Методы биологических исследований
Систематизация организмов на основе их сравнения и объединения в группы
Скрещивание чистых линий для выявления доминантного признака
Определение числа хромосом в кариотипе
Кратное увеличение числа хромосом у гибрида
Составление родословной человека
Для определения вероятности проявления наследственных заболеваний, типа наследования заболевания (признака) – доминантность или рецессивность, сцепленность с полом или аутосомность. Определения генотипов родителей и потомства.
Выявление геномной мутации на метафазной пластинке микропрепарата
Для предупреждения рождения детей с наследственными заболеваниями, вызванными изменениями в числе хромосом (геномные мутации) и в размерах хромосом (хромосомные мутации). В клетках окрашиваются хромосомы в делящихся клетках на стадии метафазы и рассматриваются под световым микроскопом.
Определение характера наследования признака в поколениях
Выявление ископаемых промежуточных эволюционных форм
Разделение клеточных структур
Изучение строения клеток кожицы лука
Определение уровня гемоглобина в крови
Сезонные изменения в живой природе
Влияние условий среды на развитие признаков
Изучение строения клетки листа герани
Избирательное выделение органоидов клетки для последующего изучения
На минувшей неделе в образовательном центре Точка роста, который был открыт в МКОУ Волоцкая СШ Чернышковского муниципального района 1 сентября текущего года в рамках реализации федерального проекта Современная школа национального проекта Образование, инициированного президентом России Владимиром Путиным, в течение двух уроков проведены лабораторные работы по биологии под руководством учителя биологии и географии И.В. Гичкиной. Для выполнения этих работ потребовались знания, которые успешно применили шесть обучающихся 6 класса.
Лабораторные работы по биологии в образовательном центре
На первом уроке лабораторная работа была выполнена по теме Растительная клетка, её изучение. Её цель – научиться самостоятельно приготавливать препарат для изучения клеточного строения под микроскопом, познакомиться с особенностями строения пластид в клетках мякоти плодов томата, шиповника, познакомиться со строением клетки листа элодеи.
Введение в изучение клеток
На данном уроке ребята, используя оборудование лаборатории, полученной в рамках открытия Точки роста, вспомнили правила работы со световым микроскопом. Все обучающиеся 6 класса были вовлечены в процесс приготовления препаратов, с большим интересом рассматривали строение растительных клеток под увеличением светового микроскопа.
Познание растительного мира
Учитель рассказывала обучающимся, как правильно приготовить препарат для изучения его под микроскопом, об особенностях строения растительной клетки, развивала интерес к процессу познания растительного мира, отвечала на возникшие вопросы. Завершилась лабораторная работа выполнением в тетради рисунков рассмотренных клеток, обозначением в них ядра, вакуолей, пластид. Ученики сравнили и записали выводы о строении клеток мякоти плодов с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука, отметили окраску пластид.
На втором уроке прошёл по теме Химический состав клетки. Лабораторная работа проводилась с целью обнаружить воду и минеральные вещества, а также органические вещества в растениях. Под руководством учителя обучающиеся нагревали кусочки растения на металлической пластинке для того, чтобы обнаружить органические и минеральные вещества в растениях.
Эксперименты с химическим составом
Далее ученики проводили опыт по нахождению в растениях белков и жиров. Закончился урок заполнением результатов исследования в таблицу и обобщающим выводом о том, каков химический состав растений. Все остались довольны полученными результатами.
Уроки в образовательном центре
Уроки, проводимые в образовательном центре Точка роста, обучающимся школы очень интересны. Ребята с большим удовольствием, любопытством приступают к лабораторным работам. Всегда интереснее проводить урок с наглядным примером, чем просто объяснять материал, изложенный в учебнике.
Опыт и познание
На практических занятиях у обучающихся горят глаза, они активны, внимательны, проявляют самостоятельность и аккуратность при работе с оборудованием Центра, – рассказывает учитель биологии и географии И.В. Гичкина. Мне очень нравятся уроки биологии, особенно, когда проходят различные лабораторные работы. Я и мои одноклассники узнаём много нового о растительных организмах. Сейчас мы узнали о строении растительных клеток, почему одни клетки окрашены в красный цвет, а другие в зелёный. Узнали, что в зёрнах пшеницы и в клубнях картофеля содержится крахмал, а в семечках подсолнуха жиры. Я очень жду новых лабораторных работ, чтобы продолжить познавать растительный мир и его особенности, – поделился впечатлениями шестиклассник Крецул Ратмир.
Исследование клетки лука: увлекательное путешествие в мир биологии
Напомним, что образовательный центр Точка роста в школе открыт 1 сентября текущего года. Здесь работают два кабинета (биологии и химии, физики и технологии), отремонтированные по типовому формату. В настоящее время на территории Чернышковского района девять Точек роста, благодаря оборудованию которых школьники получают знания во время уроков и внеурочной деятельности.
Что можно увидеть при изучении клетки лука
При увеличении уже в 50 карт можно увидеть характерные продолговатые клетки, которые имеют тесное расположение друг к другу. В каждой из них просматривается ядро, окруженное цитоплазмой, а также вакуоли, которые содержат клеточный сок, состоящий из дисахаридов, углеводов, моносахаридов, танинов, органических и неорганических кислот.
При рассмотрении клетки можно как увеличивать, так уменьшать интенсивность света, а также закрывать диафрагму. Это позволяет более детально рассмотреть разные элементы клетки, обращая особое внимание на органеллы, мембрану, ядро и вакуоли. Во время работы рекомендуется изучать клетку лука при увеличении в х4, х10 и х40, поскольку на каждом из этапов картинка будет отличаться от предыдущей.
Клетка лука под микроскопом
Начинать изучать интересный макромир лучше всего с рассмотрения под микроскопом клетки лука. Для этого вовсе не обязательно приобретать дорогостоящий электронный микроскоп, поскольку подойдет и обычный световой прибор, который нередко используется при выполнении лабораторных работ по биологии в школе. Особая клеточная структура данного растения дает возможность детально рассмотреть строение клетки при увеличении всего в 60 крат. Однако для получения более четкой картинки рекомендуется использовать в прибор с увеличением 350, а еще лучше в 500 крат.
Как рассматривать клетку луковицы под микроскопом
Первичный этап – подготовка самого микроскопа, для чего на него требуется установить объектив, настроить подсветку и подготовить окуляр. Далее следует взять покровное, а затем и предметное стекло, пинцет, иглу препаровального типа, йод и маленькую пипетку. Перед процедурой со стеклышка следует убрать пыль, грязь и пятна, воспользовавшись для этого салфеткой. Затем предпринимают следующие действия:
- Положить на предметное стекло каплю йода.
- Разрезать луковицу на тонкие кольца и осторожно выделить один слой ткани.
- Перенести его на стекло с помощью пинцета.
- Накрыть препарат покровным стеклом, чтобы избежать пересыхания.
Выполнив все эти процедуры, можно приступать к изучению клетки луковицы. Особый интерес к клеточной структуре проявляют дети, который впервые знакомятся с макромиром растений.
Выводы
На примере клетки лука можно показать ребенку строение растительного мира наилучшим образом, поскольку картинка будет четкой и ясной. Стоит отметить, что кожица лука входит в большинство готовых микропрепаратов, которые реализуются в качестве набора для самостоятельного изучения макромира. В тоже время, для использования можно применять и обычный свежий лук.