Калмыцкое ханство

Калмыцкое ха́нство

Калмыцкое ха́нство (калм. Хальмг хана улс), также Торгутское (Торгоу́тское) ханство, было государственным образованием калмыков в XVII—XVIII веках в составе Русского царства и Российской империи.

Хронология правления ханов

  • 1633 — 1644: Хо-Урлюк
  • 1644 — 1661: Шукур-Дайчин
  • 1661 — 1669: Мончак
  • 1672 — 1690: Аюка
  • 1690 — 1724: Аюка
  • 1714 — 1722: Чакдор-Джаб (соправитель)
  • 1724 — 1735: Церен-Дондук
  • 1735 — 1741: Дондук-Омбо
  • 1741 — 1761: Дондук-Даши
  • 1761 — 1771: Убаши

Государственная печать

Государственная печать принадлежала хану Аюке в период с 1698 по 1724 год.

Основные данные

  • Язык: калмыцкий (ясное письмо); русский
  • Религия: тибетский буддизм (гелугпа, карма-кагью)
  • Население: калмыки, ногайцы, башкиры, казахи, татары
  • Законодательство: общеойратское: Степное Уложение, локальное: Тогтол Дондук-Даши

Map

Приход калмыков в Поволжье

В 1606 году в Барабинской степи произошло первое боевое столкновение торгутов с русскими, и Тарский округ был опустошен. В 1608 году послы Хо-Урлюка прибыли в Тару для переговоров с русскими властями. 14 февраля 1608 года калмыцкие послы были приняты в Москве царём Василием Шуйским. В 1609 году состоялось добровольное вхождение калмыков в состав России.

В 1628 году Хо-Урлюк, сопровождаемый шестью сыновьями, во главе орды торгутов и подвластных ему хошутов и дербетов, с 50 тысячью кибиток двинулся на запад. Не доходя низовий Яика, торгуты покорили и подчинили своей власти Джембойлукскую ногайскую орду, кочевавшую на реке Эмбе.

В 1630 году Хо-Урлюк с главными силами подошёл к берегам Волги. Тогда же торгуты безуспешно осаждали казацкие городки на Яике.

В 1633 году Хо-Урлюк подчинил себе Ногайскую Орду, переселил туда торгутов во главе со своим старшим сыном Шукур Дайчином, а сам перекочевал на Эмбу. Торгуты распространились по левому берегу Волги от Астрахани до Самары.

В середине XVII века торгуты утвердились на западе Великой Степи, с частью кочевавших Больших и Малых Ногаев в Крыме и на Северном Кавказе, и располагались от Терека на юге до Самары на севере и от Дона на западе до Яика на востоке.

В 1660-е годы в низовьях Волги, в пределах Калмыцкого ханства, уже сформированного торгутами, появились другие ойратские переселенцы — хошуты, дербеты и зюнгары. К приволжским калмыкам-торгутам присоединяется еще один хошутский улус тайши Кундулен-Убуши с 3 тысячами кибиток.

В 1704 году к калмыкам присоединились каракалпакские Чингизиды Хасан, Байбулат и Ишим, а также посольство от каракалпаков, оставшихся без хана после смерти Жангира. Аманатом у Аюки остался Хасан, а ханом каракалпаков стал Ишим. При дворе Аюки находился будущий казахский хан Абулхаир.

Калмыцкое ханство и его история

В 1714 году Калмыцкое ханство посетило китайское посольство во главе с Агадаем и Тулишэнем. Целью их визита было создание калмыцко-китайского союза для совместной войны против Джунгарского ханства.

В 1750-х годах большое количество дербетов и хойтов из восточных ойратских улусов Джунгарского ханства перешло на волжские кочевья.

Монгольские государства в XVIII веке включали Монгольский каганат, Джунгарское ханство, Хошутское ханство, Хотогойтское ханство и Калмыцкое ханство.

Исторические источники сообщают, что в 1755—1759 годах в результате внутренних конфликтов в Джунгарском ханстве падение наступило после призыва на помощь войск маньчжурской династии Цин. Около десяти тысяч дербетов и хойтов под руководством нойона Шеаренга перешли на Волгу в Калмыцкое ханство.

Переселение и организация ханства

В 1770—1771 годах произошло переселение калмыков из России в Китай. Многие воины и подданные, оставшись на своих кочевьях, не согласились с переселением из-за привлекательных пастбищ на территории Дона, Волги и Северного Кавказа. Часть торгутских и хошутских улусов также осталась на старых местах.

Внутри ханства улусы, возглавляемые нойонами, делились на аймаки и хотоны с руководителями зайсанги. Существовала судебная система с судами зарго и заргучи. Основным языком был калмыцкий, а с русскими сотрудничали через переводчиков. Религиозно государство было ориентировано на синтез школ гелуг и карма-кагью тибетского буддизма.

Политическое и военное значение

Участие калмыков в российских войнах было значительным. Вооружение калмыков в XVIII веке включало колющее и рубящее оружие, такие как копья, сабли, топоры, ножи, и булавы.

Каждый взрослый мужчина был призван для службы во время войны. Нойоны организовывали военные сборы по улусам, а в случае необходимости силой заставляли людей помогать тем, кто не мог обеспечить себя лошадьми или снаряжением.

Калмыцкое ханство имело важное политическое и военное значение в составе Российского государства. Калмыцкая конница участвовала в сражениях и гарнизонах как в пределах ханства, так и за его пределами.

История формирования удмуртской автономии

В течение периода с Февральской революции 1917 года до 4 ноября 1920 года, когда была учреждена Вотская автономная область РСФСР, происходило становление удмуртской автономии. Различные политические силы выдвигали проекты создания автономии для удмуртов, именно эти проекты рассмотрены и проанализированы в данной статье.

Типы проектов

В ходе исследования были выявлены несколько типов проектов, предлагавших различные подходы к административно-территориальной организации земель, где проживали удмурты. Важным вопросом также была политическая характеристика планируемых административно-территориальных единиц.

Этнический фактор

Исследовалось место этнического фактора в проектах организации автономии, включая ее форму государственного устройства и принципы определения границ. Анализируя данные проекты, можно увидеть, как разные политические силы планировали административно-территориальную организацию удмуртских земель.

Выводы и понимание исторического процесса

Итак, проведенный анализ позволяет увидеть, какие концепции и подходы существовали к организации удмуртской автономии, и как формировалась подготовка к созданию удмуртской автономной единицы – Вотской автономной области.

Список литературы

  • Батмаев М. М. Социально-политический строй и хозяйство калмыков в XVII-XVIII вв. — Элиста: Джангар, 2002.
  • Пальмов Н. Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. — Астрахань: Калмгосиздат, 1922.
  • Цюрюмов А. В. Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений. — Элиста: Джангар, 2007.
  • Эрдниев У. Э. Калмыки: ист.-этногр. очерки. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.

А. П. Нигамедзянов
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Проекты организации Удмуртской автономии в составе РСФСР в 1917–1920 годах

А. П. Нигамедзянов


Введение

В период с 1917 по 1920 год в Российской Федерации были предложены несколько проектов организации Удмуртской автономии. В данной статье рассматриваются эти проекты и их значение для истории этого региона.


Проекты автономии

  1. Устав Общества мелких народностей Поволжья

    • Год издания: 1917
    • Объем: 10 страниц
    • Цель: Определение статуса малых народностей в регионе
  2. Уставы и документы Центрального государственного архива Удмуртской республики

    • Дата: С 1917 года
    • Описание: Документы о статусе Удмуртии в составе РСФСР
  3. Государственное строительство в Удмуртии: основные вехи

    • Автор: В. Ю. Войтович
    • Год: 2006
    • Объем: 447 страниц

Значение проектов

Проекты автономии, представленные в указанный период, играли важную роль в формировании истории Удмуртской республики. С их помощью определялись права и полномочия местного населения, а также учитывались этнические и культурные особенности региона.


Заключение

Исследование проектов организации Удмуртской автономии позволяет лучше понять историю этого региона в переломный период после революции 1917 года. Эти документы отражают те изменения и вызовы, с которыми сталкивалась Удмуртия в связи с новым политическим устройством страны.


Документы и исследования, упомянутые в данной статье, представлены в научных библиотеках и архивах Российской Федерации.

В царствование Ивана IV Россия заметно расширила свою территорию и укрепила международное положение, присоединив Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Установив союзнические отношения с Ногайской ордой и кавказскими правителями, Россия создала основу продвижения на южном направлении. В то же время усилия на западном направлении не были столь удачными. Ливонская война была проиграна. Вместо завоевания выхода к Балтийскому морю, Россия утратила в этом регионе даже те позиции, которые имела раньше.

Кто такой Ричард Ченслер? С какой целью и когда он прибыл в Россию?

Р. Ченслер, английский мореплаватель, искавший морской путь в Индию на корабле «Эдуард Удалец», направился на восток. Войдя в Белое море, достиг устья р. Северная Двина у Никольского монастыря. Был доставлен в Москву ко двору царя Ивана IV. Этим плаванием в 1553 г. было положено начало морским сношениям между Россией и Англией.

Выходцы из каких стран основали Ливонский орден? Кому он подчинялся?

Католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Вост. Прибалтике на латышской и эстонских землях, организован в 1237 году. Подчинялся конфедерации 5 государств (Ливонский орден, Рижское архиепископство (епископство с кон. XII в. с 1251 – архиепископство), Курляндское (с 1234 г.), Дерптское (с 1224 г.) и Эзельское епископства), образованной на территории, завоеванной крестоносцами (Ливония).

Почему в XVI в. для России особенно важны были внешнеполитические успехи на востоке? Какое значение для развития страны имело установление контроля над Волжским торговым путем?

Для России в XVI в. особенно важны были внешнеполитические успехи на востоке потому, что со стороны Казанского, Крымского ханств исходила постоянная угроза – набеги, плен местных жителей, опасность для торговли и т.д.

Для развития страны установление контроля над Волжским торговым путем имело большое значение, так как обеспечивало безопасную торговлю русским купцам со странами Востока.

Как вы оцениваете вхождение в состав Российского государства Поволжья?

Вхождение в состав Российского государства Поволжья обеспечило безопасность на юге и юго-востоке, открыло пути для прямых торговых и политических контактов с восточными странами. Волга на всем ее протяжении стала русской рекой. Таким образом, оценка вхождения в состав Российского государства Поволжья может быть только положительной.

Сравните действия Ивана IV по отношению к Казанскому ханству и Кавказу. Что влияло на его политику на этих направлениях?

Действия Ивана IV по отношению к Казанскому ханству и Кавказу были разными: Казанское ханство было завоевано и присоединено к России, став ее государственной территорией, а Кавказ был еще очень далек от границ России, но ей были необходимы союзники в борьбе против Османской империи, кавказским правителям – сильные покровители от недружественных соседних государств. Таким образом, политика Ивана IV по отношению к Кавказу была дружественной и взаимовыгодной для обеих сторон.

Решение покорить Казань было принято под влиянием агрессивной политики Казанского ханства, постоянные набеги, разорение приграничных территорий и захват в плен местного населения.

Почему Иван IV опасался союза Казанского ханства и Османской империи с Крымским ханством? По вашему мнению, это были обоснованные опасения? Докажите свою точку зрения.

Иван IV опасался союза Казанского ханства и Османской империи с Крымским ханством потому, что вместе они были грозным противником России и добиться выхода к морю тогда становилось невозможным. Это были обоснованные опасения, так как Крымское ханство уже было, а Казанское ханство стало вассалом Османской империи. Крымский хан помогал сопротивлению астраханского хана зависимости от России.

Почему именно Польша и Литва стали союзниками Ливонского ордена в борьбе с Россией?

Польша и Литва стали союзниками Ливонского ордена в борьбе с Россией потому, что им было не выгодно иметь у своих границ сильное государство, которое составило бы им конкуренцию в торговле и влиянии в Европе.

Какое влияние на ход Ливонской войны оказало объединение Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую и избрание ее королем Стефана Батория?

Объединение Польши и Литвы в единое государство на ход Ливонской войны оказало решающее влияние. Эти государства объединившись стали значительно сильнее, а избрание королем Стефана Батория, талантливого полководца, окончательно решило исход войны не в пользу России.

Каково было значение обороны Пскова в ходе Ливонской войны русскими войсками во главе с И. Шуйским?

Значение обороны Пскова в ходе Ливонской войны русскими войсками во главе с И. Шуйским трудно переоценить. Псков, благодаря этому остался в составе Российского государства. Кроме того, русскими войсками приобретался опыт военных действий, опыт ведения войны.

Пользуясь текстом параграфа и интернет-ресурсами, составьте (в тетради) план рассказа о походе русских войск под предводительством Ивана IV на Казань.

1. Подготовка к третьему походу на Казань

1.1. Строительство крепости Свияжск

1.2. Накопление средств и сил в построенной крепости

2. Начало войны в 1552 г.

2.1. Расстановка сил: русская армия и армия противника

3. Осада Казани

3.1. Строительство линий осадных сооружений

3.2. Подготовка штурма города (подкоп)

4. Решающий штурм Казани 02.10.1552

5. События после взятия Казани

6. Окончательное присоединение Казанского ханства к России.

Какое значение автор текста придает походу Ермака в Сибирь?

Автор текста придает походу Ермака в Сибирь огромное значение, считая его великим подвигом, а Ермака великим героем, который принес России Сибирь.

Прокомментируйте оценку, данную автором текста походу Ермака. Согласны ли вы с ней?

С оценкой, данной автором текста походу Ермака, нельзя не согласиться. В результате похода значительно расширились границы Российского государства, присоединены богатые полезными ископаемыми земли, которые в дальнейшем обеспечат успешное развитие страны, ее экономики.

Какие события штурма Казани описываются в приведенном фрагменте?

В приведенном фрагменте описываются подрыв крепостной стены и начало штурма Казани.

Как расширение территории России при Иване IV повлияло на ее международное положение?

Расширение территории России при Иване IV повлияло на ее международное положение благотворно. Она укрепила свои позиции на юге, юго-востоке, наладила торговые отношения с восточными странами.

Место гибели и захоронения Ермака является для историков загадкой. С помощью Интернета выберите одну из версий места его гибели и подготовьте сообщение с обоснованием необходимости организации исследовательской экспедиции в предполагаемый район.

Казачий атаман Ермак Тимофеевич погиб 6 августа 1585 года. Согласно популярной легенде он утонул в реке Иртыш, которую пытался переплыть, спасаясь от нападения отряда сибирского хана Кучума. На атамане в этот момент были две тяжелых кольчуги, подаренные царем Иваном Грозным в благодарность за Сибирский поход. Согласно татарским преданиям Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали. Но, по словам очевидцев, его тело пролежало на открытом воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. О месте захоронения в источниках нет единого мнения. Ряд исследователей утверждают, что искать могилу следует в Башкортостане.

1 версия о месте захоронения

Как пояснил руководитель экспедиции Александр Адамов в интервью, поиск места осуществлялся по карте, составленной в 1806 году губернским землемером Василием Филимоновым на основе опроса местных жителей. «На своей карте Филимонов указал, что могила Ермака находится на возвышенности возле леса, где проходит пашня. Мы проверили эту информацию и действительно в районе села Бегишевское нашли возвышенность. Она находится недалеко от места, где, согласно легендам, Ермак принял свой последний бой», — рассказал ученый.

Адамов отметил, что возвышенность, указанная на карте XIX века, оказалась нетронутой рекой Иртыш, которая разливается во время весеннего паводка. «На возвышенности мы уже нашли захоронения X–XI веков. Теперь мы хотим исследовать ее методом геосканирования, чтобы найти в ее недрах другие захоронения. После того как будут получены результаты геосканирования, мы проведем точечные раскопки», — пояснил археолог.

2 версия о месте захоронения

Недавно в Башкирии нашли захоронение, в котором, возможно, был погребен легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Древняя могила была найдена на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. По результатам экспертизы, ей около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака. Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения – около 500 лет, в нем находятся останки неизвестного мужчины славянского происхождения, похороненного в соответствии с православной традицией.

"Возникла версия, что это ни много, ни мало, а могила Ермака Тимофеевича. Это такая красивая, романтическая версия, которая подтверждается, например, древними башкирскими шежере – генеалогическими древами", – говорит доцент кафедры "Евразия" Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов. Версию историков косвенно подтвердили краеведы: гора с древней могилой действительно почитается местными жителями. В старинных легендах упоминается, что в ней похоронен знатный русский, но кто именно – до сих пор оставалось загадкой. Историки делать выводы не спешат. Кому 500 лет назад могло понадобиться везти тело атамана за тысячу километров и тщательно прятать следы его могилы, неизвестно.

Считаю, что организовать экспедиции надо в оба района.

Какие народы вошли в состав Российского государства в XVI в.? Подсчитайте, сколько веков прошло со времени присоединения Поволжья и Сибири к России до наших дней.

Народы, вошедшие в состав Российского государства в XVI в.: татары, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, греки, армяне, евреи, караимы, турки, ногайцы.

Со времени присоединения Поволжья и Сибири к России до наших дней прошло пять веков.

Как присоединение к России народов Поволжья и Сибири повлияло на их хозяйственное и культурное развитие?

Присоединение к России народов Поволжья и Сибири повлияло на их хозяйственное и культурное развитие хорошо. На этих землях стало развиваться земледелие, торговля, культура, жить стало безопасно.

С опорой на исторические знания подтвердите, что Россия на протяжении веков складывалась как многонациональное государство и что особенностью ее развития является взаимовлияние народов, культур и цивилизаций.

Россия на протяжении веков складывалась как многонациональное государство и особенностью ее развития является взаимовлияние народов, культур и цивилизаций потому, что присоединенные территории не подвергались ограблению как территории колоний, захваченных европейскими государствами, здесь устанавливались постепенно законы Российского государства, но религия, обычаи, традиции местного населения сохранялись. В таких условиях происходило взаимообогащение народов.

Сравните причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских го Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения – около 500 лет, в нем находятся останки неизвестного мужчины славянского происхождения, похороненного в соответствии с православной традицией.

Сравните причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств. Выделите среди них общие и различные.

Общие причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств: борьба за выход к морским торговым путям, обеспечение безопасной торговли.

Различные причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств.

Субъекты РФ, в которых большинство составляют представители мусульманских народов

Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова, Грозный

Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства.

Появление ислама в России

С того же времени (734 года) существует построенная арабами Кумухская джума-мечеть. Впоследствии образовался Дербентский эмират. После монгольских завоеваний и походов Тамерлана на территории Дагестана образовался кумыкский Шамхалат.

Ислам в Поволжье

Мечеть хана Узбека, Старый Крым, 1314

Ислам в Сибири

Исламизация Золотой Орды также способствовала проникновению ислама в Сибирь, где впоследствии образовалось татарское Сибирское ханство. В 1394 году из Бухары в Сибирь для обращения местных племен в ислам была направлена военная экспедиция имама Бахауддина Накшбанда. В результате экспедиции на территории современной Тюменской области появилась Баишевская астана, которая стала впоследствии почитаться как святое место.

Ислам в Крыму

Исламизация Золотой Орды способствовала проникновению ислама на Крымский полуостров, где в 1441 году образовалось татарское Крымское ханство. Уже в 1314 году там появилась Мечеть хана Узбека. В XV веке было основано Текие дервишей в Евпатории.

Вхождение в состав России

Ханская мечеть в Касимове. Рязанская область. 1768 (минарет XVI в.)

Первым мусульманским регионом в России стало Касимовское ханство (1452-1681). Там была возведена Ханская мечеть в Касимове. Мусульманский правитель Касимовского ханства Шигалей принимал участие в завоевании Казанского ханства (1552) в составе войска российского царя Ивана Грозного.

Если завоевание татарских ханств происходило в результате военных действий, то исповедующие ислам башкиры добровольно вошли в состав России (1557), что гарантировало им право свободного исповедания своей веры. Попытка православных миссионеров обратить татар в православие имела ограниченный успех (кряшены). Попытки насильственной христианизации башкир натолкнулись на ожесточенное сопротивление (Башкирское восстание 1681 года).

Присоединение Крыма к Российской империи состоялось в 1783 году.

Мусульмане в Российской империи

Первая соборная мечеть. Уфа. 1830

Административные реформы и дальнейшая централизация России сделала актуальным исламский вопрос. Попытки христианизации мусульманских подданных приводили к ожесточенному сопротивлению. В итоге императрица Екатерины II приняла исторический указ 1773 «О терпимости всех вероисповеданий».

В 1788 году по её указу была создана первая официальная организация мусульман России — Магометанское духовное собрание, центром которого стал город Уфа. Первым российским муфтием стал Мухамеджан Хусаинов, который получал жалование из императорской казны.

Доля мусульман по уездам и округам Российской империи по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года

В 1817 году Александр I подписал указ об образовании Министерства духовных дел, в котором было определено, что муфтий должен избираться мусульманским обществом. Данное положение вошло и в утверждённый в 1836 году Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Однако реально муфтии назначались на должность императором по представлению министра внутренних дел. Только в сентябре 1889 года Государственный совет внёс соответствующие изменения в законодательство, и обычная практика обрела силу закона.

Кадии МДС избирались мусульманским духовенством Казанской губернии, а после 1889 года — назначались Министерством внутренних дел по представлению муфтия.

МДС было высшей инстанцией духовного суда с распорядительными (назначение духовного лица для разбирательства) и контролирующими (отмена решения духовного лица и вынесение окончательного постановления) функциями. Оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Издание фетв муфтием и кадиями контролировалось губернской администрацией и Министерством внутренних дел. Под давлением властей ОМДС принимало постановления, запрещавшие применение тех положений шариата, которые противоречили законам Российской империи.

Санкт-Петербургская соборная мечеть начала XX века

МДС не имело чёткой структуры и отделений на местах. Проекты создания органов среднего звена — губернских духовных собраний и мухтасибатов отвергались властями. Так, в 1860-х годах проект реформ Марджани, направленный на создание местных отделений и централизованной системы мусульманского образования, был отвергнут. Более того, в начале XX века появились проекты закрытия ОМДС и создания на его месте нескольких духовных управлений.

К 1889 году в ведении МДС находилось 4254 прихода, 3,4 млн прихожан обоего пола, 65 ахунов, 2734 хатыба, 2621 мударрисов и имамов, 2783 муэдзина; к 1912 году — 5771 приход, 4,5 млн прихожан обоего пола и 12 341 духовное лицо.

Поддержка МДС различных действий правительства зачастую приводила к стремлению национальной татарской элиты взять МДС под свой контроль, которое усилилось после назначения в 1915 году муфтием М. Баязитова, подвергнутого бойкоту татарской элитой.

Исламские государства Северного Кавказа. Имамат

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Исламский фактор играл в политической и государственной жизни важную роль вплоть до Кавказских войн, в результате которых России удалось победить Северо-Кавказский имамат и Черкесию.

После распада Российской Империи на недолгое время до становления Советской власти были вновь учреждены северокавказские государства-эмираты с действием норм шариата.

Ислам в период революций 1917 года

16—25 сентября 1920 года в Уфе под председательством муфтия Г. Баруди прошёл I всероссийский съезд мусульман, на котором было создано Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) как преемник Оренбургского магометанского духовного собрания в делах религиозного управления мусульман Европейской России, Сибири и Казахстана.

Однако с начала 1923 года началось закрытие религиозных школы округа ЦДУМ. Муллы приступили к открытию подпольных школ, начали агитацию за открытие религиозных школ, организуют отправку писем от имени верующих в центральные государственные и партийные органы.

10—25 июня 1923 года в Уфе проходил II Всероссийский съезд мусульманских деятелей, на котором присутствовало 285 делегатов и муфтии Коканда, Ташкента и Крыма. Муфтием и председателем Диния назараты был избран Р. Фахретдин. Этот съезд показал, что уфимский муфтият является Центральным духовным управлением мусульман не только своего округа, но и большей части мусульман СССР. 30 ноября 1923 года НКВД РСФСР утвердил Устав ЦДУМ, по которому его полномочия распространялись на Европейскую часть РСФСР и Сибирь, включая Казакскую АССР.

С 1944 года управление духовными делами мусульман СССР осуществляли четыре независимых друга от друга центра — духовных управления мусульман. Из них на территории России располагались духовные управления мусульман (ДУМ) Северного Кавказа (Буйнакск) и Европейской части СССР и Сибири (Уфа).

Ислам в Российской Федерации

Калмыцкое ханство

Кул Шариф. Казань. 2005

Духовные управления мусульман в России

Муфтият Республики Дагестан и Центральная Джума-мечеть (Махачкала).

Московская соборная мечеть с резиденцией Совета муфтиев России.

Течения в исламе на территории России

Шиитская, бывшая суннитская, мечеть «Баку» в Астрахани.

В Дагестане, Чечне и Ингушетии среди суннитов широко распространён суфизм. В нём существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам. Суфизм в Чечне и Ингушетии представлен тарикатами накшбандийя и кадырия, в Дагестане распространен также тарикат шазилийя. Тарикаты состоят из мелких религиозных групп — вирдовых братств, которых только в Чечне существует более тридцати. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне является братство кунтахаджинцев (зикристов) — последователей кадирийского тариката в интерпретации шейха Кунта-Хаджи Кишиева — и отделившиеся от него вирды — Баммат-Гирей-Хаджи, Чиммирзы, Мани-шейх. К кадирийскому тарикату относятся и последователи Батал-Хаджи, проживающие в Ингушетии. До 1991 года в Чечено-Ингушетии наиболее влиятельными были последователи накшбандийского тариката, но с начала 1990-х годов в Чечне они были оттеснены последователями кадирийского тариката на периферию общественно-политической жизни и даже подверглись преследованиям. В Дагестане самым известным и влиятельным шейхом являлся Саид Афанди Чиркейский. Он возглавлял два тариката — накшбандийя и шазалийя. Суфийские братства в Дагестане в основном формируются по этническому принципу.

Ислам и государство в России

Президент России В. Путин на открытии нового комплекса Московской соборной мечети, сентябрь 2015 года

Ислам среди российских заключённых

В 1980-е годы среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма. Сторонники «чистого ислама», как они себя называли, заметно выделялись из основной массы верующих активным неприятием «безбожного» общества, оппозицией к «официальному» мусульманскому духовенству и критическим отношением к «народному исламу». За ними прочно закрепилось наименование «ваххабитов», хотя они таковыми себя не считали и в отличие от «истинных» ваххабитов они не принадлежали к ханбалитскому мазхабу. В 1990-е годы Северный Кавказ стал тем регионом России, где конфронтация между сторонниками «чистого» и «традиционного» ислама стала наиболее острой. Созданная в июне 1990 года Исламская партия возрождения выступала за построение «чисто исламского» государства, основанного на шариате.

Осенью 1991 года чеченские национал-радикалы во главе с генералом Дудаевым пришли к власти на большей части Чечено-Ингушетии и провозгласили независимую Чеченскую республику, с 1993 года названную «Чеченская Республика Ичкерия». Исламские фундаменталисты поддерживали чеченских сепаратистов и считали «национальную революцию» первым шагом на пути к построению в Чечне исламского государства. В мае 1998 года ответ на попытки властей Дагестана покончить с присутствием «ваххабитов» в селах Карамахи, Чабанмахи и Кадар, лидеры местных «джамаатов» объявили эти села «исламской территорией, управляемой нормами шариата» (смотри статью Кадарская зона).

В Чечне после прекращения военных действий в августе 1996 года новый президент республики Зелимхан Яндарбиев взял курс на ускоренную исламизацию. В Чечню для «утверждения шариата» был приглашён лидер дагестанских радикальных исламистов Багауддин Магомедов. В сентябре 1996 года своим указом Яндарбиев упразднил в Чечне светские суды и ввел исламский уголовный кодекс, ислам провозгласили государственной религией. Шариатские гвардейцы не только задерживали и наказывали палками любителей спиртного, торговцев водкой и пивом, но и мешали проведению свадеб и молодёжных вечеринок, запрещали песни, танцы и т. п. Это вызвало всеобщее недовольство, тем более, что процветало вымогательство — часто за взятку нарушитель исламской морали мог рассчитывать на избавление от «шариатского» наказания. Против засилья «ваххабитов» выступали муфтий республики Ахмад-Хаджи Кадыров и ряд других представителей мусульманского духовенства Чечни.

Установление контроля федеральных сил над Чечнёй в ходе второй чеченской войны привело к «выдавливанию» радикальных исламистов в другие республики Северного Кавказа — Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию (см. статью Последствия Второй чеченской войны). В этих республиках в 1990-х — начале 2000-х годов власти совершали немало ошибочных карательных действий в отношении широкого круга верующих мусульман, что привело к расширению среди них протестных настроений. Сепаратисты умело воспользовались этим для вербовки сторонников. Они создали сеть подпольных сепаратистских общин (джамаатов). В республиках Северного Кавказа, особенно в Дагестане, есть определённый круг молодых интеллектуалов, которые убеждены, что в ситуации, когда господствует несправедливость, коррупция и т. д., наилучшим решением будет введение шариата. Идеологи сепаратистов отводят одно из ведущих мест джихаду, понимаемому как вооруженная борьба за веру. Среди них также широкое хождение имеет концепция, позволяющая объявлять джихад как «неверным» также и мусульманам Северного Кавказа, не поддерживающим сепаратистов. Исламисты борются за создание на Северном Кавказе территории, находящейся под управлением на основе шариата, которое стало бы одной из основ для объединения всех мусульман мира в единое политическое пространство.

Ислам и внешняя политика России

Президент России Владимир Путин с королём Саудовской Аравии Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом.Москва, Кремль, 5 октября 2017 года

Исламское образование в России

В советское время кадры мусульманского духовенства России в основном готовили в расположенном в Бухаре медресе «Мири-Араб», а также в Ташкентском исламском институте имени имама Аль-Бухари. На территории России в период с 1930-х годов до 1988 года никаких мусульманских образовательных учреждений официально не было.

В 1990-е годы возникали многочисленные самодеятельные кружки, центры по изучению основ ислама. Тысячи молодых мусульман из России отправились на обучение в зарубежные исламские учебные заведения. Возвратившиеся на родину выпускники зарубежных исламских университетов часто предъявляют более жёсткие требования к единоверцам в отношении соблюдения обрядов, подчеркивают «неполноценность» местного ислама. В самой России на средства благотворительных фондов, прежде всего саудовских, были открыты десятки учебных заведений, которые также вели обучение по отличающимся от российских программам.

3 марта 2005 года на заседании Совета муфтиев России было принято решение о создании Совета по исламскому образованию, который принял Единый образовательный стандарт по исламскому религиозному высшему образованию. В нём была дана характеристика специальности «Исламское богословие». При получении этой специальности присваивается квалификация «проповедник-богослов (имам-хатыб), преподаватель».

Исламофобия в России

14% россиян отрицательно относятся к мусульманам. Исламофобская риторика наблюдается в СМИ, кинематографе, заявлениях некоторых политиков. Мусульмане более представителей других конфессий подвергаются репрессиям в местах заключения. Мусульманский хиджаб запрещён в школах ряда регионов, девочек, одетых по-мусульмански не допускают к учёбе. В России запрещаются исламские ненасильственные организации под предлогом «экстремизма».

Ислам и проблемы антисемитизма

Этот раздел статьи ещё не написан. Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (7 ноября 2023)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 марта 2023 года; проверки требуют 25 правок.

Пово́лжье — обширный край в Европейской части России. В широком смысле — вся территория, прилегающая к течению Волги, хотя правильнее определить эту территорию как Приволжье (см. Приволжский федеральный округ). Под Поволжьем чаще понимают более или менее определённую полосу вдоль собственного течения Волги, без крупных притоков (например, жители Верхнего и Среднего Прикамья волжанами себя никогда не считали). Чаще понятие используется в узком смысле — земля, прилегающая к среднему и нижнему течению Волги (от впадения Оки до устья) и экономически тяготеющая к ней, что соответствует выше изложенному взгляду. Земли, расположенные по Волге выше впадения Оки (в частности, города Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Кинешма) к Поволжью относить не принято; для них существует более специфический термин Верхняя Волга. В пределах Поволжья (Приволжья) выделяются сравнительно приподнятое правобережье с Приволжской возвышенностью и левобережье — Заволжье. В природном отношении к Поволжью (Приволжью) иногда относят также районы, находящиеся в верхнем течении Волги.

Субъекты РФАстраханская область, Волгоградская область, Ивановская область, Калмыкия, Костромская область, Нижегородская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Татарстан, Ульяновская область, Чувашия, Ярославская область, Марий Эл, Мордовия

Медиафайлы на Викискладе

Некогда Поволжье входило в состав Волжской Булгарии, Половецкой степи, Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханств, а также Руси. Затем (после завоеваний Ивана IV) последовательно находилось целиком в составе Русского царства, Российской империи, Российской республики и СССР (РСФСР). В настоящее время полностью является частью России.

Имеется также деление бассейна реки Волги на три части (не эквивалентное делению Поволжья на части): Верхняя Волга, Средняя Волга, Нижняя Волга.

Приволжский федеральный округ

Расположен на средней Волге. Территория района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть в лесной таёжной и южная — в лесостепной. Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится в тесной экономической связи с Центральным, Поволжским, Уральским и Северным районами. Численность населения — 7,5 млн чел. (2010).

Поволжский экономический район

Расположен на нижней Волге. Площадь территории района 537,4 тысяч км², население 17 млн человек, плотность населения 25 человек/км². Доля населения, проживающего в городах — 74 %. В состав Поволжского экономического района входит 95 городов, три города-миллионника (Самара, Казань, Волгоград), 12 субъектов федерации. Граничит на севере с Волго-Вятским районом, на юге с Каспийским морем, на востоке с Уральским районом и Казахстаном, на западе — с Центрально-Чернозёмным районом и Северным Кавказом. Экономическая ось — река Волга. Центр Поволжского экономического района находится в Самаре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *