В 2017 году законопроект в последний раз поступил в Госдуму на бумаге (10 526 страниц, включая закрытые статьи), в 2023 году он был впервые полностью внесен в электронном виде.

Кроме федерального, существует консолидированный бюджет, который представляет собой свод федерального и бюджетов субъектов РФ без учета бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов.

Статистика исполнения бюджетов

С 2010 года бюджет был профицитным четыре раза – в 2011, 2018, 2019 и 2021 годах, остальные были сведены с дефицитом.

Согласно бюджету на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, в 2023 году доходы планируются на уровне 26 130 млрд рублей, расходы – 29 055 млрд рублей.

Бюджет на 2024 и плановый период 2025-2026 годов

29 сентября 2023 года правительство России внесло в Государственную думу РФ проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. 26 октября документ был принят в первом чтении, 15 ноября – во втором. Ко второму чтению поступило более 900 поправок, но основные параметры остались неизменными.

Согласно документу, принятому в первом чтении, доходы федерального бюджета прогнозируются в размере 35 065 млрд рублей в 2024 году, 33 552 млрд рублей в 2025 году и 34 051 млрд рублей в 2026 году. Расходы ожидаются на уровне 36 660 млрд рублей, 34 382 млрд рублей и 35 587 млрд рублей соответственно. Дефицит федерального бюджета составит 1 595 млрд рублей в 2024 году, 830 млрд рублей в 2025 году и 1 536 млрд рублей в 2026 году.

ВВП в 2024 году прогнозируется в объеме 179 956 млрд рублей (рост на 2,3%), в 2025 году – 190 637 млрд рублей (рост на 2,3%), в 2026 году – 202 304 млрд рублей (рост на 2,2%).

Уровень инфляции прогнозируется в 2024 году на уровне 4,5%, в 2025 и 2026 году – 4%.

Объем Фонда национального благосостояния на начало 2024 года составит 12 177 млрд рублей (6,8% ВВП); на начало 2025 года – 11 190 млрд рублей (5,9% ВВП); на начало 2026 года – 13 002 млрд рублей (6,4% ВВП).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *