Проверочная работа по теме беспозвоночные животные

Ароморфозы типа Моллюски

  1. Слияние сегментов в отделы тела. Все органы вместе более интенсивно выполняют свои функции.
  2. Образование нервных узлов в отделах тела. Усложнение нервной системы.
  3. Появление сердца. Увеличение интенсивности обмена веществ.
  4. Возникновение раковины. Обеспечение защиты.
  5. Мантия и мантийная полость.

Общая характеристика Типа Моллюски

  • Несегментированное тело.
  • Редуцированная полость тела (слияние первичной и вторичной), полость только вокруг сердца.
  • Тело состоит из головы (ротовое отверстие, щупальца, глаза), туловища (образует мантию) и ноги.
  • Мантийная полость находится между туловищем и мантией.
  • Раковина имеет 3 слоя: роговой (снаружи), известковые (средний), перламутровый (внутри). Бывает цельной и двустворчатой.
  • Произошли от кольчатых червей.
  • Брюхоногие ассиметричны, остальные двусторонне-симметричны.

Место обитания Моллюсков

  • В морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги).
  • В пресных водоемах (беззубки, прудовики).
  • Во влажной почве (слизни, виноградная улитка).

Классы Типа Моллюски

  • Брюхоногие
  • Двустворчатые
  • Головоногие

Жизненные формы класса Брюхоногих

Наземные

  • Виноградная улитка
  • Слизни
  • Ахатина

Водные

  • Прудовик
  • Катушка

Жизненные формы класса Двустворчатые

Пресноводные

  • Беззубка
  • Перловица

Морские

  • Устрицы
  • Мидии
  • Жемчужины
  • Гребешки
  • Корабельный червь (тередо)

Жизненные формы класса Головоногие

Морские

  • Кальмары
  • Осьминоги
  • Каракатицы
  • Наутилус (с раковиной)

Другие названия Брюхоногих

Их также называют Мягкотелы.

Характеристика класса Брюхоногих

  • Туловище + голова + нога,
  • Раковина,
  • Мантия,
  • Тело = голова + щупальца + нога,
  • Пищеварительная система,
  • Сердце,
  • Печень,
  • Почка,
  • Легкое.

Характеристика раковины класса Брюхоногих

Раковина цельная, спирально закрученная, имеет только 2 слоя.

Размножение у класса Брюхоногих

Гермафродиты, оплодотворение перекрестное, развитие прямое.

Дыхательная система класса Брюхоногих

  • У наземных – легкое (особый кармашек мантии).
  • У водных – парные внешние перистые жабры (особые выросты мантии).

Кровеносная система класса Брюхоногих

Незамкнутая, двухкамерное сердце (1 предсердие + 1 желудочек), сосуды.

Жизненный цикл сцифоидных медуз

  1. Медузоидная личинка
  2. Планула
  3. Почкование полипа
  4. Личинка-полип
  5. Взрослая особь

Жизненный цикл медузы-корнерота

  1. Яйцо
  2. Планула
  3. Полип
  4. Эфир
  5. Медуза

Жизненный цикл гидры

Гидра – это пресноводное животное с длинным телом и простой структурой. Ее жизненный цикл включает несколько ключевых этапов, начиная с формирования гамет и заканчивая размножением взрослой гидры почкованием.

Этапы в жизненном цикле гидры:

  1. Формирование яйцеклеток и сперматозоидов
  2. Оплодотворение яйцеклеток
  3. Развитие личинки с ресничками – планулы
  4. Зимовка яиц на дне водоема
  5. Размножение взрослой гидры почкованием
  6. Формирование толстой оболочки яйца

Этапы указаны в порядке последовательности, в которой происходят в жизненном цикле гидры.

Структура клеток гидры

Гидра состоит из различных типов клеток, каждая из которых выполняет свою функцию в организме. Некоторые из них обеспечивают пищеварение, другие отвечают за ток жидкости в кишечной полости.

Типы клеток гидры:

  1. Эпителиально-мускульные клетки
  2. Железистые клетки
  3. Промежуточные клетки
  4. Стрекательные клетки

Также гидра обладает эктодермой и энтодермой, которые формируют основу тела гидры.

Функции и органоиды в клетках

В клетках гидры можно выделить ряд функциональных элементов, таких как приводящие канальцы, сократительная вакуоль, макронуклеус и микронуклеус. Эти структуры выполняют важные функции в клетке гидры, такие как регулирование процессов конъюгации, осморегуляция и жизнедеятельность клетки.

Структуры и функции клеток:

  1. Сократительная вакуоль – удаляет излишки воды из клетки для поддержания водно-солевого баланса.
  2. Макронуклеус и микронуклеус – работают поочередно для регуляции процессов в клетке.
  3. Приводящие канальцы – обеспечивают жизнедеятельность клетки.

Осморегуляция и примеры

Осморегуляция – это процессы, направленные на поддержание постоянного осмотического давления и водно-солевого баланса в клетке. Примерами механизмов осморегуляции могут быть сократительная вакуоль у инфузории Paramecium caudatum, которая удаляет излишки воды из клетки, или поведение амеб в различных средах, в зависимости от концентрации растворенных веществ в окружающей среде.


Проведя анализ жизненного цикла гидры, структуры клеток и органоидов, а также принципов осморегуляции у простейших организмов, можно понять сложные процессы, происходящие в мире живых существ. Рассмотрение таких моментов помогает расширить наши знания о природе и ее великом разнообразии.

Как поддерживается водно-солевой гомеостаз у инфузорий-туфельок

Как в организме инфузории-туфельки поддерживается водно-солевой гомеостаз в пресных водоёмах? Как называется реакция инфузории-туфельки, выражающаяся в движении от кристалла соли?

Механизм поддержания гомеостаза

  1. концентрация солей в пресном водоёме меньше, чем в теле инфузории-туфельки;
  2. благодаря осмосу в клетку инфузории-туфельки поступает вода;
  3. поддержание водно-солевого гомеостаза обеспечивается сократительными вакуолями;
  4. сначала вода из цитоплазмы собирается в сократительные вакуоли, а потом при сокращении вакуолей удаляется из клетки;
  5. хемотаксис.

Отношение к свету у эвглен

Половину сосуда с эвгленами зелёными осветили, половину оставили в темноте. Как изменится поведение эвглен и почему? Какой тип реакции организма проявляется в данном опыте? Почему данный тип реакции нельзя назвать рефлексом? Ответ поясните.

Реакция эвглена на свет

  1. эвглены переплывут в освещённую часть сосуда, так как на свету эвглены способны к фотосинтезу (содержат хлоропласты);
  2. пример раздражимости (положительного фототаксиса);
  3. данную реакцию нельзя назвать рефлексом, так как эвглены не имеют нервной системы.

Тест по теме Черви, моллюски

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Окончательный хозяин – это:

  1. организм, в теле которого обитает взрослый паразит
  2. человек для бычьего цепня
  3. хозяин, в теле которого происходит половое размножение гельминта
  4. организм, в теле которого развивается личинка паразита
  5. малый прудовик для печёночного сосальщика
  6. свинья для свиного цепня

Жизненный цикл печёночного сосальщика

Установите последовательность этапов жизненного цикла печёночного сосальщика, начиная с развития в организме окончательного хозяина. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. проникновение в печень основного хозяина
  2. образование цисты на подводных растениях
  3. рост и размножение личинок в организме промежуточного хозяина
  4. развитие личинки с ресничками
  5. выделение яиц в окружающую среду

Вывод

Изучив темы Черви, моллюски и проявления реакций живых организмов на разные внешние условия, можно лучше понять сложные механизмы жизни и взаимодействия в природе.

Ответы на вопросы

Вопрос 10

На рисунке изображен цикл развития печеночного сосальщика.

Вопрос 11

Циста обозначена цифрой 6.

Вопрос 12

ЦифраЧасть тела моллюска
1Нога
2Голова
3Слизь
4Клапан
5Жабры

Вопрос 14

Утверждение о червях: верно или неверно.

Вопрос 16

Признак, характерный только для моллюсков – наличие раковины.

Вопрос 18

Укажите соответствие между животным и его признаками.

Вопрос 19

Выберите соответствие между животным и его признаками.

Вопрос 20

Установите соответствие между моллюском и его средой обитания.

Вопрос 21

Определите, кто из перечисленных организмов имеет специальный аппарат для измельчения пищи – радулу – и ассиметричное тело.

Вопрос 22

Определите, кто из перечисленных организмов использует реактивный способ передвижения.

Вопрос 23

Самыми примитивными среди моллюсков являются брюхоногие.

Вопрос 26

Самыми развитыми среди моллюсков являются головоногие.

Вопрос 27

Выберите ТРИ признака, относящиеся ТОЛЬКО к головоногим моллюскам (выберите то, чем головоногие отличаются от других).

Вопрос 28

На рисунке цифрой 4 обозначено жало.


Пояснительная записка:
Проверочная работа по биологии для 7 класса по программе УМК Линия жизни под редакцией В.В. Пасечника представляет собой тестовое задание с вопросами о различных видов животных, включая червей и моллюсков. Тест охватывает различные аспекты биологии животных, включая их строение, характерные черты и место обитания.

Номера заданий и КЭС на применение (повышенный уровень) Многоклеточные животные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип моллюски Многоклеточные животные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип моллюски Многоклеточные животные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип моллюски Тип Моллюски Общая характеристика Членистоногих Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые Многообразие Членистоногих, особенности жизнедеятельности членистоногих. Способы развития насекомых

количество заданий на анализ (20%) (высокий уровень)

Номера заданий и КЭС на анализ (высокий уровень) Многообразие червей. Особенности развития и жизнедеятельности Типа Плоские черви, Типа Круглые черви, Типа кольчатые черви. Многообразие насекомых. Особенности развития Класса Насекомые. Многообразие Беспозвоночных животных, особенности их жизнедеятельности. Значение Беспозвоночных животных в природе и жизни человека Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний

«5» высокий уровень овладения предметных результатов обучения

«4» повышенный уровень овладения предметных результатов обучения

«3» базовый уровень овладения предметных результатов обучения

«2» низкий уровень овладения предметных результатов обучения

Проверочная работа. Класс 7

Тема: Беспозвоночные животные

1. Укажите черту сходства между растениями и животными

2. Какое из названных простейших имеет постоянное место удаления остатков непереваренной пищи (порошицу)?

  1. инфузория-туфелька 2) амёба дизентерийная 3) амёба обыкновенная 4) эвглена зелёная

3. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. клетка 2) ткань 3) ген 4) орган 5) ядро

4. У каких животных впервые в ходе эволюции появилась полость тела?

  1. Кишечнополостные 2) Плоские черви 3) Круглые черви 4) Кольчатые черви

5. Моллюсками называют животных, имеющих

  1. плотный хитиновый покров 2) покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на воздухе 3) мягкое членистое тело 4) мягкое тело, не разделённое на членики

6. Вставьте в текст «Кольчатые черви» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

К кольчатым червям относят животных, имеющих длинное __________(А) тело. Они подобно плоским и круглым червям – __________(Б) животные с __________(В) симметрией тела. У кольчатых червей имеется __________(Г) и более сложные, чем у других червей, нервная система и органы чувств. Живут кольчатые черви в морях, пресных водоёмах, почве.

  1. двухслойное 2) членистое 3) кровеносная система 4) двухсторонняя 5) нечленистое 6) трёхслойное 7) лучевая 8) дыхательная система

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

7. Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

A) белая планария Б) дождевой червь В) печёночный сосальщик Г) человеческая аскарида Д) свиной цепень

  1. плоские черви 2) круглые черви 3) кольчатые черви

  2. тело сегментировано 2) кровеносная система замкнутая 3) тело не сегментировано 4) пищеварительной системы нет 5) кишечник заканчивается анальным отверстием 6) кожно-мускульный мешок содержит один слой мышц

9. Установите соответствие между признаком моллюска и моллюском, к которому относится данный признак. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А) на заднем конце тела имеются сифоны Б) глаза хорошо развиты В) имеет 10 щупалец Г) раковина редуцирована Д) голова редуцирована Е) хищник

  1. беззубка 2) кальмар

10. Выберите из перечисленных признаков животных те, к которые относятся к медоносной пчеле.

  1. кровеносная система не замкнута 2) дышит через поверхность кожи 3) имеет внешний скелет 4) имеет фасеточные глаза 5) гермафродит 6) тело разделено на одинаковые сегменты

11. Установите соответствие между примерами и классами животных: 1) Паукообразные, 2) Насекомые, 3) Ракообразные. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) камчатский краб Б) постельный клоп В) божья коровка Г) паук-крестовик Д) черноморская креветка Е) обыкновенный богомол

12. К каким классам относят членистоногих, тело которых состоит из двух отделов: головогруди и брюшка

  1. насекомых 2) ракообразных 3) паукообразных 4) клещей

13. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1 Самый многочисленный класс беспозвоночных животных – Насекомые. (2 В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3 У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4 Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5 Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6) Развитие трахейной системы обеспечивает дыхание атмосферым кислородом.

14. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

  1. неполное превращение 6) полное превращение 7) взрослое насекомое

15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих – ракообразные, паукообразные, насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные – три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик – сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

16.Установите последовательность процессов, происходящих при развитии комара-пискуна, начиная с процесса роения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. откладывание яиц 2) оплодотворение 3) окукливание 4) четыре последовательные линьки 5) выход имаго

17. Прочитайте текст «Сравнительная характеристика плоских червей» и выполните задание.

Плоские черви – древняя группа животных. Представлены они тремя классами: свободноживущими ресничными червями и паразитическими формами – сосальщиками и ленточными червями. Плоские черви – двусторонне – симметричные животные.

У свободноживущих червей есть органы чувств, но нет приспособлений для прикрепления к хозяину, таких как присоски или крючки, которые есть у паразитических форм. Так, у взрослого печеночного сосальщика есть слаборазветвленная кишка, ротовая и брюшная присоски. Личинка бычьего цепня снабжена 6 крючками. У свободноживущих червей менее прочные покровы по сравнению с прочной кутикулой паразитических представителей данного типа. Цикл развития у них простой и происходит без смены хозяев.

Жизненный цикл паразитирующих червей происходит со сменой хозяев. Развитие первой личиночной стадии печеночного сосальщика происходит в улитке – малом прудовике. Хвостатая личинка плавает, а затем превращается в цисту и прикрепляется к траве. Пришедшие на водопой животные проглатывают цисты печеночного сосальщика. Развитие взрослой особи происходит уже в организме овцы или коровы. Личинки бычьего цепня развиваются в организме коровы. Человек заражается цепнем, съев вместе с непрожаренным мясом финну (личинку в плотном пузырьке) бычьего цепня, которая превращается во взрослую форму – длинного червя, состоящего из множества члеников, каждый из которых снабжен собственным половым аппаратом.

Используя содержание текста «Сравнительная характеристика плоских червей», ответьте на следующие вопросы.

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе 1 балл – одна ошибка в выборе утверждений

2 балла за верный выбор утверждений 1 балл – одна ошибка

Ошибки содержатся в предложениях 2), 3) и 5). Исправим их: 1) 2 – насекомые имеют три пары ног, а паукообразные – 4 пары; 2) 3 – речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик простые; 3) 5 – паук-крестовик дышит с помощью легочных мешков и трахей, а майский жук только с помощью трахей. 2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе 1 балл – одна ошибка в выборе утверждений

1. Присоски, крючья 2. Употреблять в пищу хорошо прожаренное и проваренное мясо. 2 балла: ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 1 балл: ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает в себя два из названных выше элементов, но отсутствуют пояснения 0 баллов: ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, или ответ неправильный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *