Крутые мысли и афоризмы о политике
Либерал – тот, кого радикалы считают консерватором, а консерваторы – радикалом.
Коммунист – человек, у которого нет никаких шансов стать капиталистом.
Непредсказуемый политик – все, что не пообещает, не сбывается.
Посол – честный, образованный человек, которого посылают за границу лгать для блага своей родины.
Вожди вообще народ не самый угрюмый, а когда они взбираются на могилу предшественника – так и вовсе приветливый.
Политика вещь настолько тонкая, что ее не видно простому глазу.
Деньги – это способ достижения власти, тогда как власть – способ достижения денег.
Политические афоризмы |
---|
– Помощь иностранному государству – деньги, которые берутся у бедняков в богатой стране и передаются богатым в бедной. |
– Социализм – бюрократия народа, осуществляемая народом во имя самого народа. |
– Демократия – система управления, при которой налогоплательщик пользуется свободой избирать любых официальных деятелей, а те в свою очередь свободны облагать его любыми налогами. |
– Свобода – право делать что угодно, не считаясь ни с чем, кроме жены, начальника, полиции, соседей и правительства. |
– Большинство – тот самый случай, когда все дураки на твоей стороне. |
– Тоталитаризм – система управления, при которой все, что не запрещено – обязательство. |
Бюрократизм – искусство превращать возможное в невозможное.
Если политика – грязное дело, то выборы – банный день.
Во все века в политической борьбе главное не то, что сказал, а что прошептал.
На Востоке говорят, что чем глупее правительство, тем зорче его охраняют.
Голос народа запросто может уместиться в одной глотке.
Порой не так страшен закон, как его слуги.
Где закон в загоне, там правит вор в законе.
Силой ничего не доказываешь, но во всем можно убедить.
Его общественная позиция – наблюдательная вышка.
Перед авангардом идут люди из охраны.
Когда рушатся основы, кирпичи чаще всего используются на баррикадах.
И тайным голосованием можно обнаружить явную глупость.
Посоветовавшись с народом, легче решить, как сделать для него хуже.
Выводы
Чтобы сделать народ счастливым, надо у него все отнять, а потом немножко дать. Помните, что вопрос не в том, кто кого, а кто за сколько. Одни умножают и прибавляют, другие отнимают и делят. У народа и вельмож все разное – и добродетели и пороки. Ветви власти не должны царапать граждан. Как мы живем – государственная тайна, а на что – коммерческая. Не забывайте, что ценности остаются, меняется только цена.
Власть и властные отношения
Как вторая исходная, базовая категория политической науки, власть также употребляется в самых различных смыслах и значениях. Прежде всего, это всегда какое-либо отношение, а не вещь, которой обладают. Она возникает в ходе отношения, а не до него, например, в отношениях человека с человеком, человека с группой и т.д.
Определение власти
Власть – не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение, т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого. Классическая формула власти гласит: А имеет власть над Б в той мере, в какой А может заставить Б делать то, чего бы Б без этого воздействия А никогда не стал делать.
Основания власти
Для того чтобы обладать властью, человек должен держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для другого человека или группы людей, и тем самым создавать их зависимость от него, заставляя их действовать согласно его желаниям. Основаниями власти выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.
Виды власти
Источники власти разнообразны:
Власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей
Голая власть – сила, использование насилия и подавления
Стимулирующая – включает негативные санкции за некомфортное поведение
Человек стремится к тому, чтобы его уважали, любили и чтобы он мог самореализоваться.
Власть дает возможность управлять другими людьми, будь то грубая сила, богатство, авторитет, знание или альтруизм.
Знание и понимание власти – ключ к пониманию общественных отношений и политики.
Виды власти
1. Власть компетентности
Это власть, основанная на профессионализме и компетенции, также известная как экспертная власть.
2. Вождистская власть
Это власть, основанная на культе личности лидера и приписываемых ему сверхъестественных способностях.
3. Отождествляющая власть
Это власть, основанная на идентификации и другие виды власти.
Универсальные свойства власти
Всеобъемлющая функциональность: власть функционирует во всех сферах общественных отношений.
Полная проникновенность: власть способна воздействовать на все аспекты человеческой деятельности.
Объединение и разделение: власть способна как объединять людей и общественные группы, так и противопоставлять их друг другу.
Власть является неотъемлемой частью любой организации и группы людей. Без власти нет порядка и организации.
Функциональные аспекты власти
Власть проявляется в различных формах:
- Принуждение
- Принятие решений
- Руководство
- Контроль и управление
- Соперничество и сотрудничество
Структурирующие элементы власти
- Политическая власть
- Государственная власть
Политическая власть включает в себя деятельность государственного аппарата, политических партий, и других политических акторов. Государственная власть представляет собой ядро политической власти и обладает монопольным правом принятия законов и других нормативных актов, обязательных для всех граждан.
Функциональные уровни институциональной власти
- Высшие инстанции власти
- Власть среднего уровня
- Политическое общение и самоуправление
Типы государственной власти
Различают:
- Монархическую власть: наследственную, персонифицированную
- Республиканскую власть: выбранную, деперсонифицированную
В зависимости от способов приобретения власти.
Власть и легитимность в политике: основные типы и функции
В политике различают несколько типов власти, в зависимости от концентрации властных полномочий. Каждый тип имеет свои характеристики и особенности:
Типология власти:
- Авторитарная власть: характеризуется экстраординарной вождистской деятельностью, выполняемой в условиях авторитарных режимов.
Сравнительные характеристики субъектов политики и власти:
- Разделение труда в процессе властвования
- Легитимность власти: законность, правомерность, доверие народных масс
- Требования демократии и согласие с властью
Идеальные типы легитимности:
- Традиционная легитимность: основана на обычаях и привычках.
- Личная легитимность: связана с лидерством и личной преданностью.
- Рациональная (демократическая) легитимность: соответствие власти рациональному принципу.
Другие виды легитимности:
- Профессиональная легитимность: власть должна быть профессиональной.
- Онтологическая легитимность: соответствие власти универсальным принципам.
Группы давления:
В политическом рынке действуют группы интересов и группы давления, оказывающие влияние на власть ради обеспечения своих интересов. Некоторые из них включают:
- Профсоюзы
- Фермерские организации
- Профессиональные ассоциации
- Движения феминистов, экологов, правозащитников
- Философские клубы
Функции группы давления:
- Селекция интересов: формулирование основных интересов членов.
- Воздействие на власть: целенаправленное воздействие на институты власти.
Все эти типы власти и легитимности играют важную роль в политической системе, определяя характер и эффективность управления страной. Согласие и доверие народа к власти являются ключевыми показателями ее легитимности и стабильности.
При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
Направления воздействия групп давления
на власть и ее окружение
Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.
Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» – это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.
В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:
выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.
К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:
взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.
В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.
крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании – это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования – практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль их деятельности и др.
Психология социально-политических конфликтов и кризисов
В общем виде конфликт может быть определен как социальное отношение (социальное взаимодействие) между двумя или большим числом сторон, цели которых реально или предположительно несовместимы. Субъектами этого взаимодействия выступают индивиды, группы и организации. Политический конфликт представляет собой такое столкновение противоположных сил, взглядов, которое обусловлено взаимодействием политических интересов и целей. Носителями этих интересов, а следовательно, и конфликтантами, являются государства, классы, социальные и этнические группы, политические партии и движения, политические лидеры и т.д.
Конфликт – это нормальный аспект коллективной жизни, а не патологическое отклонение. В этой связи французский политолог Б. Гурней саркастически замечает: «Многие ответственные должностные лица, приверженцы метафизической концепции единства государства хотели бы с помощью разных процедур и регламентации избавиться от любых конфликтов. Абсурдная мечта. В мире существует лишь одно место, где нет конфликтов. Это кладбище».
Существует множество теорий конфликта:
– исходит из того, что конфликт и борьба изначально присущи людям, как и всем животным. С помощью открытой Ч. Дарвином теории естественного отбора обосновывается идея естественной агрессивности человека, которая находит свое воплощение в разного рода конфликтах. «В самой природе человека, – писал американский социолог К. Боулдинг, – лежит его стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия».
– объясняет конфликт посредством теории напряженности. В ее основе лежит утверждение, что типичные черты современного урбанизированного индустриального общества (перенаселенность и скученность, обезличенность отношений и т.д.) влекут за собой возникновение напряжений у значительного числа людей. Это напряжение накапливается до тех пор, пока не переливается в групповые взрывы агрессии различных типов и уровней интенсивности, высвобождая накопившуюся энергию неудовлетворенности и недовольства.
– выводит конфликт из разделения общества на антагонистические классы, которые в силу различий места в экономической системе и отношения к средствам производства не объединены общими ценностями и интересами и по этой причине постоянно враждуют между собой (рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и наемные рабочие). Конфликт в этой теории рассматривается как повивальная бабка истории. Насилие оправдывается задачами созидания грядущего будущего.
– трактует конфликт как естественную и неизбежную часть целостности социальных взаимоотношений людей; он присущ всем уровням жизни социальных систем. И в этом плане конфликт не есть противоположность порядка. «Групповые конфликты, – по мнению американского социолога-функционалиста С. Липсета, – есть жизнь и кровь демократии». Конфликт – это тот парник, в котором выращиваются общественные изменения и реформы. И мир состоит в созидательном общении с конфликтом.
Для конфликта требуется хотя бы минимальное осознание его участниками несовместимости своих целей. Другим важным аспектом является интенсивность, с которой конфликт переживается. В одних конфликтах конфликтанты испытывают взаимную враждебность, в других – их личные отношения могут не ухудшаться. Некоторые конфликты массово вовлекают в себя своих сторонников, другие развертываются в спокойной обстановке. Конфликты могут в той или иной степени регулироваться институциональными рамками (специальными нормами и учреждениями в лице судебной власти и действующего законодательства) или не иметь этих рамок.
Универсальным источником конфликтов выступает дефицит – дефицит власти, денег, ресурсов, равенства, справедливости, статусных позиций и т.д. В равной мере можно говорить и о доминанте такого источника, как несовершенство человеческой психики, когда отрицательные эмоции и чувства нередко берут верх над здравым смыслом.
Существуют самые различные типологии конфликтов. Конфликты классифицируют по таким основаниям, как применение или неприменение насилия, характер субъекта (межличностные, внутрисемейные, групповые, межклассовые, межнациональные и т.д.), сфера общественной жизни (политические, экономические, конфликты на почве столкновения идеологических, социокультурных и т.п. ценностей), «география» (локальные, региональные, внутристрановые, межстрановые) и др.
(противников разделяют непримиримые противоречия, и рассчитывать можно только на победу);
(возможен спор, возможны маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс);
(обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому конфликт никогда не завершится и не может завершиться разрушением всей структуры отношений).
Кроме того, различают конфликты:
«подлинные» (столкновение интересов существует объективно, осознается конфликтантами и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора);
(зависят от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается его участниками. Конфликт прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив);
(воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе. Он может быть выражением истинного, но в какой-то символической форме);
(конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо непроизвольно, либо сознательно с целью провоцировать столкновение в группе противника, тем самым ослабляя ее и затушевывая конфликт между его истинными сторонами);
(конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, не актуализируется. Он может быть смещенным, неверно приписанным либо никак не представленным в сознании людей);
(конфликт не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений или недоразумений. Конфликт может начаться как ложный, но, сформулировав у участников новые мотивы и установки, превратиться в истинный).
Позитивные функции конфликта могут быть следующими.
Функции разрядки напряженности между антагонистами. Социально контролируемый конфликт способствует освобождению общественной жизни от напряженности в отношениях противоборствующих сторон и позволяет возобновить их уравновешенные отношения. Конфликт играет роль «отводного канала», «выхлопного клапана» для накопившихся страстей.
Коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновений, противостояния люди могут лучше узнать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-либо общности, на какой-либо общей платформе.
Роль стимулятора и движущей силы социальных изменений. «Группы или системы, которым не брошен вызов, – подчеркивает американский социолог Л. Козер, – более не способны к творческой реакции».
Содействие формированию социально необходимого равновесия. Благодаря разрешению конфликта происходит переоценка и изменение прежних ценностей и норм, усиливается лояльность членов данной структурной единицы.
Гарантия поступательного развития общества. Путем вскрытия противоположных интересов создаются возможности для их научного анализа и, прежде всего, определения необходимых изменений. В принципе, острые социальные противоречия и конфликты в обществе могут выступать и действительно выступают факторами его устойчивого равновесия и прочности. Благодаря внутренним конфликтам общество как бы постоянно «сшивается воедино».
Консолидирующая функция конфликта проявляется и в том, что многообразие разнонаправленных коллизий уменьшает опасность однонаправленного раскола общества, поскольку значительная часть конфликтного потенциала – энергии общественного недовольства – растрачивается и уничтожается в многочисленных локальных столкновениях.
Говоря о проблеме конфликтов, следует учесть еще одно очень важное обстоятельство, а именно: общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием этого вида социального взаимодействия, а только различным отношением к нему со стороны властей. Поэтому даже в самом демократическом обществе конфликты имеют место, но рациональные методы регулирования делают их невзрывоопасными. Немецкий социолог Р. Дорендорф в этой связи справедливо замечает: «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники».
Среди всего многообразия методов регулирования и разрешения конфликтов выделяют:
1. Метод избегания. Этот метод считают самым распространенным: он может проявляться в уходе с политической арены того или иного деятеля (добровольно или в силу обстоятельств), угрозе ухода, игнорировании противника и т.д. Избегание конфликта не означает его окончательной ликвидации, само противоречие остается.
2. Метод откладывания конфликта. При этом методе одна из сторон временно сдает свои позиции, но по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу делает попытку «взять реванш», т.е. вернуть утраченное.
3. Метод примирения противоборствующих сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать следственные или согласительные комиссии, а также менеджеры по конфликтам, часто используемые в разрешении конфликтных ситуаций в странах Запада.
4. Метод третейского разбирательства или арбитража. В этом случае стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для них обеих. Но, как отмечают многие исследователи, этот метод имеет и определенные недостатки в связи с тем, что предполагает урегулирование «сверху», разрешает конфликт не полностью, а всего лишь на данный момент, может затянуть его таким образом на годы.
5. Метод переговоров. Этот метод в западных демократиях рассматривается как наиболее приемлемый и универсальный, позволяющий прийти к согласию и консенсусу сторон, противоборствующих в конфликте.
Политические процессы и общество
От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и духовном аспекте, а также от учёта ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением, зависит ускорение или, напротив, задержка развития общества.
В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).
Политическая партия — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.
В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.
В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.
Политические системы и политические режимы
Центральным институтом и властным ядром любого политического режима выступает государство, которое в наиболее концентрированной и обобществленной форме воплощает в себе политические начала в жизнедеятельности социума. Это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.
В историческом плане государство явилось институциональным выражением общественной потребности в упорядочении и централизации. В «войне всех против всех» люди просто уничтожили бы друг друга, если бы не возник такой инструмент обеспечения целостности общества, как государство. По словам одного из российских философов, государство существует не для того, чтобы возник рай на земле, а для того, чтобы земная жизнь не превратилась окончательно в ад. С этой точки зрения, государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.
В структурном, институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
на макросистемном уровне представлена парламентом, который устанавливает законы – разрабатывает и утверждает новые, дополняет, изменяет или упраздняет уже существующие. При демократии парламент осуществляет и функцию принятия важнейших политических решений. Будучи избранным непосредственно народом, он выступает выразителем народной воли и является по этой причине важнейшим легитимирующим органом.
представлена правительством и административно-управленческими органами. В структуру исполнительных государственных органов входят министерства и ведомства, контрольно-надзорные инстанции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба государственной безопасности и т.д. Эта часть государственной власти при демократии осуществляет основные политические решения, принятые законодательной властью. При этом правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций.
представлена системой судебных органов и институтом независимых и подчиняющихся только закону судей. Суд олицетворяет собой высшую законность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов, возникающих в различных сферах жизни.
– это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации.
Вне зависимости от типа государство осуществляет следующие функции:
защита государственного строя;
предотвращение и устранение социально опасных конфликтов;
ведение общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений (социальных, экономических, финансовых, культурных и т.д.);
защита интересов страны на международном уровне (внешнеполитические функции) и т.д.
В обобщенном виде основные функции государства представлены на нижеследующей схеме:
Формы правления и формы государственного устройства
С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.
, когда вся власть, никем и ничем не ограниченная, принадлежит монарху (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты);
(двойственные), где власть монарха в сфере законодательства ограничена представительным органом (парламентом), например Иордания, Марокко и др.;
, где монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. В данном случае реальная власть концентрируется в руках правительства и парламента (Великобритания, Бельгия, Голландия и др.).
Республики подразделяются на:
(классический пример – США), когда избираемый, чаще всего непосредственно народом, президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти (случай с президентом Р. Никсоном). Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента;
, когда правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В отличие от президентской республики в парламентской членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же, как глава государства выполняет, чаще всего, только представительские функции (Италия, Германия и др.);
(полупрезидентские: Австрия, Португалия, Франция и др.). В них существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента над деятельностью правительства. Последнее ответственно и перед парламентом, и перед президентом. К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.
По признаку территориального устройства различают:
, в котором имеют место одна конституция, единые системы высших органов власти, права и судопроизводства, единое гражданство. Административно-территориальные части такого государства не обладают политической самостоятельностью;
, т.е. союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Составные части федерации (республики, штаты, провинции, земли и т.д.) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, соответствующую союзной, издает законодательные акты, не противоречащие федеральным и т.д.;
, другими словами, союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование и объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи и т.д. Обычно конфедерации недолговечны.
При характеристике демократического государства различают и такие понятия
, в котором господствуют конституция, закон. Само государство и все социальные общности, равно как и отдельная личность, уважают право и находятся в одинаковом положении по отношению к нему;
– это государство, которое гарантирует своим гражданам определенный, достойный человека, уровень социальной защищенности и безопасности, а также стремится создать относительно равные для всех стартовые возможности.
Политические отношения – важнейшая составляющая структуры общественных отношений, их особая специфическая форма, в рамках которой наиболее зримо проявляются социальные интересы классов, наций, социальных групп и индивидов. Ядром политических отношений выступают отношения социальных субъектов по поводу формирования и отправления власти. Эти отношения реализуются в ходе их политической деятельности, принимая форму сложного взаимодействия сторон в очень широком диапазоне: от конструктивного сотрудничества до обоюдного противодействия.
Необходимость политики как общественно полезного распорядительства вытекает из асимметричности социальной структуры общества. Регулируя взаимоотношения различных социальных формирований и волевым образом распределяя ценности, политика сохраняет целостность общества, обеспечивает необходимый минимум стабильности и порядка. Она дает обществу структуры, формы, создает законы и правила, изменяет ситуации и позволяет человеку адаптироваться к изменчивым во времени и пространстве условиям среды.
Политика предполагает определенное общественное разделение труда, основным признаком которого выступает отношение различных субъектов политики к государственной власти. Одни из них (правительство, партии, парламент, президент и т.д.) непосредственно осуществляют процесс властвования и управления, другие (личность, группа, масса и т.д.) способны лишь в той или иной мере соучаствовать в политической жизни, подчиняясь чужой воле и защищая собственные интересы. Место – вдали или вблизи от центров власти – во многом определяет линию поведения субъекта политики – будь тоактивная поддержка или открытое противодействие, оппозиционность или самая глубокая апатия.
Главным инструментом реализации политики и ее концентрированным воплощением выступает государственная власть. Государство предстает как универсальная организация, обладающая монополией на легитимное принуждение. Пределы этой универсальности колеблются вдиапазоне: от тотального огосударствления всей общественной жизни, т.е. поглощения общества государством, до его роли в качестве “ночного сторожа”, т.е. блюстителяи охранителя общественного порядка.
В структурном плане государство являет собой разветвленную сеть учреждений, олицетворяющих три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. В демократических системахони построены на принципе разделения (у каждой свой объем полномочий и прерогатив).
На социальном срезе государство характеризуют такие институты, как политическое лидерство, правящая политическая элита, особый слой государственных чиновников и служащих (бюрократический управленческий аппарат).
Существенную роль в процессах распределения и перераспределения власти в демократических обществах играют политические партии. Они представляют собой институционализированные инструменты для формирования и представительства политических устремлений и целей различных социально-классовых сил. Благодаря построенной на плюрализме партийной деятельности граждане демократического государства, выступая в роли избирателей, имеют возможность альтернативных действий, т.е. осознанного и ответственного выбора высших должностных лиц. В рамках этого выбора в итоге формируется народное большинство, которое и наделяет властью тех, кто побеждает в электоральной борьбе.
Но демократия – это не только многопартийность. Это и высокий уровень развития ассоциативных форм общественно-политической жизни, реализуемых в деятельности разного рода организованных групп интересов и групп давления (профсоюзов, объединений, клубов и т.д.) В их множестве и разнообразии воплощено не только право граждан на групповую организацию, но и гарантированное конституцией право на обращение с ходатайством к своему правительству и право быть услышанными им. В результате не только на стадии формирования органов власти, но и в их рутинной повседневной работе частные интересы получают возможность оказывать влияние на процессы принятия решений, в том числе и в сфере законодательства.
Политическая жизнь во всем многообразии ее проявлений в немалой степени детерминируется политической культурой как общества в целом, так и отдельных, его составляющихсоциальных слоев и групп. При этом существенное значение имеют особенности национального политического менталитета, т.е. глубинные пласты национального самосознания и психики, устоявшиеся на уровне стереотипа образы мысли и действия как массы, так и отдельной личности, которые у каждого народа играют своеобразную роль “консерванта” его национальной самобытности и аутентичности. Поэтому не случайно западные страны, в которых демократия явилась продуктом длительной естественно-исторической общественной эволюции, отличаются большим разнообразием использования государственных форм и способов правления, “технологий” властвования и участия в этом процессе широких народных масс и т.д.
Что касается стран, в которых демократия спускается сверху по инициативе правящих кругов в рамках курса на “догоняющую модернизацию”, то здесь она нередко выступает “чужеродным” по отношению к национальной политической культуре и менталитету телом. По этой причине она или отторгается, или же принимает формы, весьма далекие от западного нормативного образца. Сказанное в полной мере относится и к России. Окунание с головой в демократию абсолютно неподготовленной к такому “демократическому купанию” массы (как из числа “верхов”, так и из числа “низов”) обернулось для нашей страны тем, что дореволюционныйотечественный правовед и философ С.Франк назвал “бесчинством разнузданности”.
Индивидуальное политическое лидерство
Во всякой человеческой группе – от самой большой до самой малой, от самой эфемерной до самой стабильной, есть те, кто командует, и те, кто подчиняется, те, кто отдает приказы, и те, кто им покоряется, те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. С этой точки зрения лидерство характеризуется деятельностью тех, кто управляет. И личность в «ипостаси» лидера присутствует в любой совместной деятельности людей, начиная с семьи («кто в доме хозяин?») и кончая государством (в лице монарха, вождя, президента и т.д.).
Что есть лидерство?
В общем виде это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, организуя и направляя их усилия на достижение определенных целей.
В подходах к анализу феномена лидерства выделяют:
подход с позиции личных качеств (личностная теория лидерства, также известная под названием теории великих людей). Лидерство суть функция личности, наделенной определенными чертами;
поведенческий подход к лидерству, т. е. эффективность лидерства определяется его манерой поведения по отношению к «ведомым». На основе этого подхода разработана классификация стилей лидерства:
(централизация полномочий и «командование всем и вся»);
(децентрализация полномочий и привлечение «массы» к процессу принятия решений);
(минимальное участие лидера в организации и контроле работы группы).
Лучший стиль лидерства – «социально-адаптивный», или стиль, ориентированный на реальность, т.е. сочетающий в себе элементы всех трех стилей в пропорциях, которые требует ситуация;
, в рамках которого лидерство рассматривается исключительно как функция ситуации. Лидер должен чувствовать ситуацию и знать, когда можно ее использовать, обратить в свою пользу.
Различают лидерство формальное, которое может быть охарактеризовано как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, руководящая должность, и лидерство неформальное, которое всецело строится на влиянии, источником которого выступает личность самого лидера, обладающего неким набором выдающихся качеств, которые и делают человека лидером.
Все сказанное выше относится и к политическому лидерству. Его структуру можно представить следующим образом:
По мере роста масштабности деятельности эта структура политического лидерства усложняется и приобретает характер многоступенчатой пирамиды.
Индивидуальное политическое лидерство в государственном масштабе представляет собой:
, «дистанционное лидерство» (лидер и его последователи не имеют прямых контактов, их отношения опосредуются массовыми коммуникациями, организациями и людьми, обслуживающими политическую машину);
, многоролевое лидерство (лидер ориентируется не только на ожидания своего непосредственного окружения, но и на ожидания бюрократической исполнительной иерархии, широких масс населения, и его задача состоит в том, чтобы поддерживать эти противоречивые роли в определенном равновесии);
, корпоративное лидерство (основная роль в выработке политики, тех или иных практических решений принадлежит «пирамиде лидера». Лидер нередко только озвучивает то, что наработано этой «пирамидой»).
Эффективность политического лидера напрямую зависит от его «способностей-возможностей»:
Типологии политических лидеров многообразны. Одна из наиболее распространенных вышла из-под пера М. Вебера. В ее основе лежит анализ мотивации людей, которые готовы признать того или иного человека лидером и идти за ним. В этой связи выделяется лидерство:
, представляющее собой тип безальтернативного принятия лидера по принципу: «Так делали наши отцы и деды, так делаем мы» (привычка подчинения племенным вождям, монархам и т.д.);
, представляющее собой лидерство должности и кресла, а не конкретного персонажа;
«харизматическое», представляющее собой личностный тип лидерства, всецело зависящий от личностных качеств лидера и его способности повести за собой массы на крутых поворотах истории.
Социальная система и политическое лидерство
В качестве «пар антагонистов» можно типологизировать лидеров как лидеров:
– идеологов и прагматиков;
– реформаторов и революционеров;
– агентов-охранителей и нонконформистов-разрушителей;
– реалистов и авантюристов;
– догматиков и романтиков;
– авторитаристов и демократов и т.д.
Функции политического лидерства представляют собой главные направления его деятельности. Их количество, равно как и объем, зависят от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества и т.д. Обычно выделяют функции:
– согласование и объединение интересов различных слоев населения на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов;
– выработка политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных общественных групп;
– лидер не только провозглашает программу, но и предлагает механизм ее осуществления;
– лидер может проводить преобразования в обществе лишь создав развитые стимулы деятельности для народных масс;
функцию социального арбитража и патронажа – лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты гражданских свобод и т.д.