Этничность и этническая идентичность
Этничность можно представить как форму общественной организации, состоящей из тех культурных характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. При этом члены общности ассоциируют себя с особой географической территорией и им присуще чувство групповой солидарности.
Основные условия формирования этноса
Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.
Этническая идентичность
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определённой этнической общности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как её члена на основе определённых характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).
Развитие этнических характеристик у детей
Жан Пиаже исследовал развитие осознания принадлежности к национальной группе у детей и выделил три этапа в этом процессе:
- В возрасте 6-7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности.
- В 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой на основании национальности родителей, места проживания, родного языка.
- В возрасте 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, проявляя интерес к уникальности истории, специфике традиционной бытовой культуры разных народов.
Измерение | Описание |
---|---|
Биологическое | Определяется физическими характеристиками, на основе которых делаются предположения об этнической принадлежности. |
Культурное | Определяется языком, религией, традициями и обычаями, которые передаются из поколения в поколение. |
Психологическое | Связано с самосознанием индивида, его переживанием своей принадлежности к определенной этнической группе. |
Социальное | Определяется статусом и ролью индивида в обществе на основе его этнической принадлежности. |
Институциональное | Обусловлено нормами, ценностями и правилами общества, которые формируют этническую идентичность. |
Понимание различных измерений этнической идентичности позволяет лучше осознать сложность этого процесса и его влияние на формирование личности. Каждая из этих составляющих играет свою роль в определении того, как человек видит себя и свое место в мире.
Чтобы детально изучить этническую идентичность в рамках институционального подхода, необходимо рассмотреть каждое измерение и его влияние на формирование личности. Кроме того, важно учитывать межкультурные особенности и контекст, в котором возникают вопросы этнической идентичности.
Выводя информацию в таблицы и списки, мы делаем материал более доступным для восприятия и понимания. Разбивая большие абзацы на более мелкие части, делаем текст более удобным для чтения.
Анализ особенностей восприятия анекдота как специфического речевого жанра
В данной статье мы рассмотрим результаты эмпирического исследования, проведенного среди молодых взрослых с целью выявить особенности восприятия анекдота как особого речевого жанра.
Методика и участники
В ходе исследования приняли участие 39 респондентов, которым был предъявлен набор из семи анекдотов в рамках глубоких интервью. Каждый анекдот был детально обсужден с точки зрения его когнитивной структуры и эмоциональной составляющей.
Результаты и выводы
Проведенный качественный контент-анализ выявил следующие особенности:
- Респонденты в целом негативно оценивают анекдот как речевой жанр;
- Ассоциируют анекдоты с представителями старшего поколения;
- Редко используют анекдоты в повседневной коммуникативной практике;
- Предпочитают спонтанный и ситуативный юмор;
- Теряют навык декодирования лингвистических маркеров анекдота;
- Неправильно интерпретируют характеристики анекдотов как речевого жанра.
Заключение
Наши результаты могут указывать на системные изменения в когнитивном поведении молодых людей, связанные с внедрением новых языковых и коммуникативных практик.
Основной этнос
- Русский
- Американский
- Испанский
Вторичный этнос
- Украинский
- Китайский
- Мексиканский
В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:
Этнические и межэтнические общности
Этни́ческая о́бщность — устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным мощным историческим периодам (племя, народность, нация), так и по таксонометрическому уровню (метаэтническая общность, этнос, субэтнос, этническая группа). Основным типом этнических общностей считается этнос, более дробные общности называются элементарными или микроэтническими, а общности, объединяющие несколько этносов — макроэтническими. Термины «этническая общность» и «народ» очень близки в этнографическом смысле.
В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином.
Эта иерархия такова:
В отличие от этнических общностей, принадлежность к этнографической общности людьми не осознаётся, и, следовательно, такие общности не имеют самоназваний, а выделяются в результате научных исследований.
Этнос и нация
Тем не менее, некоторые исследователи чётко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация».
Так, для этноса, по их мнению, характерна устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов. При этом этнические идентификационные критерии: язык, быт и т. п. отходят на второй план.
Этнос и язык
Как правило, каждый этнос говорит на одном языке. Однако довольно широко распространяется двуязычие (билингвизм), когда часть этноса или даже целый этнос постоянно пользуется двумя языками. Такое часто встречается в многонациональных государствах, где национальные меньшинства обычно используют как родной язык, так и язык наиболее многочисленного или доминирующего этноса.
Родной язык наиболее тесно связан с этническим происхождением и часто используется в статистике как объективный признак этноса. Однако нередко этническое происхождение человека и язык, который он считает родным, не совпадают. Малочисленные этнические группы, живущие в окружении других этносов, часто переходят на их язык.
Этнос и культура
Культура — дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.
Как известно, культура вообще имеет множество определений. Некоторые специалисты насчитывают их до нескольких сотен. Но все эти определения «укладываются», по сути, в несколько основных значений (аспектов), благодаря чему становятся более или менее обозримыми.
В изучении культуры существует несколько подходов:
Выделенные аспекты культуры — аксиологический, символический, организационный, деятельностный — тесно взаимосвязаны, и представляются наиболее актуальными. Так, базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект). И в конечном итоге оформляются в определённую ценностно-нормативную систему — со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают форму поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект).
Наконец, типичная форма поведения и способы деятельности служат подкреплением и опорой господствующим в этнической группе представлениям и верованиям (подобно тому, например, как систематическая молитва поддерживает в человеке веру, не даёт ей ослабеть и угаснуть). Известно, что так называемая этничность — это прежде всего культура этноса, именно ею определяются «границы» этноса, отличия каждого из них от других.
Многочисленные исторические исследования учёных-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие таких знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надёжней и уверенней чувствовать себя в нём. Несколько тысячелетий продолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народах мира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым изложением или описанием. Так, ещё в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.
Антропологическая классификация. Этнос и раса
Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.
Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например такие, как «русская раса».
Концепции и теории этноса
В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяется несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа развивалась в русле концепции примордиализма. В настоящее время в официальной этнологии России ведущее место занимает развитие концепции конструктивизма, известным сторонником которой является В. А. Тишков.
Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого.
Приведу простой пример. В 1991 г. мне довелось проводить исследования среди индейцев-тлингитов на Аляске. По моим данным, уже во второй половине XX в. процент межэтнических браков у них достигал 60 %. Но это нисколько не размывало их самосознание — они продолжали считать себя тлингитами. Мне могут возразить, что это, мол, результат современных процессов. Но я побывал в семье, где женщина пожилых лет происходила из атапасков и, кстати, узнав, что я из России, продемонстрировала мне свое генеалогическое древо, составленное американским антропологом, где обнаруживалась и парочка русских (и это на уровне середины XIX в.). Сын этой женщины был женат на белой американке, а их дети были тлингитами.
Является ли все это результатом именно современности? Массовые материалы показывают, что в традиционных обществах были очень распространены обычаи адопции (то есть усыновление или удочерение, причем речь шла не только о детях, но и о взрослых). И родство там имело социальный, а не генеалогический, характер. Иными словами, чтобы стать членом клана, надо было пройти обряд инициации. Сегодня таким образом в члены племени нередко принимают белых американцев. Но в прошлом речь могла идти о представителях соседних племен (хайда и др.).
Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.
Дуалистическая теория этноса
Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в двух смыслах:
Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна людям.
Теория Пьера ван ден Берге
Этнос, согласно П. ван ден Берге, — это «расширенная родственная группа».
Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)
Оригинальная пассионарная теория этногенеза создана Л. Н. Гумилёвым.
В ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности, и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.
Этнос является одним из видов этнических систем — может входить в состав суперэтносов — и состоять из субэтносов, конвиксий и консорций.
Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием.