Лексико-стилистическая основа парадоксального юмора в анекдотах (на материале газеты «сегодня»)

Этничность и этническая идентичность

Этничность можно представить как форму общественной организации, состоящей из тех культурных характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. При этом члены общности ассоциируют себя с особой географической территорией и им присуще чувство групповой солидарности.

Основные условия формирования этноса

Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

Этническая идентичность

Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определённой этнической общности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как её члена на основе определённых характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Развитие этнических характеристик у детей

Жан Пиаже исследовал развитие осознания принадлежности к национальной группе у детей и выделил три этапа в этом процессе:

  1. В возрасте 6-7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности.
  2. В 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой на основании национальности родителей, места проживания, родного языка.
  3. В возрасте 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, проявляя интерес к уникальности истории, специфике традиционной бытовой культуры разных народов.
ИзмерениеОписание
БиологическоеОпределяется физическими характеристиками, на основе которых делаются предположения об этнической принадлежности.
КультурноеОпределяется языком, религией, традициями и обычаями, которые передаются из поколения в поколение.
ПсихологическоеСвязано с самосознанием индивида, его переживанием своей принадлежности к определенной этнической группе.
СоциальноеОпределяется статусом и ролью индивида в обществе на основе его этнической принадлежности.
ИнституциональноеОбусловлено нормами, ценностями и правилами общества, которые формируют этническую идентичность.

Понимание различных измерений этнической идентичности позволяет лучше осознать сложность этого процесса и его влияние на формирование личности. Каждая из этих составляющих играет свою роль в определении того, как человек видит себя и свое место в мире.

Чтобы детально изучить этническую идентичность в рамках институционального подхода, необходимо рассмотреть каждое измерение и его влияние на формирование личности. Кроме того, важно учитывать межкультурные особенности и контекст, в котором возникают вопросы этнической идентичности.

Выводя информацию в таблицы и списки, мы делаем материал более доступным для восприятия и понимания. Разбивая большие абзацы на более мелкие части, делаем текст более удобным для чтения.

Анализ особенностей восприятия анекдота как специфического речевого жанра

В данной статье мы рассмотрим результаты эмпирического исследования, проведенного среди молодых взрослых с целью выявить особенности восприятия анекдота как особого речевого жанра.

Методика и участники

В ходе исследования приняли участие 39 респондентов, которым был предъявлен набор из семи анекдотов в рамках глубоких интервью. Каждый анекдот был детально обсужден с точки зрения его когнитивной структуры и эмоциональной составляющей.

Результаты и выводы

Проведенный качественный контент-анализ выявил следующие особенности:

  • Респонденты в целом негативно оценивают анекдот как речевой жанр;
  • Ассоциируют анекдоты с представителями старшего поколения;
  • Редко используют анекдоты в повседневной коммуникативной практике;
  • Предпочитают спонтанный и ситуативный юмор;
  • Теряют навык декодирования лингвистических маркеров анекдота;
  • Неправильно интерпретируют характеристики анекдотов как речевого жанра.

Заключение

Наши результаты могут указывать на системные изменения в когнитивном поведении молодых людей, связанные с внедрением новых языковых и коммуникативных практик.

Основной этнос

  • Русский
  • Американский
  • Испанский

Вторичный этнос

  • Украинский
  • Китайский
  • Мексиканский

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

Этнические и межэтнические общности

Этни́ческая о́бщность — устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным мощным историческим периодам (племя, народность, нация), так и по таксонометрическому уровню (метаэтническая общность, этнос, субэтнос, этническая группа). Основным типом этнических общностей считается этнос, более дробные общности называются элементарными или микроэтническими, а общности, объединяющие несколько этносов — макроэтническими. Термины «этническая общность» и «народ» очень близки в этнографическом смысле.

В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином.

Эта иерархия такова:

В отличие от этнических общностей, принадлежность к этнографической общности людьми не осознаётся, и, следовательно, такие общности не имеют самоназваний, а выделяются в результате научных исследований.

Этнос и нация

Тем не менее, некоторые исследователи чётко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация».

Так, для этноса, по их мнению, характерна устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов. При этом этнические идентификационные критерии: язык, быт и т. п. отходят на второй план.

Этнос и язык

Как правило, каждый этнос говорит на одном языке. Однако довольно широко распространяется двуязычие (билингвизм), когда часть этноса или даже целый этнос постоянно пользуется двумя языками. Такое часто встречается в многонациональных государствах, где национальные меньшинства обычно используют как родной язык, так и язык наиболее многочисленного или доминирующего этноса.

Родной язык наиболее тесно связан с этническим происхождением и часто используется в статистике как объективный признак этноса. Однако нередко этническое происхождение человека и язык, который он считает родным, не совпадают. Малочисленные этнические группы, живущие в окружении других этносов, часто переходят на их язык.

Этнос и культура

Культура — дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Как известно, культура вообще имеет множество определений. Некоторые специалисты насчитывают их до нескольких сотен. Но все эти определения «укладываются», по сути, в несколько основных значений (аспектов), благодаря чему становятся более или менее обозримыми.

В изучении культуры существует несколько подходов:

Выделенные аспекты культуры — аксиологический, символический, организационный, деятельностный — тесно взаимосвязаны, и представляются наиболее актуальными. Так, базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект). И в конечном итоге оформляются в определённую ценностно-нормативную систему — со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают форму поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект).

Наконец, типичная форма поведения и способы деятельности служат подкреплением и опорой господствующим в этнической группе представлениям и верованиям (подобно тому, например, как систематическая молитва поддерживает в человеке веру, не даёт ей ослабеть и угаснуть). Известно, что так называемая этничность — это прежде всего культура этноса, именно ею определяются «границы» этноса, отличия каждого из них от других.

Многочисленные исторические исследования учёных-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие таких знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надёжней и уверенней чувствовать себя в нём. Несколько тысячелетий продолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народах мира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым изложением или описанием. Так, ещё в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.

Антропологическая классификация. Этнос и раса

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например такие, как «русская раса».

Концепции и теории этноса

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяется несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа развивалась в русле концепции примордиализма. В настоящее время в официальной этнологии России ведущее место занимает развитие концепции конструктивизма, известным сторонником которой является В. А. Тишков.

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого.

Приведу простой пример. В 1991 г. мне довелось проводить исследования среди индейцев-тлингитов на Аляске. По моим данным, уже во второй половине XX в. процент межэтнических браков у них достигал 60 %. Но это нисколько не размывало их самосознание — они продолжали считать себя тлингитами. Мне могут возразить, что это, мол, результат современных процессов. Но я побывал в семье, где женщина пожилых лет происходила из атапасков и, кстати, узнав, что я из России, продемонстрировала мне свое генеалогическое древо, составленное американским антропологом, где обнаруживалась и парочка русских (и это на уровне середины XIX в.). Сын этой женщины был женат на белой американке, а их дети были тлингитами.

Является ли все это результатом именно современности? Массовые материалы показывают, что в традиционных обществах были очень распространены обычаи адопции (то есть усыновление или удочерение, причем речь шла не только о детях, но и о взрослых). И родство там имело социальный, а не генеалогический, характер. Иными словами, чтобы стать членом клана, надо было пройти обряд инициации. Сегодня таким образом в члены племени нередко принимают белых американцев. Но в прошлом речь могла идти о представителях соседних племен (хайда и др.).

Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в двух смыслах:

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна людям.

Теория Пьера ван ден Берге

Этнос, согласно П. ван ден Берге, — это «расширенная родственная группа».

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

Оригинальная пассионарная теория этногенеза создана Л. Н. Гумилёвым.

В ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности, и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем — может входить в состав суперэтносов — и состоять из субэтносов, конвиксий и консорций.

Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *