Часть 1
О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.
Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта. (По С.С. Аверинцеву)
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во текста. Запишите этот производный предлог.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
. Получить в обладание. Приобрела новую книгу.
. Относящийся к просветительной, интеллектуальной деятельности. Культурные связи. Культурная работа.
. Длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию. Героические эпохи русской истории.
. Второстепенный член предложения. Подчеркните обстоятельства.
. Пробное осуществление чего-нибудь, попытка осуществить что-либо. Провели опыт в лаборатории.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
Цель автора – сообщить научную информацию, для этого в тексте широко используются термины (личность, катаклизмов, перестройки).
Наряду с метафорами (уходит эпоха, о мудрости седин, о сокровищнице опыта) в тексте употребляются эпитеты (невосстановимый культурный тип, с зорким вниманием, в роковом 1917 году), что даёт возможность читателю понять, почему автора интересует личность Д.С. Лихачёва.
Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: вопросительные предложения, причастные обороты, сложные предложения с различными видами связи.
Автор, знакомя читателей с личностью Д.С. Лихачёва, отказывается от эмоционально-оценочной лексики. Для точности и объективности информации об учёном используется только нейтральная лексика.
Текст относится к публицистическому стилю речи, его цели ‒ поделиться с читателями общественно значимой информацией, показать роль учёного в сохранении культурной памяти, традиций в России.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- (студенты) прибЫли (на завод)
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ способ литья дал возможность уменьшить расходы на производство.
В СЛОВАРНОМ составе языка, представляющем собой систему разных лексико-семантических разрядов или рядов слов, не все элементы одинаково подвижны и чувствительны к изменениям.
В пословицах и поговорках отражается ВЕКОВОЙ опыт народа.
Стены и потолок коридора были высечены в сплошной КАМЕННОЙ глыбе.
Огромная витрина магазина сладостей всегда была ПОПУЛЯРНА у местных ребятишек.
Я решил ознакомиться с полным прейскурантом цен на продукцию фабрики.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
он более МОЛОД
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
р..сток, пол..житься, тор..пливый – правильный ответ: торопливый
ш..лестеть, (ранняя) с..дина, напр..гаясь – правильный ответ: шелестеть
укр..щать, тв..рить, те..ретический – правильный ответ: украшать
р..скошный, отт..ргать, разм..хнуться – правильный ответ: роскошный
пон..мание, восп..тать, непост..жимый – правильный ответ: понимание
Укажите варианты ответов, в которых в оnором словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
горош..нка, масл..це – правильный ответ: 1
передёрг..вая, заносч..вый – правильный ответ: 2
подчёрк..вать, (новый) владел..ц – правильный ответ: 3
яблон..вый, плать..це – правильный ответ: 4
француз..кий, англо-рус..кий – правильный ответ: 5
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
клянч..щий (конфету), (дети) плач..т – правильные ответы: 1
замет..шь, немысл..мые (последствия) – правильные ответы: 2
колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы) – правильные ответы: 3
выгон..шь, освеща..мый – правильные ответы: 4
выкидыва..шь, обиж..нный – правильные ответы: 5
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
Лишь изредка слышались в темноте (НЕ)ГРОМКИЕ голоса. – Правильный ответ: 1
Ещё (НЕ)КОШЕННАЯ, но наполовину иссохшая трава поникла. – Правильный ответ: 2
Вот эти горные хребты почти совсем (НЕ)ИССЛЕДОВАНЫ. – Правильный ответ: 3
Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ звуки. – Правильный ответ: 4
На свежем снегу (НЕ)БЫЛО видно следов. – Правильный ответ: 5
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
(ПО)ТОМУ, как светились вершины сосен, а ТАК(ЖЕ) по побагровевшим елям мы поняли, что взошло солнце. – Правильный ответ: 1
Бурный темперамент не давал писателю (ПО)ДОЛГУ заниматься литературным трудом: он ТАК(ЖЕ) резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. – Правильный ответ: 2
Вот через густые заросли БУД(ТО) кто протащил тяжелое бревно и всё примял (ВО)КРУГ. – Правильный ответ: 3
ЧТО(БЫ) получить помощь юриста, заполните поля с контактными данными, кратко опишите проблему, отправьте заявку, и с вами (ТОТ)ЧАС свяжутся. – Правильный ответ: 4
Каждый читатель воспринимает стихотворение (ПО)СВОЕМУ в зависимости (ОТ)ТОГО, насколько он чуток к слову. – Правильный ответ: 5
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Первый луч солнца через неплотно притворё(1)ые ставни золотил изразцовую печь, свежевыкраше(2)ые полы, недавно краше(3)ые хозяевами стены, увеша(4)ые картинками на темы детских сказок.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- На полке лежали морские ракушки и стояли бронзовые статуэтки. – Правильный ответ: 1
Мифология в повседневной жизни
Многие из мифологических имён используются для названий кораблей и самолётов печенья и конфет духов и бытовой техники.
Пахучая трава после дождя
Дурманяще пахла омытая дождём молодая трава.
Живопись и шляпки
Выдающийся русский живописец В.А. Серов в начале XX века ввёл дамскую шляпку в высокое искусство и с тех пор на некоторых полотнах художника ей отводится главная роль.
Правильная пунктуация
- Художники-романтики, отвергнув строгие и не допускающие отступлений принципы классицизма, показали людям многообразие и неповторимость окружающего их мира.
Разместите запятые
Я думал, что никогда не поверю тому, кто мне скажет, что эта жизнь, с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума.
Эмоции старушки
А старушка всё говорила о счастье, и, хотя слова её были привычными, но у внука от них щемило сердце, словно всё услышанное происходило с ним.
Правила пунктуации через тире
- Южный Урал – этот самобытный край – называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч.
Незабываемые образы
Два образа не покидают человека всю жизнь: первая любовь и первый учитель.
А литературу вёл у нас человек, ради которого я и начал свой рассказ.
Легенда советской школы: Юрий Викторович Подлипчук
Школьные учебники учителя Юрия Викторовича не признавались. Мы учились по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой – ведь мы были лишь девятиклассниками.
Эрудиция и начитанность
Еще считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу. Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до Братьев Карамазовых.
С моим тогдашним багажом (могу судить только о себе) я, скорее всего, воспринимал лишь сотую, или даже тысячную долю сказанного! Читал в детстве, как и многие в нашем классе, много, запоем, но без разбора и ничего не классифицируя.
После его уроков стали читать еще больше, бегали записываться в Ленинскую библиотеку, чтобы в очередь прочесть единственный, наверное, доступный в ту пору экземпляр Парижских тайн Эжена Сю.
Чтец и учитель
Недавно опубликованный в журнале роман Булгакова Мастер и Маргарита учитель сам читал нам вслух после уроков. Эта пропущенная цензурой вещь сразу попала в число полузапретных. Но кто-то из коллег-преподавателей настоятельно отговаривал Юрия Викторовича от публичного чтения – Пуганая ворона куста боится!
Настоящий праздник
Слушать его голос – это был отдельный труд души и наслаждение. Настоящим праздником становились встречи в актовом зале, когда Юрий Викторович читал стихи. Его магия была необъяснима. Он был добр и серьезен, ироничен и строг, силён и снисходителен.
Воспоминания
Когда я вспоминаю лучшие моменты своей жизни, я вижу его читающим стихи на фоне московской ночи, живописью за окном и слёзы на моих щеках.
Слушать Юрия Викторовича было огромным счастьем и привилегией, и невозможно быть выше и счастливее. Великий педагог останется в наших сердцах навсегда.
(По С.А. Яковлеву*)
* Сергей Ананьевич Яковлев (род. в 1952 г.) – советский и российский писатель, публицист, редактор.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Рассказчик на всю жизнь запомнил всё, о чём рассказывал на уроках Юрий Викторович Подлипчук, как объяснял, какие имена писателей и поэтов называл.
В московскую школу, где обучался рассказчик, отбирали на основании исключительных способностей к физике и математике.
Учитель литературы знакомил учащихся с творчеством Достоевского, настаивал на прочтении почти всех его произведений.
Уроки литературы пробудили у учеников физико-математической школы стремление к расширению круга чтения, побудили записаться в библиотеку.
А.Н. Колмогоров часто читал вслух тексты художественных произведений, любимые им стихотворения.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В представлено повествование.
В содержатся элементы описания.
В предложениях 11, 12 перечислены последовательные действия персонажа.
4)Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию.
- В предложениях 25, 26 представлено рассуждение.
Из выпишите один фразеологизм.
Среди найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
восклицательные предложения
вопросно-ответная форма изложения
ряды однородных членов предложения
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
Тема : Суффиксы разных частей речи
Укажите все варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- горош..нка, масл..це2) передёрг..вая, заносч..вый3) подчёрк..вать, (новый) владел..ц4) яблон..вый, плать..це5) француз..кий, англо-рус..кий
Решение:1) горошИнка (суффикс -инк-, т.к. он пишется в сущ., образованных от слов на -ин(а)), маслИце (в сущ. ср.р. суффикс -иц-, если ударение падает не на окончание);2) передёргИвая (И, т.к. в форме 1 лица наст. и буд. вр. глагол оканчивается на -иваю, от глагола передергивать), заносчИвый (неизменяемый суффикс -ЧИВ-);3) подчёркИвать (И, т.к. в форме 1 лица наст. и буд. вр. глагол оканчивается на -иваю, подчеркиваю), (новый) владелЕц (-ЕЦ-, т.к. существительное мужского рода);4) яблонЕвый (без ударения суффикс -ев-), платьИце (в сущ. ср.р. суффикс -иц-, если ударение падает не на окончание);5) французСкий (имя прилагательное не имеет краткой формы и не образовано от имени существительного с основой на К,Ч,Ц, пишется суффикс -СК-), англо-русСкий (имя прилагательное не имеет краткой формы и не образовано от имени существительного с основой на К,Ч,Ц, пишется суффикс -СК-).
Сборник необходимой теории по русскому языку к заданию №11 ЕГЭ 2024 по русскому языку на тему "Правописание суффиксов в словах различных частей речи".
Формулировка задания №11 в демоверсии ЕГЭ 2024
Темы, которые необходимо знать:
Алгоритм выполнения задания №11
//www.youtube.com/embed/lluthQa5ED4?rel=0&showinfo=0
Правописание суффиксов существительных
ЗАПОМНИТЕ! варво, жарво, кружво, курво, месво, топлво
Правописание суффиксов прилагательных
Буква О пишется:
Примеры заданий №11
Пример 1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Пример 2. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Пример 3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Пример 4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Пример 5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Пример 6. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Пример 7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Пример 8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Пример 9. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Пример 10. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Ответы к примерам заданий №11
1. 24; 2. 2345; 3. 345; 4. 135; 5. 45; 6. 45; 7. 124; 8. 45; 9. 125; 10. 134.
Всего за 10 минут вы поймёте, как решать задание №11
//www.youtube.com/embed/IyJteCPGXxk?rel=0&showinfo=0
Обращаем внимание, что, кроме теории как правильно делать данное задание, в конце документа приведены практические задания, а также правильные ответы к ним.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.